В тот вечер мы играли в рыцарей сочинение егэ

Обновлено: 06.07.2024

Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии. Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей — они то и дело задевают мои ноги в сандалиях.

Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии. Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей — они то и дело задевают мои ноги в сандалиях.

И очень чёток в памяти моей ещё один вечер.

В маленькой комнате отец сидит спиной к окну, а во дворе сумерки, чуть-чуть колышется тюлевая занавеска. И непривычными кажутся мне защитного цвета тужурка на нём и тёмная полоска пластыря повыше его брови. Я не могу вспомнить, почему отец сидит у окна, но мне представляется, что он вернулся с войны, ранен, разговаривает о чём-то с матерью — и ощущение разлуки, сладкой опасности неизмеримого пространства, лежащего за нашим двором, отцовского мужества, которое было проявлено где-то, заставляет меня испытывать особую близость к нему, похожую на восторг при мысли о домашнем уюте собранной в этой маленькой комнате нашей семьи.

О чём говорил он с матерью — не знаю. Знаю, что тогда и в помине не было войны, однако сумерки во дворе, пластырь на виске отца, его военного покроя тужурка, задумчивое лицо матери — всё - так подействовало на моё воображение, что и сейчас я готов поверить: да, в тот вечер отец вернулся раненый с фронта. Впрочем, более всего поражает другое! В час победного возвращения (в сорок пятом году) я, подобно отцу, сидел у окна в той же родительской спальне и, как в детстве, снова пережил всю невероятность встречи, как если бы прошлое повторилось. Может быть, то было предвестием моей солдатской судьбы и я прошёл по пути, предназначенному отцу, исполнил недоделанное, недоисполненное им? В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами.

До сих пор помню день, когда я увидел отца так, как никогда раньше не видел (мне было лет двенадцать), — и это ощущение живёт во мне виной.

Была весна, я толкался со школьными друзьями около ворот (играли во что-то на тротуаре) и неожиданно заметил знакомую фигуру неподалёку от дома.

Мне бросилось в глаза: он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчёркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок. А новый галстук, с булавкой, выглядел словно бы ненужным украшением бедняка. Неужели это мой отец? Лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие, оно раньше никогда не было таким немолодым, таким негероически безрадостным.

И это обнажённо обозначалось — и всё вдруг представилось в отце обыденным, унижающим и его, и меня перед школьными моими приятелями, которые молча, нагловато, сдерживая смех, смотрели на эти по-клоунски большие поношенные башмаки, выделенные дудочкообразными брюками. 0ни, мои школьные друзья, готовы были смеяться над ним, над его нелепой походкой. А я, покраснев от стыда и обиды, готов был с защитным криком, оправдывающим отца, броситься в жестокую драку, восстановить святое уважение кулаками.

Но что же произошло со мной? Почему я не бросился в драку с приятелями? Боялся потерять их дружбу? Или не рискнул сам показаться смешным?

Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить.

(По Ю. В. Бондареву*)
Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель и публицист.

Юрий Васильевич Бондарев — русский советский писатель и публицист, в данном тексте задается вопросом: что рождает в человеке чувство вины перед родителями?

Таким образом, уважение и любовь к родителям – это важная часть нашей жизни. И самое главное, не забыть поклониться, не уставать преклоняться перед теми, кто когда-то воспроизвел тебя на свет!

ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии.

8. Скоро они появились. 9. Втроём, пригибаясь, они шли гуськом и,

конечно, вверх не взглянули. 10. Я разжал пальцы и обрушился на

противников как снег на голову. 11. Они и опомниться не успели, как я нанёс

каждому по два удара.

12. Мы всегда играли честно, без лишних споров: два удара получено –

значит, ты убит. 13. Оба рыцаря надулись, но отошли в сторону. 14. Зато

третий, ещё не задетый моим мечом, поднял щит и бросился в атаку.

15. Его звали Толик. 16. Он был из другого квартала и редко играл с нами.

казалось, что он слабенький, но сейчас я понял, какой это

боец. 18. Ух, как по-боевому блестели его тёмные глаза над верхним краем

щита! 19. Он так крепко насел на меня, что мне пришлось отступить и я уже

начал сомневаться в своей победе. 20. Но тут со двора кинулся мне на помощь

Стёпка Шувалов, вместе с которым мы сразу оттеснили Толика в другой

конец прохода, к овражку, что тянется вдоль огородов. 21. Толик отступил на

самый край и отбивался изо всех сил. 22. Но что он мог сделать против нас

23. – Сдавайся, – крикнул Стёпка.

24. Наш противник лишь глазами сверкнул из-за щита, на котором были

нарисованы скрещённые стрелы, и ещё сильнее замахал мечом.

25. Наш овражек неглубокий, но к августу он доверху зарастает

тёмной, злющей, словно тысяча гадюк, крапивой; падать в него врагу не

пожелаешь. 26. А Толик стоял уже на кромке, и было видно, как он

тяжело дышит от усталости. 27. И я. в общем, я сделал шаг в сторону и

опустил меч. 28. Толик замер на миг, потом сиганул между мной и Стёпкой и

отбежал на несколько шагов.

29. Стёпка удивлённо взглянул на меня:

– 31. Ничего. 32. Он же сорваться мог.

– 33. Ну и что? 34. Сдавался бы.

– 35. Он не сдастся, – сказал я.

– 36. Ну и летел бы тогда!

– 37. Летел бы? 38. Сам попробуй! 39. Думаешь, приятно?

– 40. Ну так что ж. – проговорил растерянный Стёпка. – 41. Это же

– 42. Война должна быть честная.

43. Стёпка тяжело засопел.

– 44. Подумаешь. 45. Он же в длинных штанах и в куртке. 46. Ну и

– 47. А руки? 48. А лицо?

49. Я оглянулся на Толика. 50. Он не убежал – стоял с мечом наготове. 51.

53. В это время вдалеке загремело пустое ведро – сигнал сбора обеих

рыцарских армий. 54. Я подошёл к Толику и сказал:

– 55. А давай завтра, чтоб не друг против друга, а в одной армии…

56. Он быстро взглянул на меня и, протягивая мне руку, решительно

– 57. Конечно, давай!

Сочинение-рассуждение

Рыцарь, по Крапивину, — это воин, защитник, обладающий не только смелостью и отвагой, но и благородством. Приведу доказательства из текста.

Несмотря на то что это была детская игра, ребята показали, что можно не только играть в рыцарей, но и быть ими! Предложение 51-52..

Таким образом, можно сделать вывод, что время настоящих рыцарей не прошло.

Текст для выпонения заданий части А, В, С

При возникновении затруднений в задании А5 смотри таблицу "Чередующиеся гласные в корне"

(1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и
щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у
противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в
засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех,
кто прячется.
(5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу
кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного
дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая
жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам,
ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии.
(8)Скоро они появились. (9)Втроём, пригибаясь, они шли гуськом и,
конечно, вверх не взглянули. (10)Я разжал пальцы и обрушился на
противников как снег на голову. (11)Они и опомниться не успели, как я нанёс
каждому по два удара.
(12)Мы всегда играли честно, без лишних споров: два удара получено –
значит, ты убит. (13)Оба рыцаря надулись, но отошли в сторону. (14)Зато
третий, ещё не задетый моим мечом, поднял щит и бросился в атаку.
(15)Его звали Толик. (16)Он был из другого квартала и редко играл с нами.
(17)Мне раньше казалось, что он слабенький, но сейчас я понял, какой это
боец. (18)Ух, как по-боевому блестели его тёмные глаза над верхним краем
щита! (19)Он так крепко насел на меня, что мне пришлось отступить и я уже
начал сомневаться в своей победе. (20)Но тут со двора кинулся мне на помощь
Стёпка Шувалов, вместе с которым мы сразу оттеснили Толика в другой
конец прохода, к овражку, что тянется вдоль огородов. (21)Толик отступил на
самый край и отбивался изо всех сил. (22)Но что он мог сделать против нас
двоих?
(23)– Сдавайся, – крикнул Стёпка.
(24)Наш противник лишь глазами сверкнул из-за щита, на котором были
нарисованы скрещённые стрелы, и ещё сильнее замахал мечом…

Фамилия, имя обучающегося

Всего баллов
(из 42)

Задания B 1 – B 9 выполните на основе прочитанного те кста. От в е ты на задания

B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В3 Выпишите грамматическую основу из первой части сложного предложения 25.

В4 Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным определением.

Напишите номер этого предложения .

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую(-ие) запятую(–ые) при вводном слове.

Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам,(1) ухватился за жердь и повис,(2) ожидая рыцарей чужой армии. Скоро они появились. Втроём,(3) пригибаясь,(4) они шли гуськом и,(5) конечно,(6) вверх не взглянули.

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую ( -ие) запятую(–ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В нашей армии было пять человек,(1) а у противников – шесть. Поэтому договорились, (2) что мы будем укрываться в засадах, (3) прятаться на местности,(4) так как преимущество всегда на стороне тех, (5) кто прячется.

B8 Среди предложений 17 – 22 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

B9 Среди предложений 23 – 28 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2 Напишите сочинение–рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

(З)Самой весёлой и изобретательной была любимая наперсница боярышни — черноокая Матрёша, которая, забавно переваливаясь с ноги на ногу, стала изображать Мишку Топтыгина, отправляющегося за мёдом на пчельник. (4)Развеселилась даже сама боярыня. (5)Впервые за долгие месяцы улыбнулась она нынче, впервые отлегло от сердца и прояснилось в душе её после бесконечных тревог и волнений.

(10)Вдруг сквозь громкий хор затейниц-девушек послышался стук у ворот, сильный,

настойчивый, и белее стены белёной появился на пороге молодой холоп.

— (11)Боярыня-матушка! (12)Спасайтесь! (13)Хозяина нашего в тюрьму бросили!

(14) А сейчас за тобой и боярышней поганые опричники сюда явятся с самим злодеем

Малютою во главе!

(15) Грозное известие сразило всех, лишило силы двигаться, соображать, слово единое молвить. (16)Одна Матрёша, не растерявшаяся изо всех находившихся в тереме женщин, бросилась к укладке, в которой находилось верхнее платье боярыни, вытащила оттуда тяжёлый кафтан и надела его на плечи госпоже. (17)Потом так же ловко и живо закутала и боярышню и повела их с няней Степанидою и двумя другими сенными девушками из терема в сени, а оттуда на задний двор, где уже слышалось ржанье и фырканье нетерпеливых коней. (18)Едва лишь успела усадить в кибитку своих хозяек Матрёша и вернуться обратно в терем, как услышала громкие голоса и могучие удары кнутовищ и здоровенных кулаков в бревенчатые ворота.

(19) Быстро бросилась она в соседнюю горницу и появилась вскоре на пороге терема

в наряде и драгоценных украшениях боярышни Уленьки.

— (20)Слушайте же, девоньки, выдавайте меня все за хозяюшку нашу, светика

нашего — боярышню, чтобы истинный след их замести, чтобы дать укрыться

без помехи нашим голубушкам.

(21) С дикими гиканьями, свистками ворвались опричники во двор бояр Крутоярских.

— (23)Ты кто такая? — крикнул он поднявшейся навстречу ему Матрёше, пышный наряд и красивое личико которой сразу привлекли его внимание.

— (24)3дравствуй, боярин, — с низким поклоном и приветливой улыбкой отвечала она.

— (25)Я боярышня Ульяна Крутоярская. (26)Рады-радёхоньки тебе, гость дорогой.

(27) Чем потчевать тебя велишь-прикажешь? (28)Матушка моя боярыня, вишь, обмерла, лежит у себя в тереме, так позволь мне тебя встретить всем тем, чего твоя душенька пожелает.

(29) Злодей Малюта опешил, услышав такие слова, что-то дрогнуло в ожесточённом

сердце Малюты. (30)Но совсем уж растаял Малюта, когда девушка предложила ему потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской.

(31) 0на особенно хорошо плясала в тот вечер, так хорошо, что Малюта не выдержал

и сказал, опуская ей на плечо свою тяжёлую волосатую руку:

— Ну, хозяюшка, ставь свечу пудовую празднику Рождества Христова. (32)Никто меня из крамольников среди бояр не встречал так доселе. (33)А за это, боярышня, вызволю я твоего отца, упрошу надёжу-государя его помиловать. (34)Благодари Бога, девушка, что наградил он тебя такой весёлой да ласковой душой.

(35) Малюта сдержал своё слово, данное в праздник Рождества Христова. (З6)Боярина

Крутоярского выпустили из тюрьмы, сослали только в дальнюю вотчину. (37)Боярыня с боярышней Уленькой отправились с ним в ссылку. (38)Нечего и говорить, что верная Матрёша, спасшая своих господ, поехала туда же вместе с ними и не раз скрашивала им тяжёлые дни весёлой шуткой да звонкой песней.

Характер человека проявляется в сложные жизненные моменты удивительным образом. В стрессовой ситуации человек должен действовать быстро, не задумываясь. Но как он себя поведет? Ответ на этот вопрос будет зависеть от самого человека. В своем тексте Л.А. Чарская размышляет над проблемой проявления самоотверженности.

Автор отмечает, что преданность людей их способность к проявлению самоотверженности вызывают чувство восхищения. Ведь не каждый может последовать за кем-то хоть на край света.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять готовность человека к риску ради любимых людей. Автор считает, что самоотверженность проявляется в способности помочь дорогим тебе людям, ограждать их от неприятностей, рисковать своим здоровьем и даже жизнью ради них.

Таким образом, способностью к проявлению самоотверженности обладают только сильные личности. Им не чужды преданность, верность и умение жертвовать собой ради любимых людей.

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Увлечение подростков виртуальным общением
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема воспитания подрастающего поколения
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Роль детства в формировании личности
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Отношение к иностранным заимствованиям в русском языке
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подмена непреходящих ценностей духовной культуры

Ранее опубликованные в разделе:

  • Роль учителя в жизни человека по тексту В. Каверина
  • Проблема силы любви по тексту Н.И. Батыгиной. Сочинение ЕГЭ
  • Проблема самопожертвования на войне по тексту В.А. Каверина
  • Проблема понимания сущности гражданской войны по Б. Пастернаку
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Какую роль играет книга в жизни человека?
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема посильного участия детей в войне

Новые материалы раздела:

  • Проблема роли поэзии в жизни человека по тексту К.Г. Паустовского
  • Проблема определения роли Родины в жизни человека по тексту А.Н.Толстого
  • Проблема судьбы человека в годы войны по тексту Каверина
  • Проблема милосердия по отношению к преступникам по тексту А. Грин
  • Проблема роли учителя в формировании личности по тексту К.Г. Паустовского

Вариант 1

Характер человека проявляется в сложные жизненные моменты удивительным образом. Так, Л.А. Чарская в своем тексте поднимает проблему проявления самоотверженности крепостной девушкой.

Таким образом, могу сделать вывод, что действительно самоотверженность человека проявляется в готовности прийти на помощь, жертвуя своими интересами во благо других людей.

Вариант 2

В чем проявляется самоотверженность человека? Каковы ее проявления? Именно на эти проблемные вопросы пытается дать ответ Л. А. Чарская. Писательница, пытаясь разобраться в данной проблеме, повествует о наперснице боярской семьи, спасшей жизнь своим господам. Во времена массовых репрессий, опричнины Ивана Грозного, направленной на разгром знатных старинных родов, царским опричником Малютой Скуратовым было принято решение истощить род Крутоярских.

Писатель обращается к данной проблеме, показывая историю судьбы, цельного характера, способного отдавать все ради счастья других. Соня Мармеладова отправляется за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его участь. Она обладает “бесконечно ненасытимым состраданием”. Эта девушка была способна на большие жертвы ради близких людей. Также из сострадания к своей семье Соня идет жить “по жёлтому билету” таким образом зарабатывая на хлеб.

Усилить мою точку зрения мне также поможет произведение Михаила Горького ”Старуха Изергиль”. В рассказе мы встречаемся с романтическим героем Данко, призывающим победить тьму и пожертвовавший собой ради людей. Лирический герой умер, разорвав себе грудную клетку и достав оттуда свое сердце, держа его как факел, как символ выхода человека из безысходного положения. Таким образом, способность подчинить свои интересы, душу, разум, и даже физическое тело, жертвование себя во благо других — подлинная самоотверженность.

Вариант 3

Лишь преданность друзей — сокровище владык,

Оно прекраснее, чем все богатства мира, — считал Пьер де Ронсар. ….

Также в данном тексте говорит о покорном и верном отношении слуг к хозяевам и поднимает проблему преданности людям.

Одной из самых преданных служанок хозяевам оказалась. Матреша, чтобы дать возможность своим господам скрыться, помогает боярыне с дочерью собраться и уехать, а себя выдает за их дочь Уленьку. Верная служанка искренне защищает хозяев и делает практически невозможное. Самоотверженный поступок Матреши состоял и в том, она смогла расположить к себе грозного Малюту Скуратова. Впоследствии он освободил ее хозяина из темницы.

В жизни можно найти большое количество примеров того, что семья ради здоровья одного из ее членов жертвует всем: временем, деньгами, жильем. Представьте себе горе матери, ребенок которой болен раком. Чтобы дитя выздоровело, родители порой продают собственное жилье и оплачивают лечение ребенка. В большинстве случаев семья выигрывает, ей удается вырвать жизнь ребенка из цепких лап смерти. И тогда жизнь продолжается, пусть теперь она сложная, бедная, но члены семьи остаются вместе.

Таким образом, преданность и умение жертвовать собой ради ближнего – это великая сила.

Вариант 4

В современном мире большинство людей забывает о том, в чем проявляется самоотверженность. Многие не задумываются над данным вопросом, считая, что им это не нужно. Автор данного текста, русская детская писательница и актриса Л. А. Чарская, поднимает проблему проявления самоотверженности.

Такое завершение помогает осознать, что только самоотверженный человек идет против собственных желаний и интересов. Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что самоотверженность является важной составляющей в жизни человека. Л. А. Чарская убеждена, что самоотверженность проявляется в поступках, например, помощь близким людям. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что самоотверженным человеком можно называть того, кто рискует своими интересами ради спасения других. В настоящее время можно наблюдать, как люди с легкостью забывают о данном качестве, считая, что они всегда в безопасности. Свою точку зрения докажу примером из литературы.

Сочинение ЕГЭ 2020. Чарская. О самоотверженности.

Пример сочинения ЕГЭ 2020 по тексту Чарской. «В доме боярина Никиты Филимоныча Крутоярского дым стоял коромыслом…
Проблема: В чем заключается самоотверженность?
Исходный текст

В чем заключается самоотверженность? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста Лидии Чарскую, детскую писательницу и актрису.

В обоих эпизодах текста мы наблюдаем удивительную самоотверженность юной девушки в тяжелых исторических условиях. Не думая ни секунду, она поступает по совести.

Позиция автора предельно ясна: быть самоотверженным – значит быть готовым заботиться о своих близких и защищать их любой ценой.

Невозможно не согласиться с мнением писательницы. Действительно, самоотверженность — смелость, которую проявляет человек в минуты опасности, чтобы спасти близких.

Подводя итог, хочется отметить, что совершать подвиги ради других – непросто, и мы должны ценить тех, кто всегда заботится и волнуется о нас.

Автор сочинения:

Виктория Важова.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Тексты ЕГЭ

Примеры сочинений / Примеры сочинений ЕГЭ

Поведение человека обусловлено не только тем, плохой он или хороший, но и тем, как к нему относятся окружающие. Непросто отвечать добром на зло, но просто делать добро в ответ, ведь в каждом из нас есть что-то хорошее, пусть иногда спящее глубоко в душе.

Может ли проявленная доброта разбудить в человеке лучшие качества? Такой вопрос задаешь себе, читая отрывок из произведения Л.Чарской. В своём произведении русская писательница ставит проблему понимания силы доброты.

Рассказывая о смелом поступке Матрёши, чья доброта оказалась способна победить злое начало в Малюте Скуратове, автор показывает, как доброе отношение может преобразить человека.

Нельзя не заметить, как эти два эпизода тесно связаны между собой. Они показывают, что добро возвращается добром, и каждый может по достоинству оценить хорошее отношение, как это сделал Малюта Скуратов в ответ на доброту Матрёши.

Я уверена: каждый способен сделать этот мир добрее.

Читайте также: