Вишневый сад это россия сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Пьеса была написана в начале 20 века. Наша страна тогда стояла на перепутье. После отмены крепостного права дворянство потеряло свои силы. Данное сословие в комедии представлено Раневской и Гаевым. Эти герои много лет беззаботно жили за счет труда своих крестьян. Теперь же они сталкиваются с множеством проблем, тонут в долгах и теряют имение. Эти люди не способны справляться с трудностями, они слабохарактерны и нерешительны. С помощью этих героев Чехов показывает, что дворянам не место в будущем России, они не смогут сохранить и повести страну вперед.

В то время быстро разрастающимся классом была буржуазия, которую представляет персонаж Лопахин. Он предприимчивый, прагматичный купец, который завладевает садом и безжалостно вырубает его. Для него вишневый сад – лишь средство заработка, он не видит в нем памяти о прошлом:

Срубив все вишни, герой с одной стороны стирает воспоминания о минувших днях, с другой же – дает начало новому периоду истории страны.

Начало 20 века для России было временем кардинальных перемен. Люди понятия не имели, что их ждет завтра. Именно такое настроение общества и страны в общем показал в комедии А. П. Чехов. Атмосфера неопределенности, неуверенности и нерешительности царит как в произведении, так и в стране. Будущее расплывчато и неясно. Автор лишь надеется, что найдутся люди, которые смогут рассеять эту неясность и повести страну в счастливое и солнечное будущее.

Автор: Дарья Ефремчева

Автор: Самый Зелёный · Published 19.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 10.05.2019

Сочинение: Любовь в творчестве И. А. Бунина

Автор: Самый Зелёный · Published 18.04.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Любовь Раневская является символом прошлого России. Эта женщина не имеет глубоких жизненных интересов. Ее волнует лишь красота, любовные увлечения. С первого взгляда она может показаться доброй, но это доброта лишь внешняя. Любовь Андреевна является лицемерной и лживой женщиной. Она говорит о светлых материнских чувствах, о погибшем сыне, однако не заботиться о своих дочерях, об их будущем. Они живут на попечении легкомысленного дядюшки. Она не хочет продавать имение, но счастлива, что едет за рубеж.

Настоящее России выражено в образе Лопахина. Этот купец вышел из простых крепостных крестьян. Именно он покупает имение Раневской. Для образа Лопахина характерны расчетливость, скупость, предприимчивость, жажда заработать. Это необычайно активный персонаж, что сильно отличает его от других героев пьесы. Также он занят делом.

Он не отличается тактом, не знает правила поведения и этикета. У него плохие манеры и недостаточное образование. Лопахин не считает обидным и оскорбительным то, что устраивает рубку деревьев тогда, когда хозяева еще не уехали. Для него это самое обычное поведение.

Также Лопахин активно радуется своей покупке, всем говорит про нее. Несмотря на свое неделикатное повеление, это положительный персонаж.

Будущее страны выражено в образе Трофимова и Ани. Это интеллигентные, образованные люди.

Антон Павлович Чехов считал, что в будущем Россия будет в руках образованных, мудрых, умных людей, которые точно знают, что нужно людям и обществу. Эти люди были идеалистами по своему мировоззрению, стремились к идеальному миру, где все хорошо и прекрасно. Эта мысль в некотором роде утопична, так как это невозможно в реальности.

В своей пьесе Антон Павлович Чехов изложил свое видение общества того времени, а также заложил смысл понимания прошлого и будущего государства.

2 вариант

Деятельный энергичный Лопахин в произведении Чехова представляет настоящую действительность страны. Лопахин своим трудом и упорством смог в жизни много добиться. Герой покупает на торгах имение Раевской и Гаева и сразу преступает к реализации своих замыслов. Образ Лопахина в произведении является наиболее сложным и противоречивым, герой обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. С одной стороны, Лопахина отличают такие черты как трудолюбие, оптимизм, трезвый взгляд на вещи. С другой стороны, героем движет желание наживы, скорого обогащения. Лопахин не щадит чувств бывших хозяев усадьбы, он начинает вырубку сада до их отъезда

Будущее страны в комедии – это Аня и Петра. Петр Трофимов верно смотрит на действительность, он отличается от других героев умением свободно мыслить. Петр верит в достижение всеобщего счастья, однако его слова и призывы имеют слишком возвышенный мечтательный характер. Чехов жил во времена всеобщего сметания, как и многие, он понимал, что в стране не минуемы перемены. Писатель связывал будущее страны с молодым поколением, в пьесе его представляют Аня и Петр. Образы героев – это образы будущих революционеров.

Также читают:

Картинка к сочинению Россия в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте

Одним из второстепенных персонажей произведения является генерал Яков Михайлович Аносов, давний друг семейства Тугановских.

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина

Всех героев можно разделить на три группы, каждая из которых характеризует отдельный этап исторического развития России. К первой группе относится Раневская, Гаев и Фирс. Они символизируют прошлое, не оставляют надежды вернуть прежнюю власть. Такие люди не могут приспособиться к новой жизни, они не осмеливаются покинуть свою зону комфорта. Вплоть до самой отмены крепостного права общество состояло из аристократов и крестьян. Дворянам не о чем было беспокоиться, налаженный раннее порядок вещей ограждал их от бытовых забот и гарантировал сытую, обеспеченную жизнь за счёт труда крепостных. Благодаря этому всё свободное время господа могли посвятить своему образованию и развлечениям, приносящим удовольствие. Сад для них был отдушиной, напоминал о тех беззаботных временах, когда они ни в чём не нуждались. Посредством этих образов Чехов хотел показать, что дворянству нет места в настоящем и тем более в будущем. Вся аристократия уходила в прошлое, унося с собой свои порядки и культуру. Но уходила она не потому, что изжила себя, а из-за неспособности своих представителей приспосабливаться к изменениям. Эти люди не умели принимать самостоятельные решения и не знали, что делать для того, чтобы сохранить свой сад, свою Россию.

Многие исследователи считают, что можно провести аналогию между Раневской и государем. Любовь Андреевна не может совладать со своим садом, но изо всех сил за него держится, продолжая жить воспоминаниями о былых временах. Так и Николай II не хотел покидать престол, оказавшись неспособным сделать Российскую империю сильнее и улучшить жизнь своих подданных.

Фирс тоже относится к сторонникам бывшего жизненного уклада, но он является представителем крестьянства. Всю свою жизнь Фирс прислуживал семье Раневского и Гаева. Во время описываемых событий ему уже далеко за восемьдесят, а крепостное право было отменено ещё тогда, когда ему было около пятидесяти лет. Он мог бы изменить свою жизнь, начать всё заново, создать семью и быть свободным, но вместо этого выбрал карьеру лакея. В чём же заключалась причина такого решения? Дело в том, что мировоззрение крестьян уже было сформировано таким образом, что необходимость в прислуживании и привязанность к хозяевам передавалась по наследству. На протяжении многих лет они выполняли одну и ту же работу, никто и представить себе не мог другой образ жизни. Обретённая свобода для большинства крестьян стала не подарком, а тяжёлым испытанием. Лишь спустя не один десяток лет, их потомки стали иначе относиться к этим социальным переменам.

Исключением из представителей уходящего дворянства является Борис Борисович Симеонов-Пищик, который смог приспособиться к новой жизни. Он был рад строительству железной дороги, часть которой прошла по его земле и принесла ему неплохую прибыль. Далее он стал сдавать в аренду свои участки, снова отыскав способ заработать деньги.

Финальная сцена содержит в себе основную идею всей пьесы – старый жизненный уклад безвозвратно исчезает в прошлом, а на смену ему идёт совершенно новое и неизведанное. Именно из-за этой неизвестности будущее так сильно и тревожило А.П. Чехова. Он не ожидал перемен к худшему, но и предвестников лучшей жизни не видел. Ему оставалось только верить и надеяться, поэтому писатель смело смотрел в глаза своей судьбе, стараясь быть готовым к любым её переменам.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы?

Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему? Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

“Вся Россия – наш сад”

“Вишневый сад” – это вершинное произведение А. П. Чехова. Комедия закончена в 1903 году. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении драматурга.

В “Вишневом саде” сказалась общедемократическая позиция Чехова. В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени.

“Вишневый сад”, являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычайной правдивостью.

Хотя “Вишневый сад” основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее символическое значение. Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символически сад – это вся Родина. Поэтому темой пьесы является судьба России, ее будущее.

Уходят со сцены ее старые хозяева – дворяне, приходят на смену капиталисты. Но их господство недолговечно, потому что они – разрушители красоты. Однако придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят

Россию в цветущий сад.

Идейный пафос пьесы в отрицании дворянско-поместного строя, как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушение.

Родным местам она радуется лишь в день приезда, она опечалена продажей имения, но здесь же радуется возможности отъезда в Париж. А когда она говорит о любви к Родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе”! Привыкшая повелевать, Раневская приказывает Лопахину дать ей деньги. Переходы Любови Андреевны от одного настроения к другому неожиданны и быстры: от слез она переходит к веселью.

По-моему, характер этой женщины очень отталкивающий и неприятный.

Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Все в нем смешно и нелепо: и его горячие заверения, что проценты за имение будут заплачены, сопровождаемые отправкой леденца в рот, и патетическая речь, обращенная к шкафу. О несерьезности и непостоянстве этого человека говорит и то, что плачет, привезя известие о продаже имения, но, услышав стук бильярдных шаров, перестает плакать.

Слуги в комедии – это тоже символ старой жизни. Они живут по правилу “мужики при господах, господа при мужиках” и другого представить себе не могут.

Горький, характеризуя бывших хозяев сада писал, что они – “эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики”, “паразиты, лишенные сил снова присосаться к жизни”.

Особое значение придавал Чехов купцу Лопахину: “… роль Лопахина центральная. Если она не дастся, то значит и пьеса вся провалится”. Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым. Относительную прогрессивность этого буржуа драматург видит в том, что он энергичен и деловит, умен и предприимчив; он работает “с утра до вечера”. Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение.

У Лопахина “тонкая, нежная душа”, тонкие пальца, как у артиста. Однако он признает лишь утилитарную красоту. Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает красоту – вырубает вишневый сад.

Господство Лопахиных преходяще. Им на смену придут новые люди – Трофимов и Аня. В них воплощается будущее страны.

В Пете Чехов воплотил устремленность в будущее. Трофимовы вовлекаются в общественное движение. Именно Петр прославляет труд и призывает трудиться: “Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину”. Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны.

Он лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости . Но все же его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед.

Трофимова поддерживает Аня, девушка, поэтически настроенная, восторженная. Петя призывает дочь Раневской перевернуть жизнь. И в финале комедии Аня и Трофимов прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь. “Прощай, старая жизнь!” – говорит Аня.

А Петя вторит ей: “Здравствуй, новая жизнь!” Этими словами и сам писатель приветствовал новую эпоху в жизни своей страны.

Итак, в “Вишневом саде”, как и в других пьесах Чехова, есть реалистическая символика. Символично само название – “Вишневый сад”. Сад напоминает о тяжелом прошлом. “Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…” – говорит Трофимов. Но цветущий сад – это символ вообще красоты Родины, жизни.

Символичны звуки, особенно в конце пьесы: удар топора по дереву, звук лопнувшей струны. С ними ассоциируется конец старой жизни. Символика здесь очень прозрачна: уходит старая жизнь, на смену ей идет новая.

Очень сильно чувствуется оптимизм Чехова. Писатель считал, что придет светлая, радостная жизнь. Однако как бы это грубо ни звучало, сегодняшняя Россия – это нищая свалка мировых отходов, а не цветущий сад.

И современная жизнь заставляет усомниться в словах великого драматурга. Но надежда умирает последней…












Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

В положении, когда прошлое уже не может ничего решить, в России появляются капиталисты. Образ Лопахина так же противоречив, как и образы дворян. С одной стороны, он знает, как решить проблему с садом, с другой стороны, решение приходит вместе с вырубкой всего прекрасного, за что цепляются дворяне. Лопахин пытается расставить приоритеты для семьи, что важнее: сохранение имения и хоть каких-то воспоминаний или сохранение красоты, но её потеря в чужих капиталистических хищных руках?

Печальный звук топора и лопнувшей струны — это финальные символы, которые закрывают чувство неопределённости судьбы России. Для автора всё очевидно: прошлое не может больше удерживать страну, ей необходима предпринимательская рука, которая подняла бы её на новые высоты, но эта рука хищна и может принести немало бед, а люди будущего наивны и неопытны, у них больше нет традиций и ценностей, на которые они опирались бы. Таким образом, Чехов в своей пьесе предвосхитил ближайшие события в стране: создание нового на пепелище старого.

Автор: Лиана Юлдашбаева

Когда Чехов произносил название своей новой пьесы, Станиславскому казалось, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом. Атмосфера красоты, любви, печали окутывает образ вишневого сада с начала и до конца пьесы. Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник… — такова первая ремарка пьесы.

Представление о мае, о весне, о солнечном холодном утре здесь сочетается с представлением о ранней поре человеческой жизни. Ритм ремарки напевный, плавный. Все это действительно создает впечатление чего-то прекрасного, как детство, как весна. Но чуть-чуть слышна и нотка печали.

Что же означает образ вишневого сада, почему он сделан как бы центром пьесы? Посмотрим, что говорят о нем разные герои комедии.

Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Любовь Андреевна. (Глядит в окно на сад.) О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Аня. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучшего места, как наш сад.

Трофимов. Вся Россия — наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…

Вишневый сад дорог его владельцам — Раневской, Гаеву, дорог как воспоминание о детстве и молодости, благополучии, о легкой, изящной жизни; они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Сад своеобразно дорог и Лопахину —

как свидетельство его жт ненных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По-иному вишневый сад дорог Трофимову и Ане: они любят сад как один из чудесных уголков России, страны, все еще обездоленной и поруганной, но прекрасной, страны великого будущего.

Вишневый сад — пьеса о родине, о мнимых и подлинных хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

Действие пьесы охватывает примерно полгода: от последних майских до первых октябрьских заморозков; за это короткое время многие действующие лица внутренне меняются.

Характеры чеховских героев отличаются разной глубиной и сложностью. Чехов не создает однолинейных, плакатных персонажей: он как бы учит зрителя разбираться в противоречивом, меняющемся духовном облике человека. В образах Раневской, Лопахина, Пети

Трофимова, Ани и после финального занавеса остается нечто недосказанное, что заставляет читателей и зрителей размышлять и спорить.

ВИШНЕВЫЙ САД (1903-1904) →

Еще по данной теме::

    ЧЕХОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. ЧАЙКА

ЧЕХОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. ЧАЙКА. Чехов в течение всей своей писательской жизни, начиная ещ…

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ РАБА. Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь …

УТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕАЛОВ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Творчество Чехова с каждым годом все шире охват…

ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ. Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, ма…

ОСОБЕННОСТИ ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ. За Чайкой последовал Дядя Ваня (1897), Три сестры (1901), В…

Читайте также: