Война и мир наполеон сочинение война и мир

Обновлено: 20.05.2024

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением “Война и мир”. Основной темой произведения являются войны 1805 и 1812 годов и военные деятели, которые приняли участие в противостоянии двух великих держав – России и Франции.

Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения Толстого, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а “дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”.

Лев Николаевич Толстой как и любой миролюбивый человек отрицал вооруженные конфликты, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в военных действиях. При описании событий 1805 года автор выступает как писатель – пацифист , но, повествуя о войне 1812 года, он уже переходит на позиции патриотизма .

В романа показаны два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Эти два великих полководца противопоставляются друг другу, как представители двух сверхдержав. Мысль о развенчании легенды о Наполеоне возникла у Толстого в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой со стороны русских. Именно на личности Наполеона я и хочу остановиться поподробнее.

Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции “мысли народной”. Например, С. П. Бычков писал: ” В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие”.

Обратившись к строкам романа, на которых Наполеон описывается неоднозначно, я соглашусь с этой характеристикой, данной французскому императору.

Уже с первого появления императора в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. “Круглый живот”, “жирные ляжки коротких ног”, “белая пухлая шея”, “потолстевшая короткая фигура” с широкими, “толстыми плечами” – вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: “Толстая спина”, “обросшая жирная грудь”, “выхоленное тело”, “опухшее и жёлтое” лицо – все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистом, самовлюблённым человеком, считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.

Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к картине, чувствуя , “что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история” . “Сын его в бильбоке играл земным шаром” – в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать “самую простую отеческую нежность”. Разумеется, это было чистое актерство, император не выражал здесь искренних чувств “отеческой нежности”, а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с завоеванием Москвы будет покорена вся Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра, писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородинской битвы Наполеон произносит : “Шахматы поставлены, игра начнётся завтра”. В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: “Игра началась”. Далее Толстой показывает, что эта “игра” стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война – не “игра”, а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения.

В итоге следует сказать, что Толстой на протяжении всего романа доказывал, что Наполеон – игрушка в руках истории, и притом не простая, а злая игрушка. У Наполеона были как и заступники, которые пытались показать его в лучшем свете, так и те, кто относились к императору отрицательно. Бесспорно, Наполеон был крупной исторической личностью и великим полководцем, но все равно во всех его действиях проявляется лишь самолюбие, эгоизм и виденье себя правителем м

Наполеон постоянно вызывает разные эмоции у героев романа. В самом начале романа мы видим его важность. Это довольно видный и знаменитый человек того времени. Главные герои романа боготворят его и идеализируют. Они считают Наполеона великим и могущественным политиком. Пьер Безухов вместе с Андреем Балконским стараются подражать ему. Они хотят быть настолько известными и популярными как Наполеон. Они верят в то, что Бонапарт в состоянии переменить мир.

Чем дольше читатель погружается в чтение романа, тем хуже у него становится отношение к Наполеону. Он предстает перед всеми в образе злого и деспотичного политика. Все, что он делает, приводит к разрухе и смерти.

Автор описывает Наполеона как гнусного и противного. У него отталкивающая внешность и мерзкие поступки. Он любит власть и внимание к своей персоне.

Император очень плохо относился к людям. Ему была безразлична их судьба. Он хорошо умел манипулировать и управлять. Наполеон страдал манией величия. Внешность у него была довольно своеобразная. Маленький рост, большой живот и толстые ноги так его описал автор в своем произведении.

Л.Н. Толстой испытывает искреннюю неприязнь к Бонапарту. Поэтому он переносит свои эмоции на бумагу. В своем романе он попытался развенчать мифы о величии и значимости французского императора.

Сочинение 2

Личность французского императора является неоднозначной как в мире литераторов, так и среди историков. Его жизненные тайны пытались раскрыть многие ученые и деятели из различных сфер. Лев Николаевич в своем произведении провел объективный анализ личности завоевателя и показал ее с различных сторон, нельзя сказать, что автор относится к Наполеону предвзято или хочет его высмеять.

Внешность захватчика, которую изображает писатель читателю меняется из года в год. Так, например, перед битвой в Аустерлице в тысяча восемьсот пятом году Наполеон в произведении выглядит бодрым, энергичным и молодым человеком, на уме которого остаются ребяческие забавы и интересы. Однако, уже в тысяча восемьсот двенадцатом году, он выглядит совершенно по-другому: живот у него свисает, шея становится пухлой и тяжело разворачивается, сам персонаж становится неуклюжим и неповоротливым. При всем этом нужно отметить, что до последнего дня жизни он выглядел достойно и величественно, нося одежду, подобранную со вкусом, и пользовался дорогим и приятным одеколоном.

Против России этот французский лидер решил пойти на момент собственного сорокалетия. Двигался он не так резво, но все также сильно и уверенно держа шаг. Говорил он четко и звонко, особенно сильно делая акцент на ударении на последний слог.

Персонажи в произведении относятся к Наполеону по-разному, зачастую меняя и собственные мнения о нем, узнавая некие подробности его личности. Так, например, в начале рассказа, Андрей Болконский видел в нем большой потенциал и лидерские навыки. Он думает о Наполеоне, как о благородном и сильном человеке, который ведет своих людей к мечте завоеваний. В те времена многие были наслышаны о том, что французский предводитель посещал госпитали и общался с зараженными чумой больными, всячески поддерживая их. Однако, когда Андрей находился при смерти, он услышал речь своего французского кумира, который любовался картинами смерти и разрушений.

Именно в этот момент Болконский понимает, что он серьезно ошибался насчет Наполеона, и начинает считать его больным человеком, который получает наслаждения от картин войны и смерти.

Точно также меняет свое мнение насчет завоевателя и Безухов Пьер, который вначале поддерживает его идеи и замыслы, говоря о нем, как о справедливом и независимом правителе, который не учитывает собственные интересы. Но, когда он оказывается на разрушенных остатках Москвы, то полностью меняет свое мнение. Видя то, как Наполеон творит беззаконие и превышает свои полномочия, творя ужасные вещи, он считает его своим антигероем.

Наполеон в романе Война и мир

Наполеон в романе Война и мир

Популярные сочинения

Главным героем произведения Слово о полку Игореве является Святослав. Это полководец, который имел большой опыт и прошел через множество сражений. Особенное значение для человека

Наша жизнь не стоит на месте и с каждым годом человек старается ее усовершенствовать с помощью компьютерных технологий.

Одним из второстепенных персонажей произведения является историческая фигура императора Франции Наполеона Бонапарта, представленного автором в образе, с одной стороны, великого полководца, властелина, с другой стороны, ничтожного французишки, холопского императора.

Наполеон изображается в романе в качестве сильного, эрудированного человека, имеющего жизненный опыт и управленческий талант, проявляющийся в военных действиях, а также в разработке стратегических решений. Однако в характеристике героя писатель отмечает проявление Наполеоном отрицательных черт в виде деспотизма, тирании и жестокости.

Внешне Наполеон изображается автором в виде невысокого, некрасивого, толстого и неприятного мужчины, отличающегося крупной плечистостью, выставленным вперед животом, жирными бедрами, толстой шеей и полным лицом с блестящими глазами. Автор обращается к описанию внешности Наполеона неоднократно в разных частях романа, представляя, тем самым, читательской аудитории возможность определить собственное отношение к персонажу.

Характерными чертами персонажа писатель представляет самоуверенность, эгоистичность, самовлюбленность напыщенность и надменность, проявляющиеся Наполеоном в его отношении к окружающим людям, судьбы которых ему неинтересны, поскольку любой человек воспринимается им как пешка на шахматной доске.

Речь Наполеона изобилует негативной окраской в виде снисходительных, насмешливых, злобных, гневных и сухих фраз и выражений.

В собственных поступках Наполеон проявляет ущербность и нравственную нищету, поскольку ему незнакомы такие чувства, как любовь, нежность, радость жизни. Единственное, на что способен рассматриваемый исторический персонаж, так на примитивную имитацию человеческих чувств.

Одновременно писатель представляет Наполеона как человека, безмерно гордящегося собой, восхваляющего собственное величие над всем мировым пространством. Тем самым, описание внешности и поведения персонажа подчеркивает его влюбленность в собственную персону, демонстрируя человеческую ничтожность, жестокость и бесправие его подданных.

Смысловая нагрузка повествовательного содержания романа на всем своем протяжении позволяет писателю осуществить развенчание легендарного образа великого императора, изобразив его подвиги не в качестве величественных, а как безобразную личность, щедро приправленную тщеславием.

Неся вместе со своими действия разрушения, людскую смерть, Наполеон демонстрирует собственную внутреннюю деградацию, доказывая, что на самом деле власть и богатство уничтожают в человеке все положительные качества.

2 вариант

Наполеон Бонапарт был маленького роста, но крепкого телосложения, имел небольшой живот, Одевался в белые лосины, ходил в высоких сапогах, так как основное время проводил верхом на коне. Автор описывает его как самовлюбленного человека, он просто себя обожал, его эгоизм порой доходил до безумства. Война не была любимым делом, и ему было наплевать, что тысячи людей там проливают свою кровь. Войну Наполеон прозвал своим ремеслом, это массовое кровопролитие уже вошло в его привычку. Военным делом он был увлечен ещё с юных лет. Для него это стало целью его жизни, к которой он упорно шел. Добравшись до власти, он любит роскошь и требует к себя почета и уважения.

Бонапарт всегда был уверен в своей правоте и безошибочности. По словам Толстого у императора были все навыки ведения войны, но он был не очень образованным и ограниченным в других вопросах.

И в произведении Толстого Наполеон Бонапарт естественно был отрицательным персонажем. Он принес страшное горе в Россию.

В начале произведения описывается, как Балконский и Безухов обсуждают личность императора и восхищаются им, они даже посчитали его своим кумиром. Но чуть позже, на одном из сражений, Бонапарт показал свое истинное лицо. Надменным видом он любовался на залитое кровью поле, где происходило сражение и был рад своей победе, и ему было абсолютно все равно на убитых и раненных людей.

Наполеон Бонапарт был умным полководцем, но своим безразличием и эгоизмом к другим людям, он потерял к себе все уважение.

Толстой акцентирует внимание читателей на актерских способностях императора, тот везде играет свою роль-

роль великого полководца. Автор произведения с некой иронией и даже с сарказмом описывает то, как он позирует для своей истории. Полководец все время играл, в словах, в поступках, он был не естественным. Это было видно по сцене из произведения, когда тот любовался на портрет своего сына. Он уже знал, что то, что он скажет и какие эмоции подаст, всё это будет в истории. Он хотел сыграть нежность отца, лицемерил.

Толстой уже с самого начала в своем романе начал описывать Наполеона, как отрицательного героя, описывая его внешность. Он писал, про округлившийся живот, толстые ноги, волосатую спину. Написал портрет как человека, высокого мнения о себе, беспощадного, думающего только о своих победах, о тщеславии. И также описывал его, как умного и мужественного полководца.

Характеристика 2

И одевается он не презентабельно. Шинель синего цвета, белого цвета лосины, жилет, камзол, высокие ботфорты. Ясно, что при таких цветах он не собирается осматривать передовую или спускаться в траншеи. Наряд испачкается. Любит породистых арабских скакунов.

Изначально Наполеон произвёл впечатление на русских аристократов. Он талантливый полководец, умный, начитанный. Но когда Наполеон объявил войну России, то любовь быстро перешла в ненависть и раздражение. Пьер Безухов хочет даже убить его.

С одной стороны он любит комфорт, а с другой стороны он ведь не сразу стал полководцем. Когда-то и он был солдатом. Но со временем он отдалился от них, увяз в роскоши. Такое ощущение, что он любит воевать, он получает от этого удовольствия. Умеет воевать, но его солдаты для него не более, чем обычные оловянные солдатики, которые можно переставлять по своему усмотрению.

Он не переживает за них. Для него они не больше, чем пушечное мясо, средство для достижения своих целей. Забота Наполеона о солдатах показушна, он делает это от скуки. Поэтому, солдаты не верят ему. Даже князь Андрей, который по первости восхищался им, хотел быть похожим на него, с сожалением понял, что глубоко заблуждался.

Сам Толстой негативно относится к Наполеону. Он считает, что он случайно получил такой высокий чин. Возможно, кого-то обманул, возможно, кого-то обманули его высокие слова о судьбе Франции. Говорить высокопарные речи он умеет.

Итальянские мужчины умеют влюбить в себя окружающих. Не о судьбе Франции он печётся - о своей. Как бы залезть на Олимп, и оттуда, свысока поглядывать на других людей, распоряжаться ими по своему усмотрению, единолично. Завладеть сначала Европой, потом подчинить себе Россию, а потом – и весь мир.

Надо отличать реального Наполеона, и образ Наполеона в романе. Реальный Наполеон создал во Франции государственную систему, некоторые моменты которой используются и в наши дни. Планировка Парижа по кварталам от круглой центральной площади, где улицы отходят от неё, как лучи – это тоже проект Наполеона.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Наполеона в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

А. И. Куприн написал рассказ Белый пудель, в котором главными действующими лицами выступают дедушка Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и собака по кличке Арто.

Рассказ Максима Горького Мой спутник основан на реальном путешествии автора из Одессы в Тифлис.

Любовь - это очень сильное чувство. Взаимопритяжение между влюблёнными часто возникает неосознанно, при дальнейшем развитии отношений может возникнуть недопонимание

На картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев

Наступила осенняя пора. Уже позади теплые денёчки лета. Деревья меняют свою окраску. Листочки на них становятся оранжевыми, красными, багряными. Они радуют каждого своей завораживающей красотой


Мар 29, 2018 | 0 комментариев

Война и мир — роман Толстого, который стал шедевром русской литературы. Там автор использует разные образы, создает множество персонажей, где переплетаются судьбы как вымышленных героев, так и реальных, исторических. Среди всех фигур важное место отведено образу Наполеона, которого автор упоминает уже вначале своего романа. Его личность активно обсуждается в салоне, где собрался весь бомонд. Многие герои им увлекаются, восхищаются его стратегиями, его упорством. Однако есть и те, кто не поддерживал его и называл преступником.

Создавая образ Наполеона, писатель дает неоднозначную характеристику герою, краткую оценку которого мы отразим сегодня в своем сочинении.

Создавая образ Наполеона в Войне и мире, писатель показывает историческую личность с нескольких ракурсов. Мы видим Наполеона как полководца, что был военно силен, эрудирован, был человеком с опытом и талантом, которые проявлялись в военном деле и в его стратегиях. Многие герои в начале романа восхищаются им, однако тут же мы видим в лице Наполеона деспотизм, тиранию и жестокость. Для многих некогда кумир превращается в отрицательного героя, что был опасен не только для других стран и народов, но и для самой Франции в целом.

Образ Наполеона

Толстой же открыл свое отношение к французскому императору уже во второй части, где развенчивает ореол величия Наполеона. Вообще в своей работе автор часто повторяет описание Наполеона, где применяет к нему такие прилагательные, как низкий, не так красив, толст, неприятен. Он пишет, что это толстый человек с большим животом и широкими толстыми плечами. У него жирные ляжки, толстая шея и полное лицо. Ко всему прочему Наполеон наделен негативными чертами. Читая произведение, понимаешь, насколько он был страшным и жестоким человеком, который верил в свою сверхеловечность и решил вершить судьбы людей. Он самоуверен, эгоистичен, самовлюблен, напыщен и надменен.

Как-то даже становится жаль такого человека, что является немного ущербным и нравственно бедным. Ему чужды любовь, нежность, незнакомы радости жизни, даже получив фото сына, Наполеон не смог по-человечески, по-отцовски проявить радость, лишь имитация чувств.

Наполеону Бонапарту не были интересны судьбы людей, для него люди, что пешки на шахматной доске, где ему оставалось лишь двигать фигуры. Он по трупам к своим целям и могуществу, это человек, как выразился Болконский, испытывает счастье от несчастья других людей.

Наполеон принес на землю войну, а значит не заслуживает он величия и почета. Толстой в своем романе развенчивает личность Наполеона, как завоевателя, развенчивает культ сверхчеловека представляя его в работе избалованным и капризным, жестоким тираном, что не умеет читать в умах людей и в их душах.

Наполеон постоянно вызывает разные эмоции у героев романа. В самом начале романа мы видим его важность. Это довольно видный и знаменитый человек того времени. Главные герои романа боготворят его и идеализируют. Они считают Наполеона великим и могущественным политиком. Пьер Безухов вместе с Андреем Балконским стараются подражать ему. Они хотят быть настолько известными и популярными как Наполеон. Они верят в то, что Бонапарт в состоянии переменить мир.

Чем дольше читатель погружается в чтение романа, тем хуже у него становится отношение к Наполеону. Он предстает перед всеми в образе злого и деспотичного политика. Все, что он делает, приводит к разрухе и смерти.

Автор описывает Наполеона как гнусного и противного. У него отталкивающая внешность и мерзкие поступки. Он любит власть и внимание к своей персоне.

Император очень плохо относился к людям. Ему была безразлична их судьба. Он хорошо умел манипулировать и управлять. Наполеон страдал манией величия. Внешность у него была довольно своеобразная. Маленький рост, большой живот и толстые ноги так его описал автор в своем произведении.

Л.Н. Толстой испытывает искреннюю неприязнь к Бонапарту. Поэтому он переносит свои эмоции на бумагу. В своем романе он попытался развенчать мифы о величии и значимости французского императора.

Бонапарт глазами героев романа



Духовный мир Наполеона

Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон). В эпизоде, когда реку Неман переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть — надоевшее и привычное зрелище. Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.

Видение великого полководца Андреем Болконским

Популярные сочинения

Взгляды Пьера Безухова

Будучи молодым и наивным, Пьер Безухов с рвением защищал взгляды Наполеона. Он видел в нем личность, которая стояла выше революции. Пьеру казалось, что Наполеон дал гражданам равенство, свободу слова и печати. Сначала Безухов видел во французском императоре великую душу. Пьер учитывал убийства Бонапарта, но допускал, что для блага империи это допустимо. Революционные действия французского императора казались ему подвигом великого человека. Но Отечественная война 1812 года показала Пьеру истинное лицо его кумира. Он увидел в нем ничтожного, жестокого, бесправного императора. Теперь он мечтал убить Бонапарта, но считал, что такой геройской участи тот не заслуживает.

Наполеон перед Аустерлицким и Бородинским сражением

Описание внешности императора

Характеристика Наполеона

Образ Наполеона в искусстве, в живописи: кратко

Образ наполеона в искусстве, в живописи


Образ Наполеона в искусстве, в живописи
Наверное, интерес к этой исторической фигуре никогда не пропадет. Писатели, поэты и художники нередко вспоминали о Наполеоне, осуждая его тиранию, но прославляя полководческие качества. Вот образ Наполеона в искусстве, в живописи кратко:

В живописи император на века остался благодаря портретам. Учитывая, что к своей личности Бонапарт питал огромное уважение (мало того, был даже нарцистичным), то писали его достаточно часто. Однако можно оценивать и иные картины, написанные в период правления императора.

Разумеется, Наполеон изображался в разной обстановке – как в домашней, так и на поле боя. Соответственно, эмоции везде были разными. С детства Наполеон представляется раздражительным, но вертким. Таким же остался и во взрослом возрасте. Примечательно, что живописцы не приукрашивают его внешность, оставляя с теми несовершенствами, которые она имела.

Достаточно часто, глядя на картины, где изображен этот правитель, очень сложно разглядеть в малоприятном, невысоком человеке с рыхловатой фигурой, харизматичного лидера, тирана, что в свое время порабощал целые государства, без промедления жертвовал людьми и строил свою империю на крови.

Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.

Ответственность Наполеона за содеянное им

Равнодушие Бонапарта, изображенное Толстым

Другие черты Наполеона

Французский император считает войну своим ремеслом. Он любит воевать. Его отношение к солдатам притворное и напыщенное. Толстой показывает, насколько этому человеку важна роскошь. Пышный дворец Бонапарта просто поражал. Писатель изображает его изнеженным и избалованным упырем. Он любит, чтобы им восхищались.

Настоящий облик Бонапарта становится очевидным после сопоставления его с Кутузовым. И тот и другой являются выразителями исторических веяний времени. Мудрый Кутузов смог возглавить народное освободительное движение. Наполеон же стоял во главе захватнической войны. Наполеоновская армия погибла. Сам он стал ничтожеством в глазах многих, потеряв уважение даже тех, кто им некогда восхищался.

Отношение Толстого к французскому императору

  1. Ограниченный человек. Он слишком уверен в своей военной славе.
  2. Приписанная людьми гениальность. В сражениях он не щадил свою армию.
  3. Шулер, действия которого нельзя назвать великими.
  4. Выскочка и личность без убеждений.
  5. Глупое поведение Бонапарта после взятия Москвы.
  6. Подлый человек.

Какую концепцию жизни Наполеона показал Лев Николаевич? Французский император отрицал целесообразность исторической воли. За основу истории он берет единичные интересы, поэтому она видится ему беспорядочным столкновением чьих-то желаний. Наполеоном одолевает культ личности, он не верит во внутреннюю мудрость бытия. Чтобы достичь своих собственных целей, он использует интриги и авантюры. Его военный поход в Россию — это утверждение авантюры в качестве мирового закона. В попытке навязать миру свою волю он бессилен, поэтому терпит поражение.

Изображение Наполеона и Кутузова у историков

Читайте также: