В итоговом сочинение нужно писать режиссера или продюсера

Обновлено: 02.07.2024

Попробуем разобраться с четвертым направлением, которое на первый взгляд кажется совсем несложным. Как всегда, стоит вчитаться в рекомендации, предложенные ФИПИ.

«Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Выделим основные мысли:

Чтобы интерпретировать любой текст, надо хорошо знать его содержание и замысел автора, понимать роль языковых средств, разбираться в особенностях композиции и способах изображения характера героя.

Разберем теперь возможные формулировки тем по этому направлению.

· На какого литературного героя я хочу быть похож?

Тема предполагает не просто анализ характера героя, его поступков, взглядов – надо отметить те черты, которые вас привлекают, которые вы бы хотели воспитать в себе.

В прошлом году мы достаточно подробно рассматривали тему Героя времени, рекомендациями к которой можно воспользоваться .

В общем, книга поможет провести несколько часов свободного времени с пользой и интересом. Читая, мы можем оказаться в космосе и на луне, в Китае и Англии, спуститься под землю или вовсе побывать в несуществующем параллельном мире. И все это потому,

· Какое произведение искусства оказало на вас наибольшее влияние?

Сложность подобной темы в том, что сочинение вы должны написать на ЛИТЕРАТУРНОМ материале, значит, если вы хотите рассказать о картине, скульптуре, фильме, спектакле, надо использовать искусствоведческие статьи критиков (о чем и говорится, кстати сказать в комментариях ФИПИ). Пробуйте, но будьте очень осторожны. Если вы все-таки решите остановить свой выбор на фильме, спектакле, не забудьте обязательно указать режиссера.

· Как искусство может изменить человека?

В какой-то мере формулировка напоминает предыдущую тему, только упор сделать надо на том, как книга ИЗМЕНИЛА отношение к жизни, восприятие природы.

Высказывание Белинского относится к творчеству Пушкину, но, безусловно, можно отнести ко всей литературе в целом. Что такое литература, книга? Целый мир. Мы можем прожить жизнь вместе с героем, вместе с ним любить и дружить, ненавидеть и огорчаться. Самое главное – мы можем учиться на ошибках литературных героев. Татьяна Ларина покажет, как надо любить, оставаясь ВЕРНОЙ. Наташа Ростова – это образец доброты и естественности, Пьер Безухов научит состраданию. А Раскольников продемонстрирует, как НЕ НАДО относиться к людям, к родным, Родион Раскольников – иллюстрация того, к чему могут привести преступные мысли и бесчеловечные теории.

Предваряет свои заметки критик замечанием:

И напоследок предлагаю несколько высказываний литературных героев, которые помогут вам написать или вступление, или заключение или сделать переход от одного аргумента к другому.

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

В помощь школьнику. Разбираем направления итогового сочинения 2020-2021: примерные темы, цитаты, книги, фильмы

Текст: Ольга Лапенкова

Чрезмерное увлечение технологиями уже привело к национальной трагедии в Японии. Там появились молодые люди, называющие себя хикикомори: чаще всего это — единственные дети в обеспеченных семьях. До поры до времени они жили как все, но затем приняли решение больше не выходить из своей квартиры — или даже из одной комнаты, — проводя всё время за компьютерными играми или просмотром сериалов. На начало 2020 г. в Японии насчитывалось свыше 1 000 000 хикикомори, и это не только подростки: многим из них 30-40 лет.

• Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей?

• Что можно назвать величайшим достижением технического прогресса?

• Как изменился мир после первого полёта человека в космос?

• На какие чудеса способна современная медицина?

• Новые возможности, которые подарил нам интернет.

• С какими угрозами сталкивается человек в киберпространстве?

• Опасен ли для человека избыток информации?

• Каких технических достижений я жду от человечества в течение 20-30 лет?

ЦИТАТЫ

Предлагаем несколько цитат, которые помогут ответить на поставленные выше вопросы. Эти афоризмы можно использовать в качестве эпиграфа, а можно добавить в сам текст.

• Создание искусственного интеллекта может стать последним технологическим достижением человечества, если мы не научимся контролировать риски.

(С. Хокинг)

• Необратимая тенденция, часто именуемая прогрессом, ведёт к тому, чтобы лишить человеческое тело и разум их защитных свойств, чтобы переместить их в техническую область искусственного существования.

(Ж. Бодрийяр)

• Нужно, конечно, стремиться к техническому прогрессу в медицине, но так, чтобы не растерять драгоценные качества врача — сердечность, любовь к людям, человечность.

(А. Ф. Билибин)

• Настоящая свобода настаёт тогда, когда ты недоступен или вне зоны действия сети.

(Ф. Бегбедер)

• Богатство информации приводит к убогости внимания.

(Г. Саймон)

• Прогресс — это движение по кругу, но всё более быстрое.

(Леонард Луис Левинсон)

• Земля – не вечный и единственный приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного приключения.

(А. Азимов)

• Жить и верить — это замечательно!

Перед нами небывалые пути.

Утверждают космонавты и мечтатели,

Что на Марсе будут яблони цвести!

(Е. Долматовский)

Наконец, по новой традиции предлагаем два литературных произведения и один фильм. Да-да, рассуждать о кинокартинах в итоговом сочинении тоже можно — а если вы поступаете на творческие направления (актёр, режиссёр, продюсер и т. д.), даже нужно.

КНИГИ



Несмотря на довольно внушительный — 240-страничный — объём, повесть читается легко и с удовольствием, и аргументы из неё пригодятся не только на итоговом сочинении, но и на ЕГЭ по русскому и литературе.

ФИЛЬМ


Выясняется, что завод по производству химикатов, расположенный в бухте Минамата, десятилетиями сливает отходы производства в озеро, где местные бедняки ловят рыбу. Тысячи людей страдают от отравления ртутью, их дети рождаются инвалидами. Но директор производства утверждает, что отходы тщательно фильтруются, — а в кабинете высокопоставленного дельца висит плакат, где тот запечатлён со стаканом воды из Минаматы. Наконец, если завод закроется, как работяги будут кормить семьи? Да и химикаты в ХХ веке — вещь незаменимая. В частности, для производства фотоплёнок, которые и принесли славу Юджину Смиту.

Фильм, основанный на реальных событиях и показанный на Берлинском международном фестивале, призывает задуматься, какую цену человечество платит за новейшие технологические достижения. А ещё показывает, что, к сожалению, справедливость торжествует далеко не всегда. Но всё равно борьба с произволом священна — а для дельцов, наживающихся на страданиях ближних, уже приготовлено возмездие: благодаря таким, как Юджин Смит, об их злодеяниях узнаёт весь мир.

Данное тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является важным лично для автора сочинения.

В сочинении можно раскрыть собственные читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения. Выпускник дается возможность представить собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства, необходимо опираться на собственный опыт осмысления жизни. Кроме того, требуется аргументация личного мнения при помощи примеров из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Вступление сочинения знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Здесь можно раскрыть суть названия работы, задаться вопросом, ответ на который будет дан в основной части.

Главное помнить, что окончание вступительной части должно служить плавным переходом к основной части сочинения.

Основная часть (200-250 слов).

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего написанного, делаются выводы из раскрытой темы сочинения.

Заключение не должно быть большим по объему, оно должно быть основательным и согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

Сальери посвятил всю свою жизнь искусству. Он многим пожертвовал, отгородился от всего мира, для того чтобы достичь совершенства в создании музыки. И все чего он пытался добиться тяжелым трудом – с легкостью давалось его сопернику. Моцарт был одарен талантом писать божественную музыку. И он создавал ее не ради славы и денег, а просто, потому что это было частью его жизни. Он не мог по-другому.

Это противоречие сводило Сальери с ума. Талант Моцарта не давал ему покоя. Он не понимал, почему кто-то может без усилий создавать шедевры, а кто-то умеет понимать музыку, но лишен возможности стать ее творцом. Чувство зависти и злости становится только сильнее после того, как Сальери видит, что Моцарт не дорожит своим талантом. Он считает, что такой человек не достоин обладать таким даром. Но раз он не может соперничать с Моцартом, то решает обрести славу другим путем. Сальери считает, что имеет право решить судьбу великого композитора, убить его во имя искусства.

Трагедия Сальери заключается в том, что он не может признать чье-то превосходство. Именно это и толкает его к преступлению. Столкновение с настоящим гением лишает обделенного талантом композитора рассудка.

Главным героем первой части является молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не может развиваться, так как у него не хватает денег даже для того, чтобы купить себе еду, не то чтобы краски и холст. На свои последние сбережения Чартков покупает портрет, поразивший его удивительно нарисованными глазами. Старик-азиат смотрел с полотна картины, словно живой человек. Чартков никогда не сталкивался с таким мастерством, поэтому захотел, во что бы то ни стало, заполучить себе этот портрет.

Во второй части становится известна история этой картины. Однажды к иконописцу пришел один ростовщик, и попросил нарисовать свой портрет. Иконописец обычно не брал подобных заказов, но в этот раз согласился, потому что был поражен внешностью старика.

Портрет искушал каждого мастера, который имел с ним дело. Чартков, найдя спрятанные в раме картины деньги, вначале хочет потратить их на развитие своего таланта, но в итоге сорит деньгами, развлекаясь и покупая себе модную одежду. Благодаря портрету проявилось его истинное желание, он всегда подсознательно завидовал известным художникам, мечтая о славе и богатстве. Постепенно Чартков растратил впустую весь свой талант и стал обыкновенным ремесленником, работающим на заказ. Искушение иконописца было другим. Рисуя портрет ростовщика, он захотел воплотить на холсте образ нечистой силы. И ему это удалось. Но в отличие от Чарткова он понимал, что поступает неправильно, поэтому смог вовремя остановиться. Столкнувшись с могуществом злополучной картины, он завещал своему сыну отыскать ее и уничтожить.

Таким образом, Н.В. Гоголь показал, что создать настоящий шедевр может только тот, кто стал частью искусства с чистыми помыслами. Истинное величие заключается в благородной душе.

Мартин Иден – это молодой парень из рабочего класса, зарабатывающий себе на жизнь, чем может. Чаще всего он нанимается матросом, потому как вариантов у него немного. На первый взгляд, у главного героя нет недостатков: он красив, силен, умен, пользуется уважением окружающих его людей. Он всегда приветлив, но может за себя постоять при необходимости. Он уверен в себе, не боится тяжелой работы, и всегда качественно ее выполняет. Кроме того, Мартин обладает добрым, отзывчивым сердцем и впечатлительной натурой.

Случайно оказавшись в доме состоятельного аристократа Морза, Мартин знакомится с его дочерью Руфью, в которую сразу же влюбляется. Общаясь с девушкой, он понимает, насколько большая разница в их образовании. Желая стать достойным Руфи, Мартин начинает самообразовываться. А затем решает стать известным писателем, узнав, что газеты платят хорошие гонорары авторам, которые у них печатаются. И его несгибаемая воля помогла ему добиться желаемого. Спустя долгие годы отказов, одно из издательств согласилось опубликовать небольшим тиражом книгу Мартина. Они даже не надеялись на успех, но книга произвела фурор. Однако неожиданный успех не принес главному герою удовлетворения. Достигнув поставленной цели, он потерял интерес к литературе, да и к самой жизни. Теперь ему стала отчетливо видна вся фальшь буржуазного мира. Ничто больше не приносит Мартину особой радости. В попытках уйти от мирской суеты он покупает небольшой островок в Тихом океане, но по дороге к нему кончает жизнь самоубийством.

История Мартин Идена захватывает и постоянно держит внимание. Автор хотел донести до читателей простую истину: в поисках лучшей жизни важно не потерять самого себя и нельзя изменять своим принципам. Чем сильнее горишь, тем быстрее гаснешь.

Главный герой Евгений Базаров – представитель нового поколения. Он сразу привлекает к себе внимание своей решительностью, раскованностью и независимостью суждений. Базаров является сторонником нигилизма, а это значит, что он не признает никаких авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Тем не менее, простой народ сразу признает в нем своего, а вот Павел Петрович Кирсанов относится к гостю неприязненно. Он чувствует в Базарове идейного противника, сразу становится понятно, что столкновение между ними неизбежно.

Однако конфликт поколений не исчерпывается спорами Базарова и Павла Петровича. Несмотря на молодой возраст, Аркадий Кирсанов по своей натуре оказывает ближе к поколению отцов. Он вырос в дворянской среде и с раннего детства ему привили любовь к традициям этого класса. Очевидно, что ему не по пути с Базаровым, поэтому вскоре их дружбе суждено закончиться. Со временем Аркадий прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира и женится на тихой и скромной девушке. Его отец тоже устраивает свою судьбу и их конфликт разрешается.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема отцов и детей – это вневременная проблема, которая касается в той или иной степени каждой семьи.

Ребенок в этой сказке оказывается мудрее большинства взрослых. Он понимает, что на самом деле представляет ценность в жизни: любовь, дружба, спокойствие, умение находить радость даже в мелочах. И без всех этих составляющих жизнь не может быть полной, но взрослые часто об этом забывают в погоне за богатством и карьерой.

Таким образом, при помощи Маленького принца, разум которого не заполнен земными условностями, автор пытается показать, чего не достает современному обществу. С возрастом люди теряют свою непосредственность, искренность и душевную чистоту. И самое ужасное, что никто этого не замечает, потому что в суматохе будничных забот мы разучились смотреть на окружающий мир сердцем.

Андрей Соколов – настоящий мужчина с крепким характером. Он стойко переносит все тяготы, выпавшие на его судьбу. Оказавшись в плену, Андрей вызывает к себе уважение не только у своих соратников, но и у фашистов. Именно благодаря мужеству и силе воли ему удается выжить на войне, и вернуться с нее победителем. Однако на этом несчастья в жизни героя не заканчиваются. Приехав в родной город, он узнает о том, что бомба уничтожила его дом. Таким образом, Андрей в один момент лишился всего, что ему было дорого: семьи, любви, счастья и надежды на будущее. Однако со временем судьба дает ему возможность скрасить свое одиночество и сделать счастливым еще одного человека. Главный герой встречает мальчика-сироту Ванюшу и дарит ему все свою заботу и нерастраченную отцовскую любовь.

Андрей Соколов является примером для каждого человека. Он сумел выстоять, несмотря ни на что. И после стольких лишений его сердце не очерствело, ведь он не прошел мимо беспризорного мальчишки, а взял на себя ответственность за его судьбу.

А.С. Пушкин не только показал жизнь дворянства 19 века, также он осветил экономику и культурную жизнь России того времени. Историзм прослеживается во всем, даже в книгах, которые читают герои. К примеру, в современном автору обществе прослеживался повышенный интерес к прогрессивным западным мыслителям, поэтому Евгений Онегин читает Адама Смита, а любимым автором Татьяны является Жан-Жак Руссо. Кроме того, из романа мы узнаем, какие театральные постановки в то время пользовались успехом, слышим имена знаменитых актрис и постановщиков балетов.

Книга состоит из сорока шести писем и в каждом из них содержится безграничная мудрость. Лихачев рассказывает молодежи о смысле жизни, о важности понимания собственного предназначения, о значении исторического прошлого и памяти поколений. Он говорит о том, что важно прожить жизнь так, чтобы потом не было стыдно. И для этого всего лишь необходимо суметь сохранить достоинство и научиться признавать собственные ошибки.

Описанные события происходят накануне волшебного праздника Нового года. Главная героиня боится идти домой, потому что в этот день она не смогла продать все коробки со спичками. Девочка знала, что ее отец сильно рассердится, когда узнает об этом. Да и дома-то у нее и не было, на чердаке с дырами в крыше было почти так же холодно, как и на улице. Девочка сильно замерзла, и чтобы, хоть как-то согреться, решила зажечь одну спичку. Внезапно ей почудилось, что маленький огонек превратился в железную печку, и малютке стало тепло, но вскоре огонек погас, и видение исчезло. Тогда девочка продолжила зажигать спички. Так она увидела жареного гуся, потом великолепную елку, а затем к ней явилась ее покойная бабушка. Девочка испугалась, что бабушка исчезнет так же, как исчезли все видения до этого, поэтому попросила ее забрать себя с собой. Бабушка взяла малютку на руки, и они улетели туда, где нет холода, голода и страха. А утром люди нашли мертвое тело маленькой замерзшей девочки.

Эта история не может не оставить после себя отпечатка грусти. Тема несправедливости и жестокости, поднятая автором в рассказе, обостряется временем действия. Канун Нового года – светлое, праздничное время, в которое принято проявлять любовь и заботу. Тем не менее, никому не было дела до беззащитной маленькой девочки. Ее убил не мороз, а безразличие окружающих людей, заботящихся только о своем благополучии.

Читайте также: