В споре рождается истина сочинение на дне

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Амурской области

Разработала:

Сеннова Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Благовещенск, 2020г.

Вид урока : комбинированный урок.

Тип урока : семинар-диспут

2.Презентация, составленная учителем.

1.Совершенствовать умения работать с дополнительными источниками.

2.Учиться давать собственную интерпретацию произведению.

4. Совершенствовать умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам.

5. Способствовать формированию активной жизненной позиции старшеклассников.

2.Введение в тему.

Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно .

-А-а! Не терпишь … (Квашня)

-Враньё-то приятнее … (Наташка)

-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)

-Человек – вот …! (Сатин)

-Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?

Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Господа! Если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет, -

Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

3. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

Философия правды в пьесе Горького.

-Как вы думаете, какой смысл писатель вложил в название драмы ? Давайте откроем фразеологический словарь.

Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;

2. Опускаться нравственно.

Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?

(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)

-Ребята, а что есть ПРАВДА ?

(Работа со словарем…)

Вопрос о правде в русских народных пословицах .

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правде нигде нет места.

За правду стой горой.

Правда глаза колет, уши режет…

Философы о правде и истине.

Мало говорящих правду, но еще меньше способных ее слушать. (М. Аврелий, римский император)

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. (О. Уальд, ирландский философ, поэт, писатель)

Правда подчас рождает только ненависть. (А. Пушкин)

Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка. (А. Блок)

Можно выделить три уровня правды .

( Шум – смерти не помеха.

На что совесть? Я – не богатый.

И я помру… и ты… Чего жалеть…

4. Анализ системы образов. Работа по 3 группам

Каждая группа представляет своих героев, и все делаем записи в тетрадях, собирая весь материал.

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

М.Горький заинтересовался богомильским учением (древним религиозно-философским учением), согласно которому Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Бубнов

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов (45 лет). В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, типичными, но и достаточно индивидуальными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.

5. Подведение итогов беседы.

- Как помочь этим людям? (размышления учащихся)

- В чем же особенность и необычность этого произведения?

( Учащиеся отметят, что это драматическое произведение, не обозначенное автором по жанру, что в нём необычны герои (босяки ).

- Как вы думаете, в чём смысл этого названия?

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Но это произведение особенное и считалось в то время новаторским.

-А как вы бы определили жанр этой пьесы? ( Ответ, конечно, должен быть обоснован).

Споры о человеке, о правде занимают очень большое место, заставляют задуматься, так что мы понимаем: события - внешнее, а главное - внутри героев, и здесь всё непросто.) По жанру это, скорее всего, драма .

- А по характеру она какова ?

7. Рефлексия

-Какой конфликт пьесы?

Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.

- О чем заставляет задуматься пьеса ?

(пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры большого писателя, Максима Горького.

Во все времена перед человечеством стояла проблема, касающаяся возникновения спорных ситуаций между представителями разных поколений. Ее актуальность обостряется иногда при выборе музыкальных увлечений детей, или в случае несовпадения политических взглядов, либо предпочтений в выборе литературных произведений. Чтобы этот вопрос разрешать мирным путем важно освоить две вещи – умение слушать и слышать. Иного выхода нет.

Но понять оппонента ты можешь именно в момент разгара конфликта.

Новому поколению нередко свойственно по достоинству

оценивать созданное предками исключительно после его разрушения. Тогда оно начинает заниматься восстановлением с большим трудом всего разрушенного.

Возможен ли вариант отсутствия споров и конфликтов? Безусловно, избежать неприятных ситуаций можно при условии стремления к этому представителей обоих поколений. Ведь зачастую возникновению споров предшествуют обстоятельства, облаченные во временные рамки.

Добиться понимания можно, избрав обычный путь. Просто в семье должно возникнуть стремление не к выяснению отношений, а нахождению общего языка.

Подобное отношение к спорам станет реальностью

в случае соблюдения правил. Родителям важно запретить себе кричать за малейшие проступки на своих детей, бить малышей, и только тогда между поколениями возникнет понимание, и наладятся дружелюбные взаимоотношения. Детям не свойственен агрессивный настрой, если они не видят ссор их родителей.

Старшее поколение должно излучать доброту, такую, что исходит от сердца.

Нельзя забывать, что не всегда нужно доказывать что-то собственным детям. Просто на несколько минут важно поставить на их место себя и подумать о последующих действиях. Кому-то полезно будет вспомнить в детстве самого себя и свои действия.

Мы спорим, но делать это нужно с целью поиска истину. Необходимо прилагать усилия для налаживания взаимопонимания друг с другом. Налаженный мир между поколениями станет гарантией обеспечения более легкого существования на этом свете.

В спорах рождается истина. Эту крылатую фразу часто можно слышать от людей, которые любят доказывать собственное мнение через жаркие дискуссии. Психологи даже выделяют особый психотип людей, которым необходимы словесные дебаты. Для них дискуссия является целью, а не средством. В статье мы попробуем разобраться в том, действительно ли в споре рождается истина? Чьи слова транслируют любители жарких дискуссий и что на самом деле имел в виду автор высказывания? Во всем этом попробуем разобраться в нашей статье.

в спорах рождается истина

Гимнаст или гимназист?

в споре рождается истина чьи слова

Биография Сократа

Сократ жил в V веке до нашей эры в Афинах. Он считается основателем греческой философии классического периода. Сам он никогда ничего не писал. Его философию и биографию восстанавливают по другим сочинениям. Сократ является учителем другого знаменитого философа древности – Платона. Личность и философские учение героя нашей статьи ученые воссоздавали очень осторожно, так как разные античные авторы (Ксенофонт, Плутарх, Платон, Аристотель и другие) приписывали ему свое видение мира, используя его авторитет.

Сократ не только ничего не писал, но и мало говорил. Он любил собирать вокруг себя молодежь в гимнасиях и вел с ними продолжительные беседы. В отличие от софистов – профессиональных мудрецов античности – Сократ не брал деньги за свои беседы, так как считал непристойным торговать мудростью. Себя он называл не софистом - мудрецом, а философом - любителем мудрости. Современное значение философии не дает нам, потомкам, понять его скромность. Представим, что какой-нибудь академик, преподающий в МГУ исторические дисциплины, будет себя называть не историком, а любителем истории. Это будет корректное сравнение.

в споре рождается истина кто сказал

Обвинение

Сократа обвинили свои же сограждане в подрыве государственного строя путем принижения авторитета богов. Используя средневековые понятия, философа обвинили в ереси к действующей религии. За это предполагалась высшая мера наказания в Афинах – смертная казнь. Сократу предлагали сбежать, однако он отказался, ссылаясь на то, что он афинянин с рождения и желает оставаться им до самой смерти.

в споре рождается истина автор

Философия Сократа

в споре рождается истина сократ

Вывод

в споре рождается истина сократ

Люди, которые занимаются бизнесом, на интуитивном уровне понимают философию Сократа. Они знают, что споры, как правило, ни к чему хорошему не приводят. Победа в дискуссиях часто приводит к срывам крупных контрактов, так как они бьет по самолюбию партнера, а поражение чревато потерей собственной репутации.

Рождается ли истина в споре

  • Рождается ли истина в споре
  • В чем истина по Сократу
  • Как победить спор

Что на самом деле говорил Сократ?

На самом деле Сократ отрицал тот факт, что истина может рождаться в споре, противопоставляя ему диалог равных людей, ни один из которых не считает себя умнее другого. Только в таком диалоге, по его мнению, и возможен поиск истины. Для того чтобы понять, где именно выясняется правда, нужно различать разные виды коммуникации: спор, дискуссию, диалог. В принципе, различие между ними довольно условно, однако оно существует. Спор – это просто попытка каждой из сторон убедить остальных в верности своей точки зрения. Такое обсуждение редко бывает конструктивным и аргументированным, во многом базируясь на эмоциях. Что касается дискуссии, то это вид обсуждения спорного вопроса, при котором каждая сторона выдвигает свои аргументы в пользу той или иной точки зрения. Диалог же представляет собой обмен мнениями без попыток переубедить собеседника. Исходя из этого, можно сказать, что спор является наименее перспективным способом поиска истины.

Сократ считал, что если один из оппонентов считает себя умнее, то он должен помочь другому найти истину. Для этого он рекомендовал принять позицию оппонента и вместе с ним доказать ее ошибочность.

Где же рождается истина?

Рождение истины в споре маловероятно уже хотя бы потому, что каждая из сторон-участниц не заинтересована в выяснении правды, а стремится отстоять свое мнение. По сути, спор представляет собой попытку каждого участника доказать свое превосходство над прочими, при этом поиск истины обычно отходит на второй план. Если к этому добавить те негативные эмоции, которые зачастую сопровождают жаркие споры, станет понятно, что дело вовсе не в истине или заблуждении.

Если вы собираетесь спорить, стоит изучить ораторские приемы ведения дискуссий, так как вооружившись ими вы, вероятнее всего, сможете доказать свою правоту более уверенно.

С другой стороны, если перевести спор в дискуссию или диалог, быть готовым встать на сторону собеседника или признать собственную неправоту, можно получить довольно много пользы. Во-первых, вы научитесь аргументировать свою позицию, искать логические связи, делать выводы и умозаключения. Во-вторых, вы узнаете точку зрения собеседника, его аргументацию, представление об обсуждаемом вопросе, что поможет вам расширить границы собственного мировоззрения. В-третьих, стараясь сделать любой спор конструктивным, вы в значительной степени усовершенствуете свои навыки по контролю эмоций. Кроме того, дискуссия, а тем более диалог, предполагают совместный поиск наиболее верного решения, что намного дальше продвинет вас по пути поиска истины, чем самый яростный спор.

Читайте также: