В недоросле дано глубокое изображение общественного зла сочинение

Обновлено: 15.07.2024

Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.

Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.

Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.

При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.

Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.

Сочинения Характеристика Софьи в комедии Горе от ума кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Яркими представителями злых начал в комедии являются госпожа Простакова, Скотинин, Простаков и Митрофанушка. Всем им характерны такие черты, как жестокость, грубость, стремление к неограниченной власти. Госпожа Простакова (урожденная Скотинина) и Скотинин относятся к крепостным, как к скоту: дают себе право издеваться над ними, требовать невозможного, оскорблять и даже избивать. Госпожа Простакова притесняет не только крестьян, но и своих родных и близких. Митрофанушка, ставя госпожу Простакову в пример, учится от нее жестокому отношению. И если госпожа Простакова, Скотинин и Митрофанушка совершают злые и жестокие поступки по собственной инициативе, то Простаков становится пешкой в руках своей жены-тиранши. Простаков совершает зло по приказу госпожи Простаковой, что также является злом.

Д.И. Фонвизин показывает, что такие люди, как господа Простакова, Простаков, Митрофанушка, Скотинин, не способны привести общество к положительным результатам. Наоборот, из-за таких людей общество останавливается в развитии и даже хуже – оно деградирует, меняется к худшему. Необразованные и не видящие смысла в образовании персонажи совершают зло по отношению ко всему обществу.

Не такими яркими представителями зла являются так называемые учителя Митрофанушки: Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Вральман является учителем французского языка и наук, хотя совершенно в этом ничего не смыслит. Именно Вральман делает все возможное, чтобы не дать Митрофанушке обучаться, он постоянно срывает как собственные уроки, так и уроки Цыфиркина и Кутейкина. Самый безобидный из учителей – Цыфиркин, который понимает, что не должен брать с Простаковых деньги за обучение, так как Митрофанушка ничему не научился. Если Цыфиркин не владеет должными знаниями, но является человеком нравственным, то Кутейкин и безграмотен, и невежественен. Стародум, видя учителей Митрофанушки, понимает, что они не смогут научить молодого человека чему-нибудь хорошему. Д.И. Фонвизин показывает, что зло под педагогическим воздействием такого же зла превращается в двойное зло. Митрофанушка опасен для общества, так как он необразован, жесток и не умеет проявлять любовных чувств даже к матери, которая в нем души не чает.

Представителями добра в фонвизинской комедии являются Стародум, Правдин, Софья и Милон. Все они живут в соответствии с нравственными ценностями: чести, достоинства, правды, справедливости, доброты, душевного богатства. Положительные персонажи разоблачают и деспотов Простаковых и Скотинина, и учителей-невежд. С помощью честных и справедливых персонажей драматург обличает общественные пороки, а также демонстрирует, к каким внутренним качествам должен стремиться каждый человек.

Финал комедии, в котором показано, что госпожу Простакову лишили неограниченной власти, позволяет думать о том, что добрые начала побеждают злые. На это указывает и то, что Софья выходит замуж не по корыстным расчетам Простаковых или Скотинина, а по любви – за Милона. Однако поведение Митрофанушки, который грубо и жестоко отнесся к собственной матери, не позволяет говорить о том, что добро полностью победило зло.

Ни одна сила в итоге не побеждает друг друга; Д.И. Фонвизин оставляет конфликт между добром и злом открытым, хотя в комедии четко прослеживается авторская позиция, гласящая, что добро должно стремиться победить зло.

Лиза: не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих Услужливая Лиза побежала на погреб — принесла чистую кринку робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; ЭРАСТ: Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, Ах, Лиза! Как он хорош и добр! если бы жених твой был таков! сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Идея произведения

  • безнравственность;
  • глупость;
  • жестокость;
  • жадность.


В авторской комедии Фонвизин смог затронуть все недостатки дворян старого поколения, и все то невежество, что тогда существовало в российском обществе. Заканчивая пьесу, Фонвизин показал читателям, как он представляет себе победу над дворянством благодаря гуманности и справедливости закона в лице Правдина. Вся деревня перешла под его защиту, он противник крепостных идей и отныне Простаковой запрещается доставать крепостных крестьян.

Правдин самолично расплачивается с учителями, как они того заслужили. Читатель комедии видит, что закон восторжествовал не по всей России, а только в этой деревне.

Высшие чины все еще находятся под Скотининами и Простаковами, то есть представителями морали помещиков. Они готовы на все ради собственной выгоды: лгать семье или льстить незнакомцу.

Тема комедии

Новейшую идеологию просвещения представляли:

  • Милон;
  • Софья;
  • Правдин;
  • Стародум.

К представителям устаревших понятий феодализма относятся Скотинин, Митрофан и Простаковы. Различия во взглядах героев не случайны и зависят от привитого им в детстве воспитания. Они имеют разные взгляды на мир, что очень хорошо проглядывается в их семейных взаимоотношениях.

У Софьи и Стародума царит взаимоуважение. Ситуация Митрофана и Простаковой противоположна: он чрезмерно избалован, и после всего того, что дала ему мать, отказывается от нее.

Автор произведения стремился донести до читателей свою главную мысль: причиной необразованности дворянского общества и пошатнувшихся моральных устоев является воспитание, которое люди получили в детстве от родителей. Фонвизин заостряет внимание на необходимости изменений в системе образования.

Простакова, которая считает каждую монету, приглашает заниматься обучением сына неквалифицированных учителей. Сержант в отставке Цыфиркин не был осведомлен в вопросах науки. Митрофан не мог у него получить хорошее образование. Автор произведения подчеркивает, что обучением дворян должны заниматься просвещённые и сильные личности, у которых мораль стоит не на последнем месте.

  • честь;
  • мораль;
  • жертвование своим комфортом ради будущего родины.

Именно за такие протестантские мысли Екатерина ІІ отдала приказ на запрет литературной деятельности Фонвизина Д. И.




Прототипы Стародума

Обладая четким представлением о том, каким обязан быть честный человек, и каковы должны быть его поступки, Фонвизин создал образ Стародума. В нем сочетались лучшие нравственные качества, к которым стремились передовые и просвещенные люди второй половины восемнадцатого века. Но существовал ли живой пример-идеал среди современников автора?

Роль в комедии

Стародум появляется в пьесе довольно поздно — в конце первого явления. Он не совершает активных действий. Его функция — установление справедливости. К моменту его появления конфликт в комедии уже обозначен. Его долг — избавить племянницу от глупой, но хитрой Простаковой. Эта героиня является собирательным образом худших представителей старого дворянства. Она абсолютно невежественна, чрезвычайно меркантильна. И в ней присутствуют такие качества, как трусость и склонность к тирании, которые, сочетаясь, превращают ее в гнусную и отвратительную даму.

Мыслитель

Сатира

Но вернемся к проблеме добра и зла. Борьба этих двух начал — доброго и злого — в душе человека всегда былаизлюбленной темой поэтов и писателей. И неудивительно, что во многихпроизведениях именно эта душевная борьба стала основой для построения ихсюжета.

Рассуждая о добре и зле впроизведении Фонвизина, нельзя не отметить тот факт, что эти два понятия запрошедшее время перестали быть равноценными в глазах современных читателей. Действительно, то, что представлялось злом на момент написания комедии, внастоящее время продолжает оставаться таковым. Однако представления о добре исчастье меняются у людей достаточно быстро, и нельзя сказать с уверенностью, будут ли современники считать добром то, что представлялось таковым Фонвизину.

Но здесь мы видим другую сторонукомедии Фонвизина. Ведь в этом произведении действительно очень реалистичныеобразы Скотинина и Простаковой соседствуют с возвышенными образами Правдина, Милона и Софьи, которые во многом надуманны, и выражают скорее мечты и идеиавтора, нежели действительность. И в самом деле, идея о том, что улучшенияжизни можно добиться распределением государственных должностей не по знатностии богатству, а согласно личным заслугам человека, так и осталасьнереализованной ни в одном государстве мира.

Государство по сути своейпредставляет собой машину, механизм, каждая деталь которого должна подчинятьсяорганизованной в нем системе, иначе механизм попросту задавит человека. Чтобыизменить существующее положение вещей, нужно изменять государство целиком, аэто равносильно идее революции. Естественно, что для дворянина Фонвизина, верного короне, такие мысли были не допустимы.

Но не стоит забывать также и о том, что за прошедшее время культура людей, моральные установки и взгляды претерпелизначительные изменения, и приобрели новый смысл. И сейчас мы не можем адекватнооценивать, что являлось добром и злом более двухсот лет назад.

Душа или разум

В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина. Одним из таких героев выступает Стародум.

Он самый старший и самый мудрый из участников действия. Проведя долгие годы в Сибири, он честным трудом заработал состояние, которое теперь завещал своей единственной племяннице Софье. Для стародума не важны деньги сами по себе, он больше ценят в людях нравственность и честность, и стремиться найти для своей племянницы пусть не богатого, но благонравного мужа.

Появившись в доме Простаковых, Стародум сразу же угадывает корысть в их фальшивом гостеприимстве. Он очень честен и прямодушен со всеми, с кем ему доводиться вести беседу. Он никому не льстит и не обманывает, а говорит только то, что думает. Ему неприятно видеть, как низко может пасть дворянство.

Как и других персонажей, у Стародума говорящая фамилия. Она указывает на то, что он приверженец старых порядков, тех, что царили в петровские времена. Он ценит в людях ум, но считает, что мало обладать большим умом, ведь умный человек, если в нем нет честности, обречен стать чудовищем.

Стародум очень скромен и приветлив, даже с невежественными и недостойными людьми, такими как Простаковы и Скотинин. В своих беседах с Софьей и Правдиным, он не раз высказывал мысли о том, что обеспеченность только портит молодое поколение. Он убежден, что детей с малых лет нужно приучать к чести и долгу, а также воспитывать в них честность и чувство справедливости.

Нет никаких сомнений, что Стародум говорит устами самого Фонвизина. Именно в его репликах выражается весь идейный смысл пьесы, вся ее мораль. Образ Стародума является наиважнейшим для полного понимания этой комедии.

Сочинение Характеристика Стародума и его образ

. О его характеристики можно судить по тем качествам, которые он заложил сам в себе.

Итак, это однозначно положительный герой, с высоким интеллектуальным мышлением. Стародум отличается добропорядочными нравами и тягой к справедливости. Он умён, состоятелен, хорошо разбирается в людях и ему явно нравятся консервативные устои жизни. К воспитанию знатных особ, у него весьма пристальное отношение, недаром в его убеждениях кроется мысль, что именно государство должно этим заниматься.

Вот таким благочестивым оказался наш герой, а ведь в его поступках действительно есть что-то вызывающее и прямо-таки нарочитое.

Лиза: не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих Услужливая Лиза побежала на погреб — принесла чистую кринку робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; ЭРАСТ: Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, Ах, Лиза! Как он хорош и добр! если бы жених твой был таков! сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Читайте также: