Сравнение война и мир и тихий дон сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Исследование темы семейной мысли в русской литературе на примере двух легендарных произведений – "Тихий Дон" М.А. Шолохова и "Война и мир" Л.Н. Толстого. Краткое описание романов, анализ их сюжетных линий, характеров и семейных перипетий главных героев.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2009
Размер файла 26,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список литературы 12

Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын должен был безропотно подчиняться отцу, принимать его решение как должное, даже если оно определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин. Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе. Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадаются естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву абстрактной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведя Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враждующие станы.

Семьи Болконских и Ростовых противопоставляются семье Курагиных, но Болконские и Ростовы отнюдь не идентичны. Они воплощают философскую антитезу простоты (Ростовы) и сложности (Болконские). Курагины же олицетворяют собой агрессию, низменные стремления человека. У каждой семьи своя аура, свой дух, свой внутренний мир.

В семействе Курагиных правят бал не чувства, не человечность, а корысть и расчет, присущие каждому члену этой семьи. Кураги-ны как бы не имеют внутреннего мира. Это подчеркнуто их портретами: они подробны, статичны и словно безжизненны. Эмоциональность, движение, динамичность портретов Ростовых и Болконских, наоборот, подчеркивает то, что они живые, что они живут не только телом, но и духом.

Ростовы и Болконские могут быть некрасивы или излишне просты (Наташа, княжна Марья), а Курагины -- красивы (лишь Ипполит -- исключение), но Ростовы и Болконские олицетворяют два созидающих начала: мужское и женское, а Курагины -- начало разрушающее, начало, истребляющее чувства.

Ростовы и Болконские, олицетворяющие два противоположных полюса, две энергии, удачно дополняют друг друга. Их взаимодействие и взаимодополнение происходит посредством женитьбы Николая на княжне Марье. Но идеальна (для автора) лишь одна семья -- семья Безуховых. Она гармонична, ибо основа этой гармоничности -- человеческая равноценность Наташи и Пьера. Они вступают в новую полосу жизни очищенными от наполеоновских идей. В семье Безуховых Пьер -- глава, интеллектуальный центр. Наташа же -- духовная опора семьи, ее основа, потому что рождение и воспитание детей, забота о муже для нее -- ее жизнь. Наташа целиком отдается этому.

Толстой изобразил пять семей. Ростовы и Болконские разные, но они созидают и этим противопоставлены Курагиным, разрушающим. Семья Николая и Марьи -- слияние ума и сердца, но негармонична: Марья духовно глубже Николая. Лишь семья Безуховых вполне хороша и, можно сказать, полна гармонии, устоем которой является полная духовная равноценность Пьера и Наташи.

Все они близко к сердцу принимают тревоги и боли своего времени, откликаются на каждое событие своей трудной эпохи.

4. Зимовнов А. Шолохов в жизни. Дневниковые записи секретаря. Ростов-на-Дону, 1991

5. Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы в двух томах, т. 2, М., 1973.

7. Л.Н.Толстой в русской критике. М., Гослитиздат, 1952.

8. Лебединская Л.А. Живые герои. - М., Детская литература, 1992.

10. Писатель и вождь: переписка М.А.Шолохова и И.В.Сталина. 1931-1950. М., 1992

11. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., Гослитиздат, 1948.

14. Толстой Л.Н. Война и мир. - М., Литература, 1991.

Подобные документы

"Вольнолюбивые" идеи произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и М.А. Шолохова "Тихий Дон", их исторические основы. Анализ судеб героев данных литературных произведений в исторических катаклизмах. Основные персонажи, определяющие фабулы романов.

реферат [32,7 K], добавлен 30.01.2013

Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

реферат [34,8 K], добавлен 06.11.2012

Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

курсовая работа [26,4 K], добавлен 27.10.2013

Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

дипломная работа [100,8 K], добавлен 18.07.2014

Основные черты концепции женственности в русской культуре. Особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах романа М. Шолохова "Тихий Дон" и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе.

дипломная работа [124,7 K], добавлен 19.05.2008

Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

курсовая работа [38,2 K], добавлен 24.04.2009

Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.

Общее в двух романах: стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности.

"ВОЙНА И МИР": временные рамки романа 1805 - начало 1820-х гг.
События: война 1805 г. , кампания 1807 г. , русско-турецкая война. Отечественная война 1812 г. , политическая ситуация начала 1820-х гг. Изображение различных слоев русского общества от крестьянства и простых солдат до петербургского света и императорских дворов.
Экскурсы в прошлое: князь Николай Болконский и граф Кирилл Безухов - два облика екатерининского вельможного века. Широта географических рамок произведения.
Как вымышленные персонажи, так и реальные исторические лица (Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли и др.) .

"ТИХИЙ ДОН": май 1912 - март 1922 г. : первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война. История рода Мелеховых расширяет эти рамки до 1853-1856 гг. - Крымская война.
Социальный охват действительности: от уклада и быта простых казаков и до императорского двора (сцена в Могилеве, в военном госпитале) . Географические рамки: Донщина, Галиция (1914 г.) . Восточная Пруссия, Белоруссия (1915- 1916 гг.) , Нарва, Могилев, Москва, Быхов, Петроград (1917 г.) , Кубань, Новороссийск (1920 г.) . Реальные исторические лица: Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин и др. ;

эпический размах изображаемых событий;

исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей:

Л. Толстой: семьи Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных и др. ;

М. Шолохов: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Моховых и др.

У Л. Толстого: герои - образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорам на отвлеченные темы. Исторические события преломляются в их сознании, осмысляются ими;

У М. Шолохова: герои - простые, зачастую малообразованные люди, их "путь исканий" - жизненный путь, они "на себе" проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью. Крупные исторические события даются глазами Бунчука, Листницкого, т. е. героев, имеющих свою, уже определившуюся узкую точку зрения. Семья Листницких - "сниженный" вариант семьи Болконских. Евгений - пародия на романтические увлечения Андрея Болконского - не сумев отказаться от претензий на собственную исключительность, глупо погибает;

У Л. Толстого - идеализация: для "умных" героев "Войны и мира" народный уклад, непосредственность и даже некоторый "фатализм" русского мужика становится открытием, образцом для их собственной жизни;

У М. Шолохова скорее поэтизация, чем идеализация народного быта. Дает глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев романа, не все из которых сумели устоять перед искушениями "большого мира" (Митька Коршунов, Дарья, Степан Астахов и

общее: признание определяющей роли народа в истории (народ и "движущая сила", и "материал" истории)

У М. Шолохова: попытка простого народа своими силами, без "умных посредников", разобраться в хитросплетениях политики, построить для себя счастливую жизнь. Привилегированное и несколько обособленное среди широких народных масс положение русского казачества до революции и обусловило, по Шолохову, его трагическую судьбу.

"Тихий Дон", унаследовав лучшие черты романа-эпопеи Л. Н. Толстого, стал одним из величайших произведений XX века. М. Шолохов нашел свои, соответствующие духу времени, ответы на сложные вопросы исторического бытия русского народа на данном этапе его развития.

И один и второй невозможно огромные, на то они и романы. Хотя второго автора с его романом мне пришлось прочесть около 4 раз ;)

Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л.Толстого.
Ромен Роллан

Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого

Оба романа – эпопеи. Эпопейное содержание "Тихого Дона" составляет, как и в "Войне и мире", изображение жизни народа в переломный период истории, изображение его стремлений, его истории, его трагических блужданий.

В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.

Интуитивность этих поисков.

Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.

Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.

Изображение подвига – настоящего и формального.

Противопоставление мира и войны. Картины мира перемежаются с картинами военных действий

Изображение развивающего действия войны на душу человека.

Отсутствие идеализации народа.

Общее

1) стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, “сущности характера русского народа”

2) широкий охват действительности

3) признание определяющей роли народа в истории (народ и "движущая сила", и "материал" истории

Отличия:

3)Толстой писал роман о событиях 50-летней давности, а Шолохов по горячим следам.

4)Толстой изображает единственно оправданную войну – за родину. Шолохов – бессмысленную с точки зрения человечности Первую мировую войну без победителей – гражданскую.

В отличие от "Войны и мира", где история семей Ростовых-Болконских является одним из важнейших элементов всей художественной структуры, в "Тихом Доне" самостоятельное значение приобретает история жизни Григория Мелехова. Если в "Войне и мире" Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова- равноправные герои, то в "Тихом Доне" Григорий Мелехов является центральным героем, который соединяет воедино и историческое судьбы, им исторические события, и судьбы семей.

“Война и мир”

“Тихий Дон”

1805г - начало 1820-х гг

май 1912 - март 1922гг

война 1805 г, кампания 1807г, русско-турецкая война. Отечественная война 1812г, политическая ситуация начала 1820-х гг.

первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война

3) Реальные исторические лица

Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли

Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин

образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорам на отвлеченные темы. Исторические события преломляются в их сознании, осмысляются ими

простые, зачастую малообразованные люди, их "путь исканий" - жизненный путь, они "на себе" проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью

5)Социальный охват действительности

изображение различных слоёв русского общества от крестьянства и простых солдат до петербургского света и императорских дворов.

от уклада и быта простых казаков и до императорского двора ( сцена в Могилёве, в военном госпитале)

6) изображение народа

Исторический роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война, и мир" как непревзойденный образец и эталон этого жанра, наметивший магистральные пути развития русского романа, в том числе и романа М. Шолохова "Тихий Дон", который продолжил и развил толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении в судьбах целого ряда героев. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: первоначальный замысел произведений: - Л. Н. Толстой - роман "Декабристы" (от 1856 г. - возвращение героя с семьей в Россию обращается к 1825 г. - восстание, послужившее причиной ссылки героя, а затем к 1812 г. , без которого не понять сущности декабризма как явления; в конце концов роман начинается с 1805 г. , "в эпоху неудач и поражений", много объясняющую в характере Отечественной войны 1812 г.) ; - М. А. Шолохов - от романа "Донщина", повествующего о провале корниловского мятежа, к роману-эпопее "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; - общее в двух романах: стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности: - "Война и мир": временные рамки романа 1805 - начало 1820-х гг. События: война 1805 г. , кампания 1807 г. , русско-турецкая война. Отечественная война 1812 г. , политическая ситуация начала 1820-х гг. Изображение различных слоев русского общества от крестьянства и простых солдат до петербургского света и императорских дворов. Экскурсы в прошлое: князь Николай Болконский и граф Кирилл Без-ухов - два облика екатерининского вельможного века. Широта географических рамок произведения. Как вымышленные персонажи, так и реальные исторические лица (Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли и др.) ; - "Тихий Дон": май 1912 - март 1922 г. : первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война. История рода Мелеховых расширяет эти рамки до 1853-1856 гг. - Крымская война. Социальный охват действительности: от уклада и быта простых казаков и до императорского двора (сцена в Могилеве, в военном госпитале) . Географические рамки: Донщина, Галиция (1914 г.) . Восточная Пруссия, Белоруссия (1915- 1916 гг.) , Нарва, Могилев, Москва, Быхов, Петроград (1917 г.) , Кубань, Новороссийск (1920 г.) . Реальные исторические лица: Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин и др. ; - эпический размах изображаемых событий; исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей: - Л. Н. Толстой: семьи Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных и др. ; - М. Шолохов: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Моховых и др.
Отличия: - у Толстого: герои - образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорам на отвлеченные темы. Исторические события преломляются в их сознании, осмысляются ими; - у М. Шолохова: герои - простые, зачастую малообразованные люди, их "путь исканий" - жизненный путь, они "на себе" проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью. Крупные исторические события даются глазами Бунчука, Листницкого, т. е. героев, имеющих свою, уже определившуюся узкую точку зрения. Семья Листницких - "сниженный" вариант семьи Болконских. Евгений - пародия на романтические увлечения Андрея Болконского - не сумев отказаться от претензий на собственную исключительность, глупо погибает.

Читайте также: