Влияет ли русский язык и культура речи на воспитанность человека сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

русский- реферат.doc

Речь человека- показатель не только образованности, но и воспитанности

Выполнила: Валиуллина А.Н.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе.

Средствами воспитания являются образцы поведения, демонстрируемые окружающими значимыми людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Традиционно различают 3 социальных института воспитания:

1.Традиционно главным институтом воспитания является семья. Приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, т.к. оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.

2. В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась 6-7 до 16-17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школы как института воспитания.

3.Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Недостатки: влияние воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность и не может дойти до каждого ребенка. Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

4.Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.

Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт. Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а тем более - высших черт духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что их можно воспитывать у человека в течение всей жизни, но для этого необходима специальная практика.

Что такое культура как общественное явление?

Культура имеет некоторые отличительные свойства – преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры – материальная и духовная.

Материальная культура включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

- элитарную культуру -- создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

- народную культуру – фольклор -- создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

- массовую культуру – подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

- субкультуру – система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи – это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи. Красивая, модная, стильная девушка вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение – феномен социального общества. Различают вербальное и невербальное общение. Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами – социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура – многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Общаясь культурно человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны.

Сленг и его применение. Арго. Жаргон.

Сленг — терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных и иных групп).

Арго — язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

В современной жизни, не отставая от темпа технического прогресса, происходят и культурные, и морально-этические изменения в обществе. Одновременно с этим изменяется и наш язык. Тем не менее, какие бы изменения не испытывало общество или наука, есть некоторые аспекты жизни, которые не должны исчезать или видоизменяться. По моему мнению, к таким вещам следует отнести и культуру речи.

Еще с прадавних времен умение правильно говорить считалось неотъемлемой частью воспитания. В первых учебных заведениях Древней Греции ораторское искусство

считали одной из семи главных наук. Можно ли сказать, что сейчас в нашем обществе, как и в Древней Греции, культура речи находится на надлежащем уровне? Как по мне, нет.

Только послушайте, как разговаривают люди на улице! Много кто из нас неправильно ставит ударения в словах, неправильно произносит звуки, “глотает” фразы и частички слов. Кроме того, недаром появилось понятие “слова-паразиты”.

Иногда за этими бесконечными словами-паразитами мы не можем понять, что хочет сказать человек, не говоря уже о том, что на высказывание коротенькой мысли он тратит втрое больше времени (пока люди не пересчитают

все свои “ну”, “так вот”, “вообще” и “как бы”…). Вот и вырисовывается печальная картина, а следует еще вспомнить о большом количестве ненормативной лексики, которая у некоторых горе-ораторов не несет ни содержательной ни эмоциональной нагрузки, тем не менее, они активно ее используют.

В школе на уроках развития связной речи мы учим правильно понятно высказываться, придерживаясь при этом лаконичности. Иногда мы используем интересные дискуссии на актуальные для нас темы, затрагиваем даже философские вопросы! По моему мнению, такие уроки являются очень полезными и количество их необходимо увеличить.

Я попробовала обращать внимание не только на содержание высказываний, а и на манеру речи моих ровесников, родственников и просто людей на улице. И однажды мне показалось, что мы разговариваем на разных языках! Это так называемый сленг. Как точно заметил Карл Сенберг, “сленг – это язык, который снял костюм, поплевал на руки и взялся за работу”.

Да, но иногда люди старшего поколения просто не понимают своих внуков. По моему мнению, нет ничего плохого в существовании сленга или в том, что молодежь пользуется им, тем не менее, каждый должны уметь высказывать свои мысли литературным красивым языком. Ведь использование синонимов, а не обычных нейтральных слов, делает нашу речь ярче. А человека, который имеет красивое произношение, высказывается ясно и лаконично, просто приятно слушать.

Если же он говорит правильные вещи, но имеет низкую культуру речи, с ним тяжело сразу согласиться, даже если будет терпение дослушать ее густо пересыпанную ненормативной лексикой речь до конца. Есть известная русская пословица: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”. Это, безусловно, правильно.

Я считаю, что чистота речи является настолько же очевидной необходимостью, как, например, чистота помещения. Никто же не будет жить в грязной квартире, если можно убрать в ней и навести порядок. Так же каждый должен “навести порядок” в собственных мыслях и в собственной речи.

Тогда общение станет намного эффективнее, а главное, намного приятнее для всех нас.

Умение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.

В какой зависимости находятся “язык” и “речь”? “Язык” и “речь” – это одно и тоже? Чтобы ответить на этот вопросы, сравним две точки зрения на данные категории: лингвистической и философской.
Лингвистика всегда пользовалась термином “язык”, и лишь с начала XX в. появляется понятие “речь”. Язык и речь образуют в совокупности единое явление, и в то же время между ними есть принципиальные различия.
Поставим перед собой вопрос: что такое “речь”?
“Речь” – это конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, это все, что говорится и пишется: разговор между знакомыми, выступление на митинге, речь адвоката, научное сочинение, стихотворение, повесть, доклад и т.д.
Но речь невозможна без языка. Например, иностранная речь будет восприниматься как непонятный сплошной гул, в котором трудно различить слова, предложения, если мы не знаем языка. Речь строится по законам языка, производится языком, представляет собой его воплощение, реализацию. Как писал Л. Л. Вержбовский.
“Язык одновременно и орудие и продукт речи”. Иначе говоря, язык творит речь и в то же время сам творится в речи.
Мы читаем текст, слышим речь. Наблюдая, анализируя звучащую и письменную речь, мы постигаем структуру языка как “механизма”, порождающего речь. Например, чтобы “открыть” такую часть речи, как существительное, лингвистам надо было проанализировать громадный речевой материал. И тогда обнаружилось, что есть слова, имеющие значение предметности и обладающие определенными грамматическими признаками, то есть ведущие себя в речи одинаково.
Но язык, в отличие от речи, не дан нам в непосредственном восприятии. “Языком можно владеть и о языке можно думать”, – писал известный лингвист А.А.Реформатский, – “но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова”(4, с. 65).
В самом деле, можно услышать или произнести слово, предложение, целый текст, но “потрогать” существительное или глагол невозможно. Это абстрактные понятия, которые извлекаются из речи, примерно как железо из руды.
Итак, речь материальна, она воспринимается чувствами А как считают мыслители о соотношение “языка” и “речи”?
С точки зрения философиии, опираясь на материал Козловой М.С., “язык” – это не до конца понятый видовой признак человека, который с одной стороны, отражает, с другой – фиксирует определенный взгляд на мир. Речь – это реализация языка, процесс говорения и результат этого процесса.
Речь материальна, она воспринимается чувствами – слухом, зрением и даже осязанием, например тексты для слепых. Язык – это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом, научным анализом речи.
Есть и другие различительные признаки языка и речи. В отличие от языка речь индивидуальна и конкретна.

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.

Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.

Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.

Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) - все это оставляет не очень хорошие впечатления.

Вариант 2

Под словом культура в общем смысле понимается сочетание всего человеческого опыта: знания, мысли, предметы искусства и быта. Как говорится, культура является второй природой, то есть именно благодаря культуре люди и отличаются от животных.

Помимо этого есть и второе понимание термина, когда под культурой понимается освоение всего человеческого опыта конкретной личностью. Проще говоря, культурный человек владеет культурой, то есть разбирается и в искусстве и в повседневных делах, умеет пользоваться текущим опытом человечества. Конечно, сюда относится и язык, культура речи.

Именно речь представляет собой один из наиболее существенных признаков человечества от других живых существ в этом мире. При этом люди обладают образной речью, могут не просто передавать какие-то элементарные сигналы (как, например, пчела, которая в своем танце рассказывает, где растут лучшие цветы, остальным обитателям улья) но и фантазировать, использовать логическое мышление и многое другое. По сути, обладание умением пользоваться речью и делает человека более человеком, а отсутствие такого умения приближает ближе к животным.

Мы можем видеть много красивых и интересных людей с приятным обликом, но зачастую, стоит только немного пообщаться, наблюдаем полное отсутствие культуры речи. Такие люди умеют выражать только простейшие эмоции и мысли, не умеют пользоваться богатством языка и выражать собственное мнение, а зачастую вообще такового не имеют, так как не могут нормально пользоваться словами.

Внешне перед нами люди. Однако, когда мы приглядываемся, по сути, перед нами оказываются существа ближе к животным, просто в человеческом обличье. Ведь, как выяснили ранее, именно культура, в том числе и культура речи, представляет собой типично человеческий признак.

Он дается не сразу. Ребенок не обладает культурой речи, только школьник начинает в этом осваиваться и учится верно пользоваться языком. Поэтому культуру речи нужно постепенно и стабильно развивать.

В этом не просто возможность лучшей коммуникации с людьми и другие полезные умения, но и более глобальная цель. В этом заключается движение каждой личности от своего сугубо примитивного животного опыта к опыту подлинно человеческому и возвышенному.

Сочинение рассуждение Культура речи

Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.

Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.

Культура речи

Несколько интересных сочинений

Действия комедии Николая Васильевича Гоголя Ревизор разворачиваются в одном небольшом уездном городке, типичном для России девятнадцатого века. Этот город такой же, как и все остальные

Мы привыкли понимать характер человека, как совокупность свойств, реакций на события каждой отдельно взятой личности. Трудно поспорить с тем, что именно благодаря определенным чертам характера человек становится личностью.

Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году в Могилёвской губернии. Юного художника сначала обучался у иконописца, а позже поступил в Гомельскую художественную студию им. М. А. Врубеля.

Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене.

Читайте также: