Величие человека в его способности мыслить сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Мыслящий тростник: наше достоинство - не в овладении пространством, а в умении здраво мыслить

Блез Паскаль
Blaise Pascal
Мысли. (1669)

Мысль. - Все достоинство человека - в его способности мыслить. Ну, а сами эти мысли, - что. о них можно сказать? До чего же они глупы!

Итак, мысль по своей природе замечательна и несравненна, и только самые диковинные недостатки способны превратить ее в нелепость. Так вот, их полным-полно, и притом донельзя смехотворных. Как она возвышенна по своей природе и как низменна из-за этих недостатков!

Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, - человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает.

Итак, все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом - основа нравственности.

Мыслящий тростник.- Наше достоинство - не в овладении пространством, а в умении здраво мыслить. Я ничего не приобретаю, сколько бы ни приобретал земель: с помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня как некую точку; с помощью мысли я охватываю всю Вселенную.

Нам следует повиноваться разуму беспрекословнее, чем любому владыке, ибо кто перечит владыке, тот несчастен, а кто перечит разуму, тот дурак.

Чихает ли человек, справляет ли надобность - на это уходят все силы его души; тем не менее подобные действия, будучи непроизвольными, нисколько не умаляют величия человека. И хотя он делает это самолично, но делает не по своей воле, не ради помянутых действий, а совсем по другой причине; следовательно, никто не вправе обвинить его в слабости и в подчинении чему-то недостойному.

Человеку не зазорно отдаться во власть горя, но зазорно отдаться во власть наслаждения. И совсем не в том дело, что горе приходит к нам незваным, а наслаждения мы ищем, - нет, горе можно искать и по собственной воле отдаваться ему во власть и при этом ничуть себя не унижать. Но почему все-таки, предаваясь горю, разум окружает себя ореолом величия, а предаваясь наслаждению, покрывает позором? Да потому, что горе вовсе не пытается нас соблазнить, не вводит в искушение, это мы сами по собственной воле склоняемся перед ним, признаем его власть и, значит, остаемся хозяевами положения, мы покорны себе, и только себе, меж тем как, наслаждаясь, становимся рабами наслаждения. Умение распоряжаться, владеть собой всегда возвеличивает человека, рабство всегда покрывает его позором.

В данном высказывании Паскаль выражает мысль о том, что главной отличительной особенностью человека от других живых организмов, дающей людям преимущество перед другими организмами, является способность к мышлению и осознанному принятию решений. Раскроем тему с помощью теории.

Мышление – процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и так далее. Мышление можно разделить на три типа: образное, понятийное (теоретическое), знаковое. В реальности эти типы редко существуют в отдельном виде, чаще всего они комбинируются. В процессе мышления человеком были обнаружены закономерности, законы, устойчивые связи, которые в последствие поспособствовали преобразованию человеком окружающей среды. Форма активного отношения человека к окружающей среде с целью преобразований и изменений называется деятельностью. Она делится на практическую и духовную деятельность. С такие виды деятельности как игра, учение, труд, отдых, общение неизбежно включается каждый индивид в процессе своего развития. Особенностями деятельности являются продуктивный, орудийный, общественный, преобразующий характер. Существенной особенностью является то, что деятельность носит сознательный характер. Именно сознательная, целенаправленная творческая деятельность и способность к целеполаганию отличают человека от животного. Кроме того, к отличиям человека от животного относят мышление, членораздельную речь, наличие духовных потребностей, создание и преобразование культуры, изготовление орудий труда и их использование. Рассмотрим тему на конкретных примерах.

Из курса биологии нам известны сведения о деятельности Карла Линнея. В годы его жизни биология существенно отставала от других наук, так как огромное количество биологических знаний не были систематизированы. Карл Линней решил эту проблему: он разработал систему классификации живых организмов, что способствовало огромному прорыву в биологических исследованиях. Мы видим, что человек смог в процессе мышления совершить гениальные открытия, полезные для всего общества. Именно способность к осознанным решениям формирует достоинство человека.

Не только философов, но и всех людей во все времена глубоко интересовали такие вопросы: Как человек познаёт мир? Что такое истина и правда? Чем истина отличается от заблуждения? От чего зависят познавательные возможности человека? Как соотносятся знание и вера? Эти и другие вопросы о познании входят в круг проблем гносеологии. Существуют такие виды познания, как обыденное, научное, художественное, религиозное, квазинаучное. Гносеология исследует общие закономерности всех видов познания, т.е. она рассматривает общий познавательный процесс, который по-разному проявляется в различных сферах культуры.

Объектом познания выступает не всё бытие, а те его части и сферы, с которыми субъект взаимодействует. Последние же выделяются субъектом на основе его потребностей в ходе преобразования им бытия. Преобразовательная деятельность субъекта является успешной лишь тогда, когда она не произвольна, а согласуется с закономерностями объекта. Отсюда у субъекта и возникает потребность в познании объекта. Таким образом, сферы бытия превращаются субъектом в объекты познания в результате его практической активности. При этом познавательная активность избыточна по сравнению с запросами практики: субъект познаёт не только то в бытии, что требуется практическим интересом в данный момент, но и другое – что будет необходимо в будущем. Первоначально стимулированное запросами практики познание затем становится относительно самостоятельным и далеко выходит за их пределы. Помимо практического интереса у субъекта возникает и бескорыстная потребность в истине, которая становится значительным стимулом познания.

Результатом взаимодействия субъекта и объекта служит знание – отражение действительности в форме идеальных, или психических, образов: восприятий, представлений, мыслей, теорий. Если знание соответствует сущности предмета, то это адекватное, или истинное, знание; если же оно соответствует только каким-то внешним проявлениям предмета и не соответствует его сущности, то это неадекватное знание, или заблуждение. Например, учение о теплороде было заблуждением, хотя и в нём верно отразились некоторые количественные особенности теплообмена, и математические выражения перешли из теории теплорода в молекулярно-кинетическую теорию. Адекватным знанием в целом является обыденное знание, наука и искусство, а мифология, религия, лженаука – неадекватное знание. Знание, являющееся истинным, может, естественно, обладать разной степенью адекватности, например, обыденное знание и научное сильно отличаются по степени адекватности или, скажем, физика XVII и физика ХХ веков.

Поскольку знание – итог взаимодействия субъекта и объекта, то оно есть единство субъективного и объективного. Субъективное – это то, что определяется субъектом, производно от его качеств. Во-первых, в знании субъективна психическая, или идеальная, форма его существования, поскольку любое знание существует только в виде психических явлений – восприятий, представлений, мыслей. Тексты, картины, чертежи и т.п. – то, что часто неточно называют объективированным знанием, - это не знание, а его внешнее, знаково-модельное выражение, которое, будучи воспринято другим субъектом, порождает у последнего соответствующее знание. Во-вторых, субъективное в знании – это моменты эмоциональности и оценочного отношения субъекта к объекту. И, наконец, в третьих, субъективное в знании – это те моменты неадекватности (искажения, пристрастности, односторонности, неполноты знания), которые обусловлены особенностями личности субъекта.

Последний вид субъективного часто именуют субъективизмом, он наиболее выражен в обыденном познании. А второй вид субъективного наиболее присущ художественному познанию, без него искусство просто не может существовать. А вот идеалом научного знания служит освобождённость от второго и третьего видов субъективного.

Объективное в знании – это то, что обусловлено объектом и не зависит от субъекта. Один из моментов объективного в знании – причинная обусловленность знания объектом, поскольку психические образы у субъекта возникают в результате непосредственного или опосредованного действия на него объекта. Второй момент объективного в знании – большее или меньшее соответствие его содержания структуре и свойствам объекта, т.е. адекватность знания.

Основной вопрос гносеологии – это вопрос о сущности познания. Его решение давалось в рамках нескольких концепций. Одна из них – идущая от Платона концепция врождённого знания. Согласно ей, познание есть припоминание душой того знания, которое она получила в мире идей до вселения в тело человека. Более мягкий вариант этого учения разрабатывался Декартом. Он полагал, что врождёнными являются не все знания, а только некоторые основные, исходные положения, из которых разум по законам логики выводит все остальные знания. Вторая концепция о сущности познания – интуитивизм, разработанный А.Бергсоном. Познание, по Бергсону, - это интуиция, прямое проникновение субъекта в объект без всяких посредников (органов чувств, приборов и др.) Напомним, что и субъект и объект, по Бергсону, имеют чисто духовный характер.

Данные современной психологии и нейрофизиологии подтверждают правильность теории отражения. В её современном варианте она обогатилась некоторыми моментами, идущими от первых двух концепций. Хотя врождённого знания нет, но есть врождённые задатки, на основе которых возникают способности к познанию. Ранее добытое и усвоенное знание, становясь привычным и очевидным, принимает видимость врождённого и оказывает влияние на последующий познавательный процесс. Таковым знанием, к примеру, служат аксиомы геометрии. Большую роль в познании играет интуиция. Однако она не есть прямое проникновение души в объект (такое вообще невозможно), а представляет собой обработку в сфере бессознательного информации, ранее полученной с помощью органов чувств и мышления, и выход в сознание готового результата.

Второй важнейший вопрос гносеологии – это вопрос о возможностях человеческого познания, который служит второй стороной основного вопроса философии. Как уже отмечалось в §4 главы 1, имеется три основных его решения: познавательным реализмом, агностицизмом и скептицизмом. Нам представляется правильным первое учение, согласно которому мир познаваем до уровня сущностей. Агностицизм, отрицающий познаваемость сущностей, имеет несколько источников. Один из них – преувеличение относительности и изменчивости знания. Однако в ходе развития знания не всё оно пересматривается: его правильные моменты сохраняются и переходят в новые теории. Ещё один источник агностицизма – игнорирование связи сущности и явлений (см. §1 главы 8). Если же эту связь учитывать, то агностических выводов сделать нельзя.

Что-то непознаваемое можно было бы представить себе как абсолютно изолированное от других вещей и поэтому недоступное для человека. Однако все вещи и явления в мире находятся во взаимной связи, нет ничего такого, что не участвовало бы в процессах взаимодействия. Если даже какая-либо вещь непосредственно недоступна человеку, то ему доступны эффекты её взаимодействия с другими вещами, по которым он и может судить о ней. Поэтому все вещи непосредственно или через цепочку связей могут отражаться в человеческом сознании. Вспомним знаменитый случай, когда О.Конт провозгласил, что химический состав звёзд и Солнца никогда не может быть установлен, поскольку человек не может приблизиться к этим необычайно раскалённым телам. Однако вскоре был изобретён спектральный анализ, и по излучению звёзд человек, не покидая Земли, смог установить их химический состав. Ещё пример: в организме больного происходят нарушения обмена веществ, молекулярный механизм которого врачу непосредственно недоступен. Однако врач производит анализ крови больного и путём умозаключений выявляет молекулярные основы нарушения.

Подтверждением принципа познаваемости сущности явлений служит успех практики. Когда на основе какого-либо учения предсказываются определённые результаты, затем практические результаты деятельности, построенной согласно этому учению, совпадают с предсказанными, то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности явлений. Без него она лишается смысла. Что бы, например, было с медициной, если бы считалось, что сущности болезней (причины и патогенез) непознаваемы? Она бы превратилась в простое описание явлений – симптомов без их объяснения и без обоснования способов лечения.

Автор высказывания говорит об отличительном качестве человека от животного – сознательное мышление. Именно благодаря ему мы находимся на вершине биологической цепи.

Для подтверждения своих слов приведу пример из собственного социального опыта. Один мой знакомый (Михаил) работал в компьютерной фирме. Он ничем не отличался от своих коллег, пока не анонсировал программу, способную расшифровать голосовые заказы клиентов фирмы. Благодаря творческому мышлению и преобразовательной деятельности Михаил поднялся в глазах коллег и начальства, и он получил повышение. Таким образом, человек показал свое достоинство способностью мыслить для достижения выгоды.

Также приведу пример из СМИ. Из новостей мне известно, что Илон Маск запустил проект по колонизации Марса. Он разработал в своей компании новую ракету, причем без помощи государственных предприятий. От замысла он перешел к реализации своих идей. Мышление в этом примере проявляется как новый способ достижения целей. Мышление Илона Маска позволит сделать огромный шаг в космическом направлении, развитии всего человечества. Таким образом, способность мыслить является еще и фактором человеческого прогресса.

В заключение хочется подчеркнуть, что способность мыслить возвышает человека над другими животными. Эта черта является достоинством, которое способно преобразовывать природу и разумы.

Читайте также: