Внутренний конфликт в душе базарова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Образ Базарова. Внутренний и внешний конфликт

Евгений Базаров — главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Сам автор о своем отношении к герою писал: «Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. Причина такого неоднозначного отношения заключается в образе Базарова, который оказывается участником сразу двух конфликтов — внутреннего и внешнего.

В чем же состоят эти конфликты?

Внешнее противостояние, в котором участвует Базаров, — это его противоборство с окружающим его обществом. Так или иначе главный герой противопоставлен всем остальным персонажам: братьям Кирсановым, своим псевдоединомышленникам Ситникову и Кукшиной, Анне Сергеевне Одинцовой и даже собственным родителям. Так, Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем, к Ситникову и Кукшиной относится пренебрежительно, его отношения с Одинцовой заканчиваются разрывом, и даже собственные родители побаиваются своего сурового сына, не понимая его. Причиной внешнего конфликта является, по-моему, та система взглядов, которой придерживается Базаров, его нигилизм. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Герой отрицает любые проявления человеческого чувства, считает их смешными и нелепыми. Он иронически называет отца и дядю Аркадия “старенькими романтиками”, потому что они “развили нервную систему до раздражения”, тогда как в отношениях между людьми существует только физиология. В соответствии с нигилистическими идеями Базаров остается глух к искусству, отношениям между людьми, к принципам общественного устройства. Его задача — “место расчистить”, а вот что будет дальше, уже неинтересно. При этом в отличие от Ситникова, Кукшиной и Аркадия, которые играют в нигилистов, Базаров искренне верит в то, что проповедует. Следствием базаровского мировоззрения становится одиночество: никто из окружающих не может его понять, стать с ним вровень.

Трагическое одиночество героя усиливается противоречием, которое существует внутри него самого. После знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров переживает внутренний конфликт между собственными убеждениями и чувствами, между разумом и сердцем. С одной стороны, он понимает, что чувство, которое он испытывает к Одинцовой, — это любовь (вспомним его признание во время их встречи). Однако, с другой стороны, Базаров не может не видеть, что это противоречит нигилизму и всему тому, чему он верил до этого. Этот конфликт для героя очень мучителен, но ведет себя Базаров достойно. Он находит мужество признаться в любви и себе, и Одинцовой, а когда понимает, что чувство без ответа, продолжает жить дальше.

В финале романа оба конфликта разрешаются — разрешаются смертью героя. И это делает образ Базарово особенно трагичным.

Мое отношение к тургеневскому герою неоднозначно. Верность принципам до самой смерти, конечно, вызывает уважение. И в то же самое время Базарова хочется и пожалеть, и осудить: пожалеть за одиночество, в котором, мне кажется, он виноват. Ведь, он сам не смог найти общего языка с другими людьми, а это достойно осуждения.

Полезный материал по теме:

  1. Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох
  2. Каким в данном фрагменте предстает внутренний мир Базарова?
  3. Образ Базарова
  4. Образ Евгения Базарова
  5. Образ и характеристика Базарова

Нигилизм Базарова

Базаров цитаты

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

базаров характер

Лекция: Внутренний конфликт Базарова

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Любовная линия в романе

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Отцы и дети
  • Это сочинение списано 15 556 раз

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Посмотрите эти сочинения

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Принципы Базарова

Смысл финала романа

Евгений Базаров - главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Сам автор о своем отношении к герою писал: «Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. Причина такого неоднозначного отношения заключается в образе Базарова, который оказывается участником сразу двух конфликтов - внутреннего и внешнего.

В чем же состоят эти конфликты?

Внешнее противостояние, в котором участвует Базаров, - это его противоборство с окружающим его обществом. Так или иначе главный герой противопоставлен всем остальным персонажам: братьям Кирсановым, своим псевдоединомышленникам Ситникову и Кукшиной, Анне Сергеевне Одинцовой и даже собственным родителям. Так, Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем, к Ситникову и Кукшиной относится пренебрежительно, его отношения с Одинцовой заканчиваются разрывом, и даже собственные родители побаиваются своего сурового сына, не понимая его. Причиной внешнего конфликта является, по-моему, та система взглядов, которой придерживается Базаров, его нигилизм. Герой отрицает любые проявления человеческого чувства, считает их смешными и нелепыми. Он иронически называет отца и дядю Аркадия “старенькими романтиками”, потому что они “развили нервную систему до раздражения”, тогда как в отношениях между людьми существует только физиология. В соответствии с нигилистическими идеями Базаров остается глух к искусству, отношениям между людьми, к принципам общественного устройства. Его задача - “место расчистить”, а вот что будет дальше, уже неинтересно. При этом в отличие от Ситникова, Кукшиной и Аркадия, которые играют в нигилистов, Базаров искренне верит в то, что проповедует. Следствием базаровского мировоззрения становится одиночество: никто из окружающих не может его понять, стать с ним вровень.

Трагическое одиночество героя усиливается противоречием, которое существует внутри него самого. После знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров переживает внутренний конфликт между собственными убеждениями и чувствами, между разумом и сердцем. С одной стороны, он понимает, что чувство, которое он испытывает к Одинцовой, - это любовь (вспомним его признание во время их встречи). Однако, с другой стороны, Базаров не может не видеть, что это противоречит нигилизму и всему тому, чему он верил до этого. Этот конфликт для героя очень мучителен, но ведет себя Базаров достойно. Он находит мужество признаться в любви и себе, и Одинцовой, а когда понимает, что чувство без ответа, продолжает жить дальше.

В финале романа оба конфликта разрешаются - разрешаются смертью героя. И это делает образ Базарово особенно трагичным.

Мое отношение к тургеневскому герою неоднозначно. Верность принципам до самой смерти, конечно, вызывает уважение. И в то же самое время Базарова хочется и пожалеть, и осудить: пожалеть за одиночество, в котором, мне кажется, он виноват. Ведь, он сам не смог найти общего языка с другими людьми, а это достойно осуждения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Базарова. Внутренний и внешний конфликт.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Евгений Базаров - главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Сам автор о своем отношении к герою писал: «Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. Причина такого неоднозначного отношения заключается в образе Базарова, который оказывается участником сразу двух конфликтов - внутреннего и внешнего.

В чем же состоят эти конфликты?

Внешнее противостояние, в котором участвует Базаров, - это его противоборство с окружающим его обществом. Так или иначе главный герой противопоставлен всем остальным персонажам: братьям Кирсановым, своим псевдоединомышленникам Ситникову и Кукшиной, Анне Сергеевне Одинцовой и даже собственным родителям. Так, Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем, к Ситникову и Кукшиной относится пренебрежительно, его отношения с Одинцовой заканчиваются разрывом, и даже собственные родители побаиваются своего сурового сына, не понимая его. Причиной внешнего конфликта является, по-моему, та система взглядов, которой придерживается Базаров, его нигилизм. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Герой отрицает любые проявления человеческого чувства, считает их смешными и нелепыми. Он иронически называет отца и дядю Аркадия “старенькими романтиками”, потому что они “развили нервную систему до раздражения”, тогда как в отношениях между людьми существует только физиология. В соответствии с нигилистическими идеями Базаров остается глух к искусству, отношениям между людьми, к принципам общественного устройства. Его задача - “место расчистить”, а вот что будет дальше, уже неинтересно. При этом в отличие от Ситникова, Кукшиной и Аркадия, которые играют в нигилистов, Базаров искренне верит в то, что проповедует. Следствием базаровского мировоззрения становится одиночество: никто из окружающих не может его понять, стать с ним вровень.

Трагическое одиночество героя усиливается противоречием, которое существует внутри него самого. После знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров переживает внутренний конфликт между собственными убеждениями и чувствами, между разумом и сердцем. С одной стороны, он понимает, что чувство, которое он испытывает к Одинцовой, - это любовь (вспомним его признание во время их встречи). Однако, с другой стороны, Базаров не может не видеть, что это противоречит нигилизму и всему тому, чему он верил до этого. Этот конфликт для героя очень мучителен, но ведет себя Базаров достойно. Он находит мужество признаться в любви и себе, и Одинцовой, а когда понимает, что чувство без ответа, продолжает жить дальше.

В финале романа оба конфликта разрешаются - разрешаются смертью героя. И это делает образ Базарово особенно трагичным.

Мое отношение к тургеневскому герою неоднозначно. Верность принципам до самой смерти, конечно, вызывает уважение. И в то же самое время Базарова хочется и пожалеть, и осудить: пожалеть за одиночество, в котором, мне кажется, он виноват. Ведь, он сам не смог найти общего языка с другими людьми, а это достойно осуждения.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа “Отцы и дети” – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы.

в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, “жить своим умом”. Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям.

Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых “стариков”, не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень

проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный “орган зрения” теперь вызывает в его душе волнение и трепет.

То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту.

Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, “жизнь сердца”.

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота.

Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира.

Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает “романтика” в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь.

Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна.

Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока.

Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни.

Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости.

С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, “расчистить место” для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях.

До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности.

Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова.

Аркадий тоже не годится на роль последователя нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль.

Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман “Отцы и дети” в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать.

Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

Читайте также: