Вебинар историческое сочинение 2021

Обновлено: 17.05.2024

Важным элементом ЕГЭ по истории являлось написание сочинения – это было заключительное задание №25, обязательная часть экзамена. Его объем – примерно 3 тысяч знаков с пробелами. Это чуть меньше двух страниц формата А4.

Сочинение по истории ЕГЭ традиционно являлось самым сложным заданием на экзамене. Именно поэтому оно и оценивалось максимальным количеством баллов: 12 из 56 первичных баллов или 35 из 100 тестовых баллов. Поэтому учащемуся стоило обратить особое внимание на правила написания сочинения и на критерии его оценивания.

Однако в 2021-2022 году сочинение по истории отменили. Это связано с тем, что для подготовки к этому заданию многие ученики заучивали шаблонные тексты. Из-за этого проверка знаний и навыков оказалась неэффективна.

Рассказываем, какие темы сочинений были в предыдущих годах, какие требования предъявлялись к работам и как оценивалось сложное задание.

Подготовка к сочинению по истории ЕГЭ предполагает не только хорошее знание фактического материала. Следует также четко представлять себе общую форму и структуру работы. Для этого можно ознакомиться с примерами сочинений по истории, которые выложены в интернете. Зрительное восприятие текста оказывается более эффективным, чем простое его описание.

Полезно также создание домашних заготовок плана по основным историческим периодам и ведущим историческим личностям. С большой долей вероятности, на экзамене будут темы по истории XIX-XX веков. Хороший способ подготовиться – писать как можно больше сочинений и потом проверять их вместе с учителем.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 52


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 53

Даже примерные темы и примерные периоды в сочинении по истории ЕГЭ заранее не узнать. Это большой минус по сравнению с экзаменами прошлых лет. По-видимому, это сделано специально, чтобы усложнить проведение экзамена и, возможно, сократить количество стобалльников. Например, в 2018 году их было 206, а в 2019 уже 298. В этой ситуации от выпускников потребуется хорошее знание фактического материала по всем историческим периодам – нужно досконально знать школьную программу по истории.

При описании одного из исторических процессов необходимо придерживаться определенных этапов:

  • указать как минимум два значительных исторических события;
  • назвать две исторические личности, которые были тесно связаны с этими событиями, и дать характеристику их роли в этих событиях;
  • выявить и описать основные причины возникновения указанных событий;
  • отметить значение (последствия) данного исторического процесса для всей истории России.

При написании сочинения об одном из исторических деятелей следует соблюсти следующие требования:

  • указать не менее двух значительных событий, в которых участвовало историческое лицо;
  • отметить еще одну историческую личность, которая принимала участие в этих же событиях;
  • следует выявить как минимум две причинно-следственные связи, которые характеризуют причины происхождения данных событий и имели место при жизни отмеченных исторических личностей;
  • необходимо дать оценку на основании исторических фактов и мнений историков, влияния отмеченных событий, в которых принимало участие историческая личность, на события, которые произошли после его смерти.

В официальных документах не указываются требования к плану и структуре ЕГЭ по истории. Там отмечается, что сочинение должно быть выполнено в форме связного текста. Можно предложить следующий план и структуру сочинения, наиболее часто рекомендуемые специалистами.

Во введении необходимо дать исходную характеристику выбранного исторического процесса либо исторического деятеля.

В основной части описывается исторический процесс или деятельность исторического лица и причины произошедших событий.

В заключении дается оценка исторического события либо исторического деятеля на основе исторических фактов и мнений историков.

В интернете есть примеры сочинений по истории прошлых лет, которые можно использовать при подготовке к экзамену. Но не стоит использовать их, так как ежегодно меняется сама тематика, требования и структура работ.

Оценивают сочинение по истории ЕГЭ по 7 критериям (К):

За два указанных исторических события дают два балла, но за каждую ошибку снимается по одному баллу.

Если выпускник, как требуется, рассказал о двух исторических личностях и их роли в указанных событиях, он получает максимум два балла; один балл также снимается за одну ошибку.

Можно указать только одну причину исторического события, но самую важную. За это можно получить два 2 балла, из которых вычитается по одному баллу за каждую ошибку.

Общая формулировка оценки влияния определенного периода на дальнейшую историю России не засчитывается, необходимо указать на конкретные факты. За соблюдение этого критерия выпускник получает один балл.

В сочинении должен быть использован хотя бы один исторический термин – за него дают один балл.

Если в сочинении нет фактических ошибок, можно заработать еще три балла. Но если есть, за каждую вычитается по одному баллу.

В сочинении должно присутствовать связное и последовательное изложение материала; оценка за соблюдение этого требования – один балл.

Следует помнить, что для получения баллов по критериям 5-7 необходимо набрать минимум 5 баллов из 7 по первым четырем критериям. В противном случае эти баллы не начисляются.

Вместе с экспертами, мы выяснили, каким будет ЕГЭ по истории. При подготовке к экзамену опытные преподаватели советуют ученикам обратить особое на написание исторического сочинения

blank

Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год

Как показала практика, 25 задание ЕГЭ по истории вызывает у учащихся особые затруднения. Здесь важно не только знать хорошо историю, ее последовательность, деятельность исторических личностей, но и уметь все это логично изложить в форме сочинения. Самостоятельная, с элементами творчества, работа. Задание относится к категории сложных, так как требует упоминания исторических событий, их анализ и структурирование. Необходимо указать исторических личностей и оценить их деятельность, упомянуть общепринятые взгляды историков на конкретный период истории. Рассмотрим особенности, требования и структуру сочинения по истории.

Особенности эссе по истории

Сочинение в формате ЕГЭ по истории не совсем творческая работа, и значительно отличается обычных сочинений по литературе и другим дисциплинам. Есть определенный алгоритм сочинения по истории ЕГЭ,

Во-первых, в нем необходимо указывать достоверные исторические факты, даты, описать и оценить деятельность исторических деятелей, а в завершении сделать вывод, в котором высказать свою точку зрения.

Во-вторых, это отличная форма проверки знаний учащихся исторических событий, а также развивает способности систематизировать большой объем информации, анализировать и высказывать в свободной форме свою точку зрения.

В-третьих, как там ни было, это прием развития личности учащегося, так как учит навыку высказывать свою точку зрения, учащиеся делают оценочную характеристику исторического периода, формирует у них ценностных приоритеты.

Требования к написанию и алгоритм сочинения ЕГЭ по истории

В демоверсиях и примерах ЕГЭ по истории написаны основные требования, которые выдвигаются к написанию. Учащимся дается три исторических периоды, из которых он выбирает один. К примеру, дается 1) 1613 – 1645 гг.; 2) 1801 -1812 гг.; 3) 1922-1928 гг.

  1. По требованию указывается не менее 2-х значимых исторических событий из этого периода истории. К значимым событиям относятся проведенные реформы, войны и конкретные битвы, принятие важных указов, законов, документов, восстания, бунты.
  2. Упоминание двух исторических личностей и их деятельность.
  3. Выявить и логично вставить в текст причинно-следственные связи данного периода. Как эти события и деятельность исторических персонажей повлияли на последующий ход истории.
  4. Оценить значимость периода в общей канве истории, как отечественной, так и мировой.
  5. Необходимо корректно использовать исторические понятия, определения, названия и термины. Правильно оформить эссе.

К примеру, выбираем 1801 – 1812 годы и пишем, основываясь на требованиях. Сначала все заносим в черновик.

  1. Определяем эпоху. В нашем случае это первый период правления Александра Павловича, вошедшего в историю, как император Александр I. Первый исторический деятель у нас есть. Выписываем в черновик.
  2. Определяем основные направления внутренней и внешней политике императора. В первый период молодой император на внешнеполитической арене пытался противостоять росту влияния Франции, а во внутри страны декларировал идеи внедрения в России республиканского строя, желал ослабить крепостничество и провести ряд демократических реформ.
  3. Император был не одинок в своих стремлениях. У него были соратники. Вспоминаем их и выписываем фамилии в черновик.
  4. После определения исторических деятелей выделяем значимые исторические события, и находим между ними причинно-следственные связи. К примеру, стремление провести демократические реформы привело к созданию Государственного Совета, который возглавил выдающийся реформатор М.М. Сперанский.
  5. Не забываем про исторические термины и понятия, относящиеся к этой исторической эпохе. Их также выписываем в черновик.
  6. Выбирая значимые исторические события, не забываем указать их оценку ведущих историков прошлого и современности.
  7. После событий отечественной истории вспоминаем о деятельности России на международной арене. Важнейшим событием этой эпохи стало подписание Тильзитского мира, который оказал большое влияние на развитие всей Европы и России.
  8. Важный этап работы над сочинением – это систематизация информации, выстраивание событий в хронологической последовательности.
  9. Формируем свою оценку и на ее основе пишем вывод. Тоже сначала на черновике.
  10. Теперь всю информацию с черновика оформляем в форме сочинения в бланк ответа тестового задания ЕГЭ.

Пример Эссе по истории период с марта 1801 по май 1812:

В результате дворцового переворота, который стал последним в истории России, к власти пришел сын Павла и внук Екатерины II Александр Павлович, ставший императором Александром I.

Но сыграть роль великого реформатора в этот период выпала М.М. Сперанскому. По его инициативе в Российской империи создали Государственный совет. Своеобразный законодательный орган при императоре, который выполнял, по сути, лишь совещательную функцию. Но его создание уже было важным шагом на пути конституционных преобразований. Сперанский становиться вторым человеком в российском государстве, а собрания Государственного Совета регулярно проводятся в Эрмитаже и Зимнем Дворце.

На внешней арене России в этот период вынуждена была участвовать в ряде войн. Страна вступает в многочисленные антифранцузские коалиции, а русские солдаты и офицеры вынуждены воевать на полях сражений Европы. В июне 1807 года Российская империя была вынуждена пописать с Францией не выгодный Тильзитский мир. Во-первых, присоединившись к экономической блокаде Англии, России начала нести большие убытки в торговле. Во-вторых, по условиям мира было создано Варшавское герцогство. Россия потеряла часть территорий.

Таким образом, можно отметить, что этот исторический период в Российской империи был противоречивым и неоднозначным. С одной стороны во внутренней политике начались попытки демократических преобразований, а с другой Россия сдавала позиции на международной арене. Тильзитский мир принес России не только экономические убытки, но и показал неизбежность военного столкновения с наполеоновской Францией.

Несколько советов

Необходимо помнить, что сочинение по истории имеет ряд особенностей.

  1. Не старайтесь писать много. История, наука, основанная на фактах. Пишите конкретно, а при написании вывода опирайтесь на события и деятельность исторических личностей.
  2. Четко устанавливайте между событиями причинно-следственные связи.
  3. Помните, что событий и исторических личностей в эссе можно указывать больше двух. Главное содержательно раскрыть исторический период, а также определить его значимость.
  4. Перед учащимися в 25 задании три исторических периода, поэтому выбирайте тот, который хорошо знаете и сможете четко описать.
  5. Не делайте ошибок в изложении фактического материала. Если не уверены в правильности даты, написании фамилии исторического деятеля, названии документа, лучше опустите, чтобы не потерять на этом баллы. Постарайтесь вспомнить другие важные моменты выбранного периода и вставить их в свое сочинение.

Структура эссе по истории

Для всех сочинений, по какому бы историческому периоду они не писались, есть определенный шаблон, конкретная структура.

Условно, и на бумаге эссе можно поделить на 4 основных части, которые выделяются абзацами. Но и это не догма. Абзацев может быть меньше или больше, ведь главное раскрыть тематику.

В первой части обязательно указываем, чем период значим в общей истории России, а главное – подтверждаем это фактическим материалом. Указываем события, исторических личностей.

Вот, к примеру, период правления Екатерины II:

  • В период с июня 1762 по ноябрь 1796 тт. был важен для истории Российской Империи, как время демонстрации
    собственных сил на европейской театре политических действий.
  • Выделим следующие два события. Во-первых, первый раздел Речи Посполитой. Причинами данного события были
    спабость и политическая нестабильность в Речи Посполитой, которая была неспособна защищать свою
    территориальную целостность, а также стремление ее соседей — Российской империи, Австрии и Пруссии захватить её территории и включить их в свой состав
  • Во-вторых, первая русско-турецкая война при Екатерине 1. Причинами данного события были необходимость Российской империи получить выход к Черному морю, а также объявление Турцией войны Российской империи с целью поддержки польских конфедератов, с которыми воевала Россия.

Вторая часть будет наполнена ролью указанных исторических личностей в событиях данного периода:

  • Ключевую роль в разделе Речи Посполитой сыграла императрица Екатерина Великая. Она пригласила прусского
    короля Фридриха II Санкт-Петербург, где подписала с ним секретное соглашение о будущем разделе Речи
    Посполитой.
  • Ключевую роль в русско-японской войне при Екатерине Второй сыграл Петр Румянцев. Он был назначен
    командующим одной из русских армий и одержал несколько крупных побед благодаря своему полководческому
    таланту.

Третья часть отводится под выявление и описание причинно-следственных связей. Вот, конкретные для данного периода:

В четвертой части делаете вывод и формулируете общую оценку для исторического периода:

  • Таким образом, данный период сыграл существенную роль в отечественной истории. В период правления Екатерины Великой будет осуществлена губернская реформа, установившая порядок управления губерниями, который сохранится почти без изменений до 1917 года.

Это своеобразный шаблон, но не забывайте, что историческое эссе должно быть связным, логично выстроенным текстом, а не просто перечислением исторических дат, фактов, личностей.

В завершении еще один важный совет. Чтобы правильно и хорошо написать эссе, необходима постоянная практика. В период самостоятельной, или под контролем учителя, подготовки к сдаче ЕГЭ по истории выбирайте любую эпоху и старайтесь писать эссе по предложенной структуре и в соответствии с критериями.

blank

Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год

Как показала практика, 25 задание ЕГЭ по истории вызывает у учащихся особые затруднения. Здесь важно не только знать хорошо историю, ее последовательность, деятельность исторических личностей, но и уметь все это логично изложить в форме сочинения. Самостоятельная, с элементами творчества, работа. Задание относится к категории сложных, так как требует упоминания исторических событий, их анализ и структурирование. Необходимо указать исторических личностей и оценить их деятельность, упомянуть общепринятые взгляды историков на конкретный период истории. Рассмотрим особенности, требования и структуру сочинения по истории.

Особенности эссе по истории

Сочинение в формате ЕГЭ по истории не совсем творческая работа, и значительно отличается обычных сочинений по литературе и другим дисциплинам. Есть определенный алгоритм сочинения по истории ЕГЭ,

Во-первых, в нем необходимо указывать достоверные исторические факты, даты, описать и оценить деятельность исторических деятелей, а в завершении сделать вывод, в котором высказать свою точку зрения.

Во-вторых, это отличная форма проверки знаний учащихся исторических событий, а также развивает способности систематизировать большой объем информации, анализировать и высказывать в свободной форме свою точку зрения.

В-третьих, как там ни было, это прием развития личности учащегося, так как учит навыку высказывать свою точку зрения, учащиеся делают оценочную характеристику исторического периода, формирует у них ценностных приоритеты.

Требования к написанию и алгоритм сочинения ЕГЭ по истории

В демоверсиях и примерах ЕГЭ по истории написаны основные требования, которые выдвигаются к написанию. Учащимся дается три исторических периоды, из которых он выбирает один. К примеру, дается 1) 1613 – 1645 гг.; 2) 1801 -1812 гг.; 3) 1922-1928 гг.

  1. По требованию указывается не менее 2-х значимых исторических событий из этого периода истории. К значимым событиям относятся проведенные реформы, войны и конкретные битвы, принятие важных указов, законов, документов, восстания, бунты.
  2. Упоминание двух исторических личностей и их деятельность.
  3. Выявить и логично вставить в текст причинно-следственные связи данного периода. Как эти события и деятельность исторических персонажей повлияли на последующий ход истории.
  4. Оценить значимость периода в общей канве истории, как отечественной, так и мировой.
  5. Необходимо корректно использовать исторические понятия, определения, названия и термины. Правильно оформить эссе.

К примеру, выбираем 1801 – 1812 годы и пишем, основываясь на требованиях. Сначала все заносим в черновик.

  1. Определяем эпоху. В нашем случае это первый период правления Александра Павловича, вошедшего в историю, как император Александр I. Первый исторический деятель у нас есть. Выписываем в черновик.
  2. Определяем основные направления внутренней и внешней политике императора. В первый период молодой император на внешнеполитической арене пытался противостоять росту влияния Франции, а во внутри страны декларировал идеи внедрения в России республиканского строя, желал ослабить крепостничество и провести ряд демократических реформ.
  3. Император был не одинок в своих стремлениях. У него были соратники. Вспоминаем их и выписываем фамилии в черновик.
  4. После определения исторических деятелей выделяем значимые исторические события, и находим между ними причинно-следственные связи. К примеру, стремление провести демократические реформы привело к созданию Государственного Совета, который возглавил выдающийся реформатор М.М. Сперанский.
  5. Не забываем про исторические термины и понятия, относящиеся к этой исторической эпохе. Их также выписываем в черновик.
  6. Выбирая значимые исторические события, не забываем указать их оценку ведущих историков прошлого и современности.
  7. После событий отечественной истории вспоминаем о деятельности России на международной арене. Важнейшим событием этой эпохи стало подписание Тильзитского мира, который оказал большое влияние на развитие всей Европы и России.
  8. Важный этап работы над сочинением – это систематизация информации, выстраивание событий в хронологической последовательности.
  9. Формируем свою оценку и на ее основе пишем вывод. Тоже сначала на черновике.
  10. Теперь всю информацию с черновика оформляем в форме сочинения в бланк ответа тестового задания ЕГЭ.

Пример Эссе по истории период с марта 1801 по май 1812:

В результате дворцового переворота, который стал последним в истории России, к власти пришел сын Павла и внук Екатерины II Александр Павлович, ставший императором Александром I.

Но сыграть роль великого реформатора в этот период выпала М.М. Сперанскому. По его инициативе в Российской империи создали Государственный совет. Своеобразный законодательный орган при императоре, который выполнял, по сути, лишь совещательную функцию. Но его создание уже было важным шагом на пути конституционных преобразований. Сперанский становиться вторым человеком в российском государстве, а собрания Государственного Совета регулярно проводятся в Эрмитаже и Зимнем Дворце.

На внешней арене России в этот период вынуждена была участвовать в ряде войн. Страна вступает в многочисленные антифранцузские коалиции, а русские солдаты и офицеры вынуждены воевать на полях сражений Европы. В июне 1807 года Российская империя была вынуждена пописать с Францией не выгодный Тильзитский мир. Во-первых, присоединившись к экономической блокаде Англии, России начала нести большие убытки в торговле. Во-вторых, по условиям мира было создано Варшавское герцогство. Россия потеряла часть территорий.

Таким образом, можно отметить, что этот исторический период в Российской империи был противоречивым и неоднозначным. С одной стороны во внутренней политике начались попытки демократических преобразований, а с другой Россия сдавала позиции на международной арене. Тильзитский мир принес России не только экономические убытки, но и показал неизбежность военного столкновения с наполеоновской Францией.

Несколько советов

Необходимо помнить, что сочинение по истории имеет ряд особенностей.

  1. Не старайтесь писать много. История, наука, основанная на фактах. Пишите конкретно, а при написании вывода опирайтесь на события и деятельность исторических личностей.
  2. Четко устанавливайте между событиями причинно-следственные связи.
  3. Помните, что событий и исторических личностей в эссе можно указывать больше двух. Главное содержательно раскрыть исторический период, а также определить его значимость.
  4. Перед учащимися в 25 задании три исторических периода, поэтому выбирайте тот, который хорошо знаете и сможете четко описать.
  5. Не делайте ошибок в изложении фактического материала. Если не уверены в правильности даты, написании фамилии исторического деятеля, названии документа, лучше опустите, чтобы не потерять на этом баллы. Постарайтесь вспомнить другие важные моменты выбранного периода и вставить их в свое сочинение.

Структура эссе по истории

Для всех сочинений, по какому бы историческому периоду они не писались, есть определенный шаблон, конкретная структура.

Условно, и на бумаге эссе можно поделить на 4 основных части, которые выделяются абзацами. Но и это не догма. Абзацев может быть меньше или больше, ведь главное раскрыть тематику.

В первой части обязательно указываем, чем период значим в общей истории России, а главное – подтверждаем это фактическим материалом. Указываем события, исторических личностей.

Вот, к примеру, период правления Екатерины II:

  • В период с июня 1762 по ноябрь 1796 тт. был важен для истории Российской Империи, как время демонстрации
    собственных сил на европейской театре политических действий.
  • Выделим следующие два события. Во-первых, первый раздел Речи Посполитой. Причинами данного события были
    спабость и политическая нестабильность в Речи Посполитой, которая была неспособна защищать свою
    территориальную целостность, а также стремление ее соседей — Российской империи, Австрии и Пруссии захватить её территории и включить их в свой состав
  • Во-вторых, первая русско-турецкая война при Екатерине 1. Причинами данного события были необходимость Российской империи получить выход к Черному морю, а также объявление Турцией войны Российской империи с целью поддержки польских конфедератов, с которыми воевала Россия.

Вторая часть будет наполнена ролью указанных исторических личностей в событиях данного периода:

  • Ключевую роль в разделе Речи Посполитой сыграла императрица Екатерина Великая. Она пригласила прусского
    короля Фридриха II Санкт-Петербург, где подписала с ним секретное соглашение о будущем разделе Речи
    Посполитой.
  • Ключевую роль в русско-японской войне при Екатерине Второй сыграл Петр Румянцев. Он был назначен
    командующим одной из русских армий и одержал несколько крупных побед благодаря своему полководческому
    таланту.

Третья часть отводится под выявление и описание причинно-следственных связей. Вот, конкретные для данного периода:

В четвертой части делаете вывод и формулируете общую оценку для исторического периода:

  • Таким образом, данный период сыграл существенную роль в отечественной истории. В период правления Екатерины Великой будет осуществлена губернская реформа, установившая порядок управления губерниями, который сохранится почти без изменений до 1917 года.

Это своеобразный шаблон, но не забывайте, что историческое эссе должно быть связным, логично выстроенным текстом, а не просто перечислением исторических дат, фактов, личностей.

В завершении еще один важный совет. Чтобы правильно и хорошо написать эссе, необходима постоянная практика. В период самостоятельной, или под контролем учителя, подготовки к сдаче ЕГЭ по истории выбирайте любую эпоху и старайтесь писать эссе по предложенной структуре и в соответствии с критериями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает примерные темы сочинения по истории в новом формате ЕГЭ 2021 г.

Сочинение по историческому процессу

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.

внешняя политика русских князей в 879−945 гг

внешняя политика России в

формирование многопартийной системы в начале ХХ в.

борьба Древнерусского государства с кочевниками

социально-экономические преобразования первой четверти XVIII в.;

Первая российская революция

внешняя политика Древнерусского государства в X в.

государственные преобразования первой четверти XVIII в.

внешняя политика России в декабре 1894– июле 1914 гг.

внутренняя политика киевского князя в 1019−1054 гг.;

внутренняя политика России во второй половине XVIII в.

Первая мировая война

формирование законодательства Древнерусского государства

усиление крепостничества во второй половине XVIII в.

первые революционные преобразования большевиков

междоусобная борьба русских князей во второй половине Х – начале ХI в.

борьба России за выход к Черному морю во второй половине XVIII в.

гражданская война в России после прихода большевиков к власти

развитие Северо-Восточной Руси в XII в.

укрепление самодержавия во второй четверти XIX в.

политическое развитие Северо-Восточной Руси в период политической раздробленности (до монгольского нашествия)

становление и развитие декабристского движения

проведение в СССР новой экономической политики (нэп).

формирование системы земель – самостоятельных государств в XII- начале XIII в.

внутренняя политика России в первой четверти XIX в.

Индустриализация в СССР

усиление Московского княжества в первой половине XIV в.

внутренняя политика России в 1825–1855 гг.;

внешняя политика СССР в 1930-1940 гг

противостояние Москвы и Твери в борьбе за великое княжение Владимирское в XIV-XV вв

внешняя политика России в 1825-1855 гг.

военные действия СССР против фашистской Германии с июня 1941 г. по ноябрь 1942 г.

формирование единого Русского государства в 1462–1505

проведение Великих реформ 1860-х − 1870-х гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

формирование единого Русского государства в XV – первой трети XVI в.

внешняя политика России в 1855-1881 гг.

участие СССР в Великой Отечественной войне в январе 1944 - мае 1945

внутренняя политика СССР в июне 1945 - апреле 1953 гг

опричная политика Ивана Грозного

внешняя политика России в 1881–1894 гг.;

ужесточение административно-командной системы в СССР в 1946-1952 гг

внешняя политика России в эпоху Ивана Грозного

движение революционного народничества в России

внешняя политика СССР в июне 1945 - апреле 1953 гг

Смута в Российском государстве

социально-политические движения в России во второй половине XIX – начале ХХ в.

внешняя политика СССР в 1954-1964 гг

народное движение за освобождение Москвы от польско-литовских интервентов

внешняя политика России в 1613-1645 гг

внешняя политика СССР в 1964-1982 гг

городские бунты и восстания в России в XVII веке

внешняя политика СССР в 1964-1985 гг

городские восстания середины – второй полвины XVII века

внутренняя политика СССР в 1985-1991 гг.

внешняя политика России в 1645-1676 гг

демократизация политической жизни в 1985-1991 гг

внутриполитическое развитие и распад СССР в 1985-1991 гг

Сочинение о личности

В сочинении необходимо:

указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

Читайте также: