В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Язык художественной литературы. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся." — Транскрипт:

1 Язык художественной литературы

2 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг. Б.Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю. В.Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой. 1)В,Г,Б,А 2)А,В,Г,Б 3)Г,В,А,Б 4)В,А,Г,Б

3 Определите стиль. Обоснуйте ответ, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

4 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст. А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики. Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела. В.Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай. Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города. 1)В,Б,А,Г 2)Б,В,Г,А 3)В,А,Б,Г 4)Б,В,А,Г

5 Найдите односоставное предложение. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое? Определите стиль. Обоснуйте ответ, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором

6 В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли – она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации, но и сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выражают именно то, что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, глубину, неповторимость и силу. Читая художественное произведение, ощущаешь себя соавтором. Л.Кац Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Запишите ваше мнение в виде сочинения – рассуждения. Приведите не менее 3-4 аргументов.

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?

И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
" Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. "

Цель: обобщение и систематизация сведений о языке художественной литературы.

Задачи урока:

  • развивать умение анализа литературно-художественного текста;
  • развивать умение определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.
  • формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.

Форма проведения урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Конструирование и анализ текста художественного стиля

(Задание выполняется по вариантам.)

1 вариант

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения тек­ста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя приме­ры слов, относящихся к данному стилю, и средств художест­венной выразительности, используемых автором.

А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.

Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.

2 вариант

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.

Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.

В. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.

Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.

2. Повторение орфографии

Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор.
Скучн..ватый, доверч..вый, совет..вал, потреб..вал, потч..вать, ноч..вал, устойч..ва, отрасл..вой, воспит..вал, посе..нный, учит..вать, загляд..вающий.

3. Теория

Суффиксы -ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоя­щего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо—я горюю.

Если же в 1 лице единственного числа настоящего вре­мени глагол оканчивается на
-ываю(-иваю), то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1лицо; я налаживаю (суффикс
-ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме) — налаживать.

Главная сложность при определении гласной в суффиксе состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива нельзя путать с суффиксом -ва-! В глаголах преодолеть, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-, а гласный после л проверяется ударением: одолеть.

4. Особенности художественного стиля

Сфера общения: словесно-художественное творчество.

  • образность,
  • широкое использование изобразительно - выразительных средств языка,
  • использование средств всех стилей,
  • все средства подчиняются ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,
  • использование лексики публицистического стиля

Язык художественной литературы

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.

3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

6. Закрепление изученного материала. Анализ текста

В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.

Задание:

1. Спишите текст, расставьте знаки препинания.

2. Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 3–4 аргументов.

IV. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

1) Проанализировать произведения поэтов и писателей и найти примеры образной речи.

Лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Приведу примеры из текста В. Осеевой.

"Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя,"-говорил Георг фон Габеленц. С его высказыванием нельзя не согласиться, так как, выражая что-либо мы прежде всего пропускаем это через свои мысли, ход которых можно проследить по нашей речи. А наши мысли - это мы сами.

Докажем верность приведенного выше утверждения на примере текста Ю.А.Сенкевича "Любовь к чтению". Практически любое предложение может как-то охарактеризовать того, кто писал этот текст. Как пример можно рассмотреть предложение №3. В нем автор описывает учительницу литературе Александру Ивановну, благодаря которой, автору был привит интерес к чтению. Сенкевич называет ее замечательной женщиной, настоящей русской красавицей с косой. Такими словами можно описывать только такого человека, который сделал что-то действительно хорошее в твоей жизни. Здесь мы видим и благодарность, и уважение автора к учительнице. И можно предположить, что, если человек так отзывается о ком-либо, значит этот человек вежливый и благодарный.

Рассмотрим другой пример. В предложении №21 автор рассказывает, какое впечатление произвели на него картины художников-импрессионистов. "Они потрясли меня,"- пишет он. И потрясли настолько, что автор стал мечтать о том, как бы побывать на Таити. Это свидетельствует о впечатлительности человека, а то, что он все же съездил туда, говорит о его целеустремленности, желании добиться поставленной задачи.

Итак, действительно, язык человека не только описывает окружающий его мир, но и отношение к этому миру, а значит, выражает самого себя.

Следовательно, можно сделать вывод: утверждение Н.В.Гоголя верно.

Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 8

Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста, где главного героя Косту мы видим глазами его учительницы Евгении Ивановны.

Языковые единицы (слово, словосочетание, предложение), удачно используемые в тексте, - главное достоинство речи автора.

Таким образом, могу сделать вывод, что в данном тексте мысли и чувства людей выражены очень ярко за счет удачно отобранных речевых единиц.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: