Блеск и нищета куртизанок сочинение

Обновлено: 02.07.2024

1824 год. Люсьен Шардон, молодой повеса, неведомым образом получивший от короля фамилию и титул графа, возвращается в Париж, чем вызывает волну удивления среди столичной знати. Везде его неизменной спутницей является очаровательная девушка, молодая куртизанка Эстер.

После произошедшего на балу неприятного инцидента, Люсьен вынужден забрать почти потерявшую сознание девушку к себе домой. Потрясенная травлей девушка пытается свести счеты с жизнью, надышавшись газом. Но по каким-то загадочным обстоятельствам, в этот момент рядом с ней оказывается странный человек, который отговаривает девушку от необдуманного поступка. Оказавшийся священником незнакомец настаивает на том, чтобы Эстер прошла обряд крещения и полностью отказалась от своего позорного прошлого. Ей необходимо обрести честь и получить уважение общества, по-другому никак. Ради любви к Люсьену, девушка готова на условия аббата, но не может перестать тосковать по Люсьену. Аббат Карлос Эррера, видя страдания Эстер, привозит ее обратно и оставляет ее с возлюбленным, призывая их сохранить свой союз в тайне. Молодые люди некоторое время живут в предоставленной священником съемной квартире. Их жизнь можно назвать счастливой. Люсьену уже стало известно, что Эррера на самом деле вовсе не священник, а известный беглый каторжник, но это не имеет для молодого человека никакого значения, поскольку аббат многим ему помог. За Эстер постоянно следят люди Эрреры, докладывая ему о каждом шаге юной девушки.

Тем временем положение Люсьена в обществе все больше укрепляется, он становится популярным в парижских гостиных и любимчиком светских сплетников. Ему прочат женитьбу на юной и привлекательной дочери герцога де Гранлье. Тогда же становится известно о любовной связи графа де Рюбампре с графиней де Серизи. А барон де Нусинген случайно встретив Эстер в Венсенском лесу, покорен ее красотой и даже нанимает полицейских разыскать ее. Опытные сыщики, Перад и Контансон, берутся за поиски, зная, что эта девушка является возлюбленной Люсьена. О том, что у молодого графа есть покровитель в лице знаменитого каторжника Жака Коллена, выдающего себя за священника аббата Эррера, они не подозревают.

Наигранные доброта и сострадание Эрреры оборачиваются в расчетливый план: мнимый аббат намерен продать Эстер Нусингену, на что безвольный возлюбленный девушки соглашается. Он тоже ищет свою выгоду, поскольку герцог де Гранлье обещает ему руку дочери только в случае приобретения им дорогого имения. Помощники Карлоса Эрреры по его указу организовывают сводничество Эстер и старого барона. Жак Коллен начинает свою хитроумную игру: он выписывает на имя Эстер векселя на триста тысяч франков долга, которые за нее должен будет отдать Нусинген. Так мошенники без труда получают полмиллиона.

Девушка впадает в отчаяние в ожидании предстоящей близости с бароном, не желая изменять возлюбленному. Карлос предупреждает прекрасную куртизанку о том, что она должна окончательно расстаться с Люсьеном ради его будущего. Подручные Эрреры, надеявшиеся заработать денег в этой авантюре, оказались ни с чем.

Тем временем старый полицейский и его ловкий ученик постепенно обнаруживают в плане Эрреры брешь. Раскрывается обман Люсьена относительно происхождения денег на покупку имения. Перад, желая поближе подобраться к преступной шайке Коллена, выдает себя за состоятельного англичанина и берет на содержание одну из подруг Эстер. Герцог де Гранлье получает анонимное письмо, обличающее ложь Люсьена по поводу источников его денег и отказывает в помолвке с дочерью.

Понимая, что его план теперь известен полиции, Эррера решается на похищение дочери Перада. Сыщикам он выдвигает требование: либо Люсьен женится на мадемуазель де Гранлье, либо дочь Перада обесчестят, а его самого убьют. Пожилой полицейский пошел на попятную, но его ученик Корантен уже выехал в Ангулем для продолжения расследования. Выяснив подробности об отсутствии у семьи Люсьена денег, Корантен возвращается домой и видит, что Эррера выполнил свои угрозы: Перад в агонии умирает от яда, а его дочь едва ли не лишилась рассудка. Ученик Перада поклялся любой ценой отомстить Люсьену и его покровителю.

Наконец Эстер уступает страсти Нусингена и он одаривает ее ценными бумагами, которые она затем продает, а вырученные деньги оставляет возлюбленному и принимает яд. Деньги, предназначенные Люсьену, забирают подручные аббата. Нусинген обращается в полицию, заподозрив неладное в смерти молодой жены. Выяснилось, что Эстер являлась единственной наследницей сказочно богатого скупого ростовщика Гобсека, умершего недавно. Эррера подделывает завещание Эстер, указав в нем Люсьена как единственного наследника всего ее состояния, и пытается бежать. Котансон намеревается остановить аббата, но тот безжалостно сбрасывает молодого сыщика с крыши.

Эррера притворившись мертвым, с помощью полиции попадает в тюрьму. В скором времени Люсьен также попадает под арест, вызвав в обществе большой переполох. Следователь Камюзо, ведущий дело Люсьена, оказывается между двух огней: прокурор и близкий приятель господ де Серизи просит смягчить для молодого графа наказание, в то время как маркиза д’Эспар требует применения более суровых мер.

Обвинения против Люсьена оказываются необоснованными: найденное письмо Эстер к возлюбленному доказывает его непричастность к гибели девушки и, следовательно, к похищению денег.

В процессе следствия Люсьен, желая оправдаться, обвиняет во всех преступлениях Эрреру, но прочитав протокол предыдущего допроса, граф дю Рюбампре понимает, что погубил своей трусостью и себя, и аббата Эррера. Затем Люсьена возвращают в тюремную камеру. Обдумав все, он отказывается от всех своих показаний и, отчаявшись, сводит счеты с жизнью. Повесившегося на собственном галстуке молодого человека находит графиня де Серизи, пришедшая в тюрьму его навестить.

Аббат Эррера был искренне потрясен вестью о самоубийстве графа де Рюбампре, ведь он полюбил юношу как сына. Следователь полиции предпринимал безуспешные попытки разоблачения личности беглого каторжника. Здесь на помощь Карлосу приходят его верные подельники и он вновь заставляет их действовать в своих интересах. Эррера сдается властям и довольно странным образом попадает на службу в тайную полицию, где проводит следующие 15 лет, до выхода в отставку. Как впоследствии оказывается, в этом ему помогают письма возлюбленных покойного Люсьена, способные скомпрометировать немало дам из высшего общества.

В 1824 г. на балу в Опере появляется ослепительно красивый молодой человек под руку с прелестной дамой. Ко всеобщему изумлению, Люсьен Шарден каким-то образом сумел подняться из грязи, и король своим указом вернул ему фамилию предков со стороны матери. Юноша без труда ставит на место старых врагов — барона Сикста дю Шатле и маркизу д’Эспар.

Однако у него не хватает духа осадить прежних собратьев-журналистов, и именно они опознают в его спутнице публичную девку по прозвищу Торпиль — эта красавица еврейка славится самым утонченным распутством. Люсьен увозит полуживую Эстер домой, а невысокий тучный человек в маске, неотступно сопровождавший любовников, приказывает Растиньяку заступиться за графа де Рюбампре — узнав страшный взгляд этого человека, Эжен цепенеет от ужаса. Обезумевшая от горя Эстер делает попытку отравиться угарным газом, но её спасает незнакомый священник, который объясняет ей, что она едва не погубила карьеру Люсьена — свет не простит ему второй Корали. У Эстер есть только один выход — стать честной женщиной. Несчастная куртизанка соглашается на все: её помещают в монастырский пансион, где она принимает крещение и отрекается от прошлого. Но Люсьена она забыть не в силах и начинает чахнуть. Аббат Карлос Эррера вновь возвращает её к жизни, поставив условием, что она будет жить с Люсьеном в полной тайне от всех.

В мае 1825 г. влюбленные обретают друг друга в квартире, снятой для них испанским каноником. Впрочем, Люсьену уже известно, кто скрывается под сутаной лжесвященника — однако юноша, опьяненный успехами в свете и привыкший к роскоши, не находит в себе силы порвать с покровителем, который железной рукой направляет его, оберегая от былых ошибок. Аббат окружает Эстер своими доверенными людьми: Меднолицая Азия будет заниматься стряпней, миловидная Европа — исполнять обязанности горничной, а верзила Паккар — сопровождать хозяйку на прогулках. Идиллия на улице Тетбу продолжается четыре года. За это время положение Люсьена упрочилось настолько, что в свете заговорили о его женитьбе на дочери герцога де Гранлье. Благосклонности юного красавца домогаются самые знатные дамы: его парадной любовницей становится графиня де Серизи, завоевавшая эту честь в схватке с герцогиней де Монфриньез.

Между тем герцог де Гранлье, получив анонимное письмо об источниках дохода Люсьена, отказывает юноше от дома. Взбешенный Карлос приказывает похитить дочь Перада — если через десять дней Люсьен не женится на Клотильде де Гранлье, Лидия будет обесчещена, а сам Перад убит. Старик в отчаянии бросается к Корантену: они связались со слишком опасными людьми, и нужно временно отступить. Однако дать задний ход уже невозможно: Корантен и стряпчий Дервиль отправились в Ангулем — там они быстро выясняют, что Сешары, хоть и живут в достатке, но миллионным состоянием не располагают. Корантен возвращается в Париж, когда Перад умирает от яда — перед смертью ему вернули истерзанную и повредившуюся в уме дочь. Корантен клянется отомстить и аббату, и Люсьену — оба они окончат свои дни на эшафоте.

Тем временем Эстер наконец уступает мольбам Нусингена, и счастливый банкир дарит ей ренту в тридцать тысяч — немедленно продав ценные бумаги за семьсот пятьдесят тысяч, она оставляет их Люсьену и принимает яд. Увидев наутро мертвую хозяйку, Европа и Паккар скрываются с деньгами. Нусинген, заподозрив неладное, вызывает полицию. Попутно выясняется, что Эстер чудовищно богата — она единственная наследница недавно скончавшегося ростовщика Гобсека. Карлос, сохранивший хладнокровие и в момент крушения, пишет поддельное завещание — перед смертью Эстер якобы отказала свое состояние Люсьену. Затем аббат пытается бежать, но дорогу ему преграждает Контансон — Жак Коллен, сбросив сыщика с крыши, приказывает Азии дать ему такое снадобье, чтобы его приняли за умирающего. Бесчувственного испанца отвозят в тюрьму. Перепуганного насмерть Люсьена берут под стражу на дороге, где происходит его последнее свидание с Клотильдой, уезжающей в Италию.

Исключительность положения героя в семье питает изначально присущий ему эгоизм, оказывающийся благодатной почвой для зерен философии имморализма, брошенных в душу Люсьена его наставниками – сначала меценатствующей аристократкой Ангулема мадам де Баржетон, а затем продажным журналистом Лусто. Де Баржетон настаивает на праве гения приносить в жертву своему таланту все и всех вокруг. Она внушает Люсьену преклонение перед людьми, добившимися успеха, и увлекает его из Ангулема в Париж, где и оставляет перед лицом всех соблазнов и опасностей.

Раскрытые в романе жестокость, вероломство, лицемерие, алчность высшего света Парижа, так же как скудоумие, невежество, убожество духа, мелкое интриганство, политическая косность провинциальной аристократии, с достаточной очевидностью свидетельствуют, что легитимистские иллюзии самого Бальзака, не выдерживая испытания суровой правдой действительности, развеиваются в прах.

В период пребывания в Париже рушится не только мечта Люсьена о литературной карьере и богатстве – рушится его вера в самого себя. Люсьен понимает, что он не создан для той роли, которую пытался играть в сомнительных салонах, в среде продажных литераторов и хищников – издателей, готовых эксплуатировать писательских труд. В конечном итоге Люсьен становится причиной непоправимых бед Давида, попавшего в тюрьму из-за векселей, подделанных Люсьеном.

Тема утраченных иллюзий связывается Бальзаком с судьбой не только Люсьена Шардона, но и его друга Давида Сешара. Люсьен и Давид, фигуры который оказываются в центре повествования, задуманы писателем как характеры резко противоположные. Люсьен эгоистичен, легкомысленен, блестящ и поверхностен. Давид – мыслитель и труженик, неутомимый в достижении поставленной цели, охотно жертвующий своими интересами для счастья близких. В то же время двух героев роднят не только их поэтические мечты о славном будущем, но и жизненные неудачи, крушение их иллюзий. Люсьену не удается прославить свое имя в литературе, Давиду – осуществить задуманное им усовершенствование производства бумаги. Крушение иллюзий героев связано с тем, что они не приспособлены к тем методам борьбы за существование, к тем волчьим законам конкуренции, которые царят в буржуазной Франции.

Вопрос 15

Романы "Человеческой комедии" объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел, приглашают одного и того же врача Бьяншона, в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще, подразделение на второстепенных и главных персонажей "Человеческой комедии" достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом – он и его история выводятся на первый план (Гобсек и Нусинген).

Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" – разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не заканчивается жизнь, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла, который состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" – общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе, а как подробности всей картины.

Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, "Шагреневая кожа"), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.

При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман – автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.

Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников – романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор "Человеческой комедии" полагал, что художник должен отображать типическое, находить общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков, Бальзак не ищет свой идеал за пределами реальной действительности, он был первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за жизнь, представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от не оплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину, общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.

В "Человеческой комедии" Бальзака, кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир – значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.

Эту общую для "Человеческой комедии" коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских "Этюдов о нравах", почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце её либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз – на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в "Человеческой комедии". Его персонажи – Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.

Достойных выходов не так много – честная бедность и утешение, которое может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, чем в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становятся любящие родные и семья, но и она затронута порчей. Вообще, семья в "Человеческой комедии" играет немаловажную роль. В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии" перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты трагичной борьбы за власть и золото.

Рецензия кирилл владимиров на книгу Блеск и нищета куртизанок

Обличитель

Оноре де Бальзак - признанный реалист французской литературы, одно из ярчайших и значительнейших имен Французской литературы.
Как же истолковать, понять термин "реалист". Это писатель, который показывает жизнь, общество в их объективности, без приукрашиваний, романтизации. Там, где можно было бы показать счастливый финал, несколько приукрасив суть, писатель Бальзак будет показывать в своем произведении ту действительность, которая может происходить в реальности. Поэтому многие его произведения, обладая детальнейшим бытописанием реальности, пессимистичны, трагичны. Потому что такой бывает жизнь.
Итак роман "Блеск и нищета куртизанок" - одно из произведений "Человеческой комедии", которое неразрывно связано с некоторыми другими его произведениями ("Отец Горио", "Утраченные иллюзии"), являясь финальным аккордом в этой истории.
Роман о двадцатых годах 19 столетия, написанный писателем позднее в течение многих лет.
О чем этот роман.
Название указывает на то, что центральными фигурами здесь будут куртизанки. В романе они есть. Их имена Эстер, Европа, Азия. С одной стороны, что на поверхности лоск и роскошь, с другой внутри - "пропасть", драматизм, искалеченные судьбы, как роза, на первый взгляд красива, но есть и шипы. Молодость, которая прекрасна тем, что это молодость, но образ жизни делает ее надрывной. Ничего хорошего, светлого тут нет.
В романе есть образ молодого человека Люсьена, которого некто спас в финальных главах "Утраченных иллюзий" от тяжкого поступка.
Но одно из центральных мест этого произведения отдано аббату Карлосу Эрерра, он же Жан Коллен, он же Вотрен, знакомый читателю произведений Бальзака по "Отцу Горио". Уже тогда Вотрен, которого многие обитатели пансиона Воке побаивались, признавая в нем внутреннюю силу учил молодого человека - Эжена Растиньяка принципам жизни, которые полны цинизма, жесткости. Но ведь Вотрен - каторжник. И удивление Растиньяка было в том, что циничные принципы, которые преподносил ему каторжник были тождественными с теми принципами, которые преподносили ему культурные и интеллигентные представительницы высшего светского общества. Ошибка, совпадение. Нет, это не случайность. В этом суровый и печальный реализм Бальзака. В "Блеске и нищете куртизанок" Растиньяк будет появляться, не играя ключевой, центральной роли. Но читателю будет понятно, что он уже прошел школу жизни, впитав в себя "мораль" как губка, и теперь продвигается по жизни.
В этом произведении Вотрен раскрывает свой "талант" в полную мощь. Он превосходный актер и блестяще меняет роли маски, играя свою роль того или иного образа, который ему выгодно сыграть на данный момент. Подобно выдающемуся актеру, которому под силу сыграть диапазон различных ролей от великого праведника до великого грешника. Но это будет всего лишь игра. В образе аббата Карлоса Эррера он будет представлять добродетель, но это лишь игра в милосердие, искренности и правды, которые были например у епископа Миреля в "Отверженных", сумевшего своею добродетелью переделать судьбу человека к лучшему здесь не будет. Это игра в милосердие. Он может сыграть и святость на допросе, когда к нему не подкопаться, он во всем чист, от всего отвертелся, напел о своей чистоте и безгрешности, за которыми греховность и порок размеров глубиною в пропасть. Сыграть роль искреннего рубахи-парня. Сыграть роль честного и порядочного следователя. А внутри у него все равно будет греховность и порок. В мире нет таких людей? Вопрос риторический. Поэтому Бальзак - реалист.
И именно от этого человека, взгляд которого тверд и непреклонен, который не опускается, не пугается, который способен пронзить человека насквозь, что указывает на чрезвычайно волевого человека зависят в романе очень многими: и Люсьен и Эстер. Их судьбы, их личности, их Я становятся зависимыми в руках ловкого манипулятора, который всегда выходит сухим из воды. Его сущность сравнивается с темными силами, имя под собой мистическую природу.
И Бальзак - реалист, потому что если бы такие, как Вотрен в реальности проигрывали.
Но в жизни бывает всяко разно.
Однако за "непотопляемость" Вотрена, отсутствие его покаяния, расплаты, отсутствие торжества справедливости. За тех людей, которые отдали свои жизни в молодом возрасте на страницах книги не могу поставить произведению высший балл.
Желательно, чтобы торжествовало добро.
2 из 5

Читайте также: