Вертел сочинение мамин сибиряк

Обновлено: 05.07.2024

Летним ярким днем Прошка работал в самом темном и сыром углу мастерской. Рабочие здесь занимались огранкой и шлифовкой драгоценных камней. Работая на хозяина Алексея Ивановича Ухова, не знали они ни сытной еды, ни хорошего отношения. Хозяина считали плутом: то проезжающим продал стекло вместо камней, то подменил аметист, отданный на шлифовку.

Однажды в мастерскую приехала барыня с двумя детьми. Ей хотелось взглянуть, как работают огранщики камней.

Прошка сидел в углу и привычно крутил большое колесо. К нему подошел приехавший мальчик и стал разглядывать блестящую отполированную ручку колеса, которую вертел Прошка. В конце концов, он тоже попросил повертеть и был в восхищении от этого занятия. Вскоре подошла и барыня Анна Ивановна, которая привезла детей, чтобы показать в каких условиях живут другие ребята, вынужденные зарабатывать себе на еду самостоятельно.

Осмотрев маленького работника, она поразилась худобе мальчика и стала расспрашивать хозяина, как тот кормит людей и сколько платит. Работали все за еду и, по уверениям Ухова, питались очень хорошо. Сам-то он не ограничивался общим обедом, несколько раз в день садясь за стол в своем доме.

Барыня попросила, чтобы купленные камни доставил именно Прошка. Алексей Иванович отказать не мог, и на следующий день мальчик отправился к покупательнице.

В барском доме его накормили, а хозяйский сын Володя показал игрушки, удивившись, что у Прошки их никогда не было. Когда мальчик уходил, то получил приглашение прийти еще, чтобы обучиться читать и писать.

На самом деле, Прошка должен был служить наглядным примером Володе. Слабохарактерный рассеянный барчук был подвержен приступам лени. Именно в воспитательных целях Анна Ивановна посылала его в мастерскую под разными предлогами. Но каждый раз сын возвращался домой перепачканным и с мечтой стать вертелом, как Прошка. Володе было весело в мастерской, и даже еду он находил вкусной.

Однажды Прошка перестал приходить. Барыня приехала к нему и узнала, что мальчик заболел. Тяжелые условия работы, пыль, сырость и недоедание вызвали у него чахотку. Анна Ивановна предложила переехать к ней, но Прошка отказался. Вскоре он, больной, продолжил вертеть колесо, пока не умер через две недели, поскольку ему было стыдно есть, не заработав.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Часть I

Дмитрий Мамин-Сибиряк — Вертел

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними — блестящая полоска реки, а в ней — вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.

Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни. Ближе всех к свету сидел старик Ермилыч, работавший в очках. Он считался одним из лучших гранильщиков в Екатеринбурге, но начинал с каждым годом видеть все хуже. Ермилыч работал, откинув немного голову назад, и Прошке была видна только его борода какого-то мочального цвета. Во время работы Ермилыч любил рассуждать вслух, причем без конца бранил хозяина мастерской, Ухова.

— Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что! — повторял старик каким-то сухим голосом, точно у него присохло в горле. — Морит он нас, как тараканов. Да… И работой морит и едой морит. Чем он нас кормит? Пустые щи да каша — вот и вся еда. А какая работа, ежели у человека в середке пусто. Небойсь сам-то Алексей Иваныч раз пять в день чаю напьется. Дома два раза пьет, а потом еще в гости уйдет и там пьет… И какой плут: обедает вместе с нами да еще похваливает… Это он для отводу глаз, чтобы мы не роптали. А сам, наверно, еще пообедает наособицу.

Эти рассуждения заканчивались каждый раз так:

— Уйду я от него — вот и конец делу. Будет, — одиннадцать годиков поработал на Алексея Иваныча. Довольно… А работы сколько угодно… Сделай милость, кланяться не будем…

Работавший рядом с Ермилычем чахоточный мастер Игнатий обыкновенно молчал. Это был угрюмый человек, не любивший даром терять слова. Зато подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных кумачных рубахах, любил подзадорить дедушку, как называли рабочие старика Ермилыча.

Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения, не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал, когда Ермилыч знаками объяснял ему, какой плут их хозяин.

Сам Ухов заглядывал в свою мастерскую только рано утром, когда раздавал работу, да вечером, когда принимал готовые камни. Исключение представляли те случаи, когда попадала какая-нибудь срочная работа. Тогда Алексей Иваныч забегал по десяти раз, чтобы поторопить рабочих. Ермилыч не мог терпеть такой срочной работы и каждый раз ворчал.

Всего смешнее было, когда Алексей Иваныч приходил в мастерскую, одетый, как мастеровой, в стареньком пиджаке, в замазанном желтыми пятнами наждака переднике. Это значило, что кто-нибудь приедет в мастерскую, какой-нибудь выгодный заказчик или любопытный проезжающий. Алексей Иваныч походил на голодную лису: длинный, худой, лысый, с торчавшими щетиной рыжими усами и беспокойно бегавшими бесцветными глазами. У него были такие длинные руки, точно природа создала его специально для воровства. И как ловко он умел говорить с покупателями. А уж показать драгоценный камень никто лучше его не умел. Такой покупатель разглядывал какую-нибудь трещину или другой порок только дома. Иногда обманутые являлись в мастерскую и получали один и тот же ответ, — именно, что Алексей Иваныч куда-то уехал.

— Как же это так? — удивлялся покупатель. — Камень никуда не годится…

— Мы ничего не знаем, барин, — отвечал за всех Ермилыч. — Наше дело маленькое…

Все рабочие обыкновенно покатывались со смеху, когда одураченный покупатель уходил.

— А ты смотри хорошенько, — наставительно замечал Ермилыч, косвенно защищая хозяина, — на то у тебя глаза есть… Алексей-то Иваныч выучит.

Всех больше злорадствовал Спирька, хохотавший до слез. Все-таки развлечение, а то сиди день-деньской за верстаком, как пришитый. Да и господ жалеть нечего: дикие у них деньги, — вот и швыряют их.

— Это какой камень? Прямо сказать, враг наш, — ворчал он, пересыпая на руке блестящие изумрудно-зеленые зерна. — Всякий другой камень мокрым наждаком точится, а этому подавай сухой. Вот как наглотаешься пыли-то… Одна маета.

Большие камни точились прямо рукой, нажимая камнем на вертевшийся круг, а мелкие предварительно прилеплялись особой мастикой к деревянной ручке. Во время работы вертевшийся круг постоянно смачивался наждаком. Наждак — порода корунда, которую для гранения и шлифования превращают в мельчайший порошок. При работе высохший наждак носится мелкой пылью в воздухе, и рабочие поневоле дышат этой пылью, засоряя легкие и портя глаза. Благодаря именно этой наждачной пыли большинство рабочих-гранильщиков страдают грудными болезнями и рано теряют зрение. Прибавьте к этому еще то, что работать приходится в тесных помещениях, без всякой вентиляции, как у Алексея Иваныча.

— Тесновато… да… — говорил сам Ухов. — Ужо новую мастерскую выстрою, как только поправлюсь с делами.

Год шел за годом, а дела Алексея Иваныча все не поправлялись. Относительно пищи повторялось то же самое. Алексей Иваныч сам иногда возмущался обедам своих рабочих и говорил:

— Какой это обед? Разве такие обеды бывают. Вот только поправлюсь делами, тогда все повернем по-настоящему.

Алексей Иваныч никогда не спорил, не горячился, а соглашался со всеми и делал по-своему. Даже Ермилыч, как ни бранил хозяина за глаза, говорил:

— Ну, и человек тоже уродился! Его, Алексея Иваныча, как живого налима, никак не ухватишь рукой. Глядишь, и вывернулся. А на словах-то, как гусь на воде… Он же еще и жалеет нас. И тесно-то нам, и еда-то плохая… Ах, какой человек уродился. Одним словом, кругом плут.

Прошка вертел свое колесо, закрыв глаза. Он часто так делал, когда мечтал. Но его мысли сегодня были нарушены неожиданным появлением Алексея Иваныча. Это значило, что кто-то придет в мастерскую и что придется ждать обеда. Алексей Иваныч нарядился в свой рабочий костюм и озабоченно посмотрел кругом.

Часть II

Краткое содержание

Летним дождливым днем охотник с удовольствием гулял по лесу. Дождь стал редеть, и вскоре перед глазами путника предстало Светлое озеро, на берегу которого жил его старый знакомый – сторож Тарас.

Один охотник посоветовал Тарасу подрезать птице крылья, чтобы та не улетела зимой в теплые края, но он отказался. Приемыш крепко сдружился с Соболько, с которым вместе гулял и даже делил пищу.

Часть III

Перед походом к барыне Прошку заставили надеть новую рубаху и вымыться. Прошка заробел было, но, когда пришел домой к барыне, освоился. Познакомился с легкомысленным, ленивым и добрым мальчиком Володей, сыном Анны Ивановны, а она велела накормить Прошку и вдруг решила, что будет учить его грамоте по воскресеньям.

Перед Рождеством Прошка не пришел на очередное занятие. Он заболел, у него началась чахотка. Но, стыдясь есть дармовой хозяйский хлеб, он продолжал работать у колеса, хотя ему было очень тяжело. В те времена чахотка (туберкулез) считалась очень опасной болезнью, Прошка вскоре слег. А потом его не стало.

Анна Ивановна приехала на похороны Прошки. Она корила себя, что так и не смогла помочь Прошке, и плакала обо всех бедных детях, которым выпала такая тяжелая судьба.

Чему учит рассказ "Вертел"
Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.

Отзыв на рассказ "Вертел"
Это очень грустный рассказ о временах, когда всякие гады эксплуатировали детский труд, чтобы получать большую прибыль. Бедный мальчик Прошка умер от непосильного труда, а его хозяину все было не почем. Мне очень жаль мальчика.

Пословицы к рассказу "Вертел"
Баловством хлеба не добудешь.
Свет не без добрых людей.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Сытый голодного не разумеет.
Сколько б не было детей, а всех жалко.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Вертел"

Солнце не освящало угол в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.
Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.
Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.
Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.

Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.
Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.
Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.
Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.

Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.
Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.
Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.
Через две недели он умер.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


1. автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк;

4. класс: 4 класс;

5. год написания: 1885;

6. Эпоха, описываемая в произведение, это конец XIX – начало ХХ века, действие происходит в Екатеринбурге;

7. Действующие лица: Прошка – сирота, рабочий гранильной мастерской, Алексей Иваныч – хозяин мастерской, Анна Ивановна – молодая барыня, покупательница камней, Володя – сын Анны Ивановны, Ермилыч, Спирька – рабочие мастерской;

Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте. Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

9. Личное мнение:

Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимае проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.


Рассказ Мамина -Сибиряка "Вертел" о нелегкой жизни детей-сирот. О том, что им приходится самим зарабатывать на жизнь и трудиться в любых условиях труда, только бы не умереть с голода.

Прошка- главный герой рассказа "Вертел" жил и трудился в ювелирной мастерской, в которой было очень много пыли. Но он сумел остаться человеком и сохранить в себе положительные качества характера до конца. Прошка в этой мастерской познакомился с Анной Николаевной, а потом и подружился с ее сыном. Но вскоре заболел и умер. А этого могло бы не быть, если бы Анна Николаевна помогла бы ему в лечении.

Вертел - очень грустная новелла.

Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.

Главный герой - Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться.

Он работает за еду, одежду и крышу над головой.

Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится.

Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг.

Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь.

У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.

Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь. богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними.

Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез - Прошка много кашляет и почти не может работать.

Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать.

Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот.

А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору - ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну.

Это заканчивается ожидаемо плачевно - парень умирает.

На мой взгляд, основная мысль новеллы Вертел - заботьтесь о своем здоровье!

Лечитесь, если заболели и нельзя работать в плохом состоянии.

Сейчас конечно медицина намного лучше, но здоровье нужно беречь.


В своем рассказе "Вертел" Мамин-Сибиряк показывает трудное детство и жизнь детей из бедных семей, сирот. Детям, чтобы чтобы выжить, покушать приходится работать в очень плохих условиях (как Прошка в душной мастерской), но тем не менее они сохраняют все положительные черты личности: трудолюбие, доброту, взаимовыручку. Основная мысль - самое главное в человеке, это доброе сердце.

Главная мысль рассказа "Вертел", написанного талантливым русским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, заключается в том, как ужасна была эксплуатация детского труда в царской России. Привычное и потому еще более страшное положение таких ребят, как Прошка, о которых плакала барыня Анна Ивановна, потому что поняла внезапно, что их миллионы и помощь одному Прошке котлеткой и пирожным - капля в море.

В Российской империи труд женщин и детей был выгоден для хозяев, потому что им можно было мало платить. Дети, даже малолетки, широко привлекались на разные, в том числе вредные производства, где вынуждены были работать наравне со взрослыми, губя свое здоровье.


Каждый, прочитавший этот рассказ, должен мысленно снять шапку перед большевиками и их вождем - Владимиром Лениным, которые, придя к власти, запретили детский труд.

В повествовании Мамин- Сибиряк описывает тяжёлую судьбу крестьян и сирот в период царской России. Когда бедняки были наёмными работниками, и дети наравне со взрослыми выполняли задание своих хозяев.

Автор рассказ ведёт от лица работников, выполняющих гранку драгоценных камней. Они, порой не довольны Алексеем Ивановичем, но за предложенную пищу с одеждой согласны работать с рассвета до заката.

В один прекрасный день ювелирную лавку посетила почтенная дама с детьми. Она забирает заказ и договаривается с купцом, чтобы мальчик по имени Прошка посещал их дом. И на примере его трудолюбия, её сын Володя научился к труду, а сирота смог получить первые уроки обучения.

История на реальных событиях заканчивается плачевно. Тяжёлая болезнь побеждает парнишку.

Несмотря на недоброжелательные отношения ювелира- купца, Прошка оставался добрым, отзывчивым парнем.


"Вертел" главная мысль рассказа М.-Сибиряка

Рассказ о трудной жизни мастеров, в особенности мальчика-сироты. Прошка, хотя ему двенадцать лет, совсем уже не похож на ребенка. Он вынужден стоять у колеса целый день, в то время как на улице шумят и веселят другие дети.

Небольшой просвет в его жизни произошел, когда мастерскую навестила барыня Анна Ивановна, но для него это была возможность в основном хорошо поесть, в мастерской мальчик не доедал.

Вскоре мальчик перестал бывать у барыни, так как заболел, болезнь победила его.

Рассказ учит нас не забывать о тех, кто нуждается в нашей помощи. Анна Ивановна все же могла больше помочь мальчику, забрать его к себе, он мог бы работать и на нее, наверняка нашлась бы работа мальчику или хотя бы помочь ему вылечиться. Но она не знала, как сделать, чем помочь. Видимо судьба ее детей волновала ее больше, хотя это и понятно. Сколько таких еще мальчиков, всем разве поможешь.

В рассказе "Вертел" Дмитрия Мамина-Сибиряка описывается непосильный труд сироты Прошки в мастерской по огранке драгоценных камней. Мальчик, как и остальные работники, трудится в ужасных условиях за похлёбку, ночлег и одежду.

Ребенок тяжело болен, но встаёт и вертит свое колесо, чтобы зазря хлеб не есть. Семилетний ребенок с ранних лет не привык есть чужой хлеб даром.

Барыня Анна Николаевна, посетив мастерскую со своими детьми, предлагает Прошке по выходным приходить к ним. Она учит его читать и писать, старается подкормить.

Но мальчику уже не до того. Через две недели Прошка умирает.

В произведении осуждается жестокая эксплуатация детского труда, ужасающие условия труда и жизни рабочих. Демонстрируется суть классового неравенства.

Рассказ актуален и в наши дни. Наше общество отказывается от завоеваний Октябрьской революции и социализма. Работодатели, чтобы оптимизировать расходы, пытаются урезать все социальные гарантии ( больничные, отпуска и пр. ), ухудшаются условия труда. До труда семилетних сирот дело пока не дошло, но кто знает.

Рассказ Вертел повествует о нелегкой, а порой и крайне трудной судьбе детей-сирот.


Им некому помочь, кроме как самих. Приходится много трудиться, чтобы не умереть от голода, соглашаться на условия, которые диктует не просто жизнь, а жадный хозяин. При этом их сердца не озлоблены, по прежнему добры и ждут такого же добра к себе.

Поэтому основная мысль - добро побеждает. Нужно оставаться добрыми и не при каких обстоятельствах не давать очерстветь своему сердцу, а разуму стать злым и расчетливым.

Рассказ "Вертел" Мамина-Сибиряка учит милосердию, отзывчивости и доброте. Главный герой рассказа Прошка является сиротой и чтобы выжить, он круглосуточно работает в ювелирной мастерской за еду и крышу над головой. Хозяин мастерской неплохо к нему относится, но по-большому счету ему абсолютно безразлична его дальнейшая судьба. В мастерской, где трудится Прошка очень пыльно и тяжело дышать, солнечный свет не проникает в мастерскую. Конечно, такие условия и каторжный труд неприемлемы для ребенка, которому еще нужно расти и набираться сил.

Вскоре в мастерскую обращается Анна Николаевна. Она увидев Прошку пожалела его и пригласила к себе на воскресные уроки. Прошка даже подружился с сыном Анны Николаевны, несмотря на огромную социальную пропасть. Но вскоре Прошка серьезно заболевает, его донимает сильный кашель и он умирает. А ведь если бы Анна Николаевна отвела его к доктору, купила нужные лекарства и оставила у себя хотя бы на период болезни, то этого смерти мальчика можно было бы избежать.

Главная мысль

Самостоятельность приучает человека к ответственности.

Давайте начнем с самого печального вопроса: почему умер Прошка?

Он заболел, но продолжал работать за еду, поскольку привык ее получать не просто так, а за проделанные действия.

Рассуждения.

Сытый барин Володя приходил в мастерскую ради развлечения. Ему была интересна эта физическая работа, поскольку он никогда с подобным не сталкивался, но знал, что дома его ждет теплая постель, забота, и никто не позволит ему даже заболеть.

Анна Ивановна не испытывала к Прошке чувств, но видела в нем инструмент для воздействия на ленивого сына, и если бы у истории было продолжение, то наверняка нашелся бы новый ребенок, которого бы она использовала в своих целях.

В рассказе нет места состраданию, но противопоставляются два разных социальных класса: богатые и бедные. Существование одинаковых людей в разных условиях, рано или поздно должно было привести к противостоянию, что и пытался показать автор.

Чему может учить классовое неравенство? Точка кипения, и как результат - революция.

Читайте также: