В одном из уральских музеев я обратил внимание на несколько сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Мой первый поход в музей случился, когда я была в 3 классе. Каждый день я ходила в школу мимо этого здания, так что оно особо не привлекало меня.

Был самый обычный день, я пришла в школу. Начались занятия. После второго урока учительница объявила про поход в музей и велела собираться. Так как идти мне туда не хотелось, я медленно собирала портфель в надежде оттянуть время, но попытка не увенчалась успехом.

Через 10 минут мы с классом стояли напротив музея и, разинув рты, рассматривали его фасад. Учительница рассказывала правила поведения, но ее никто не слушал. Я же, в свою очередь, рассматривала ворон, которые деловито расхаживали по брусчатке. На тот момент вороны мне были намного интереснее, чем какой-то музей.

Наконец-то учительница закончила говорить, и мы всей вереницей зашли в помещение музея. Внутри он казался намного больше, чем снаружи. Особенно поразили меня тогда высокие потолки. Площадь зала, в который мы зашли, была просто огромной.

В этом зале почти ничего не располагалось, поэтому он казался очень просторным. В этом помещении располагалась касса, две красивые кованные скамьи и стенд с расписанием выставок.

Сегодня нам предстояло посетить картинную галерею. Нас сопровождал экскурсовод, но так как я не любила все эти непонятные и скучные лекции, то решила погулять среди картины в одиночестве.

Картинная галерея состояла из двух залов, в первом зале были расположены портреты. Это был самый таинственный и завораживающий зал. Коричневый ламинат, кремовые стены, на которых висели картины, размещенные под стеклами, в каждом углу стояли колонны. В этом зале я провела очень много времени.

Второй зал был посвящен морским пейзажам, и в основном там были картины Айвазовского. Зал был обустроен так же, как и первый, но в углу была разложения голубая ткань, изображающая море. Этот зал был меньше и половину из картины, которые были там, я видела, поэтому пробыла там немного и вернулась к своему классу, пока они не начали меня искать.

После всей экскурсии я поняла, что музей мне очень понравился, и с тех пор я не пропускала там ни одной выставки.

Сочинение на тему Экскурсия в музей

Недавно мы всем классом ездили на экскурсию в этнографический музей народов Забайкалья. Музей находится под открытым небом, за городом Улан-Удэ, в Верхней Березовке, и занимает площадь около сорока гектаров земли.

Наша экскурсия совпала с празднованием пятидесятилетия со дня открытия этого музея, и мы могли не только наблюдать, но и участвовать в праздничных представлениях. Артисты выступали в национальных костюмах, всё было красочно и захватывающе.

Поход в этот необыкновенный музей мне очень понравился. Во-первых, он располагается на природе, прямо в лесу, и воздух здесь чистый и свежий, кругом всё утопает в зелени. На территории музея находится много архитектурных комплексов, отображающих жизнь и быт различных народов Забайкалья. Здесь собраны старинные дома, церкви, юрты, разные хозяйственные постройки. Можно зайти внутрь этих помещений, и рассмотреть старинную обстановку, в которой жили наши предки. Все эти старинные дома и другие строения привезены сюда из всех уголков Бурятии, и отреставрированы. Все памятники архитектуры содержатся в идеальном порядке, и создаётся впечатление, что в них до сих пор живут люди. В домах очень уютно и чисто, а в одном из старообрядческих домов, нас даже угостили свежими, горячими пирожками.

Так же на территории этого парка-музея находится зооуголок, где содержатся разные звери Бурятии и других областей страны. Для животных созданы все условия, а то, что музей располагается в лесу, даёт им возможность чувствовать себя, как на воле. Здесь живут медведи, волки верблюды, северные олени, тигры, и ещё очень много разных представителей животного мира.

Прогулка по такому музею очень интересна и познавательна. Мы не только посмотрели на уникальные творения человеческих рук, но и многое узнали о жизни разных народностей. Узнали о культуре и традициях эвенков, бурят, старообрядцев, познакомились с их обычаями. Мы увидели национальные костюмы этих народностей, предметы домашней утвари, старинные сельскохозяйственные орудия труда.

Посещение этого необыкновенного музея под открытым небом, оставило незабываемые впечатления, и я ещё хочу вернуться сюда, теперь уже с родителями, пусть и они увидят такую невероятную красоту. Хорошо, что в нашей стране есть такие этнографические музеи, которые хранят не только памятники старины, но и первозданную природу.

Сочинение на тему Первый раз в музее

Недавно мы с классом посещали музей. Это был мой первый поход в музей. Кто-то из моих друзей и одноклассников много раз ходили в музей и уже они делились впечатлениями, о том, как там очень, много всего интересного. А мне уже как никогда хотелось в музей.

Подходя к музею, я обращаю внимание на фасад. Он выглядит очень красиво отделанный украшениями. На первом месте стоят колонны, и виднеется украшенная витиеватой резьбой широкая дверь.

Я вхожу и тут же вижу, висят красивые картины в позолоченных переплетах, которые были нарисованы несколько лет назад. Мы заходим в первый зал, тут и наступает наше интересное приключение.

В музее все было так красиво, я был просто восхищен. Стены отделаны в архитектурном стиле, люстра, изготовленная в старом стиле. В музее стояла своя обстановка. Первый раз я все это увидел своими глазами. Я буквально все рассматривал. Мне было все там интересно.

Потом подошел к нам гид, и она стала нам все показывать. Она описывала и поясняла историю отдельного предмета, где и как он применялся и когда возник.

Мы все внимательно слушали, и нам было очень интересно. Я узнавал для себя много нового. Но после этого нам дали возможность лично пройтись и все как следует разглядеть. С ребятами мы восхищенно осматривали все вокруг.

В музее много интересных и редких вещей. Особенно приглянулись старинные предметы. Мне хотелось сохранить все это в памяти. Больше всего запомнились статуи древних людей. Через некоторое время наша экскурсия стала заканчиваться, и, мы стали собираться уходить.

После этого мы сделали пару фотографий с классом перед самым музеем. Потом мы направились в парк, где с удовольствием ели мороженное.

Я был сильно радостный, что посетил музей. Весь день ходил с улыбкой на лице. Я еще много раз буду вспоминать то время, когда я посетил это прекрасное место. Теперь я буду часто посещать такие места. В следующий раз мы пойдем с родителями в художественный музей, там будет проходить интересная выставка картин.

Мне кажется, что надо чаще посещать такие места, раскрыть что-то новое и развиваться. Для меня поход в музей стал очень познавательным.

Экскурсия в Исторический музей (сочинение-рассказ) (Второй вариант)

Каждому любознательному человеку хочется побольше уз­нать о прошлом, таком далеком и загадочном. Исторический музей — как раз то место, где можно перенестись в удивитель­ный мир прошлого.

Недавно мы с одноклассниками побывали в нашем Исто­рическом музее.

Сначала я обратила внимание на бивни мамонта, я даже представить себе не могла, какими они могут быть огромными. Не меньшее впечатление производят клыки саблезубого тиг­ра, С интересом рассматривала я и разнообразные орудия тру­да древних людей.

Войдя в следующий зал, я увидела множество разнооб­разных икон и старинных книг, пожелтевших от времени. Особенно запомнилась Библия больших размеров, в метал­лическом окладе, который весит двадцать семь килограм­мов.

А вот сосуд, сделанный еще в V веке до нашей эры. Он покрыт красным и черным лаком, секрет приготовления ко­торого до сих пор не раскрыт. Позолоченная чашка Екате­рины II и оловянные солдатики, которыми играл сам Нико­лай I.

Я покидала музей с мыслью о том, что приду сюда еще не раз, чтобы ощутить дыхание старины, побывать в мире прош­лого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • экскурсия в музей сочинение
  • сочинение об исторических музеях
  • соченение исторический музей
  • сочинение на тему в музее
  • сочинение на тему экскурсия

Мое впечатление от посещения музея

Сегодня я поделюсь с вами своими эмоциями и ощущениями, которые охватили меня, когда я оказался в музее первый раз в своей жизни.

Почему я решил пойти в музей? На самом деле все просто. Мы гуляли с мамой на выходных и немного стали замерзать. По дороге мама услышала, как какая –то женщина зазывает всех желающих посетить краеведческий музей. Мы спросили у нее сколько стоит билет, и так-как цена была адекватной, мама предложила мне пойти туда. Ну я недолго думая согласился.

Мы заплатили за вход и зашли в музей. Кроме нас там было всего три человека. В музее было очень просторно. Оказывается, там работает женщина-экскурсовод. К моему удивлению она рассказывала и все объясняла каким-то понятным для меня языком. Мне было очень интересно.

В музее стояли стеклянные шкафы, в которых было сложено много чего интересного. Например, остатки старых кувшинов, столовых приборов и другой посуды, которые были раскопаны во времена археологических раскопок.

Особенно мне понравилось рассматривать остатки древних монет. Они такие плоские, рисунок на них почти не заметен. Но если представить, что когда-то люди им расплачивались, то по телу начинают бежать мурашки.

Немного грустно было смотреть на разбитые каски и потрепанную солдатскую форму. Это была одежда какого-то погибшего солдата. Рядом с каской лежала помятая железная кружка. От увиденного в этот момент стало грустно и слезы навернулись на моих глазах. Но я сдержался.

Большое место в музее занимали гигантские фигуры львов и остатки каких-то колонн. Очень интересно было разглядывать узоры на этих колоннах. Экскурсовод что-то говорила про них. Но я уже не слушал так внимательно, как вначале своего путешествия по музею. Мне было просто интересно рассматривать и фантазировать.

Вообще я очень рад, что побывал в музее. Я узнал историю своего города и еще много чего интересного. Самое главное, что у меня появилось желание пойти и в другие музеи тоже!

Для того что бы рассказать о роли историко-культурного наследия в нашей жизни, то есть о роли музеев, мы ответим на вопросы: что такое так называемые музеи, зачем они нужны и что нужно с ними сделать что бы с молодежь, начала их посещать.

Музей- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сначала это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем с определенного промежутка времени, не будем вдаваться в подробности, так как это все равно никто не запомнит и не посчитает нужным запоминать, оно включает в себя здание, где находились эти памятники. Сейчас существует очень много музеев, такие как: краеведческий, исторический, литературный, музыкальный, естественнонаучный, театральный и так далее.

Чтобы понять, зачем нужны музеи, необходимо понять, что именно они из себя представляют — музеи представляют собой память. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, зачем они нужны, можно только сказать, чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.

В определенный период жизни каждого человека появляется потребность рассмотреть пройденный путь и понять что-то. Появление музеев на данный момент связано с тем же. Музеи возникли в те времена, когда у человечества и общества появилась потребность оглянуться назад, а также потребность к самосознанию и самопознанию. Все современные музеи появлялись на протяжении нескольких последних столетий.

Музеи — это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только.

Посещение музея играет большую роль в развитии и воспитании детей. Из таких экскурсий ребенок узнает много нового, учится вести себя в обществе.

После этого события я решил узнать, что думает о музеях моя дочь , и провел опрос. В основном ответы на мои вопросы меня порадовали.

А напоследок скажу следующее, всем советую посещать музеи, ведь они интеллектуально обогащают твой внутренний мир, расширяют кругозор, приобщают тебя к прекрасному, позволяют тебе испытывать сопричастность к миру и времени. Вероятно, люди посещают музеи, потому что там что-то иное, чего не встретишь в повседневной жизни. Музеи — это отдельный мир иногда даже, кажется, что во времени есть четвёртое измерение. Я люблю ходить в музеи и советую, это делать всем. Посещение музея играет большую роль в развитии и воспитании детей. Из таких экскурсий ребенок узнает много нового, учится вести себя в обществе.

Прежде чем войти в музей с Алиной, мы рассмотрели здание. Оно у нас не очень большое. Зашли в музей, купили билеты. Алина рассматривала картины с большим интересом. Ей было не очень увлекательно. .

. Сначала пошли в зал. Алина моя сразу глазенки свои раскрыла и пошла любоваться вещами, которыми люди пользовались раньше.

На выставке представлен быт сельских жителей. Здесь моей Алиночке больше всего понравилось. Ее заинтересовало убранство комнаты. Печь, рядом с которой стояли ухват и кочерга, которые она никогда раньше не видела. Прялка, сундук, в котором хранились вещи. Я еще помню такой, был у моей бабушки. Колодец, который дочке понравился.

Вот такая у нас была экскурсия в музей. В городе Казани еще есть музеи. Я обещал Алине, что пойдем еще на экскурсию обязательно.

После такой экскурсии хорошо дома поговорить с ребенком, спросить, что ему понравилось и запомнилось больше всего. Пусть он поделится впечатлениями с родными, близкими и друзьями. Можно попросить нарисовать то, что ребенок запомнил.

Фаттахов Айрат Якупович , отец ученицы 1класса Фаттаховой Алины

Первое посещение музея истории — сочинение

Сегодня наш класс ездил в музей истории. Здание музея большое, старинное и красивое. В вестибюле музея стояла елка, потому что были зимние каникулы, только что наступил Новый год.

По лестнице мы поднялись в зал, рассказывающий о жизни древних людей. По стенам располагались картины, изображающие сцены охоты древнего человека на мамонтов, медведей, буйволов.

А на стендах демонстрировались копья, стрелы, орудия труда, которыми пользовались люди в каменном веке. Все это очень интересно, ведь людям пришлось бороться за свое существование, прятаться от холода и хищников в пещерах, учиться пользоваться огнем.

Чем дальше мы продвигались по залам, тем развитее становилось человеческое общество. Вот уже и XVI век. В этот период люди знают строение Вселенной и Солнечной системы. Зодчие научились строить каменные строения, на Руси появляются прекрасные храмы, расписанные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, начинают в монастырях писаться летописи.

Очень много узнаешь новых дат и фактов, а залы все не кончаются, их осталось столько же, сколько прошли. Нет, все сразу понять и запомнить нельзя.

Мы еще будем приходить сюда, узнавать все новые и новые факты истории. Это самое начало, мы не прощаемся с тобой, музей истории. Мы говорим: “До свидания, до скорого свидания!”

Я часто посещаю всякие музеи, мне очень нравится это ощущение встречи с прошлым, чувствуешь себя героем старинного романа и частью другой эпохи. В музеях хранятся артефакты, картины, рукописи, вещи и предметы, которые появились задолго до нас, все это в наше время имеет большую культурную и историческую ценность.­

Музеи бывают разных видов. Например, исторический музей, который хранит сведения о значимых событиях в истории. Этнографический музей рассказывает об обрядах и традициях разных народов.

уникальные памятники культуры: национальном костюмы, бытовые принадлежности, поверья и фольклор и т. п. Краеведческий музей может познакомить с прошлым родного края. Бродя по залам музея, мы знакомимся с прошлым. Очень важной фигурой в любом музее является экскурсовод, с помощью его рассказа можно сопоставить экспонаты и истории, тогда картинка становится более полной.

Экскурсоводу можно задать вопросы,­ у него всегда найдется своевременный и развернутый вопрос.

Вот однажды перед Днем Победы, мы с классом решили пойти в наш городской музей Музей боевой славы, там проводилась неделя открытых дверей.

Нас встретил работник музея, она поздоровалась с нами и представилась, задала нам несколько вопросов на знание истории Великой Отечественной войны, мы с воодушевлением отвечали на них. Она рассказала нам, что в музее мы увидим героев нашего города, услышим их историю.

­Когда мы вошли в зал, мы словно окунулись в прошлое. Комната напоминала военный штаб и архив одновременно, экскурсовод рассказала, что они использовали сохранившиеся письма, фотографии, приказы, офицерские планшетки и т. д. Вокруг все было в темных тонах, преобладал серый, темно-синий, цвет хаки и коричневые цвета. На стенах было множество портретов, медалей, лозунгов.

Рассказ экскурсовода впечатлил нас до глубины души, она рассказала о жителе нашего города, который потерял все во время войны, но все же не сдался, сражаясь до победного конца. После посещения музея, мы долго еще шли молча, каждый из нас думал о важном подвиге советского народа, в глазах каждого была скорбь и благодарность за мирное небо подаренное ценной тысячей жизней. Теперь никто из нас не будет сомневаться, стоит ли пойти на парад в честь Победы.

Я думаю, надо чаще посещать музеи и учить историю, ведь у народа, не знающего своего прошлого, нет и будущего.

Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.

Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла?

(2) Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.

(3) Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла? (4)Да только фактом искусства и величием этого факта. (5)Само же искусство непостижимо, как непостижим смысл жизни, да и факт самой жизни необъясним.

(6)Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое — нет. (7)Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит. (8)Если человек не чувствует и не видит, то никакие доказательные базы, никакие убеждения всех искусствоведов мира ничего не смогут с этим поделать.

(13)Шедевру нужно особое пространство.

(14)Чаще всего ремесленники кажутся художниками, потому что они художников из себя изображают. (15)Они удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлёны.

(16)Они готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными.

(17)Художники же своевольны, неудобны и совсем не гибки. (18)Они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо и всякое объяснение есть некая ложь.

(19)Настоящее искусство ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы. (20)Его невозможно удержать. (21)Его можно только чувствовать. (22)Его даже не пересказать. (23)Его невозможно передать своими словами.

(24)Ремесленное же изделие, как правило, конкретно, понятно, весомо и даже имеет определённую практическую ценность. (25)Например, оно может приносить дидактическую, воспитательную или развлекательную пользу. (26)И это неплохо.

(27)Если изделие хорошее, то и воспитание и развлечение тоже будут вполне приличными.

(28)Или же изделие ремесленника может быть намеренно запутанным и казаться сложным. (29)В этом случае оно тоже имеет чисто развлекательное значение. (ЗО)Кому-то же нравится разгадывать ребусы и головоломки. (31)Многие ощущают пользу от этого, полагая, что тренируют память, внимание и развивают абстрактное мышление.

(32)Подлинное же искусство иррационально и практического значения и применения не имеет. (ЗЗ)Трудное для восприятия произведение, сложно устроенное, требующее внимания и чувственного проникновения, не доверяющий искусству человек скорее отвергнет, заподозрив его в умышленной запутанности и намеренном усложнении автором случайных и неинтересных человеку идей. (34)Недоверие не позволит ему распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций. (35)Не доверяющий искусству человек всегда будет искать разгадку, относясь к произведению как к цирковому фокусу: он всегда будет подразумевать, что разгадка есть, просто она сокрыта от глаз и он обязательно бы её нашёл, вот только что толку терять время на разгадывание какого-то фокуса.

(36)С любой его точки зрения настоящее искусство совершенно бесполезно.

(37)Вот изделия ремесленников и продаются, а искусство художников чаще всего остаётся неоплаченным или неоценённым. (38)Его невозможно оценить! (39)Оно же живое и непостижимое. (40)Сам автор не сможет найти и определить цену своего произведения искусства.

(41)Общество, нацеленное на результат, стремящееся к конкретному и однозначному пониманию, всегда пытается дать всему оценку. (42)В том числе и оценить искусство.

(43)Оценить конкретной суммой, ведь это вполне понятный результат.

(44)Такая оценка всегда однозначна. (45)Установление цены — это отчасти замена пониманию. (46)Человек, не доверяющий искусству, не допускает наличия чуда в произведении. (47)Чуда — которое не фокус. (48)Которое рационально понять невозможно. (49)Его можно только почувствовать и пережить. (50)Сопережить.

(По Е. В. Гришковцу)

Можно ли объяснить силу воздействия искусства на человека? Сложно понять, почему та или иная книга, кинокартина вызывает у нас слёзы, заставляет задуматься о себе и своей жизни, переоценить ценности и меняет наше мировосприятие. В тексте Е.В. Гришковца поднимается проблема определения понятия искусства и объяснения силы его влияния на личность.

Автор противопоставляет ремесленные изделия настоящим шедеврам. Аргументы, которые он приводит, дополняют друг друга и позволяют понять истинную ценность произведений искусства. Это то, что невозможно постичь рационально и осмыслить логически.

Итогом размышления писателя становится такая позиция: искусство – это вымысел, вызывающий у человека подлинные и сильнейшие переживания. Однако объяснить силу воздействия искусства на человека невозможно: оно непостижимо.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, иногда мы находимся под сильным впечатлением от просмотренного фильма или прочитанной книги. Это может подтолкнуть нас к важным изменениям, а также дать силы для движения вперёд в трудную минуту. Вспомним, например, как в 1942 году в осаждённом Ленинграде была исполнена симфония № 7 Д.Д. Шостаковича. Несмотря на страшные мучения и голод, жители всё равно собрались в зале филармонии и не смогли сдержать слёз, слушая эту музыку. В этот момент в их сердцах зародилась вера в то, что русский народ сможет одержать победу над врагом.

В заключение хочется сказать, что подлинное искусство обладает величайшей силой. Случается так, что одно произведение может изменить чью-то жизнь. И если наше существование кратковременно, то искусство, напротив, бессмертно.

Это поведала о себе талантливая художница. Одинокая женщина, которая много трудилась — это сразу видно по её картинам. Но, судя по скромной одежде, заработала она мало. Хотя скромные люди обычно так и одеваются. Скромные люди обычно и зарабатывают немного — им хватает того, что у них уже есть…

В одном из уральских музеев я обратил внимание на несколько мастерски написанных портретов и картин на исторические темы. Они были уровня хорошего областного музея, но почему-то авторство не было обозначено. Решил узнать у смотрителей, кто автор картин. Автора позвали. Им оказалась охранница , что открывает и закрывает музей, — невысокая приветливая женщина лет пятидесяти. Женщина с красивыми глазами, в которые хотелось смотреть.

Это было чудом — талант и скромность: ни одна картина, ни диорама, ни авторские витражи не были ею подписаны!

Я попросил художницу наполнить термос кипятком, она пригласила меня в музейную кухоньку и заварила чаю. Это была идеальная возможность разговорить её! Сначала я показал свои свежие картинки, что написал в Оренбуржье, потом стал спрашивать, как она сама работает.

О своей личной жизни художница не особо распространялась. А то могла бы затянуть рассказ о своих несчастьях часа на два, не меньше — сколько таких выслушиваешь в поездах и электричках!

Вот история той, что сейчас работает охранником в музее…

Зовут эту скромную женщину Татьяной. Слушал её и не мог налюбоваться. На её милом лице не было и следа печали, тем более нытья. Сначала Таню бросила мама, потом много раз кидали разные начальники и чиновники. Наверное, им нет дела до того, что она пережила. И до того, останется ли она одинокой до конца жизни. Они люди занятые и её замечают редко — когда хотят дармовую картинку на дачу или в подарок своим патронам.

Это удивительно — как приходит любовь! Кого-то любят за красивое лицо. Кого-то за то, что у них богатства — вклады в зарубежных банках, большие комфортабельные машины, дачи с тёплыми полами и красивыми картинами. Кого-то любят за то, что они могут написать эти красивые картины и просто так подарить их людям — хорошим или не очень…

Татьяну я часто вспоминаю. Это значит — полюбил её. Не только за красивое лицо, скорее за скромность. За то, что ей хватает.

Мама и доча

Есть такая незадача: стоит только расположиться в живописном месте с этюдником, как обязательно поблизости соберется компания. И в этот раз мои опасения оправдались. Мосток был слишком хорош, чтобы никто не соблазнился облюбовать его для ныряния в речку или постирушки .

Хорошо упитанная женщина нарушила ровное течение воды шумным полосканием белья, от чего по всей реке пошла искристая рябь. Это было красиво, но не вовремя: мне нужно было запечатлеть гладкое отражение деревьев, которое осталось недописанным в прошлый сеанс.

Возле женщины крутилась девочка лет десяти, с пухленькими щёчками, двумя короткими светленькими косичками и поцарапанными коленками.

— Мама, а почему электричка ездит?

— Ну, мам, я серьезно!

Девочка взмахнула руками, вытянула шею, как лебедь, и изобразила парящую в небесах птицу.

— Мам, посмотри! Посмотри, красиво у меня получается? Похоже, что я лечу?

— Ля-ля-ля… Ля-ля-ля-ля! — вальсировала руками и напевала девочка. Налетавшись, она присела рядом с мамой и принялась шлёпать по воде ладошкой. Мамаша раздражённо повернула к ней розовое лицо.

— Прекрати сейчас же! Слышишь, что я сказала? А ну, хватит баловаться!

— А что … А что я сделала. — хныкнула девочка.

— В тебе преобладает психологическая способность доставать! — размеренно изрекла мамаша. — Дома ты пристаёшь, на работе ты мешаешь… Ты только и умеешь, что гадости делать!

Девочка надула щёки и стала расхаживать по мостку, пританцовывая на цыпочках, словно балерина.

— Мам, а можно я искупаюсь?

— Ну, можно? Можно искупаться? Ну, мам…

— Нельзя, я сказала! Сколько тебе можно повторять?! Вот бестолковая! В кого ты такая бестолочь уродилась?! Точно — папина дочка! Встань спокойно! Сейчас мостик развалишь тут мне!

— А почему нельзя искупаться? Вон там люди купаются!

— Так то — люди как люди! А ты — бестолковка ! Всю воду мне тут перебаламутишь ! Как я полоскать буду? И вообще, уже почти конец июля. Скоро Ильин день, тогда вообще купаться нельзя будет!

— По кочану! Вода за ночь быстро остывает. Простудишься, будешь опять свои сопли по всей квартире размазывать!

— Но ведь за день вода опять нагреется! Ведь сейчас жарко днем!

— Так! Будешь еще у меня тут спорить! Кто из нас старше и умнее?

— Что ты там бубнишь? Замолчи, а то я не знаю, что с тобой сделаю!

Девочка сбежала на берег, оторвала от сухого пня пласт коры и принялась, отламывая от него кусочки, запускать их в речку.

— Мам, смотри, какие лодочки плывут! А они до моря доплывут, как ты думаешь?

— Сейчас я тебе скажу, как я думаю! — мамаша шлёпнула в таз мокрые трусы и, отняв у дочки кору, отшвырнула её в прибрежные камыши. — Ты меня долго еще доставать будешь?

Девочка встала на пень и, с минутку посмотрев, как мама полощет разноцветные тряпки, проскулила:

— Мам, а можно я тоже пополоскаю ?

— Ты мне бельё утопишь! Кто потом за ним полезет в воду?

— Я! Я полезу! — оживилась девочка.

— Щааас ! В воду она полезет! Шустрая какая!

Девочка молча обошла вокруг меня, посмотрела на мою работу и улыбнулась.

— Как красиво у вас получается! Я тоже так хочу научиться!

— На , попробуй! — я протянул ей кисточку.

Девочка покосилась на маму. И вовремя.

— А ну, отойди от художника! Не мешай ему работать!

Девчушка, немного помаявшись на берегу, достала из кармашка сарафана глиняную свистульку, наполнила её водой, подошла сзади к маме и дунула. Раздался очень смешной звук, словно решил прополоскать своё горло Буратино. Мама ойкнула, схватилась сначала за грудь, а затем стиснула руку дочки.

— Ну-ка, дай сюда эту дрянь ! Отдай дудку, тебе говорят! Сейчас выкину её в речку, будешь знать, как маму пугать!

— Это дедушка мне подарил! У-у-у-у… — заревела девочка.

— Прекрати орать! Вот тебя дядя художник нарисует, как ты тут плачешь! Смотри, сейчас река из берегов выйдет от твоих слёз!

— Мам, не выбрасывай дедушкину свистульку! Ну пожалуйста! Я не буду тебя больше пугать! Дедушка расстроится, если ты его свистульку выбросишь!

— Дядя Геша — кормилец настоящий! А папа твой одни пластинки в дом тащил, неизвестно с каких помоек! Музыкант хренов … А я молодая дура была, прельстилась на его патлы и индейский наряд. Сейчас бы сами, небось , на помойке жили, если бы не дядя Геша !

По железнодорожному мосту, что был немного ниже по течению, с весёлым свистом пронеслась электричка. На задних подножках последнего вагона сидели молодые ребята — зацеперы .

— Мам, видела? Видела? Там мальчишки сзади к электричке прицепились! — радостно закричала девочка.

Мама даже головы не подняла, она трепала в воде мужские брюки.

— Если бы не дядя Геша , мы тоже в скотовозе ездили бы, как нищета, — пробормотала она. — В духоте потом бы обливались… А дядя Геша нас сюда на машине привёз. С ветерком, с кондиционером… Скоро он нам стиральную машину установит, будем как белые люди стирать…

— Дядя Геша скучный … А с папой весело! Он мне вчера смешные истории про Узурпатора Кельмандэ рассказывал! Я чуть со смеху не лопнула!

— Какого еще такого узурпатора?

— Ну-ка, подойди сюда, Кельмандэ ! Смотри-ка ты, как разговаривать научилась! А к папе я тебя больше не пущу, если будешь тащить от него словечки всякие!

— Ты бы лучше математику учила, Ханжа! Ходжой его звали, Насреддина твоего! Вот точно, папа твой такой же голодранец, как ваш любимый Насреддин! Попрыгун- стрекозёл … Всю жизнь свою красную пропел… Хорошо хоть не пропил…

Мама бросила последнюю тряпку в большое корыто, погрузила его на тележку и потянула за верёвку.

— Давай-ка, доча , помоги мне в горку закатить! — мама улыбнулась девочке. — Что там ещё твой папа рассказывал про узурпатора? Горе луковое… Клоун … О дна радость с ним была — посмеяться…

Две фигурки потащили тележку вверх по песчаной дорожке и скрылись за деревьями. Вскоре из глубины леса послышался заразительный женский хохот.

Осколок снаряда

В Терсколе на леднике я нашел осколок снаряда. Может быть, это был осколок бомбы или мины, из тех, что фашисты в 1942 году накидали на перевалах Главного Кавказского хребта. Я собирал в горах красивые камни и увидел ржавую увесистую округлую железяку с насечкой. Инженеры специально рассчитали, в каком месте и каких размеров надо сделать на снаряде насечку, чтобы он стал ещё смертоноснее.

Сунул осколок на дно рюкзака. Думал — покажу в школе своим ученикам доказательство современной дикости. Влепи такая штуковина в чей-то лоб — от головы ошмётков не найдёшь…

Этот осколок я таскал по всему Северному Кавказу, от Нальчика до Дербента. Был в Беслане, Грозном, Гудермесе, Махачкале. Иногда меня останавливали полицейские и проверяли документы. Иногда шмонали мои вещи. Да и как не обшарить такого чудака: приехал на Кавказ с большим рюкзаком, плоской брезентовой сумкой и деревянным ящиком с алюминиевыми ножками — вылитый шпион-парашютист. Наверное, этюдник с красками их опытный глаз горного орла трансформировал в замаскированную рацию. Или адскую радиоуправляемую бомбу…

Трижды меня обыскивали женщины-полицейские. Такое проявление внимания и любознательности было даже приятно.

По дороге домой я познакомился с Яном — студентом из Чехии. Ян ничего не продавал, он ехал автостопом до Японии через Болгарию, Турцию, Армению, Грузию и Россию. Мы в центре Беслана с протянутыми руками стояли на обочине оживлённой трассы часа два. Он рассказывал, какой быстрый автостоп в Турции, Армении и Грузии, а я краснел за нашу великую ресурсообеспеченную державу, где казаки и джигиты на своих железных конях весь вечер обдавали нас вонью некачественного бензина и пылью.

Общались мы с Яном сначала на английском, а потом он перешёл на чешско-русский язык. Конечно же, я выдал ему всё, что знаю о Ярославе Гашеке и Кареле Чапеке. Вспомнил Яна Неруду и Йозефа Несвадьбу. Пусть думает, что мы — нация читающая!

Огурцы-помидоры и прочая жрачка Яну были неинтересны. Ему было интересно, сколько лет он будет такими темпами добираться до Владивостока…

Наконец мне удалось договориться с водителем местного автобуса. Тот доставил нас к выезду из города, а по дороге показал печально знаменитую Бесланскую школу. Двенадцать лет назад этот пожилой человек на своих руках выносил из горящего спортзала оставшихся в живых детей. Он почти всех их помнил по именам…

С Яном мы вместе продвинулись за сутки всего на триста километров — из тех восьми тысяч, что предстояли ему до корабля в Японию.

На одном из полицейских блокпостов состоялся очередной обыск.

— Что это у вас за ящик?

— Это химическая лаборатория!

— Там смертельно опасные химикаты!

— А! Это же краски! Вы художник?

— А в рюкзаке у вас что? Рентген показал металл!

— Там у меня лежит железный термос. И ещё — осколок снаряда!

— Где осколок? — полицейские руки метнулись ощупывать рюкзак. Как раз в том месте, где лежал осколок.

— Вот! — я достал термос.

— Да ну вас! Забирайте свой рюкзак…

— Ян, что тебя удивляет в России?

— Вот это! — Ян нагнулся и поднял с асфальта шелуху от семечек. — У вас кругом такое валяется…

— Это наша культура… — развёл руками я и почему-то представил себе Антона Павловича в компании с Яном Амосом Коменским, плюющих шелуху себе под ноги.

Как ни странно, но в железнодорожном вокзале Пятигорска нам не устроили обыска. И мы успели на электричку. Кондуктору, симпатичной девушке, показываю банковскую карточку:

— Вся моя наличка здесь … Т олько двадцать пять рублей осталось, возьмите! А это наш гость — чешский студент. У него мало денег. Он автостопом едет до Владивостока, а виза только на тридцать дней. Продемонстрируйте ему наше русское радушие, не берите с него за проезд!

Девушка с улыбкой махнула рукой и оставила нас в покое.

На окраине Невинномысска мы с Яном расстались — он уехал в сторону Волгограда, а мне надо было добраться до Ростова, откуда на Москву много разных поездов.

В Краснодарском крае мне ещё раз устроили обыск. На этот раз казаки. Не знаю, может быть, на блокпостах Айовы и Небраски дежурят индейцы с перьями и томагавками … Н о у нас на Дону и Кубани можно увидеть казаков в папахах и с шашками.

Чем-то я насторожил привокзальных защитников отечества, когда разговаривал с братом по телефону. Странно, у меня был обычный мобильник, а вовсе не рация с телескопической антенной. Вдруг меня окружают казаки.

Их было четверо — больших, розовощёких. Будь я руководителем военного оркестра — выдал бы им барабанные палочки, а тугие инструменты и так всегда при них…

— Мужчина! Это ваши вещи?

— Мои ! — отвечаю, почесывая трёхнедельную щетину.

— Покажите, что у вас там!

— А вам что-то нужно?

— Что у вас там? — повторила женщина-командир.

— У меня там осколок от снаряда!

— Вась, — обращаюсь к брату, — меня за террориста приняли, сейчас шмонать будут!

— А вы прекращайте по телефону говорить! — двинул ко мне один из казаков.

— С какой стати? Я мирно разговариваю по телефону, а вы мне мешаете! Я что, совершил какое-нибудь преступление? Василий, слышишь? — продолжаю уже громко. — Ты понял, в каком полицейском государстве мы живём?

— Покажите осколок снаряда!

— Ага, так я и показал вам … В друг он взорвётся…

— Доставайте осколок снаряда! Открывайте рюкзак!

— Василий, тебе всё слышно? — еле сдерживая смех, говорю в трубку.

— Да, да, слышу … З ачем их дразнишь?

— На каком основании? Мой брат Вася должен знать, что со мной происходит! Вась, тебе хорошо слышно?

— Хорошо! — отзывается брат.

— Религиозная литература? — встрял ещё один казачок.

— Так… Что дальше? — вступилась за коллегу казачка.

— Где осколок снаряда?!

— Сейчас … Н е торопитесь… Будет осколок… Вот…

— А, ну да … О ! Смотрите, что у меня есть! Осколок базальта! Это вулканическая порода такая… Географию изучали? Бывают ещё метаморфические породы…

— Где осколок снаряда?!

— Так ищу же … Н икак не найду… Ага! Нашёл! Это ёлочная шишка… Я её подобрал на месте дуэли Лермонтова. Гора Машук. Вы любите Лермонтова?

— Осколок снаряда доставайте!

— Да, да … И щу… Так… Что тут у нас? Вау ! Полюбуйтесь! Это вкрапления слюды в кварце! Приэльбрусье ! Слюда — это как раз метаморфическая порода … Правда, красиво?

— Красиво, красиво! Где осколок?

— Сейчас, в коробке посмотрю… — я открыл спичечный коробок.

— Фуууу ! Что за гадость? — отпрянула казачка, сморщив нос.

— Это рогатый жук. В Дагестане подобрал. Он валялся еле живой, я его решил выходить и посадил в коробку с травой. Он ещё три дня протянул, бедняга … П усть Курбан Курбанов узнает, какие жуки у него на родине водятся…

— Это мой ученик. Из Дагестана приехал. Я в школе учителем географии работаю. Вот мой паспорт…

На поезд до Москвы я не опоздал. А осколок снаряда покажу ученикам. Как символ человеческой глупости.

А что, не глупость ли? Надо же было фашистам со своими железяками дорваться до Кавказа, чтоб там получить хорошего пинка под зад!

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (потребность в общении с душой другого) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (потребность в общении с небом) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора определена верно, но сформулирована с логической ошибкой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Авторская позиция понятна. В.Солоухин считает, что ценность произведения искусства заключается в обретении человеком внутренней свободы и чувства легкости.

Смысловые отрезки предложения плохо логически связаны друг с другом: непонятно, что значит "ценность произведения заключается в обретении", то есть создатель произведения обретает чувство внутренней свободы или его обретает тот, кому адресовано произведение искусства, -- потребитель?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

То ес ть, ч асто, занимаясь искусством, человек не замечает, как быстро проходит время и что происходит вокруг.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Она тесно связана с искусством, так как благодаря нему можно полностью выразить свои чувства.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

То есть, часто, занимаясь искусством, человек не замечает, как быстро проходит время и что происходит вокруг.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой и речевым оформлением сочинения. Удачи!

Читайте также: