В юности я здоровая была наравне с парнями сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

учить высказывать свои впечатления, мысли и чувства от увиденного в форме лирической миниатюры;
побудить учащихся к размышлению о том, что такое красота, радость; развивать эстетическое отношение к жизни; воспитывать в них стремление к прекрасному;
пробудить стремление к творчеству;
показать общие черты, сближающие такие виды искусства, как искусство Слова, Живопись, Музыку;
помочь овладеть приёмами развития образного мышления: художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитеты, метафоры, синонимы), живописи (цвет, колорит, композиция), музыки (темп, ритм).

Всё живое сбрасывает с себя остатки сна: паучок плетёт кружевную паутинку, распускается первоцвет, и бронзовый листочек, сорванный озорным ветерком, падает на водную гладь . пёстрая бабочка спешит напиться росы из грибной шляпки. Вы улыбаетесь . К вам радость пришла, потому что вы увидели, как солнце над озером встаёт.

Научитесь видеть красоту – научитесь находить радость, а радость - мудрость жизни. Сегодня будем этому учиться….

Помогут нам в этом писатели В.Крупин и В.Солоухин. Будем сегодня на уроке учиться высказывать свои впечатления, мысли, чувства. Сегодня каждый из вас ощутит себя в роли мастера, творца.

2. Сначала мы прочитаем его лирическую миниатюру, поучимся мастерству, а потом напишем свои творческие работы.

Итак, лирическая миниатюра – это произведение искусства малой формы, в котором чувства, переживания господствуют над рассудочным началом.(Т.е. поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы.)

Суметь сказать в маленьком произведении о многом, о большом могут только настоящие мастера. Сочиняли миниатюры И.С.Тургенев, М.Пришвин, В.Астафьев - признанные мастера слова.

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. Х Остановка

Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала. Х Остановка

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Как жилось рассказчице? (обратите внимание на лексику, с помощью которой мы можем видеть физическое состояние героини)

Казалось бы, мимолётное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но как душу согрела, сколько силы целительной придала…

Крупинка – это не только зёрнышко, чудесная частичка природы, но и образное название жанра миниатюры – от фамилии писателя Крупина.

Как называется этот художественный приём? ( Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой).

Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня. И красное солнце напомнило рыжую голову коня.

Воссияло – устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.

"Сбрось мешок!". Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком.

8.А теперь вместе с писателем В.Солоухиным мы пройдём с вами по росному лугу ранним утром. Вы встретитесь с тем мгновением жизни, которому хочется сказать: "Остановись! Ты прекрасно!" Как обидно, если ты это пропустишь!

Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие – чисто кровавого цвета, третьи – матово светятся изнутри, четвёртые – матово-голубые, пятые – белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.

Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени , свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми…

Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росному цветущему лугу.

В.Солоухин в самом обычном утре видит удивительное, описывает неповторимую прелесть луга, сверкавшего в росе. Человек, идущий по этому лугу, проникается общим настроением природы, гармонии. Автор приводит к мысли, что природа разнообразна, человек, умеющий видеть, видит, как меняется каждую минуту окружающее, обогащает свой внутренний мир яркими образами, облагораживает себя.

Писатель восхищается живительной свежестью земли, приглядывается к каждому растению, в котором мерцают капли росы, передаёт многообразие мира через обилие радужных красок. Автор удивительный художник - мастер цветописи. Докажите.

Бывает у тебя плохое настроение, ты выходишь на улицу, а там светит солнце, там каждый листочек тебе улыбается - и у тебя сразу поднимается настроение.

Как жаль, что мы часто не замечаем или просто не обращаем внимания на то, что в крохотной росинке можно увидеть ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству. Если ты ни разу этого не видел, не чувствовал обжигающей прохлады утренней росы, если ни разу не слышал, как рождается день, то что-то очень важное прошло мимо тебя.

(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся; изнутри, четвёртые - молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.

(9)Вы проснётесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел: цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.

Утро. Лениво поднимается солнце над сонной землёй. Тишина. Лишь изредка доносится шум деревьев, потревоженных озорным ветерком.

Я бегу, но никак не могу его перегнать. Он такой быстрый, смелый и напоминает мне торопливого мальчишку. Мне кажется. Что нет на свете человека, не очарованного прелестью….

Особую красоту я вижу в дождике. Казалось бы ничего нет примечательного: льёт с неба вода – да и только!

- Ничего ты не понимаешь в красоте,- возразил ей сердитый грач.- Красота – это чудо, радость, вдохновение природы… А ты. Эх…

Подумала сорока и полетела. Видит: пухлые почки на деревьях, журчит. ? ручеёк, переливаются яркими цветами … . подснежники. Река сбросила с себя ? гнёт.

Красота в цвете: в пестроте летнего луга и осенних листьев, зреющих фруктах и овощах. Но красота есть и в безмолвии: звёздное небо, пустынная дорога. Красота - в душе человека.

Групповая работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту В. Крупина

Цели: отработать навыки выполнения задания 25 (сочинение по тексту) в формате единого государственного экзамена; учить работе с текстом; предотвратить типичные недостатки в работе учащихся при написании сочинения; воспитывать мотивы учения, положительного отношения к получению знаний; способствовать духовному становлению личности; развивать умение логично, грамотно излагать мысль, работать в коллективе; уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели.

Тип урока – урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного, урок открытия нового

Использованные технологии обучения : -кейс-метод ( метод активного обучения на основе реальных ситуаций), ИКТ.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме урока, кейс с заданиями.

Ход занятия:

1.Орг момент

2.Мотивация учебной деятельности.

Как можно соотнести притчу с вашей жизнью, с работой , которую вы ведёте на протяжении всего учебного года?

- Хотелось бы, чтобы вы сдали ЕГЭ тоже с первой попытки и ,конечно же, пожелать удачи.

3.Актуализация знаний, постановка целей занятия, определение темы урока:

Постановка задачи урока:

--Какие или какое задание, на ваш взгляд, может вызвать затруднение при выполнении экзаменационной работы?(сочинение)

-Да, действительно, подготовиться к выполнению остальных заданий можно, необходимо выучить алгоритм выполнения заданий, и регулярно тренироваться, а написать сочинения без упорной и долгой работы нельзя.

- Почему нужно научиться писать сочинение, а может, достаточно выполнить только тестовые задания?

- Без сочинения вы сможете набрать по 100-бальной системе 57 баллов, если не допустите ни одной ошибки. Рискованно, да и маловато для поступления в ВУЗ.

- Что мы знаем с вами о сочинении в формате ЕГЭ? (Сложный уровень, поэтому возникают определённые трудности)

- Итак, определим тему урока ( Подготовка к написанию сочинения- рассуждения)

Сегодняшнее занятие по теме СЛАЙД№ 1

-Какие цели поставим перед собой?(отрабатывать навык написания сочинения, учиться работать с текстом, предотвращать ошибки при работе с текстом)

4.Работа по теме урока

Сегодня мы будем учиться писать сочинение по исходному тексту, искать наиболее эффективные пути работы с текстом, используя уже полученные знания.

- Существуют определённые требования к сочинению – рассуждению и критерии оценивания.

Нетрудно , на мой взгляд, выполнять задание, зная, сколько баллов за это задание получит ученик.(СЛАЙД №3)

1. Верно ли , что за правильно сформулированную одну из проблем исходного

текста можно получить 1 балл(+)

2. Верно ли, что за приведение 2 правильных примеров из прочитанного текста по критерию К2(Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста) можно получить 2 балла(-3балла)

3. Верно ли, что критерий К3 проверяет аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме текста, важных для понимания проблемы.(-, Отражение позиции автора исходного текста)

4. Верно ли, что за приведение только одного аргумента из художественной,

публицистической или научной литературы учащийся может получить 3балла(-, 2)

5. Верно ли, что за смысловую цельностью, речевую связностью и последовательность изложения, отсутствие логических ошибок, отсутствие ошибок в абзацном членении текста можно получить 2 балла(+)

- Сколько баллов можно получить за сочинение, написанное по данным критериям (24б.)

Много это баллов или мало, безусловно, много.

- Давайте посмотрим, какая работа предстоит вам на экзамене

( Учащиеся зачитывают задание 25 из Демоверсии)

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- С какими проблемами и трудностями вы столкнулись? ( Формулировка проблемы, комментарии проблемы, выявление авторской позиции, аргументация)

Определение целей урока

- Послушайте, пожалуйста, ещё одну народную мудрость и попытайтесь сформулировать основную мысль предложенного текста

( учиться выполнять работу, используя имеющийся опыт)

4. Этап организации работы группы

4.1Опираясь на формулировку задания №25 составьте и запишите план авторского сочинения.

2) Формулирование проблемы.

4) Авторская позиция.

5) Собственное мнение.

6) Первый аргумент.

7) Второй аргумент.

Универсальный план, который можно использовать при написании сочинения на ЕГЭ. Составлен в соответствии с требованиями к выполнению данного задания:

1. Формулировка проблемы.

2. Комментирование проблемы.

3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.

4. Собственное мнение, согласившись вы или не согласившись с автором.

5. Аргументы в пользу своей точки зрения, доказательство. Не менее двух аргументов, каждый из которых приводится в новом абзаце:
– первый из русской или зарубежной литературной классики;
– второй из собственных знаний и жизненных наблюдений.

6. Заключение, вывод.

-Совпадает ли план написания сочинения?

В данном плане отсутствует вступление, так как жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Но возможно, также, написание вступления и заключения. Это не приведет к потере баллов за задание.

Перед нами представлена композиция сочинения.

4.2.Стадия “осмысления”. Операционально-познавательный этап

Беседа с учащимися.

Свой кейс знакомства с этим писателей один из вас уже пополнил. Я давала опережающее задание….. подготовить информацию о Вл. Крупине.

-Прежде чем начнем читать текст, я попрошу вас представить самого близкого, родного человека. Представьте, что ему плохо, он очень устал, совершенно опустошен.

- Что бы вы сказали ему в утешение?

Буквально 1-2 слова. Пожалуйста…

- А теперь прочитаем рассказ В. Крупина и посмотрим, что помогло снять груз проблем его героям.

(Выразительное чтение учащейся).

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным- красна, и на ней роса играет.

4.4. Работа по тексту . (Распечатки с текстом на столах)

- Что помогло победить усталость героине крупинского рассказа?

Красота. Казалось бы, такая мелочь, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила.

2.В каких словах заключена основная идея произведения (Ты красоту запомни! Так слепой бы и прожила, от него переняла и детям передала)

4. Определите стиль и тип речи. (Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения и описания)

5. Объясните смысл названия рассказа (Сбрось мешок – т.е. поднимись над обыденностью, по-новому взгляни на окружающий мир, обрати взор к небу – к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя свободным и счастливым человеком.)

6. Какова проблема текста. Какой вопрос можно задать к прочитанному? Сформулируйте в виде вопроса

( Что даёт человеку умение замечать красоту природы? Чем глубже способность замечать прекрасное, тем богаче становится его жизнь)

Слово учителя : - Вы обратили внимание, как называет мама дочь?

Как называет Варя отца?

Как отец относится к Варе?

Что же объединяет 3 поколения этой семьи?

(Да, забота, ласка, нежность, добро и чувство прекрасного – понятия неразделимые.)

Герои Крупина любуются красотами природы: дивной радугой, земляникой, обильно распростёршейся по полянке, яркими цветами, пушистыми облаками.

- К чему призывает нас автор? (Учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даёт ему возможность подняться над обыденным.

Это глубоко философский рассказ.. Часто ли любуемся красотой осеннего леса или парка, падающими снежинками, обращаем ли внимание на капли дождя, узоры на стекле? К сожалению, нет. "Мешок" дневных забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает чувства полета: Сбрось мешок!- то есть поднимись выше обыденности и по-новому взгляни на окружающий мир, именно к этому призывает нас автор.

4.5.Практическая часть – работа с заданиями кейса

Мы с вами вспомнили композицию сочинения, определили с помощью таблицы критериев план сочинения.

-Что такое проблема текста?(это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор)

-Какие типы проблемы бывают?(философская, социальная, политическая, нравственная, экологическая, эстетическая)

-Мы знаем , что в тексте обычно бывает не одна проблема, как вы думаете к какой же лучше обратиться?( к той, к которой легко подобрать аргументы)

-Как правильно сформулировать проблему?( проблема + сущ в форме род падежа-проблема милосердия; в некоторых случаях можно использовать цитату из текста, в некоторых задать вопрос Что даёт человеку умение замечать красоту природы?

-Какова проблемы проблема данного текста? (Проблема великой силы природы, её очищающей роли в жизни человека Проблема слияния человека с природой, формирования лучших душевных качеств при общении с ней. Огромное значение воспитания в семье любви к природе, ко всему прекрасному, к жизни вообще. Неразрывная связь поколений, воспитание высших нравственных качеств из поколения в поколение)

-Запишите проблему, сформулированную вами, если возникли затруднения можно обратиться к кейсу с формулировкой проблемы:

Моя формулировка проблемы:

-Что есть великая сила природы? В чём её влияние на душу человека? Эту важную для каждого проблему поднимает Владимир Крупин. К сожалению, груз каждодневных забот не даёт человека остановиться на секунду, чтобы посмотреть вокруг себя, прислушаться к пению птиц, шелесту опадающего листа, замереть в восторге, глядя на падающую звезду, пробежаться босиком под летним тёплым дождём. А ведь всё это даёт силу для нового дня, заряд энергии и бодрости, вдохновение для творчества.

-Следующий этап работы над сочинением - комментарии к проблеме.

Что такое комментарий?(это пояснение, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы)

-Какими бывают комментарии?(текстовыми, концептуальными)

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами). Вы должны привести 2 примера из текста. Можно пользоваться кейсом с формулировкой комментариев.

Мой комментарий:

Теперь обратимся к аргументам.

Что такок аргументы?( доводы, которые опровергают или подтверждают какую-либо мысль)

Какие бывают аргументы? логические (реальные факты)иллюстративные(примеры из жизни, примеры из художественных произведений), ссылки на автори тет)мнения очевидцев,выдающихся людей, цитаты)

Сколько должно быть аргументов? (2)

Из какой литературы их можно взять ?(художественная, научная, публицистическая)

Сколькими баллами оценивается наличие двух аргументов?(3)

Какие же аргументы можно подобрать к данной проблеме? Проблема великой силы природы, её очищающей роли в жизни человека Проблема слияния человека с природой, формирования лучших душевных качеств при общении с ней.

Запись своих аргументов, проверка выполнения задания

5.Этап информирования о выполнении домашнего задания (дописать сочинение)

6.Этап подведения итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами в очередной раз обратились к трудной части ЕГЭ, это написание сочинения- рассуждения.

Проблема, которая была выявлена в ходе работы с текстом актуальна для нас с вами, потому что ежедневные заботы, проблемы, бытовые обстоятельства вынуждают нас всегда куда-то спешить, не обращая внимание на мир, который окружает нас. А ведь именно красота природы, её неповторимость во все времена вдохновляла писателей, композиторов, художников, на создание произведений искусства, а нас, простых обывателей, радовала, согревала, воспитывала, вселяла надежду на лучшее будущее.

Хотелось бы закончить наш урок красивой композицией.(просмотр видеоролика)

Читайте также: