Вера любовь ненависть в лирике военных лет сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы­валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной (“Дума о России” Д. Кед­рина, “Поле русской славы” С. Васильева, “Слово о Рос­сии” М. Исаковского). Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания (К.

Симонов “Ты помнишь, Алеша…”).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес­ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача “Священная война”, которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны.

В “Священной войне” гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела “Песня смелых” А. Суркова. Очень важно было дойти

до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос.

Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны “В приф­ронтовом лесу”, “Огонек”, “Лучше нету того цвету…” М. Исаков­ского, “В землянке”, “Лирическая песня” А. Суркова, “Темная ночь” В. Агатова, “Соловьи” А. Фатьянова, “Заветный камень” А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, “благородная ярость”.

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас­ки – черная и белая, два чувства – ненависть и любовь. Посте­пенно “плакатная” поэзия обогащалась оттенками чувств, при­обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация.

Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была “Фронтовая тетрадь” А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.

Помню: старуха козленка вела,

Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.

Гнал их из города ужас ночной,

Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника – ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры­вает их рубрикой: “Я пою ненависть”. Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, “окопным” поэтом, смысл творчества которого – дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал “красивую” поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.

Тому, кто ходит близко возле смерти,

На свете видеть многое дано. …

Когда снега багрились кровью ало,

С души солдатской, что таить греха,

Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову – “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” Это ли­рическая поэма, в центре которой – образ Родины. Поэт пони­мает, что Родина – это прежде всего народ, та “седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик”.

Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор­дится тем, что он – русский,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках – уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении “Родина” Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. “Большая” Родина, вся страна отражает­ся в конкретной “малой” родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно холодать и голодать,

Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол­дат стало “Жди меня”, написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал­лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова “Сын артиллериста” лежит один эпизод – героический поступок Лень­ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг­лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: “Баллада о трех коммунистах” Н. Тихо­нова, “Баллада о боевом знамени” И. Сельвинского, “Баллада о красноармейце Демине” А. Прокофьева.

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло­гические размышления о судьбе солдата, у которого “враги со­жгли родную хату, сгубили всю его семью”. Одой русской жен­щине звучат строки одноименного стихотворения.

Поэт восхи­щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая “со своею судьбою осталась один на один”. В стихотворении соз­дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда­ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила,

Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог­ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо­лее известными были “Сын” П. Антокольского, “Зоя” М. Алигер, “Февральский дневник” О. Берггольц, “Василий Теркин” А. Твар­довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством – любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:










  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 390 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.05.2020 458
  • PPTX 6.1 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шихкеримова Замина Абдулазизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.

Помню: старуха козленка вела,

Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.

Гнал их из города ужас ночной,

Пламя ревело за их спиной.

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.

Тому, кто ходит близко возле смерти,

На свете видеть многое дано. …

Когда снега багрились кровью ало,

С души солдатской, что таить греха,

Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

…где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно холодать и голодать,

Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила,

Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Дополнительная литература.

Бялик Б. Подвиг советской литературы. М., 1970.

Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

Читайте также: