Великий гэтсби сочинение мечта

Обновлено: 04.07.2024

История создания будущего шедевра литературы началась в далеком 1925 году.

Сюжет и герои

История Джея Гэтсби рассказывается от лица его друга, лучшего друга, если быть точнее и, пожалуй, единственного – Ника Каррауэйя, который всегда мечтал стать писателем, и именно с этой мечтой он приехал в Нью-Йорк из Чикаго, и именно история жизни самого Гэтсби воплотилась в его первую книгу.

Каждые выходные на протяжении лета в поместье Гэтсби играла музыка, в лунном свете мужчины и женщины порхали как мотыльки в облаках из шёпота, шампанского и звёзд.

Никто никогда не видел Гэтсби, не знал кто он на самом деле, у каждого на этот счёт были свои предположения и догадки, но было то, в чём сходились все: он богаче самого Господа Бога.

Лонг-Айленд – место, где замок, выстроенный под средневековье, которым владел Гэтсби, всегда сиял огнями. Он купил это поместье, на другом берегу залива, чтобы быть рядом с Дейзи, и каждый вечер приходил на свой пирс, чтобы взглянуть на зеленый огонёк, который каждый вечер, виднелся на причале дома Дейзи, в котором он видел надежду.

Он закатывал вечеринки для всего Нью-Йорка в надежде, что однажды она придёт. В каждой идеи, в каждой вещи этого великолепия присутствует дух его любви к ней. Всё, что он имеет, он создавал для неё. Он хранил все её письма, собирал вырезки о ней. Его любовь жила все те пять лет, которые они не виделись.

Он безумно ждал встречи с ней, и очень нервничал, когда такая возможность была ему дарована. Он смотрел на неё таким взглядом, о котором мечтали все. Её присутствие делало всё необыкновенным. Каждая минута, проведённая с ней была всего лишь мигом, который он так жаждал превратить в вечность.

Дейзи являлась для Гэтсби идеальной девушкой, но лишь потому, что он сам сделал её такой в своих мечтах. Она была для него воплощением американской мечты.

Ник – беспечный и любопытный, он всегда был и внутри и снаружи, заворожённый неистощимым разнообразием жизни, невольный хранитель чужих секретов.

Единственный человек за всю историю вечеринок, кто когда-либо получал приглашение от Гэтсби, ведь весь Нью-Йорк не нуждался в приглашениях, они из без того, считали себя полноправными гостями, и единственный, чья цель жизни ни коим образом не была связана с ценностями материального характера.

Он оказался в мире богатых, поселившись по соседству с таинственным и известным миллионером Джеем Гэтсби, в мире их иллюзий, любви и обманов.

Гэтсби – поистине джентльмен, человек, который добился всего сам, сколотил своё состояние на подпольной торговле, человек, порой не знающий чувства меры, но зато обладатель большого сердца, несокрушимого дара надежды, дара, который не встречался Нику ни в одном из людей, дара, которого Ник никогда уже не встретит.

В своём собственном воображении он был сыном Бога, обречённого на будущее величие. Его благородство лишило его жизни. Его жизнь стала ценой его любви к Дейзи.

Дейзи – любовь всей жизни Гэтсби, золотая девушка. Она излучала обезоруживающее тепло, словно никому на свете она не была так рада, как тебе.

Главной темой произведения является неравенство людей в обществе. Все построено на предосудительных отношениях богатых и бедных.

Далее затрагивается проблема жизни в иллюзиях, в той самой американской мечте, где наяву все не так красочно и радужно, как в мечтах.

Следующая тема — о дружбе и семье. Фантомные чувства поглощают Гэтсби, и он не замечает той искренней дружбы с Ником, искренней любви отца.

Вера занимает также важное место в романе: Гэтсби верил в зелёный огонёк (символ мечты, бесплодной надежды, за которой так гнался Гэтсби, это ещё одно из возможных отражений американской мечты – безумно красивой, но такой далёкой, дико манящей, но такой пустой внутри.

И последней проблемой, которую стоит упомянуть – это страх отбросить привычку. Данную проблему демонстрирует Дейзи, которая боится уйти от мужа, которого она никогда вовсе и не любила и полностью отдаться настоящим чувствам, которые спустя столько лет не погасли.

Смысл романа заключается в том, что жизнь преподносит разные испытания, пройдя которые человек становится сильнее, но не всегда в конце пути можно встретить хороший финал. Удача, как и любовь чувство капризное.

О чем роман Ф. Фитцджеральда

В этом названии выражены главные мотивы произведения — противопоставление огромных материальных богатств и духовного опустошения тех, кто ими владеет. Прототипом Гетсби, как со временем писал Фицджеральд, стал знакомый фермер из Миннесоты, а точнее — связанная с ним романтическая история, которая отпечаталась у писателя в памяти.

Через образ Гетсби Фицджеральд сумел воплотить в конкретную поэтическую форму свое отношение к богатеям как к людям другой породы, которые заняли в этой жизни лучшие места.

Это трагедия неординарных людей, которые решили посвятить себя единому делу — приумножению своих капиталов. В этом они видят ключ к человеческому счастью. Гетсби спекулирует на бирже, получая незаурядный достаток, лишь ради того, чтобы получить право на любимую женщину. Но деньги — несмотря на их кажущееся могущество — не способны принести ему счастье.

В романе очень тонко и сложно переплетаются сатирическая и лирическая стихии, которые в эстетичном отношении возникают как единая, неразрывная целость.

Что объединяет между собой равнодушие и жестокость? На мой взгляд, их объединяет причинение боли себе или окружающим. С той лишь разницей, что для проявления жестокости нужно совершить какие-либо действия.

Равнодушие же, наоборот, характеризуется полным безучастием, пассивным отношением человека к событиям, которые происходят вокруг него. В настоящее время мы живем в состоянии кризиса доброты и торжества жестокости. Но можно ли сказать, что равнодушие и есть наивысшая жестокость?

В один из таких вечеров Гэтсби знакомится со своим соседом — Ником Кэррауэйем. Между ними завязывается дружба и Ник узнает о давней любви Гэтсби к троюродной сестре Ника. Дальнейшие события романа приводят к убийству Джея Гэтсби.

Однако печальнее всего отнюдь не смерть героя, а то, что из множества гостей и знакомых, веселившихся на его вечеринках, никто не пришел на похороны. Даже любимая женщина осталась равнодушна к этой трагедии. Настолько жестоки и бесчувственны порой бывают люди, окружающие нас. Именно поэтому страшнее всего безразличие, ведь его можно спрятать под маской любезности.

Подводя итоги, хочется сказать о том, что равнодушие по праву можно считать проявлением наивысшей жестокости. Оно способно уничтожить веру в то, что ты можешь рассчитывать на чью-либо помощь, что ты важен для кого-то. Стоит помнить о том, что это сильнейшее орудие жестокости в сердцах людей.

Несколько интересных сочинений

Гетсби — человек, который создал себя за рецептами американской морали, и владение богатством является неотъемлемым компонентом цели и смысла его жизни. Впрочем, оно облагорожено мечтой, красотой, любовью. Он имеет землю, виллу, машину (светлый лимузин — машина смерти, выразительный американский символ движения дорогой жизни).

Собственно, его имущество описано широкими свободными мазками. Его самоуважение мало зависит от тех средств, которыми добыто богатство. Он определен в правильности собственного пути, считает, что достиг всего своей работой.

Совокупность правил, которыми руководствуется подросток Джимми Гетц, очень напоминает франклиновское завещание, завещание предков пилигримов, основателей американского буржуазного государства.

Гибель Гетсби происходит не через столкновенье с реальностью (с ней он находится в полной гармонии!), а от разрушения, краха, опустошения, поскольку тиражированная упрощенная “американская мечта”, которая сведена к богатству, расходится с идеалом предков пилигримов, не может дать счастья человеку, который возрос на этих идеалах.

Богатство представляет фетиш и предмет этого романа, оно изображено автором комплексно. Любимая, мечта Гетсби Дейзи и ее муж Том Бьюкенен к богатству причастны от рождения, они — его носители и его “контекст”.

Том возникает его жестким, сильным, безжалостным телом. Дейзи — изысканное произведение, выросшая на богатстве прекрасный цветок. Недаром в ее голосе “звенят деньги”. Дейзи — далекая родственница, а Том — бывший однокурсник Ника, они живут в фешенебельном районе Истегг, расположенном в самый раз напротив Вестеггу (и эта планометрия выразительная — ведь традиционно считается американский Запад страной дикого богатства, а Восток — регионом окультуренной зажиточности).

Фицджеральд описывает собственность Бьюкененов детально и неспешно: “Это было веселое черно-белое сооружение в южном колониальном стиле с видом на залив. Травник, который начинался почти возле самой воды, бежал с четверть мили к парадным дверям, перепрыгивая через солнечные часы, и тропы, посыпанные толченным кирпичом, и пламенеющие цветники, аж пока, достигали дома, будто с разбега забирались на стену ярко зеленой виноградной лозой…”.

Автор в романе “Великий Гетсби” не столько описывает главного героя, а именно тот мир, к которому он стремится, и, описывая этот мир богатства, он приводит нас к мысли, что Гетсби обречен на гибель с самого начала! Он к этому шел — он это получил.

Наибольшей трагедией Гетсби есть его любовь к Дейзи, напрасная надежда завладеть ею. Именно эта любовь толкает его на путь обогащения, к тем людям, которые есть “сердцем” (хотя и прогнившим) мира зажиточных.

В романе нет подробного портрета героини. Автор обращает наше внимание лишь на обольщение ее голоса. Он акцентирует, что в ее голосе слышится звон денег. Это воплощение той красоты, поэтичности, таинственности, которые окружают богатство. Дейзи органически впитала и присвоила силу денег, стала символом красоты, счастья, которое олицетворяется богатством.

В этой социальной роли, которая стала ее натурой, она и выступает в романе. Вот к такому богатству всю жизнь стремится Гетсби. Недаром в его воспоминаниях Дейзи существует лишь в окружении вещей.

В ее доме “Гетсби постигал тайну юности в плену и под охраной богатства, вдыхая свежее благоухание одежды, которой было так много, — а под ней была Дейзи, светлая как серебро, благополучная и гордая, бесконечно далекая от изнурительной борьбы бедняков” . Такую и хочет присвоить как награду за отданную любовь, как высший смысл своей жизни Джей Гетсби.

Тем не менее “цветок”, что вырос в богатстве, “не тянет” на роль наибольшей духовной награды. Она недалекая за своим умственным развитием (вспомним, как она характеризует малопонятные для нее занятия мужчины: “Наш Том становится мыслителем. Он читает разные мудрые книжки с предлинными словами”). Она фальшивая в своих немногочисленных материнских проявлениях, она равнодушная ко всему, что не касается ее лично.

Наверное, когда-то юная леди в самом деле любила истошно влюбленного в нее одетого в военную форму будущего героя лейтенанта Гетсби, которому дала обещание дождаться его, но не смогла того обещания сдержать. Молодой женщине чрезвычайно пасует трепетная любовь таинственного богача Гетсби.

Вспомним ту неожиданную “прозу”, которая более всего поразила ее среди богатства Гетсби: она искренне разрыдалась от вида тех многочисленных высочайшего качества рубашек, когда их раскинет перед ней влюбленный претендент.

Она была бы согласна ответить на его чувство… но и не больше того. ей не по силам отказаться от брака с Томом (хотя он и не кроется со своими изменами), она его “любит тоже”, да и зачем? Ведь этот брак абсолютно устраивает обоих, это союз соучастников.

Впечатляющей есть последняя сцена с участием Дейзи. В то время, как взволнованный Гетсби, что принял на себя ответственность за страшный поступок Дейзи, которая сбила человека, сидя за рулем, и проехала, даже не останавливаясь, прячется в усадьбе Бьюкененов, готов провести здесь всю ночь, лишь бы при необходимости поддержать пораженную (с его точки зрения) хрупкую любимую, она спокойно ужинает в кухне, и их с Томом тени (признак живых людей и вместе с тем только их плоские отражения) очень смирно просвечивают сквозь оконное стекло…

Итак если принимать Дейзи за символ высшей красоты, созданной богатством, то всего того, наверное, до сих пор, чтобы убедить читателя в невозможности самой американской мечты.

Если Дейзи — душа богатства, то Том — его крепкое тело. Том из клана богатых, богатство окружает его с рождения, оно сформировало его личностные черты: уверенность в себе, тупое удовлетворение, чувство самоуважения и вседозволенности.

Даже в разговорах с приятными ему людьми в его голосе слышались нотки презрения, открытого превосходства. Для подтверждения его “телесности” создана и линия его возлюбленной Миртл Уилсон, дамы вульгарной, для которой Том служит тем символом “красоты богатства”, что для Гетсби его воплощает Дейзи.

Эпизод похорон Гетсби- один из центральных в романе. Дейзи, не говоря уже о множестве людей, которые пользовались гостеприимностью Гетсби, не отдала ему последнего почета.

Лишь рассказчик, скептический и рациональный Ник Каррауей, не отступился от человека, который, казалось бы, олицетворял все то, что он искренне пренебрегал. «Нику хотелось отыскать для него кого-то. Хотелось войти в комнату, где он лежал, и уверить его: — Я отыщу вам кого-то, Гетсби. Не волнуйтесь. Доверьтесь мне, а я уже вам кого-то отыщу”.

Ник сбивается с ног, разыскивая в городе этого очередного “кого-то”, и уже совсем искренне говорит отцу Гетсби, что они были ближайшими друзьями. Нью-Йорк, в котором живет огромное колличесвто людей, которые знали Гетсби, молчит.

Все старания Каррауея обречены на неудачу, хотя, как подсказка, как последняя просьба, в его мозгу колотит: “Слушай, старик, ты должен отыскать мне кого-то. Ты должен позаботиться об этом. Я не могу пройти сквозь все это в одиночестве”.

Трагичность Гетсби в том, что он разрывается между верой в два противоречивых мифа вместе с тем, что несовместимость желаний и становится причиной гибели — богатство и счастье нетождественные, но прагматизм и мечтательность американца неделимые.

Автор подводит нас к пониманию трагедии Гетсби как человека, что сам себя создал и рассчитывает только на себя . Абсолютное возложение на себя терпит поражение на уровне социума. Гетсби, кажется, учел все.

Стремясь отвечать требованиям общества, он окружает себя роскошными вещами, заказывает одежду в Европе, старается выглядеть просвещенным человеком, о чем свидетельствуют его прекрасная библиотека и напоминания в необходимом контексте об Оксфорде.

Герой следит за своей внешностью, общается на языке, который, по его мнению, отвечает уровню высшего мира. Джей очень требовательный к себе и как мужчина, выказав незаурядное мужество на фронте. Он осуществил свою мечту — создал себя, успешного и загадочного Большого Гетсби, о котором так много говорят.

А впрочем, несмотря на полное выполнение всех упроченных общественных предписаний, Джей не становится членом нью-йоркского высшего мира. Одни смеются над ним, другие используют его возможности, третьи просто игнорируют его присутствие. Вдобавок, как знаем, тот образ жизни, который ведет разбогатевший Гетсби, есть только средством, чтобы получить Дейзи.

Именно же общество Нью-Йорка ему безразлично. Даже Ник признает, что Гетсби использовал его. Такое “лицемерие” вызывает у жителей Лонг-Айленда адекватную реакцию. Пользуясь услугами Джея, его гости распространяют самые удивительные сплетни без наименьшего стыда.

Да и манерный аристократ Том Бьюкенен не считает за непристойность заехать к нему чего-то попить, хотя они даже незнакомы. Для всех них Гетсби — еще один выскочка, которого при первой лучшей возможности они покинули так же быстро, как и он лишился их по желанию Дейзи. Поэтому сцена похорон Джея напоминает публичный немой укор человеку, который не играл по их правилам.

Изучение феномена "американской мечты" в романе С. Фицджеральда "Великий Гэтсби". Анализ творчества величайшего американского писателя. Проблема влияния материального благополучия на судьбу человека и анализ образов главных и второстепенных героев романа.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 03.06.2014
Размер файла 209,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. История создания. Предпосылки

1.1 Биография Фицджеральда

1.2 Художественная ценность

Глава 2. Среди мусорных куч и миллионеров

2.1 Американская мечта

2.2 К чему приводят мечты

Список использованной литературы

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в следующих факторах:

1. Малочисленностью отечественных исследований, посвященных роману Фицджеральда “Великий Гэтсби” вследствие позднего обращения к творчеству американского писателя;

2. Необходимостью дальнейшего переосмысления романа в контексте американской литературы ХХ столетия;

3.“Современностью” проблематики романа, его непреходящим значением в наши дни.

Тема данной дипломной работы актуальна в наше время как никогда. Именно сегодня, в век, когда материальное все более и более превалирует над духовным, стоит, как нам кажется, подробнее изучить эту тему. Данная тема будет интересна достаточно широкому спектру людей, и охватит многие поколения. фицджеральд гэтсби американский мечта

Дипломная работа состоит из двух глав.

Основные цели данной курсовой работы:

- проанализировать творчество Френсиса Скотта Фицджеральда;

- выявить весь спектр проблем, а именно: проблему влияния материального благополучия на судьбу человека, рассмотреть главных, а также второстепенных героев романа, и на основе их образов отразить противоречивость этого влияния;

Поставленные цели предполагают решение комплекса конкретных задач:

- дать общую характеристику "американской мечты";

- рассмотреть и проанализировать роман;

- выявить актуальность данной работы.

Методологической основой в исследовании данной дипломной работы послужил аналитический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, обобщение, синтез, а так же биографический метод.

Методами исследования в курсовой работе являются анализ, совмещение информации из разных источников, обработка новой информации.

Глава 1. История создания. Предпосылки

1.1 Биография Фицджеральда

Рукопись романа была выслана М. Перкинсу 27 октября 1924 года. Книга вышла в свет в апреле 1925 года.

Отношения Гэтсби и Вулфшима в романе несколько напоминают отношения Фуллера и Ротстайна, а в облике главного героя есть сходство с Фуллером. Биография Фуллера могла послужить Фицджеральду одним из источников при работе над основной коллизией книги. [2, с. 48]

1.2 Художественная ценность

Существенные изменения претерпел творческий метод Фицджеральда в обрисовке персонажей, пейзажа по сравнению с предыдущими произведениями.

В художественном отношении третий роман С. Фицджеральда намного отличается от двух предшествующих. Писатель отказался от стихотворных глав и инсценировок, от пространных авторских отступлений. Впервые Фицджеральд вводит рассказчика, явившегося непосредственным участником событий, с которыми знакомит читателей. По объему это произведение меньше первых романов: оно состоит из девяти небольших глав, тесно связанных между собой основной сюжетной линией. В книге не встретишь ни одной лишней сцены, не относящейся к развитию главного действия.

С. Фицджеральд раскрывает характеры своих персонажей, изображая их поступки, оставаясь в стороне, иногда выдавая свое отношение к событиям. В точной фразе дается оценка действий героев, при характеристике некоторых персонажей.

Джордан Бейкер бездумно порхала по дорогам жизни. Она, как и Мейер Вулфшейм, рано привыкла совершать неблагоразумные поступки и своей нечестной игрой в гольф собиралась разбогатеть. Джордан инстинктивно избегает умных, проницательных людей, чувствует себя уверенней среди тех, кому и в голову не может прийти мысль, что она способна совершить что-либо, несогласующееся с общепринятыми нормами поведения. И ей, как и Бьюкененам, всегда все сходило, хотя она и была неисправимо бесчестна.

“Американская мечта” – человек волен сам выбирать себе судьбу и ничто не мешает ему жить в гармонии с самим собой. Ни один его персонаж не был на войне, образы героев как опыт потерянного поколения, которое не должно быть затронуто тяготами войны. Солдаты, возвратившиеся с войны, не прижились, они ждали чествования. У современников равнодушие к ценностным установкам и к правительству.

Мир катится в пропасть, ощущение конца света, отсюда – желание ухватить сиюминутные радости, немедленный успех: “спеши взять свое, все равно завтра

умрем”. Примечательная черта эпохи – динамичность и скрытая за ее хаотичной активностью психологическая надломленность. Люди стремятся израсходовать жизнь и сбережения. Все запреты снимаются.

Недоверие к культуре. Сексуальная раскрепощенность, феминизм. Работа Ф. “Отзвуки века джаза” – бесцельность существования.

Богатые как особая раса (идея еще с XVII века). Пуритане заложили основу идеологии Америки. Изменить судьбу человек не в силах.

Деньги и социальный успех в США – признак избранничества (вспомним Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”).

“Великий Гэтсби” – история человека, который сделал сам себя. Джон Гетц пытается строить жизнь по канонам американского мечты – стабильное материальное положение и социальный успех и цель, что сопряжено с идеей богоизбранничества. Гэтсби (взял новое имя) – в юности через близость с Дези – успех, призвание, прикосновение к миру богачей: “Вся светлая, благополучная и гордая – бесконечно далекая от мира бедняков” и голос Дези: “в голосе было многое, чего не могли потом забыть любившие ее мужчины – певучая властность, отзвук веселья и радости”, Гэтсби: “В нем звенят деньги”.

Стал богатым благодаря спекуляции спиртным. Перекликается с биографией Фицджеральда: учился в Прингстоне, хотел стать независимым от семьи. Знакомился с девушками из высшего общества. Именно они для него привлекательны – как символ статуса (как и Дези для Гэтсби).

Его супруга отказывала ему, так как он был нищий. Поставила условие – стать знаменитым писателем. Том Бьюкенен (муж Дези), бейсболист, из богатой семьи. Дези вышла за него по статусу.

Изменяет жене с замужней женщиной из низов. Том – мир утилитаризма, своекорыстия.

Американская мечта и демонстрация невозможности американской мечты. Гэтсби – романтик и верит в американскую мечту, он продолжает тянуться к чистоте (живет любовью к Дэзи). Двойственность: мечтательность (любуется звездами, ведет себя как мальчишка, встретив Дези) и практицизм (планы на будущее, работа.). Яркий представитель типа “американского мечтатетля”.

Гэтсби – законченный “новый Адам”. Но он чувствует, что это не его мир (на собственном балу не хозяин, находится в стороне, порой робок). Герой-повествователь Ник Каррауей к Гэтсби: “Ничтожество на ничтожестве.

Вы один стоите их всех, вместе взятых”. На похороны Гэтсби не приходит ни один из многочисленных посетителей его вечеринок.

"Американская мечта" - это мечта о земном святилище для "человека-одиночки": в Америке, в этой стране всеобщего равенства рядовому человеку не закрыт путь на самые верхние ступени общественной лестницы. .

Согласно эссе Фолкнера "О частной жизни", каждому человеку дано "право личного достоинства и свободы". И от поколения к поколению передавался этот идеал осуществленного равенства ("для любого человека земли здесь найдется место, для бездомного, угнетенного, обезличенного"). Говоря словами Фолкнера, "нам даже не дано было принять или отвергнуть мечту, ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения".

Так же неосознанно владеет она Джеем Гэтсби. Правила, которые он с юности для себя установил, - это в своем роде законченный кодекс поведения для всякого верующего в "мечту" и твердо вознамерившегося старанием, бережливостью, трезвым расчетом и упорным трудом пробить себе путь в жизни, собственным примером доказать, что шансы равны для всех и решают только качества самого человека.

Однако Гэтсби ведомы и устремления совсем другого рода - не утилитарные. И такие устремления тоже созвучны "мечте". Она внушала, что в Америке человек волен сам выбрать себе судьбу и ничто не мешает ему жить в гармонии с самим собой. Она говорила,что в стране, где всем хватает места под солнцем и перед каждым открыто множество нехоженых троп, человек вновь безгранично свободен и может вновь сделаться "естественно" счастлив, как был свободен и счастлив Адам.

И, осуществляя свое право на счастье - на личную независимость, материальный достаток, семейное благополучие, - он тем самым восстанавливает и гармонию социальных отношений. Утверждая себя, он помогает осуществляться человеческой общности, в фундаменте которой, по словам Фолкнера, лежат "личное мужество, честный труд и взаимная ответственность".

В некоторых отношениях Гэтсби - это законченный "новый Адам", каких и до Фицджеральда немало прошло через американскую литературу. Но в 20-е годы что-то всерьез поколебалось в представлениях о "мечте". Может быть, впервые и сама "мечта" начала осознаваться как трагическая иллюзия.

"Легенда" сопутствовала самому Фицджеральду, побудив его весной 1924 года уехать в Европу с единственной целью "отбросить мое прежнее "я" навсегда".

Прочитав рукопись, присланную Фицджеральдом из Парижа, его редактор М.Перкинс посоветовал четче обрисовать фигуру главного героя: сказать о его профессии, его прошлом, его интересах. Фицджеральд отказался. "Странно, - ответил он Перкинсу, - но расплывчатость, присущая Гэтсби, оказалась как раз тем, что нужно". Фицджеральд настойчиво стремился создать у читателя ощущение какой-то загадки, таящейся в судьбе Гэтсби.

Неясность, расплывчатость заключена в самом характере Гэтсби. Он "расплывчат" по сути, потому что в душе Гэтсби разворачивается конфликт двух несовместимых устремлений, двух разнородных начал. Одно из этих начал - "наивность", простота сердца, негастнущий отблеск "зеленого огонька", звезды "неимоверного будущего счастья", в которое Гэтсби верит всей душой, - черты "нового Адама". Другое же - трезвый ум привыкшего к небезопасной, но прибыльной игре воротилы-бутлеггера, который и в счастливейший для себя день, когда Дэзи переступает порог его дома, раздает по телефону указания филиалам своей "фирмы". На одном полюсе мечтательность, на другом - практицизм и неразборчивость в средствах, без чего не было бы ни особняка, ни миллионов. Широта души и беспринципность, переходящие одно в другое. Фицджеральда привлекают энергия, сила и тревожит пустая растрата сил.

Средства, избранные героем для завоевания счастья, не способны обеспечить счастье, каким его себе мыслит фицджеральдовский "новый Адам". "Мечта" рушится - не потому лишь, что Дэзи продажна, а еще и потому, что Гэтсби вознамерился завоевать счастье, выплатив за Дэзи большую, чем Дэзи, сумму и не брезгуя ничем, чтобы ее собрать. А без "мечты" существование "нового Адама" бессмысленно: выстрел Уилсона подобен удару кинжалом, каким в средневековье из милосердия приканчивали умирающего от ран.

Чем велик Гэтсби? Он "велик" в своей роли богача с таинственной репутацией, хозяина пышных вечерних празднеств, которые он устраивает в надежде привлечь внимание Дэзи. Он велик силой своего чувства, преданностью мечте, "редкостным даром надежды", душевной щедростью.

Он велик своей стойкой приверженностью идеалу "нового Адама. Но, если воспользоваться метафорой, которой Фицджеральд завершил свой роман, идеал благороден лишь при условии, что человек "плывет вперед" без всяких помех, словно бы "течения" не существует. На деле же - "мы пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое".

В "Великом Гэтсби" впервые было открыто выражено неверие в то, что Америка и впрямь когда-нибудь сделается "земным святилищем для человека-одиночки". В заключительной сцене "Великого Гэтсби" Каррауэй провидит "древний остров, возникший некогда перед взором голландских моряков, - нетронутое зеленое лоно нового мира. Шелест его деревьев, тех, что потом исчезли, уступив место дому Гэтсби, был некогда музыкой последней и величайшей человеческой мечты; должно быть, на один короткий, очарованный мир человек затаил дыхание перед новым континентом".

Но так и не наступит "одно прекрасное утро".

Заканчивая "Гэтсби", Фицджеральд писал одному из друзей: "Мой роман - о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном". В "Великом Гэтсби" выразился и трагизм "века джаза", и его особая, болезненная красота. Через всю книгу проходят два образных ряда, соотнесенных по контрасту и тесно переплетающихся в грустной и поэтичной тональности романа.

"Великий Гэтсби" - пример "двойного видения", которое сам автор определял как способность "одновременно удерживать в сознании две прямо противоположные идеи", вступающие одна с другой в конфликтные отношения, тем самым создавая драматическое движение сюжета и развитие характеров. Двойственность заглавного персонажа придает ему трагический колорит. Повествование насыщено метафорами, своим контрастом подчеркивающими эту двойную перспективу происходящих в нем событий: карнавал в поместье Гэтсби - соседствующая с его домом свалка отбросов, "зеленый огонек" счастья - мертвые глаза, смотрящие с гигантского рекламного щита и т.п. Хрупкая поэзия "века джаза" - и его обратная сторона: разгул стяжательских инстинктов.

"Одна из желтых девиц сидела за роялем, а рядом стояла рослая молодая особа с рыжими волосами, дива из знаменитого эстрадного ансамбля, и пела. Она выпила много шампанского, и на втором куплете исполняемой песенки жизнь вдруг показалась ей невыносимо печальной - поэтому она не только пела, но еще и плакала навзрыд. Каждую музыкальную паузу она заполняла короткими судорожными всхлипываниями, после чего дрожащим сопрано выводила следующую фразу. Слезы лились у нее из глаз - впрочем, не без препятствий: повиснув на густо накрашенных ресницах, они приобретали чернильный оттенок и дальше стекали по щекам в виде медлительных черных ручейков. Какой-то шутник высказал предположение, что она поет по нотам, написанным у нее на лице; услышав это, она всплеснула руками, повалилась в кресло и тут же уснула мертвецки пьяным сном".

Это пример сознательного использования стиля отчуждения. Мы ясно видим присутствующих, но не можем ощутить их как живых людей с присущей человеку внутренней жизнью. Как будто они из другого мира. И описывая отчуждение людей друг от друга или отчуждение от своей человеческой сущности, Фицджеральд показывает также и собственное отстранение от них.

Фицджеральда признают автором, который с редкой пластичностью смог передать ритмы, краски, верования, иллюзии Америки, в 20-е годы затеявшей, по его словам, "самую дорогостоящую оргию" за всю свою историю. Лихорадочный "джазовый век" нашел в Фицджеральде своего летописца и поэта.

В "Отзвуках века джаза" (1933) Фицджеральд писал об этом времени, полном ликующей жажды жизни, так:

". самое необузданное из всех поколений, то поколение, которое в смутные годы войны еще переживало отрочество, бесцеремонно отодвинуло в сторону моих ровесников и бодро вышло на авансцену. Их девочки разыгрывали прожженных львиц. Оно подорвало моральные устои старших, но в конце концов раньше времени исчерпало себя, и не потому, что ему не хватало морали, а потому, что ему не хватало вкуса.

К 1923 году взрослые, которым надоело с плохо скрытой завистью наблюдать за этим карнавалом, решили, что молодое вино вполне заменит им молодую кровь, и под вопли и гиканье началась настоящая оргия.

Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями.

Слово "джаз", которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинчинности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта."

В "Великом Гэтсби" Фицджеральда увлекла противоречивость большой идеи, воплотившейся в главном персонаже и в конце концов его погубившей.

Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

Горбунов А.Н. Романы Скотта Фицджеральда. М., 1974.

Старцев А. Горькая судьба Фицджеральда. "Иностранная литература", №2, 1965.

Мендельсон М. "Второе зрение" Скотта Фицджеральда. "Вопросы литературы", №3, 1965.

В 1917 году, почти закончив Принстонский университет — оставались только выпускные экзамены, — Фицджеральд записался добровольцем на фронт и вскоре познакомился с юной Зельдой Сейер, девушкой из богатой семьи, дочерью судьи штата Алабама, видной невестой. Однако Фицджеральд был беден — и родители Зельды выступили против неравного брака. Сама Зельда, впрочем, особого желания оспаривать решение родителей тоже не испытывала. Но Фицджеральд решил во что бы то ни стало добиться своего, хотя, в отличие от Джея Гэтсби, сделал ставку не на криминальный бизнес, а на литературный успех. Так появился на свет его первый роман, после которого на писателя обрушилась слава, журналы стали нарасхват публиковать его тексты, а гонорары за один рассказ достигали 4 тысяч долларов. После первого литературного успеха и последовавшей за этим женитьбы пара стала вечными героями светской хроники. Путешествия по Европе, роскошные вечеринки, эксцентричные выходки — впоследствии Фицджеральд говорил, что порой сам сомневался, где персонажи его романов, а где реальные они с Зельдой.

— Я родился на Среднем Западе в богатой семье, из которой теперь уже никого нет в живых. Вырос я в Америке, но потом уехал учиться в Оксфорд — по семейной традиции. Несколько поколений моих предков учились в Оксфорде.

Из Первой мировой США вышли в состоянии, с которым на тот момент не могла сравниться ни одна европейская страна. Вступив в войну за год до ее окончания, Штаты не успели понести серьезных человеческих потерь и тем более не подставили под удар свою территорию, зато успешно выступали в качестве основного кредитора Англии и исправно выполняли военные заказы. Отчасти этим объясняется тот стремительный экономический рост, который последовал в 1920-е годы. Низкие налоги, слабый антимонопольный контроль и в целом минимальное вмешательство государства привели к тому, что в это десятилетие на территории Штатов развернулся промышленный бум. В первую очередь это касалось автомобилестроения, но и в целом к концу 1920-х США выпускали промышленной продукции больше, чем участвовавшие в войне европейские страны — по крайней мере больше, чем Англия, Франция, Германия и Италия вместе взятые.

Задним числом, когда известно, что за этим периодом процветания последовало стремительное падение — Великая депрессия, исследователи перечисляют огромное количество проблем, которые все эти годы оставались без внимания государства и впоследствии сыграли свою роль. Первыми и главными обычно называют дешевое кредитование, пользовавшееся большой популярностью у населения, и игры на бирже, но были и другие: падение традиционных производств, в том числе сельского хозяйства и энергетики, кризис железнодорожных перевозок и судостроения, нарастающая безработица — около 200 тысяч человек ежегодно на протяжении десятилетия вытеснялись машинным трудом, сосредоточение контроля над промышленностью в руках всего 200 корпораций и резкое расслоение населения по уровню дохода. К концу 1920-х годов средний класс составлял лишь 20 процентов от общей численности населения, при этом в руках одного процента было сосредоточено 40 процентов национального богатства, а более половины населения оказалось за чертой прожиточного минимума.

Американский социолог Уильям Домхофф считает, что создаваемые в начале XX века сети фондов и мозговых центров (policy-planning organizations), таких как Фонд Карнеги (1910) или Фонд Рокфеллера (1913), стали своего рода сделкой между элитами и прогрессивно настроенным средним классом. Требование выхода большого капитала из политики и запрос на резкое снижение коррупции и власти корпораций были удовлетворены. В обмен крупные капиталисты получили возможность влиять на общественное мнение и процесс выработки государственных решений опосредовано — через проводимую их фондами публичную экспертизу и аналитику. При этом политический процесс и процесс выработки государственных решений в США стали более прозрачными и легитимными. Согласно задумке, ненависть среднего класса к капиталистам как главным виновникам коррупции должна была смениться если не одобрением, то хотя бы уважением, поскольку теперь они помогали государству проводить более эффективную политику, а обществу — обсуждать важные проблемы.

— А если даже и так? — вежливо сказал Гэтсби. — Ваш друг Уолтер Чейз, например, не погнушался вступить с нами в компанию.

Экономическая и политическая мысль США времен Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и его героев породила внушительное количество рационалистских и эмпирических концепций на тему сильного государства и централизованного управления. С конца XIX века, на фоне высокой зависимости политики от большого капитала, еще до наступления прогрессистской эры, ученые видели решение большинства проблем в усилении государственных функций и централизации разделенной на штаты Америки.

Михаил Комин, Татьяна Трофимова

Allen F.L. Only Yesterday: An Informal History of the Nineteen-Twenties. New York; London: Harper & Brothers Publishers, 1931.

Decker J.L. Gatsby's Pristine Dream: The Diminishment of the Self-Made Man in the Tribal Twenties. 1994.

Dumenil L. The Modern Temper: American Culture and Society in the 1920s. New York: Hill and Wang, 1995.

Читайте также: