Великая отечественная война в литературе 20 века сочинение 8 класс план

Обновлено: 02.07.2024

При произношении одних лишь слов ” Великая Отечественная война ” мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль все еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена. Но эта тема касается не только тех, кто прошел войну, но и тех, кто родился намного позже. Поэтому мы учим историю, смотрим фильмы и читаем книги, чтоб быть осведомленными этой темой.

Помимо тех страшных моментов, через которые довелось пройти нашим дедушка и бабушкам, есть другая сторона, это та самая долгожданная победа.

День победы, считается легендарным днем, это гордость за все те поступки и тех людей, которые приложили все усилия для защиты своей земли.

Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Много авторов обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно главными авторами были те, которые сами пережили тот страшный период и стали свидетелями всего происходящего.

Поэтому, в некоторых произведениях можно найти совершенно правдивые описания и факты, так как часть литераторов сами принимали участие в войне. Все это было с целью описать читателю прошлую

жизнь, рассказать из-за чего все началось и как сделать так, чтобы такие страшные события не повторились.

Главными русскими писателями, прошедшими период 1941-1945 годов можно назвать Шолохова, Фадеева, Толстого, Симонова, Быкова, Твардовского и еще часть остальных авторов. Из перечисленного списка особо хочется выделить Василии Быкова, в его работах не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации.

Поэтому особо выделятся в его творениях характер героя, отважность, сила, упорство, но наряду с положительными чертами, можно увидеть и предательство и подлость.

Но Быков не делил героев на хороших и плохих, он больше давал эту возможность читателю, чтобы тот сам решил кого осуждать, а кого считать героем. Главным примером такого рассказа можно назвать работу Быкова “Сотников”.

Помимо рассказов о войне, не малую роль в русской литературе сыграли и стихи. В них идет речь не только о периоде сражений, но и о самих моментах победы. Как пример, можно выделить работу автора Константина Симонова “Жди меня”, оно добавило силы и боевого духа солдатам.

И в наши дни это стихотворением можно считать одним из лучших, множество людей знают его наизусть и на тематических вечерах посвященных памяти о войне рассказывают его публике.

Андрей Платонов написал рассказ “Возвращение”. Как по мне, оно пропитано трогательностью и насыщенностью событий, не смотря на то, что действия описанные автором происходят уже после завершения боевых действий. В нем идет речь о возвращении капитана Иванова домой к своей семье.

Но с годами их отношения меняются, появляется некое непонимание со стороны родных. Капитану не известно, как жила его семья, пока его не было, как жена работа целыми днями, как тяжело было детям. Видя, что к его детям приходит Семен Евсеевич, Иванов даже начинает подозревать свою жену в измене, но на самом деле Семен просто хотел привнести хоть какую-то радость в жизнь детей.

Постоянные размолвки и не желание слышать кого-то кроме себя доводят Иванова к тому, что он бросает дом и хочет уехать, но в последний момент, видя, как дети бегут за ним он все решает остаться. Автор показал не события происходящей войны, а что было после, как менялись характеры людей и судьбы.

Несмотря на прошедшие многие годы со дня этих событий, произведения не теряют свою актуальность. Ведь именно они рассказывают о жизни нашего народа, о событиях и победе над фашизмом. Как бы не было тяжело и страшно, советских людей не бросала надежда на победу.

Война стала великим событием, показавшим силу духа, героизм всего народа, а победа дала будущее и веру в мир, многих поколениям.

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы. В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны. Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.

Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.

Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке. Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее. И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.

Также читают:

Картинка к сочинению Великая Отечественная война в литературе 20 века

Популярные сегодня темы

Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.

Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Подготовить учащихся к сочинению, проанализировать с учащимися стихотворения К.Симонова, А.Ахматовой , С.Гудзенко, В.Высоцкого, рассказ М.А.Шолохова. Выявить значение поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в произведениях этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями

Задачи:
Обучающи е: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Развивающие : развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
. Люди!

2. Целеполагание
Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии и прозы о Великой Отечественной войне и ее роль в грозные годы.. Проблемный вопрос к уроку: Что объединяет произведения о Великой Отечественной войне?

3. Что нам, поколению, живущему под мирным небом вот уже 70 лет, известно о войне? (выступление ученицы)

4. Слово учителя. Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет . Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417 .

Ребята. Мы сегодня будем работать с произведениями поэтов С.Гудзенко., К.Симонова, А.Ахматовой и В.Высоцкого

5. Чтение стихов учениками

4. Анализ стихотворений (в парах) Проблемный вопрос: Чем отличаются стихи, написанные во время войны от тех, что были написаны в мирное время? Почему стихи – востребованный жанр во время войны?

Идея (для чего написано)

Содержание (что изображено)

Час ожидания атаки – самый страшный

В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, в 1942-м был тяжело ранен, отчего впоследствии и скончался

Всем, кто уходил на войну, было очень важно знать, что их любят и ждут, верят в Победу

Мужество нас не покинет

Читает стихи перед ранеными в госпиталях

Не только люди, но и Земля наша помнит всю боль, которую нанесла война

Родился в 1938 году, в 1945 ему было 7 лет

-Кто из поэтов, на ваш взгляд, был на войне? По каким признакам вы об этом догадались?

- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? Почему стихи – востребованный жанр во время войны?

( Поэзия обращалась к душе каждого человека , передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны? ( Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность , просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая). В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом! Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

- Кого бы вы еще назвали действующим лицом в рассказе?

9. Работа в парах

-Что довелось пережить ему к моменту встречи с А.Соколовым? (Мальчик остаётся круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта его отец; у него нет дома, он голодает. Мальчик слабый, открытый, незащищенный.)

-Как вы думаете, почему Ванюшка так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? (Этот ребёнок истосковался по теплу и заботе. Ему было очень плохо, одиноко, и в нём жила надежда найти своих родных.)

9. Дискуссионная карта

Если бы не война.

Как война влияет на судьбу человека?.

10. Что объединяет произведения о Великой Отечественной войне? Зачем мы возвращаемся к этой теме?


Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем. Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

11. Рефлексия «О чем вас заставил задуматься сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на уроке?
Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?
12.Домашнее задание: написать сочинение: Какое произведение о Великой Отечественной войне больше всего понравилось? Чем?

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Публицистика

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Особенности литературы во время войны

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов.

Художественные особенности

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Творчество писателей во время ВОВ




Два варианта отношения к войне

Тема войны – очень острая вещь. Можно по-разному относиться к Облонскому или к Левину. А как относиться к войне? Как вы считаете, школьная литература какому отношению к войне учит? Есть героический, пафосный подход: война – это место, где человек может проявиться как защитник Родины или защитник свободы. Есть и другой подход: война – это ужасы. И нужно научить видеть в войне только ужасы, мрак, смерть и готовить пацифистов. Что вы несёте детям? Война как место, где можно проявить лучшие стороны души, высокую духовность, героизм? Или война – это просто ужас, мрак, и неизвестно, почему она возникает, такая глупость человеческая. Как говорят, история человечества написана кровью, это и есть глупость человеческая. Какую позицию занимаете?

Ладохина Н.А.:

Ладохина Н.А.:

Мне кажется, что то, о чём вы говорите, это о каком-то волевом, соревновательном начале. Это, разумеется, должно быть. Я не хочу считать литературу оружием, работающим на войну. Мне не близки такие метафоры. Понятное дело, что мы периодически пытаемся что-то победить. Но, в принципе, не хотелось бы воспринимать жизнь не как развитие, а как борьбу. Это не мой стиль мышления, я не этому бы хотела учить. Что касается войны, то это сфера, где человек действительно может себя показать, как и в любой экстремальной ситуации. Экстремальностей много, это и природные катаклизмы, и болезни, и многое другое. Даже в очень благополучном и комфортном мире мы все с этим боремся. Но вот как-то специально готовить детей под войну мне бы не хотелось.

Но фактически же мы готовим, иначе никто не шёл бы в военные училища. Ну представьте: мне 17 лет, мне всё время говорили, что война – это плохо, ужас, мрак, разве я пойду в военное училище? Но ведь идут, значит же, что-то готовит человека к такому решению.

Ладохина Н.А.:

У человека могут быть разные причины, почему он идёт в военное училище. Это может быть искреннее желание защитить, если понадобится. Здесь возникают очень тонкие вопросы исторические и геополитические.

Но об этом мы сейчас не будем. Поговорим именно о литературе.

Послевоенная литература

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Еще статьи по теме: Искусство в Великую Отечественную войну

Комментарии

Пошли нахуй пидоры ебучие обрубки сыны касттрюль охуевшие гандоны ебал вас в рот и вашу литературу

Обновить список комментариев

Как поменялось отношение к войне

Мы поговорили о разнице описании войны в литературных произведениях. Теперь я предлагаю затронуть тему того, как менялось отношение людей к войне с течением времени. Крестьянин в Средневековье чаще всего не принимал участия в военных действиях: его завоёвывали, он становился подданным другого государя. А воевали дружины между собой. Чаще всего было так. Безусловно, это находило отражение в литературе. Когда греки собирались к Трое, они же тоже не все пошли, а только воины. В итоге Гомер написал фактически об аристократах того времени. Там всё время идёт столкновение двух личностей. Он описывает, как один герой с другим столкнулся, все остальные будто застыли. Потом другая пара, например Ахилл и Гектор. Вот такой способ изображения.


Рис. 10. Поединок Ахилла с Гектором (рисунок на вазе) (Источник)


Вот такие герои, как правило, выживают, либо они так умирают, что это сопровождается какими-то красивыми событиями. Это литература выживших. И если мы посмотрим на продолжение этого, например воспевание героических подвигов в классицизме, ведь если мы смотрим на русскую литературу, то у нас вначале идет жанрово каноническая, ориентированная на церковный канон, на духовное формирование человека, а потом появляется литература светская, литература послепетровского времени, и там, конечно, мы ориентируемся на античные образцы, на доблесть Александра Македонского, на великих гомеровских героев.


Рис. 12. А. Македонский (Источник)

Т. е. традиции героического эпоса сохраняются в разных жанрах и переходят в прозу, поэзию, например героическая поэма как синтез и гомеровская традиция. И там, и там говорится о лежащих грудах тел, но они какие-то обесчеловеченные. Ведь нас вообще с ними не знакомят. Лазарев М.И.:

Но в этот день газеты написали, что на западном фронте без перемен. Это как-то не хорошо по отношению к читателю. Ладохина Н.А.:

Или В. Гроссман – военный журналист, который это всё видел. Лазарев М.И.:

Так вот мне кажется, что есть ещё одна важная вещь: для аристократа важна не жизнь, а честь. Поэтому он и войну рассматривает так, что умру, но честь сохраню. Он, может, уже и жить устал, от того что думает постоянно о том, как честь сохранить. А когда у человека главное – это жизнь, которую он может сейчас потерять, то, конечно, и взгляд другой. А талант – это независимая вещь.
Ладохина Н.А.:
Ещё раз хочу подчеркнуть, что когда я говорю про ценность жизни, то имею в виду, что любая война делается для того, чтобы на этой территории и в этом народе жили люди, рождались дети и чтобы жизнь продолжалась. Если мы будем рассматривать войну как механизм для удовлетворения наших амбиций, то у нас найдутся и средства, и способы, и возможности, и очень страшно, если мы будем считать это карьерной лестницей.
Лазарев М.И.:
Но от этого никуда не деться. Если не будет юношей, которые считают армию, военную карьеру своим предназначением в жизни, то страна будет не готова. К сожалению, так. И там, и тут есть такие юноши, поэтому войны и происходят. Не только от того, что они есть, но от того, что есть такая готовность.

Читайте также: