В связи со строительством электростанции деревню готовили к затоплению сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

1) проанализировать текст, овладеть навыками анализа текста как единого целого, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
2) продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
3) воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по композиции, тропам и стилистическим фигурам, художественным компонентам текста.

На экран проецируется портрет Романа Сенчина.

Каков жанр произведения?

Определите экспозицию произведения и ее роль в тексте.

Экспозиция в повести разрывается завязкой. Основные сведения о главной героине текста, Ирине Викторовне, сообщаются сразу. Но многое из предыстории происходящего становится понятно уже после того, как действие начинает развиваться. Такое построение текста позволяет сразу ввести читателя в курс дела и постепенно погружать его в пространство деревенской жизни. Также возникает эффект ретардации.

Как восприняли жители известие о необходимости вскоре оставлять родные места?

Люди тяжело восприняли эту весть. Собравшись в также обреченном воде районном центре, обещали помнить родину и не забывать друг о друге. После этого деревни продержались еще полтора года, работали школы. В Пылёве хотя большинство дворов и стояли пустыми, никто их не разрушал. Оставшиеся жители следили за порядком и надеялись на лучшее. Разрушение приближалось постепенно, давая немного времени старой жизни, но отнимая надежду.

Почему главная героиня повести отказывалась переезжать к детям и взрослым внукам, а также от их помощи при переезде?

О причинах такого поведения Ирины Викторовны можно догадываться, полностью в тексте они не поясняются. Тем не менее можно предположить: она все же надеется, что переезд не состоится. От помощи же героиня отказывалась потому, что надеялась на собственные силы, да и помощь в таком эмоционально тяжелом деле была бы ей неприятна.

Какова роль образа избы в тексте?

Изба была старой, но надежной. Ее будто бы срубил прадед главной героини со своими сыновьями более ста лет назад. После этого сруб один раз перебирали, но заменили только несколько бревен. Масштаб жилища и строивших его поражает как героиню, так и повествователя. Прошлое естественнее и сильнее настоящего и тем более будущего. Идеал для Сенчина находится в безвозвратно ушедшем.

Есть ли какая-то непосредственная связь между героиней и ее домом?

Какова роль образа двора в повести?

Двор, как и изба, играет важную роль в тексте. Он напоминал узкий коридор из-за сдавливавших его построек: летней кухни, превращенной в сарай, бани, стаек, дровяника, завозни, туалета. Летом во дворе было душно, но зимой близость всего к избе была необходима. Двор – лишь чуть менее эмоционально важное место для героини, чем изба.

Перечислите самые важные для Ирины Викторовны составляющие предметного мира жилища.

Значимо для героини и единственное кресло, которое теперь уже находится в квартире. В нем любил сидеть после работы по хозяйству ее покойный муж.

Дорог ей и топор из настоящей стали, который регулярно использовался ею в хозяйстве. Она хотела бы и его взять с собой, но не знала как тащить, да и понимала, что ни к чему он в квартире.

Какую роль в жизни героини играл огород?

Огород – заметная часть жизни героини. Ирина Викторовна идет в него по привычке, сама не зная зачем. Она вспоминает, как все лето проводила здесь в заботах. Теперь же тут царит беспорядок. Героиня могла бы убраться, но в этом месте уже ничего не будут сажать, а потом придет вода. Ей приходится напоминать себе, что, по сути, это уже не ее огород, но руки все равно так и тянутся к граблям. При мысли об отсутствии у этого места будущего у героини перехватывает дыхание, подкашиваются ноги. Она присаживается на чурбачок, где не раз отдыхала много лет подряд.

Какие тропы и фигуры использует автор при изображении огорода?

Что происходит, когда героиня приседает на чурбачок?

Какова функция описания бури, которую вспоминает героиня?

Героиня держит кур. В чем отличие одной из них, Чернушки, от других?

Почему Ирина Викторовна отказывается убивать Чернушку?

Героиня отказывается убивать Чернушку, потому что ей жалко ее. Чернушка пережила уже несколько поколений птиц. Хозяйка считает, что эта курица заслужила естественную смерть. Она не может вообразить Чернушку безголовой, хотя и повторяет себе, что такова судьба домашних птиц. Из воспоминаний Ирины Викторовны становится ясно, что курица подражала ей (когда та копала грядки). Птица оказывается похожей на человека.

Что волнует героиню в связи с этим?

Принимает ли Ирина Викторовна в конце концов какое-нибудь решение?

Что изменилось в поведении Чернушки после гибели других куриц?

Как проявляется забота хозяйки о птице?

Героиня беспокоится, есть ли у Чернушки вода и свет, после чего выпускает ее погулять на солнышке. Она подкладывает ей траву, дает деликатес – червяка. До того, во время болезни курицы, когда у той на клюве вырастал нарост (это происходило трижды, из-за чего она не могла ни есть, ни пить), Ирина Викторовна ухаживала за ней, как за больным человеком: кормила и поила.

Как ведет себя Чернушка перед отъездом?

Как соотнесены образы человека и курицы в повести Сенчина?

К какому произведению отсылает образ черной курицы?

Какая еще литературная традиция важна для Сенчина?

Объясните роль кульминации в тексте.

Кульминация занимает достаточно большую часть повести. Встреча односельчан в клубе накануне отъезда в город оказывается одним из самых напряженных моментов текста. Сначала в клуб приходят пять человек, за ними – главная героиня, через определенное время – еще пять. Люди собрались для прощания, поэтому много места отведено их разговорам. Когда-то враждовашие, а теперь едва ли не последние мужики в селе – Мерзляков и Крикау – досадуют на потерю земли, в которую было вложено столько труда. Говорящие вспоминают о реке, которая когда-то была богата рыбой (с достройкой плотины благородная рыба исчезнет окончательно). Старуха Федоровна вспоминает Великую Отечественную, когда в деревне спасались от голода, варя холодец из рыбьей чешуи. Главная героиня обращает внимание на фамилии односельчан: Кайхеры, Крикау. Раньше было много Шнайдеров, Гаффнеров, Фоосов. Нерусская девичья фамилия и у пришедшей на прощальную встречу Ульяны. Все они были родом из далеких земель, но обрели родину здесь – в месте, которого скоро не станет.

В целом кульминация повести одновременно показывает единство жителей деревни и их разнообразие. При этом она задерживает наступление развязки, когда все уже решен. Такая ретардационная функция достаточно необычна, но она позволяет автору достичь большей выразительности в описании ситуации и точности в воссоздании характеров.

Какова развязка текста?

Развязка произведения – отъезд из деревни. Сенчин вновь прибегает к ретардационным приемам. Описание действий прибывших мужиков, бульдозера, сборов главной героини и других жителей деревни нагнетают саспенс, увеличивая эмоциональное напряжение. Замедление действия происходит и из-за введения диалога, в котором участвуют деревенские и бригадир рабочих.

Каков финал повести?

Как вы можете объяснить название повести?

Название повести соотносится с жизнью главной героини. Чернушка – часть жизни Ирины Викторовны, заметная часть. Она сопровождает хозяйку и в радости, и в горе. Героиня забирает курицу с собой в город. Можно сказать, что птица оказывается живым воплощением и деревенской жизни, и памяти о ней.

Какова главная проблема текста?

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Список использованной литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема необходимости переселения на новое место жительства

Как часто нам приходится менять место жительства? Кто-то привыкает переезжать с места на место, а кому-то не хочется покидать родину. В любом случае, человеку непросто уехать из родного дома, расстаться с прежним укладом жизни. Об этом и пишет российский прозаик Роман Валерьевич Сенчин.

В данном тексте автор поднимает важную проблему необходимости переселения человека на новое место жительства. Обращаясь к этой проблеме, Сенчин повествует о том, что в связи со строительством электростанции родителям героя и родителям его жены на старости лет пришлось покинуть родную деревню и переселиться в новый дом. Автор пишет, как старики обустраивали своё жилище: выкопали подполье для картощки, посадили цветочки, узенькие грядочки моркови и петрушки. Читатель понимает, что родственники Брюханова пытались привнести в новый дом частичку деревенской жизни. А писатель подчёркивает, что нелегко расстаться с прошлым, с привычным образом жизни. Это непросто сделать не только человеку, но и животным. Неслучайно и старая собака с седой мордой - Трезорка- не смогла привыкнуть к новой жизни. Отцу Алексея приходилось подолгу говорить с Трезоркой, чтобы успокоить его, уговорить поесть. Однако пёс категорически отверг будку и цепь, к которой его привязали, и, хотя молчал, не выл, тосковал по деревне. Таким образом, Сенчин убеждает нас в том, что герои долго привыкали к непривычной для них обстановке. Сопоставив два примера из текста, мы можем сделать вывод о позиции автора.

Позиция автора очевидна: нежелательное переселение в новый дом тяжело переживается и людьми, и животными. Меняется дом, меняется жизнь. Старым людям это трудно принять.

В заключение можно сделать вывод, что по жизни надо быть оптимистами. Нельзя предаваться унынию. Но нельзя и лишний раз менять образ жизни старых людей. Для них это удар, который иногда не пережить.

В последнее время стало очень заметно исчезновение деревень. Вот так едешь по трассе и на месте больших поселений видишь лишь несколько разрушенных домиков. Молодые жители наверняка перебрались в город, а старые остались поддерживать свое хозяйство. Деревни, прилегающие к городу, тоже потеряли свой облик, потому что оказались в черте города и стали застраиваться его инфраструктурой. Почему происходит поглощение городом деревни? Каковы последствия этого процесса? Именно над этими вопросами задумывается автор текста В. Б. Чернов.

Нельзя не согласиться с позицией В. Чернова. Я тоже считаю, что человечеству пора всерьёз задуматься о сохранении культурного и природного наследия в виде деревень, пока они окончательно не оказались поглощены городами. Ведь не случайно в наше время многие дети даже не представляют, каково это – выбраться из бетонной коробки, что они зовут домом, и почувствовать всю прелесть деревенской жизни. Очевидно, что город поглотил и самих людей, лишив их возможности увидеть настоящую красоту.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что проблема, поднятая В. Черновым, актуальна и на сегодняшний день. Она будет оставаться таковой, пока каждый из нас не поймет, как важно остановить процесс уничтожения деревень, ведь жизнь в них течет по-особому, что позволяет разглядеть в окружающем мире что-то прекрасное.

(1)В деревне, где я рос, была необыкновенная трава. (2)Вроде клевера, но листочки махонькие и узкие. (3)И стебель весь мохнат ими. (4)И так густо росли стебли, и так высоко поднимались они, что мы, ребятня, играя в прятки, никуда, бывалоча, и не бежали, а так, отойдёшь от места шагов десять, нырь в траву, и лежи хоть до завтра, не найдут, пока не откликнешься. (5)А откликаться не хотелось, так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето. (6)Трава заливала улицу от одних завалинок до других, лишь кое-где пробивали её натоптанные вкрутую белые тропки. (7)Тропки и в дождь только чуть темнели, но ни упругости своей, ни чистоты не теряли. (8)Шли к колодцам. (9)3амшелые стояли колодцы, а вода в них была слаще молока.

(10)Деревня наша Михайловка пошла из выселков. (11)Женились, выходили из отцовских хозяйств молодые всё мужики да бабы, селились на свежей чистой земле, рубили избы, ставили себе новую деревню. (12)Лежала она в излучине светленькой речки Рпени, за речкой заливные луга, а в другом конце, на взгорке, построило общество школу, обсадило берёзками. (13)Высоченные, до земли завесив дремучими космами дебелую наготу, стояли они вокруг тесовой с выскобленным крыльцом школы, безмятежно взирая вокруг, и место это было над местностью главным.

(14)Да и вся деревня была в берёзках, и мы, малыши, в тёплые майские вечера ловили жуков, жужжащих в тёмной путанице берёзовых подзоров. (15)Ловили обтёрханными ватниками, в которых гуляли до ночи, подвернув рукава, а полы — до пяток. (16)Взмахнув ватником, сшибали толстых янтарных жуков. (17)В траве мы исхитрялись прочищать пятачки для городков, но чуть изменяли игре — не могли уже отыскать пятачков, зарастали наглухо.

(18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки? (22)Кораблями выставил город два багровых четырёхэтажных дома. (23)Захваченное ими место называлось Фубра.

(24)В школу, где было всего два класса, пришли худые, горластые ребятишки. (25)Они начали бить нас, деревенских увальней, сразу же. (26)Было их раз в десять больше, и нападали они ватагой. (27)И как ни здоровы были мы, выросшие на молоке и немереном хлебе, количество всегда одолевало качество. (28)Мы, десяток деревенских, привыкшие объединяться лишь для игр, научились сбиваться для драк.

(29)Распадались хозяйства, парни уходили в город. (30)В домах селились приезжие. (31)Однажды начали ломать несколько домов на нашем конце, и прямо поперёк улицы улеглась высоченная, выше домов насыпь, поверху проложили рельсы. (32)Насыпь опоясала деревню, отгородила её от речки, через деревню поехали самосвалы с глиной. (33)Глина завалила улицу от ворот до ворот, она мокла и к осени стала топью. (34)Колодцы снесли, потом построили новые, из досок. (35)Вода в них стала тухлой, в ней плавали консервные банки. (36)Сады позади домов прорезал забор, поднялись на углах его вышки, в них засели вооружённые люди: за забором заключённые строили завод.

(37)Над деревней по насыпи засвистали паровозы. (38)Завод подымался, из-за забора глядел на деревню новорождёнными бессмысленными глазами, и в речку уже текли первые его отходы. (39)Купаться в ней стало нельзя, речка стала болотом. (40)Рыба куда-то ушла.

(41)И совсем исчезла трава. (42)Пропала под глиной, будто её и не было.

(43)Отсутствия её за другими бедами не заметили. (44)Ну пропала и пропала. (45)Иногда только вспоминали, хвастая перед захожими: а ведь и у нас тут трава была, вот здесь вот, везде, ей-богу, была трава, вот трава так трава, нигде такой не было травы. (46)Но захожие были всё люди торопливые, было им не до травы, да и в самом деле, мало ли трав на свете.

(47)Через несколько лет, как улежалась, стала глина прорастать кой-где осочкой. (48)Жёсткая, бурая росла осочка, откуда только взялась. (49)А уже пилили деревья. (50)Всё было кончено.

(51)Когда я уехал, возвращаться не собирался, ею совсем недавно попал на старое место, так уж вышло. (52)И увидел в самом центре гудящего, всё ещё ползущего вширь завода облачко зелени. (53)Там стояли дома, которые не тронули за ненадобностью. (54)Уцелело несколько берёз. (55)Они согнулись, были черны и голы. (56)Густое облако зелени шло от новеньких тополей. (57)Модные деревья, жирненькие коротышки, втыкали в небо опиленные культи и зеленели жадно, стараясь захватить побольше пространства. (58)Как плесень, устилал всё вокруг бесплодный их пух.

(59)Стоял и дедовский дом. (60)Стоял полуразваленный, накренившийся. (61)И резная труба на крыше проржавела насквозь. (62)И медный петух на ней свалился набок. (63)Ремонт тут был ни к чему. (64)А у забора я увидел несколько кустиков травы. (65)Трава редка была, низка. (66)И это была та самая трава.

(1)В деревне, где я рос, была необыкновенная трава. (2)Вроде клевера, но листочки махонькие и узкие. (3)И стебель весь мохнат ими. (4)И так густо росли стебли, и так высоко поднимались они, что мы, ребятня, играя в прятки, никуда, бывалоча, и не бежали, а так, отойдёшь от места шагов десять, нырь в траву, и лежи хоть до завтра, не найдут, пока не откликнешься. (5)А откликаться не хотелось, так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето. (б)Трава заливала улицу от одних завалинок до других, лишь кое-где пробивали её натоптанные вкрутую белые тропки. (7)Тропки и в дождь только чуть темнели, но ни упругости своей, ни чистоты не теряли. (8)Шли к колодцам. (9)3амшелые стояли колодцы, а вода в них была слаще молока.
(Ю)Деревня наша Михайловка пошла из выселков. (И)Женились, выходили из отцовских хозяйств молодые всё мужики да бабы, селились на свежей чистой земле, рубили избы, ставили себе новую деревню. (12)Лежала она в излучине светленькой речки Рпени, за речкой заливные луга, а в другом конце, на взгорке, построило общество школу, обсадило берёзками. (13)Высоченные, до земли завесив дремучими космами дебелую наготу, стояли они вокруг тесовой с выскобленным крыльцом школы, безмятежно взирая вокруг, и место это было над местностью главным.
(14)Да и вся деревня была в берёзках, и мы, малыши, в тёплые майские вечера ловили жуков, жужжащих в тёмной путанице берёзовых подзоров. (15)Ловили обтёрханными ватниками, в которых гуляли до ночи, подвернув рукава, а полы — до пяток. (16)Взмахнув ватником, сшибали толстых янтарных жуков. (17)В траве мы исхитрялись прочищать пятачки для городков, но чуть изменяли игре — не могли уже отыскать пятачков, зарастали наглухо.
(18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки? (22)Кораблями выставил город два багровых четырёхэтажных дома. (23)3ахваченное ими место называлось Фубра.
(24)В школу, где было всего два класса, пришли худые, горластые ребятишки. (25)Они начали бить нас, деревенских увальней, сразу же. (26)Было их раз в десять больше, и нападали они ватагой. (27)И как ни здоровы были мы, выросшие на молоке и немереном хлебе, количество всегда одолевало качество. (28)Мы, десяток деревенских, привыкшие объединяться лишь для игр, научились сбиваться для драк.
(29)Распадались хозяйства, парни уходили в город. (30)В домах селились приезжие. (31)0днажды начали ломать несколько домов на нашем конце, и прямо поперёк улицы улеглась высоченная, выше домов насыпь, поверху проложили рельсы. (32)Насыпь опоясала деревню, отгородила её от речки, через деревню поехали самосвалы с глиной. (ЗЗ)Глина завалила улицу от ворот до ворот, она мокла и к осени стала топью. (34)Колодцы снесли, потом построили новые, из досок. (35)Вода в них стала тухлой, в ней плавали консервные банки. (Зб)Сады позади домов прорезал забор, поднялись ня углях его вышки, в них засели вооружённые люди: за забором заключённые строили завод.
(37)Над деревней по насыпи засвистали паровозы. (38)3авод подымался, из-за забора глядел на деревню новорождёнными бессмысленными глазами, и в речку уже текли первые его отходы. (39)Купаться в ней стало нельзя, речка стала болотом. (40)Рыба куда-то ушла.
(41)И совсем исчезла трава. (42)Пропала под глиной, будто её и не было.
(43)Отсутствия её за другими бедами не заметили. (44)Ну пропала и пропала. (45)Иногда только вспоминали, хвастая перед захожими: а ведь и у нас тут трава была, вот здесь вот, везде, ей-богу, была трава, вот трава так трава, нигде такой не было травы. (46)Но захожие были всё люди торопливые, было им не до травы, да и в самом деле, мало ли трав на свете.
(47)Через несколько лет, как улежалась, стала глина прорастать кой-где осочкой. (48)Жёсткая, бурая росла осочка, откуда только взялась. (49)А уже пилили деревья. (50)Всё было кончено.
(51)Когда я уехал, возвращаться не собирался, но совсем недавно попал на старое место, так уж вышло. (52)И увидел в самом центре гудящего, всё ещё ползущего вширь завода облачко зелени. (53)Там стояли дома, которые не тронули за ненадобностью. (54)Уцелело несколько берёз. (55)Они согнулись, были черны и голы. (56)Густое облако зелени шло от новеньких тополей. (57)Модные деревья, жирненькие коротышки, втыкали в небо опиленные культи и зеленели жадно, стараясь захватить побольше пространства. (58)Как плесень, устилал всё вокруг бесплодный их пух.
(59)Стоял и дедовский дом. (60)Стоял полуразваленный, накренившийся. (61 )И резная труба на крыше проржавела насквозь. (62)И медный петух на ней свалился набок. (бЗ)Ремонт тут был ни к чему. (64)А у забора я увидел несколько кустиков травы. (65)Трава редка была, низка. (66)И это была та самая трава.
(По В. Б. Чернову*)
Владимир Борисович Чернов (1939-2013) — российский журналист, редактор.

В предложенном для анализа тексте Владимир Борисович Чернов ставит проблему поглощения городом деревни.

Автор считает, что поглощение городом деревни ведёт к ухудшению природной среды и разрушению уклада жизни и культурного наследия села.

Я полностью согласна с мнением Владимира Борисовича Чернова о том, что урбанизации сильно влияет на состояние природы и деревенской среды. Строительство новых заводов, увеличение численности населения влияют на характер взаимоотношений в деревне, разрушают прежний уклад жизни. Кроме того, недобросовестное отношение к природе во время этого процесса приводит к её загрязнению, разрушению сложившейся экосистемы. Я считаю, что людям необходимо задуматься о сохранении окружающей среды и сельской культуры, пока не стало поздно.

В заключение я бы хотела сказать, что развитие городской мануфактуры отрицательно влияет на состояние природной среды и культурной самобытности деревни. Она разрушает всё то, что создавалась веками.

Читайте также: