В осеннем лесу все было желтое и багряное сочинение егэ

Обновлено: 17.05.2024

(1)В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (3)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.

(5)Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса. (7)Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.

(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.

— (12)Ну, мальчик, ищи!

(13)Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу. (17)Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство — работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.

(21)Лec молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!

(29)Бим поднял вальдшнепа на крыло.

(31)Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (33)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.

(35)Вальдшнеп упал комом. (36)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:
— Эх, не надо бы.

(38)Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
— Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так — не стоит.

(40)Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес, изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?

(44)Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг — и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного — ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого.

(49)Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего? (51)Не пропустил ли я какую-то мысль. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес — и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?

(54)Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность. (56)Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.

(57)Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

(По Г. Н. Троепольскому*)
*Гавриил Николаевич Троепольский (1905—1995) —
русский советский писатель, драматург и сценарист.

Природа – это все, что нас окружает, это вечное движение, которое никогда не замирает. Это то, что дает нам силы, питает нас. Поэтому очень сложно представить духовную жизнь человека без взаимодействия с естеством.

Автор поднимает важную проблему: взаимоотношение природы и человека. В предложенном для анализа тексте Г. Н. Троепольский описывает всю красоту осеннего леса, его сказочность и неповторимость, “… все было желтое и багряное, казалось, все горело и светило вместе с солнцем”.

Также главный герой “… слушал тишину

леса”, а это значит, что окружающий мир погружает в раздумья, заставляет увидеть и услышать все то, что нас окружает.

Позиция автора однозначна. Г. Н. Троепольский убежден, что красота природы побуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает и способствует размышлениям.

Я полностью разделяю позицию писателя. Действительно, жизнь человека неразрывно связана с природой, она порождает жизнь, ее красивые пейзажи наполняют душу восторгом и завораживают, поэтому так важно жить с ней в гармонии. Приведу литературные аргументы, подтверждающие мое мнение. Во-первых, произведение Б. Васильева

Егор Полушкин беспредельно любит природу, умеет слышать и понимать тишину, видеть красоту ” отдыхающей природы, ее сон”. Но люди не понимают его, а Егор несмотря ни на что призывает беречь и уважать родную землю. Во-вторых, произведение Ю. Буйды “О реках, деревьях и звездах”.

Тоня и Миша Литовцевы дали слово один час каждый вечер гулять в парке. Несмотря на мозоли, усталость, головную боль, они находили время для прогулки. И было запрещено разговаривать о бытовых вещах.

Только о деревьях, реках и звездах. Они были счастливы, общаясь с природой.

Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что роль природы в жизни человека сложно переоценить. Поэтому необходимо ценить и уважать все то, что нас окружает, тогда чувствуешь, как твоя душу насыщается красотой окружающего мира. В эти моменты осознаешь, как тесно связаны люди с природой.

Допустимо ли убивать животных? Именно об этом размышляет в исходном тексте русский советский писатель Гавриил Николаевич Троепольский.

Стараясь привлечь внимание читателей к данной проблеме, автоп рассказывает, как однажды осенью Иван Иванович пристрелил вальдшнепа, но потом очень сожалел об этом. Он сделал это лишь потому что любил свою собаку Бима и не хотел, чтобы он загиб как охотничья собака.

Позиция автора выражена ясно. Он убежден, что бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, потому что это ведет к потере человечности.

С автором трудно не согласиться. Действительно, если мы будем убивать животных, то мы не сможем развивать в себе человеческое отношение к природе.

Именно об этом часть говорили в своих произведениях многие писатели. Таким примером является рассказ В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”Главный герой, прошедший войну, убивавший людей, с сожаление вспоминает, как в молодости, возвращаясь с рыбалки убил птичку. Взяв ее в руки, он понял, что это коростель, который не мог уйти со своей стаей на юг, потому что у него не было лапки.

Рассказчику стало жалко сдуру загубленную живность и он похронил птичку. После этого случая он стал охотником, но никогда не стрелял без надобности.

И чтобы избежать смерти, ему пришлось отпустить добычу. Этот случай заставил браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Размышляя над поднятой проблемой, я еще раз убедилась, что человек не должен убивать животных, ведь принося им вред, человек приносит вред себе.

1) В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (З) Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.
(5) Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса.
(7) Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.
— (12)Ну, мальчик, ищи!
(13) Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу.
(17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство — работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
(21) Лес молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!
— (28)Вперёд, мальчик!
(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.
(30) Выстрел!
(31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (ЗЗ) Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.
(Зб) Вальдшнеп упал комом. (Зб) Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:
— Эх, не надо бы.
(38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
— Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так — не стоит.
(40) Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес,
изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?

(44) Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг, и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного — ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого.
(49) Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего?
(51) Не пропустил ли я какую-то мысль. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес — и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?
(54) Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность.
(56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.
(57) Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится .
(По Г. Н. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) — русский писатель.

ТУТ ВЕДЬ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ? Я ВЗЯЛ "ГРУБОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ" . ПОЙДЕТ?

В 4 классе стихотворение изучают только как лирику, но по сути оно рассказывает о жизни человека, сравнивая осень со зрелым возрастом, с моментом перехода из мира бытия в чертоги Бога. Школьник найдёт в работе Пастернака красоту слога и описание осенней природы, люди постарше увидят красивые метафоры, а философ, анализируя строки, усмотрит между ними описание зрелости и старости человека.

Начало стихотворения не нагружает мыслями, мы просто видим описание осеннего леса во всём его сентябрьско-октябрьском великолепии. Поэт сравнивает осеннюю липу с венцом новобрачной, а берёзу с невестой, украшенной подвенечной фатой.

Липы обруч золотой Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой Подвенечной и прозрачной.

Задания

I вариант

  1. В одном-двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
  2. Какой частью речи являются слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
  3. Среди предложений 6−11 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
  4. Из предложения 12 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Из предложений 1−4 выпишите обособленное определение.
  7. Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы предложения 2.

II вариант

  1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
  2. Какой частью речи являются слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
  3. Среди предложений 6−11 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
  4. Из предложения 10 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Из предложений 5−10 выпишите обособленное определение.
  7. Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе управления.
  9. Выпишите грамматические основы предложения 13.

Метафоры Пастернака

Вызывает интерес пятое четверостишье, где есть строки:

Где деревья в сентябре На заре стоят попарно.

Возможно, Борис Леонидович имеет в виду, что на исходе земного пути человек не должен быть в одиночестве – встречать старость нужно со второй половинкой, с той, кто шёл по жизни рука об руку, с кем делились земные радости, но настало время разделить и созерцание заката. Жизнь уже оставила на коре человека все следы и время подводить итог.

В этом мало печального, потому что без осени, потом и зимы, не будет весны. Одни люди проходят земной путь и уходят, чтобы уступить место другим и так продолжается вечность. Осень жизни уже не требует совершать рискованные поступки и открывать новые истины, уже нельзя ступить в овраг, все овраги уже позади. В это время хорошо слышно только эхо, которое символизирует воспоминания. Вспоминая свой жизненный путь человек подводит итог бытия, раскаивается в ошибках и пытается передать накопленные знания другим.

Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска.

Конец аллеи – это финал жизни, а самые сокровенные воспоминания ожидают у крутого спуска, то есть, у финальной черты бытия. Именно у обрыва подводится черта, впереди таинство, позади десятки прожитых лет.

Не стоит думать, что стихотворение трагично, Пастернак видит всю прелесть осени природы и человека. Так создал мир Бог и это надо воспринимать без страха – одному время закрывать двери, чтобы их открыл другой.

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? Державин.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блистающим копытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.

Финал стихотворения

Из последнего четверостишья мы видим, что лирика и природа были только ступенькой, чтобы подвести читателя к главному – осень леса и человека по сути одно и тоже. Это обязательный шаг к новому, это осыпание земли семенами, которые переживут зиму и порадуют весенней зеленью. Вместе с тем человек не может забрать с собой в лучший мир все свои знания и накопленные богатства. Большая часть достанется стуже, чтобы она передала её весне, которая снова даст возможность молодому человеку искать, стремиться, находить и радоваться.

Стих легко читается и быстро заучивается. Кто-то найдёт в нём описание красоты осенней природы, другой увидит краски человеческой осени, когда наступает тишина и самое время подвести итог.

Проблема воздействия природы на человека. По тексту Троепольского.

Проблема воздействия природы на человека. По тексту Троепольского. В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило…

Какое влияние имеет природа на человека? Почему мы перестаём общаться с природой? Отчего не ценим всё то, что она нам даёт? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Г.Н.Троепольского.

Позиция автора мне ясна: красота природы пробуждает в нас не только чувство восторга, счастья, гармонии, но и преображает нас, заставляет задуматься.

Я согласна с автором. Природа дарит нам очень многое. Порою, мы даже не можем объяснить, как это происходит. Я очень люблю бывать в лесу: отдыхать на природе или собирать грибы, ягоды. Каждый раз я возвращаюсь домой усталой, но обновлённой, с ощущением новых сил и хорошего настроения. Мне жаль тех людей, которые отказывают себе в этом удовольствии, ссылаясь на разные причины. Природу, которая окружает нас повсюду, надо замечать, любить и ценить. Она дарит нам радость, счастье, преображает нас. Я считаю, что человек, который любит природу, бережно к ней относится, и в жизни будет добрый и человечный. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

Таким образом, воздействие природы на человека велико. Она дарит нам радость, обновление, душевные силы. Она помогает нам почувствовать своё родство с ней. Помогает задуматься о важном и даже преобразиться: изменить себя и своё отношение к жизни. Не лишайте себя этого. Замечайте природу, общайтесь с ней, цените и любите. И ваша жизнь наполнится новыми красками, став более содержательной и человечной.

Краткий анализ

В стихотворении Пастернак использует литературные средства выразительности – сравнения:

  1. Залы вязов, ясеней, осин-как на выставке картин.
  2. Липы обруч золотой — как венец на новобрачной.
  3. Флигеля, словно в золоченых рамах.
  4. И зари вишневый клей, застывает в виде сгустка.
  1. Лесных дорог.
  2. След янтарный.
  3. Золочёных рам.
  4. Позолоте небывалой.
  5. Фатой подвенечной и т д.

Стих написан четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмой, жанр пейзажная лирика с тонкими вкраплениями философии. Тема стихотворения – это размышление автора о бренности жизни, о вечности природы и о коротком веке человека.

Текст

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах,

Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный,

Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный,

Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа.

Читайте также: