В капитанской дочке все не только самая правда но еще как бы лучше ее сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Для структуры романа и его идеи важно, что вымышленным героям любовного сюжета — Гринёву и Маше — помогают герои, чьими прототипами стали исторические личности — Пугачёв и Екатерина II. Характеры Петра Гринёва и Маши Мироновой собраны по крупицам из множества представителей того времени, в них отражены лучшие качества простых русских людей. Так вымышленные герои правдиво и с огромной точностью передают время. Исторические лица в описании Пушкина утрачивают официальность и приобретают живые, личностные черты. Хотя в основе этих образов лежит принцип историзма, например при изображении Пугачёва точно воспроизводится его поведение во время захвата крепости, обстоятельства казни, отношение к нему казаков-повстанцев, а при создании образа императрицы в финале романа писатель опирается на знаменитый портрет кисти В.Л. Боровиковского, Пушкин придаёт характерам и индивидуальные черты. Поэтому плутовское соседствует в Пугачёве с грозной внешностью, человеческое — со свирепостью, а в Екатерине II царская властность сочетается с мягкостью, строгость — с милосердием.

Изображение исторических лиц в романе передаёт традиционное народное представление о правителях, в котором сочетается преклонение перед властью и желание справедливости. Чертами мудрых монархов наделены царица Екатерина II и крестьянский государь Пугачёв. Поэтому Пушкин показывает сцены с их участием как бы глазами простого человека: эти сцены ёмкие, выразительные, в них ярко проявляется отношение народа к монарху, их можно сравнить с лубочными картинами, столь любимыми в народе.

Если в изображении Екатерины II и Пугачёва выражена надежда на мудрую власть, то в союзе Петра Гринёва и Маши Мироновой — вера в то, что раскол русского мира будет преодолён через любовь двух потомков истинно русских, старинных родов.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

v Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

v Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

v Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

А. С. Пушкин обладал могучей творческой фантазией и изумительным чутьем, которые помогали ему верно угадывать события там, где не было достаточного количества точных фактов. Но Пушкин был и гениальным историком, обладающим достоверными знаниями и способностью точно и правдиво отражать исторические события и явления социальной жизни. В нем, по словам князя Вяземского, “было верное понимание истории; свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями

ума его были: ясность, проницательность и трезвость… Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а себя перенес бы в историю и в минувшее… Пушкин был… одарен воображением и… самоотвержением личности своей настолько, что мог отрешать себя от присущего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками, давным-давно замененными новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем…”

Именно поэтому у Пушкина вымысел не существует сам по себе, а всегда основывается на особенностях изображаемой им исторической

Наилучшим образом эта черта великого писателя проявилась в повести “Капитанская дочка”, где автор правдиво изобразил нравы русского общества во времена царствования Екатерины, создал яркий образ исторического персонажа – Емельяна Пугачева, простых людей, подобных Савельичу. В повести перед нами раскрывается яркая картина стихийного народного восстания. Рисуя образы людей из народа, автор стремится наиболее полно и широко показать крепостное крестьянство, участников восстания в различных проявлениях их деятельности. Подлинным представителем народа выступает Пугачев – талантливый и смелый предводитель, в образе которого отразились ум, смекалка, храбрость, героизм, гуманность. Именно таким был облик настоящего Емельяна Пугачева.

Изображая деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает отражение духа времени, своеобразие русской исторической действительности. Потому и вымысел в повести глубоко реалистичен, он помогает писателю оживить картины далекого прошлого. Исторические события переплетаются с событиями, созданными воображением автора. В реальной жизни, конечно же, не существовало ни Гринева, ни Маши Мироновой, ни Швабрина, но были люди, похожие на них. Не было и Белогорской крепости, но существовали крепости, подобные ей. С помощью вымысла, фантазии Пушкин глубоко правдиво воспроизвел дух эпохи, проник в характеры, мысли, переживания людей того времени. Романтическая история, придуманная автором, гармонично вплетается в повести в действительные исторические события. История и вымысел соединяются и в сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания. В эти времена драматическая судьба многих дворянских семей была типичной для русского общества, поэтому и все конфликты, столкновения, присущие отношениям между героями повести, являются довольно значительными и соответствуют исторической правде.

Создать художественный образ, нарисовать целостную и интересную картину жизни невозможно без воображения, художественного вымысла. Но, в отличие от большинства писателей 30-х годов, Пушкин не стремился к чему-то необычному, эффектному. Он находит свой романтический сюжет в реальной действительности. Любовь Маши и Гринева, все сложности и перипетии их истории, конфликты, переживания, трагедии развиваются на фоне настоящей истории. С большой симпатией показывая семью капитана Миронова, автор вырисовывает отдельные типичные детали, подчеркивает, что только в такой семье могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни и большим мужеством.

В повести А. С. Пушкина мы не можем выделить отдельно чистый вымысел и исключительную историю. Очень верно сказал Н. В. Гоголь, оценивая “Капитанскую дочку”: “Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною; в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по повести А.С. Пушкина Капитанская дочка.doc

Цель обобщение и систематизация знаний, контроль знаний

1 Слово учителя

Мы с вами прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года.

На этот день как раз приходилась очередная притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.

-Кому книга показалась сложной? Простой? Так ли всё это, как кажется на первый взгляд?

2. Блиц – опрос на знание текста.

3 Пушкин-историк. Назовите его произведения на темы истории. Расскажите историю создания повести

чтение отрывка из текста.

6. Что интересного вы узнали о том периоде жизни, чего нет в наше время, что показалось вам интересным, занимательным?

Ответы (служба в армии, воспитание и учёба Петра Гринёва, образ жизни простого гарнизона, дуэль, дуэль на шпагах, образы мятежников-каторжан, жизнь и быт людей той эпохи)

7. А что же, по- вашему мнению, не изменилось в веках. Что осталось постоянным и важным для человека нашего времени?

Вам было дано задание, выбрать эпизоды, иллюстрирующие ваши ответы и выразительно прочитать их:

(Образ России (метель), Понятие долга, чести, милосердия, любовь)

А) отрывок метель

Б) наставление отца Петру Гриневу

В) объяснение Маши и Гринёва при отказе родителей на благословление

Г) благословление Маши Иваном Кузьмичом

Д) отказ Гринёва присягнуть Пугачеву

Е) Заступничество Маши за Гринева перед Екатериной II

Ж) верность Савельича

З.) жалость, несмотря на чувство долга, Гринёва к Пугачёву.

8.Вы верно отметили те эпизоды, в которых человеческие ценности постоянны. Что же помогло Пушкину создать такое немеркнущее в веках произведение? Каким мастерством владел поэт?

смысловая наполненность заглавия произведения

особая роль эпиграфов (выделяют главное событие)

портрет как способ авторской характеристики героев

пейзаж как фон и воплощение авторской позиции

образ рассказчика – очевидца создает эффект достоверности

использование внесюжетных элементов (сон Гринева, письмо отца Гринева, калмыцкая сказка)

использование фольклорных элементов.

Анализ материала. Какой термин вам ещё не знаком? Антитеза!

Запишите в тетрадь её определение.

Антитеза ( от греч. противоречие, противоположение) – противопоставление. Пушкин часто прибегал к антитезе в своих произведениях

9.Скажите, а какие же слова повести стали крылатыми и перешли в наш 21 век?

Береги платье снову, а честь смолоду

Долг платежом красен

Помирать – дело служивое

Мирская молва - мирская волна.

Избави Бог увидеть русский бунт бессмысленный и беспощадный

10. Значит, А.С. Пушкин не ставил цель изобразить доподлинно пугачёвское восстание? Значит, он рассматривал другие цели. Давайте попробуем сформулировать проблематику этого произведения

1. Проблема чести, долга и милосердия.

2. Проблема личности в истории.

3. Проблема роли народа в истории.

4. Проблема власти.

5. Проблема семейных ценностей.

6. Проблема нравственного выбора.

11. А теперь вопросы, на которые можете ответить только вы:

1 Кто из исторических героев Екатерина или Пугачёв кажется вам более великодушными?

2. Кто важнее в этом произведении для Пушкина исторические лица или простые люди?

12 Подведение итогов

Итак, роман Пушкина внешне прост как наша жизнь. Пушкин помогает нам понять за внешним бытовым лицом этой жизни – человеческую мудрую суть происходящих событий.

13Итогом изучения произведения является написание вами домашнего сочинения на темы:

2.Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва.

14. Оценки за урок

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку по повести А.С. Пушкина Капитанская дочка.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Александр Пушкин

Петруша в Петербург не поедет Капитан Миронов и его жена были люди самые Иван.

Отношение Пушкина к истории История – неотъемлемая часть творчества поэта. Пу.

Отношение Пушкина к истории История – неотъемлемая часть творчества поэта. Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения; историческая роль личности ( в т.ч. - царей); трагизм столкновения государственного и личного; историческая судьба России. Его привлекали переломные моменты истории, яркие исторические личности и события. Герои его исторических произведений: Петр Первый, Борис Годунов, гетман Мазепа, Емельян Пугачёв и др. Источники его исторических взглядов: исторические документы; устные исторические предания; труды профессиональных историков; труды философов (в т.ч. античности и Древнего Рима)

Ин изволь, и стань же позитуру. Посмотришь, приколю как я твою фигуру! Княжн.


М. Нестеров. Буран. Иллюстрация к «Капитанской дочке А.С. Пушкина Сторона ль.

М. Нестеров. Буран. Иллюстрация к «Капитанской дочке А.С. Пушкина Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня .

2 углубить понимание идейно- художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, быть внимательными при чтении текста.

3 1. Как звали родителей Петра Гринева? (Отец – Андрей Петрович Гринев, мать – Авдотья Васильевна) 2. Кто воспитывал Петра Гринева до двенадцати лет? (Дядька Савельич) 3. Узнай героя. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу…. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки. (Мосье Бопре) 4. Сколько было лет Петру, когда отец решил его определить на службу? (Пошел семнадцатый год) 5. Узнай героя. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах. (Иван Иванович Зурин, ротмистр гусарского полка) 6. Почему ямщик, показывая на маленькое облачко на ясном небе, предлагал возвратиться? Послушался ли Петр Гринев его? (По словам ямщика, облачко предвещало буран. Петр Гринев понадеялся добраться до следующей станции и велел ехать дальше)

6 1. Узнай героя. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. (Емельян Пугачев) 2. Кого увидел Гринев среди мятежных старшин? (Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане) 3. Узнай героя. Он сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. (Пугачев во время военного совета) 4. Почему Пугачев помиловал Гринева? Как это он сам объясняет? (Помиловал я тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов) 5. Что отвечает Гринев на предложение Пугачева перейти на сторону мятежников? (Нет, – отвечал я с твердостию. – Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург) 6. Как решил судьбу Гринева Пугачев? (Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь)

9 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 1 вопрос 2 вопрос Выбор дорожки. Зеленая дорожка – самый длинный, но, возможно, самый верный путь к победе (четыре вопроса и две ошибки). Желтая дорожка – золотая середина (три вопроса и возможна одна ошибка). Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два вопроса, но ни одной ошибки).


Задание 5 № 8018

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Мы собрались опять. Иван Кузмич в присутствии жены прочел нам воззвание _________, писанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях, и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей.

— Кажется, не должно бы, — отвечал Иван Кузмич. — А слышно, злодей завладел уж многими крепостями.

— Видно он в самом деле силен, — заметил Швабрин.

— А вот сейчас узнаем настоящую его силу, — сказал комендант. — Василиса Егоровна, дай мне ключ от анбара. Иван Игнатьич, приведи-ка башкирца да прикажи Юлаю принести сюда плетей.

— Постой, Иван Кузмич, — сказала комендантша, вставая с места. — Дай уведу Машу куда-нибудь из дому; а то услышит крик, перепугается. Да и я, правду сказать, не охотница до розыска. Счастливо оставаться.

Пытка в старину так была укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ, уничтоживший оную, долго оставался безо всякого действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, — мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности. Даже и ныне случается мне слышать старых судей, жалеющих об уничтожении варварского обычая. В наше же время никто не сумневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые. Итак, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило. Иван Игнатьич отправился за башкирцем, который сидел в анбаре под ключом у комендантши, и через несколько минут невольника привели в переднюю. Комендант велел его к себе представить.

Читайте также: