Научиться бы мне сочинение 2

Обновлено: 02.07.2024

Наверное каждый человек любит разные вещи. Это зависит от его внутреннего мира, характера, взгляда на жизнь. Кому- то нравятся компьютерные игры, ухаживать за своими домашними питомцами, кататься на коньках и лыжах. Конечно же у меня тоже есть много вещей, людей, занятий и людей которых я люблю.

Во- первых я очень сильно люблю свою семью. Мне кажется что я не могу представить себя без нее. Особенно мне нравится помогать маме готовить, а с папой кататься на машине и ходить на рыбалку. Я обожаю выходные за то что мы собираемся всей семьей за столом. Обычно зимой ходим на горку, и каток.

Мой самый любимый праздник это Новый год, ведь это праздник когда дома царит уютная атмосфера и любовь.Зимними вечерами я люблю погреться пол теплым одеялом, и выпить ароматный кофе с книгой в руке. Я люблю день своего рождения, только мне не очень нравится дата 30 декабря. Мне дарят много подарков, мама и я готовим много еды. Собираются все родственники, мои друзья. У нас есть семейная традиция. На мой день рождения всегда запускают воздушного змея.

Также я очень люблю своих лучших друзей. Мы видимся каждый день, потому что дорожим друг другом. Возле нашего дома есть огромная площадка , футбольное поле, волейбольная сетка где мы играем в игры.

У меня есть хобби: чтение книг, рисование, плавание. Что касается книг то я обожаю читать фантастику и ужастики, в рисовании мне нравится больше всего рисовать животных и живописные пейзажи.

Еще я очень люблю домашних животных , мою кошек зовут Багира, Алиса, Белка, они очень преданные, красивые, и пушистые. Каждый наш попугай Кеша будет всю семью, он живет в нашем доме почти 12 лет. Все члены нашей семьи дорожат им. Кеша дарит положительные эмоции всей семье.

Еще мне нравится гулять по улицам города в полном одиночестве. Особенно ехать на велосипеде, или кататься на роликах. Ветер развивает волосы, а теплое солнышко светит в лицо, любимая музыка играет в ушах. Я ужасный киноман, и часто люблю посмотреть фильмы или сериалы

Основные виды

Ребенок сидит в задумчивости перед открытой тетрадью

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.
  1. Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным. Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

  1. Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
  2. Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
  3. Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
  4. Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса. Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства. Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.

Картина

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.


Сочинение 2

Все мы разные, и у каждого из нас есть свои люди, явления и вещи, которые мы любим. В моей жизни любимого немало, можно сказать, что вся моя жизнь – это сплошная любовь.

Я очень люблю свою семью: ни дня своей жизни не могу представить себе без дорогих и близких мне людей. Ради них я готова на многое. Они тоже меня очень любят. Все встречающиеся на моём пути люди платят мне взаимностью. Говорят, что правильно любить других способен только тот человек, который любит себя. Я люблю себя – самого главного человека в моей жизни, потому что я у себя – одна. Я делаю себе много приятного, радую подарками – и себя любимую, и моих близких, забочусь о нас.

Я люблю свой дом: мне в нём уютно и радостно, это наша семейная крепость, защита от бед, обид и печалей. Внутри нашей квартиры живёт любовь, её нельзя не почувствовать: она в красивой домашней обстановке, в приветливых лицах домочадцев, в семейных посиделках и вкусном ужине, приготовленном любимой мамой. Сюда всегда радостно возвращаться, в каких бы сказочных местах ты ни побывал.

Я люблю своего кота Мотьку, потому что он очень славный. Мы подобрали его на улице, и он стал всеобщим любимцем. Любить значит заботиться, и я забочусь о своём четвероногом друге: кормлю его вкусняшками, чешу за ушком, играю с ним. За это он меня любит. Но не только за это, а просто так, ведь любят не за что-то, а просто любят! В общем, у нас с ним взаимная любовь с первого взгляда.

Я люблю свою страну: она большая и необъятная. Конечно, у нас немало сложностей, но я верю, что скоро всё наладится, и все жители будут жить ещё лучше. Хочется, чтобы у моей страны не было врагов, её уважали и любили во всём мире, так же, как её люблю я.

Я люблю ходить в школу: там у меня много друзей, с которыми мне всегда очень весело. Они всегда готовы мне прийти на помощь, я им тоже. Наш классный руководитель – наш главный затейник, её я люблю за доброту, внимание, умение заглянуть в душу каждому ученику. Мы все её любим!

Есть ещё немало вещей в окружающем мире, которые я люблю, и я всё чаще замечаю, что чем больше я люблю мир, тем больше он любит меня!

Возрастные особенности

Мальчик задумался над написанием сочинения

  1. Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
  2. Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
  3. С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
  4. Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
  5. Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
  6. Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
  7. Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.

Польза плана

Дети с недовольством садятся писать сочинение, а тут еще и какой-то план от них требуют. Мой сын также не очень этому радовался. Проблема в том, что дети не понимают, в чем необходимость данного этапа в работе над сочинением.

Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано. Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.

5-6 класс

Для девочек

. Не знаю, можно назвать это увлечением или нет, но я очень люблю готовить. Это занятие меня очень вдохновляет. Я всегда стараюсь находить интересные рецепты: в интернете, старых кулинарных книгах, расспрашиваю у мамы, бабушки и их подруг. Мама даже подарила мне большую записную книжку, куда бы я могла записывать полюбившиеся рецепты. Я всегда помогала маме на кухне. Поначалу, когда была совсем маленькой, я вырезала формочками печенье из теста, помогала лепить вареники и пельмени. Конечно, далеко не всегда они получались идеальными, но ведь с чего-то надо было начинать! Затем мама стала доверять мне нарезку овощей для салатов, супов. Постепенно я научилась варить каши, горячие блюда, запоминала, как готовить мясо в духовке. Но самой большой страстью стало приготовление всевозможных десертов. Это настоящее искусство, которое требует от кулинара сноровки, терпения и большой фантазии. Теперь на каждый праздник или семейное торжество я пеку большой торт, который все считают моим фирменным блюдом. Я еще не раздумывала всерьез над тем, кем бы хотела стать в будущем, но не исключаю, что стану кондитером.

Для мальчиков

Правила написания

Озадаченная девочка пишет сочинение

Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.

  1. Описание по картине:
  • рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
  • выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
  • составить план написания сочинения;
  • запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
  • заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
  1. Работа по произведению:
  • внимательно читайте текст;
  • определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
  • выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
  • ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
  • стройте план работы;
  • вкратце пишите наброски;
  • заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.

Действуем последовательно

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Развивать навык письменного изложения своих мыслей нужно уже с первого класса. Ведь сочинения учителя просят писать уже во втором. А как научиться сочинительству, если ребенку не нравится писать? Дать ему на выбор интересные темы для этого! Мы собрали идеи, с которыми можно натренировать эту способность - умение писать сочинения, причем нескольких видов: сочинение-повествование, описание и рассуждение.

ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ПОВЕСТВОВАНИЙ

Что по сути повествование? Это рассказ, сказка, история. Дайте им возможность почувствовать себя писателем и сочинить свою историю, рассказать свою сказку. Неважно, выдуманные это будут события или реальные, главное - придерживаться цели такого сочинения, а именно: сообщать о развивающихся событиях в хронологической последовательности. Есть пять вопросов подсказок, на которые автор должен ответить в повествовании: что или кто, что делал/сделал, где, когда, зачем? Разворачивать сюжет и двигать его вперед помогают глаголы и все его формы (в 1-2 классе глаголы пока еще называют словами, обозначающими действие). Повествование может идти от первого лица (то есть, от имени ребенка (я) или имени нескольких человек, например, друзей (мы)) или от третьего лица, когда образ рассказчика отсутствует. После того, как ребенок определится с темой своего рассказа или сказки, помогите ему с составлением плана:

  • вступление (время и место действия),
  • начало действия (завязка),
  • кульминация,
  • развязка и заключительная часть.

Если бы у меня были крылья… Ребенок может представить, что он птица или бабочка, но только на один день. Как бы он провел этот день? Куда бы полетел и что бы сделал, используя такую возможность?

Если бы я жил под водой. Похоже на предыдущее, только в другой среде обитания. Необязательно описывать именно себя, можно просто представить себя в образе рыбы или другого обитателя подводного мира. Для этого понадобится немного получше узнать жизнь тех, кто живет в океане, реке или хотя бы в аквариуме.

История, которая началась с печали. Каждый ребенок переживал какой-то печальный момент, грустил. Наверняка, он помнит об одном из них. Но ведь грусти и печали заканчиваются, и этот грустный день тоже закончился. Что смогло его развеселить, что помогло вернуть хорошее настроение. Или кто?

Самая страшная история. Можно описать и историю, которая напугала ребенка. Что случилось? Что пришлось сделать, чтобы все закончилось хорошо? Почему было страшно? Где были взрослые? Историю можно и придумать, и не обязательно про себя, не забывайте.

Переезд. Если ребенку приходилось переезжать вместе с семьей, то он может на основе своего опыта придумать историю про какого-нибудь мальчика или девочку, или даже домашнего питомца, который переехал с одного места на другое. Что он испытывает? Как привыкает к новому месту? Как находит друзей?

Волшебное платье. Вот такое условие для завязки: у нашего героя есть волшебное платье, которое может превратить его в любого человека, когда он его наденет. Но только один раз и только до тех пор, пока он носит это платье. В кого захочет превратиться наш персонаж, и как проведет волшебное время в образе другого человека?

Школьный дракон. Давайте представим, что директор школы купил в живой уголок ящерку, а он превратился в дракона! Вот это история! Что будет со школой? С учителями? Удастся ли приручить его и научить хорошо себя вести?

ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ

  • вступление
  • тезис, или основная мысль, которая будет рассматриваться и доказываться
  • приведение аргументов (фактов, примеров, случаев, цифр, мнений, цитат)
  • заключительные выводы

Во-первых, это весело… Что тебе нравится в школе? Если не в школе, то, например, на кружке мультипликации или робототехники? Зачем ты сюда ходишь?

Книга, которую нужно прочитать всем. Наверняка у ребенка есть рекомендация такой книги, которую он хотел бы посоветовать прочитать всем людям на свете. Почему именно ее, что читатель узнает, как книга может повлиять на его внутренний мир?

Дикий зверь. Какое дикое животное самое привлекательное в глазах ребенка? Почему? Чем оно ему нравится? Трудно ли им быть и почему?

Как найти лучшего друга? Все мы ищем друзей, и со временем находим. Но каким должен быть лучший друг именно для нас? Какие черты характера мы ищем в людях, чтобы считать их лучшими друзьями? Кто он - лучший друг?

Нелюбимая погода. Нелюбимый тип погоды есть у каждого. Кто-то не любит ветреные дни, кто-то - дождливые. А какую погоду не любишь ты? Почему?

История игрушки. Любимая игрушка есть у каждого ребенка. Какая любимая игрушка у тебя и что делает ее любимой? Как думаешь, когда ты перестанешь с ней играть? И что случится с ней после этого?

Праздник. Твой любимый праздник и почему он любимый?

Рыба или лягушка. Вот такой неожиданный выбор: кем бы ты хотел быть - рыбой или лягушкой? И почему?

Мое здоровье. Расскажи, почему важно чистить зубы и заботиться о своей гигиене? Или почему нужно придерживаться правильного питания, даже если очень хочется неправильной еды? Что произойдет с человеком, если неправильное питание или неправильный образ жизни перевесит правильный выбор?

Собака - друг человека. Что позволяет нам, людям, так считать?

Страшно ли жить рядом с вулканом? Рассуждай, почему люди живут рядом с вулканами? Ведь это объективно страшно. И может быть опасно.

Почему динозавры вымерли? Что ты знаешь об этом? Почему так произошло?

ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ОПИСАНИЙ

Как приготовить мое любимое блюдо. Представь, что у тебя появился домовенок-помощник и хочет тебя порадовать. Просит рассказать, как приготовить твое любимое блюдо. Или мамино. Опиши от начала и до конца, что нужно взять и что нужно сделать, но постарайтесь не превратить сочинение в обычный рецепт из поваренной книги.

Как играть в мою любимую настольную игру. Друг по переписке просит тебя рассказать о каких-нибудь интересных настольных играх. Опиши, как играть в твою любимую настольную игру.

Что делать, если ребенок потерялся. Напиши инструкцию всем детям на случай, если они потеряются, оторвутся от родителей в развлекательном или торговом центре.

Как ухаживать за питомцем. Представь, что ты уезжаешь из города и на время отдаешь своего питомца другу. Опиши подробно и понятно, как ухаживать за питомцем, чем кормить, что он любит.

Автопортрет. Если бы у тебя появился друг, который не видит, как бы ты ему себя описал?

Моя комната. Попробуй описать свою комнату. Если кажется, что это скучно, тогда опиши комнату своей мечты, что бы в ней ты хотел изменить или добавить, в том числе волшебные вещи.

Мой город. Опишите город, в котором живете. Где он находится? Как появился? Что в нем самого красивого и интересного, на ваш взгляд.

Что такое вулкан? Где они находятся? Какие бывают?

Мой любимый динозавр. Все дети любят динозавров, наверняка у тебя есть любимый вид. Опиши его, как он выглядел, что он ел, какой образ жизни вел?

Среда обитания. Выбери какую-нибудь среду обитания - океан, пустыню, саванну или что-то еще, и опиши, как она выглядит, какие животные там живут, кому приходится особенно тяжело?

Любимый герой. Это может быть как персонаж книги или мультфильма, так и реальный человек - современный или исторический. Опиши, как он выглядит, чем известен, какими чертами характера обладает.



Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Мой путь в школу". Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?

Учитель у доски

Виды сочинений

Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:

  • Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
  • Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
  • Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.

Девочка пишет сочинение

Действуем последовательно

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Дети пишут

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

Девочка пишет в тетради

Выбираем идею

Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.

Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.

План сочинения

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Мама помогает дочке писать сочинение

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

Сочинение

Черновик – основа дела

Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!

Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.

Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.

Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.

А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.

Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:

  • Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
  • Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
  • Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
  • Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
  • Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
  • Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.

После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.

Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.

Читайте также: