Война и мир итоговое сочинение 2022

Обновлено: 06.07.2024

1. ВОЙНА И МИР

  • совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
  • отдельная область жизни, явлений, предметов.
  • это сельская община с её членами.
  • согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
  • это спокойствие, тишина.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитаты для размышления:

  • Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
  • Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
  • Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)

2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.

Цитаты и афоризмы из произведения:

3. НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень

Учебник входит в линию, созданную по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века. Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.

4. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом. Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль. Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.

Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

5. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитаты для размышления:

5. ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

6. МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

Формулировки многих тем, описанных выше, представляли собой выраженную оппозицию: человек-история, любовь-война, война-мир, власть-народ. Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа представил большой набор подобных антитез. Так, сопоставление Москвы и Петербурга составляет одну из них.

Москвичи исполнены живостью духа, патриотизмом. Они оставляют Москву только в огне. Отсюда и стремление Наполеона захватить Москву, потому что именно она была символом России.

Сборник примерных готовых сочинений по направлению ВОАЙНА И МИР для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Раздел будет обновляться. СОХРАНИТЕ В ЗАКЛАДКИ!

Автор сочинения – Петрунина Людмила Григорьевна

Колосов Алексей Алексеевич

В своем романе-”Война и мир” Лев Николаевич Толстой показал две стороны человеческой жизни, в честь которых и названо само произведение. Об отношении автора к невоенному периоду жизни говорить не приходится, он,точевидно, положительно относится к мирному времени. Но как автор великого романа относится к войне? Ответ, на самом деле, не сложен, отношение Л.Н Толстого к войне негативное. В подтверждение этому служит множество примеров. Мнение автора выражается как изображением картин войны, так и действиями и словами героев романа. Я думаю, трудно не показать то, насколько ужасна война, говоря о ней. Л.Н Толстой в подробностях изобразил все её аспекты, что позволяет в полной мере понять её бессмысленность и ужас. Сразу на ум приходят события, которые мы видим глазами таких героев как Андрей, Пьер, Николай Ростов: люди, которые падают замертво от очередной пули, Бородинское поле, покрытое трупами, солдаты, оставшиеся без рук или ног. Говоря о Николае, нельзя не вспомнить его визит к Денисову, в госпиталь, полный измученных, больных людей, которые умирают на глазах друг друга. Говоря о выражении автором своего отношения к войне посредством поступков и слов героев, на ум приходят Андрей Болконский и М.И Кутузов. Андрей, который так рвался заполучить славу на поле боя, оказавшись в гуще боевых действий, на примере Тушина, который совершил настоящий подвиг, видит, что командование не воздает капитану почестей, его отчитывают за потерю пушки. Князь Болконский видит людей, которые вместо того чтобы думать о том, как победить врага, думают о том, как побыстрее продвинуться по карьерной лестнице. Всё это заставляет молодого князя сомневаться, это всё совсем непохоже на то, о чём он мечтал. Говоря о Кутузове, нельзя не сказать того, что он всеми силами пытался избежать тех сражений, которых не считал крайне необходимыми. Всё это для того, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, под Шенграбеном он послал отряд Багратиона для задержания неприятельской армии, всё для того чтобы остальная часть русского войска смогла отступить. Он был против и сражения под Аустерлицем, которые было проиграно и привело к

множеству жертв, как он и говорил. Все свои силы он направлял на сохранение как можно большего количества жизней. В заключении хочется сказать, что война, это безусловно ужасное событие в жизни любого человека, и Л.Н Толстой отчетливо изобразил все её ужасы и всю её бессмысленность, чем ясно дал понять своё негативное отношение к ней.

113

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Да, именно обязанностью настоящего человека является стремление быть нужным своей стране, народу, приносить пользу, думать о благе окружающих, не быть равнодушным к несправедливости и чужой беде. В художественной литературе есть много героев, которые думают именно так, стремятся быть нужными, ищут свой путь, в основе которого – желание приносить пользу.

АРГУМЕНТ.

804

Болконский, сильная, волевая личность, сумел понять ошибочность своих стремлений, их пустоту, никчемность в этой жизни. Небо словно открыло перед ним тайну. Главное в жизни – это семья, любовь, природа с её вечной и величественной красотой. А его кумир, Наполеон, перестал быть таковым. Его Андрей видит уже таким маленьким, обыкновенным человеком, да ещё и приносящим столько несчастий множеству людей.

803


Трудным был период тяжёлого разрыва с Наташей Ростовой. В последние минуты жизни он понял, как она дорога ему. Герой мечтаем выжить и жить счастливо с Наташей. Но этому не суждено было сбыться.

Во время войны с Наполеоном в 1812 году Андрей уже не мечтает о славе. Его цель, как цель миллионов его соотечественников – освобождение и защита своей страны. Герой уверен, что исход Бородинской битвы уже предопределён, так как каждый солдат защищал вой дом, Родину.

я15

В противовес ему и другим положительным героям автор показал таких людей, как семья Курагиных, члены которой думают лишь о себе, о своей выгоде, наживе. Они так далеки от народа, от бед страны. Автор ни одного из них не показал счастливым, ведь путь, по которому они идут, неверный, это путь лжи, эгоизма и стяжательства.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также: