Сочинение в жанре рассказа однажды 6 класс разумовская

Обновлено: 02.07.2024

Цель: сформировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания.

1) образовательные: повторить особенности рассказа как малого повествовательного жанра; актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели.

2) развивающие: развивать речь обучающихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;

3) воспитательные: воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и заданной речевой ситуации; учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке; напомнить о правилах поведения в библиотеке.

личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный запас слов и усвоенных грамматических средств для создания текста в письменной форме;

метапредметные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому с учётом речевой ситуации в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации; осуществлять самопроверку письменного текста;

предметные: знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавать сочинение-рассказ с включением готовой части текста (вступление и заключение).

мультимедийный комплект, презентация.

  1. Организационный момент. Пропедевтика обучающихся к новому материалу.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Здравствуйте. Все готовы к уроку? Тогда начнём. Сегодня у нас необычное занятие. И всё потому, что в классе много гостей. Но вам не стоит волноваться. Я знаю: вы – большие молодцы, а значит у нас всё получится. Сегодня мы с вами прикоснёмся к настоящему чуду: узнаем много интересных секретов и тайн,.а начнём урок с загадки. Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга) (Слайд 1-2)

Правильно, это книга. Вы догадались сразу. По каким признакам вы установили правильный ответ? Но разве книга может рассказывать? Как это происходит? О чём книга может рассказывать? Как называется такой приём? (Олицетворение)

*Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

Метод вживания (вызов – 4 человека). Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Выходите к доске и выбирайте любую книгу. Представьте на минуту, что это вы – это книга со своим внутренним содержанием, с собственными историями. Представьтесь нам, как вас зовут. О чём вы могли бы нам рассказать? Каждый выскажется одним предложением. У кого возникли затруднения? (один из обучающихся держит книгу с белыми страницами).

Постановка проблемной задачи. Какая беда могла случиться с нашей книгой, что послужило причиной её молчания? (Выводы учеников).

Ребята, но иногда страницы даже серьёзной солидной книги для нас кажутся белыми. Почему? Мотивация к деятельности. Я предлагаю вам посмотреть короткий мультфильм ( режиссёр Уильям Джойс ) , и может быть, он послужит вам подсказкой. (Мультфильм сопровождается стихотворением Э.Асадова). Смотрим. После чтения учителем стихотворения Э.Асадова задаётся вопрос: Что случилось с книгой?

Почему её листы белые?

Белые – это значит какие?

- Чистые можно наполнить содержанием.

Как сделать так, чтобы книга заговорила?

- Мы будем писать рассказ.

II. Актуализация знаний.

Фиксация опасений и затруднений. Перед вами листы цветной бумаги: чёрный и белый и красный. На белом запишите все ваши ожидания от данного урока, а на чёрном – все опасения, что кажется вам трудным, непонятным. Отложите в сторону. Красные листы содержат очень важную информацию, которая пригодится вам на уроке.

Лексическая работа. Задание. Продолжить ряд синонимов: ( миг, случай, происшествие, момент, ситуация, эпизод, фрагмент, история).

ВЫВОД: Что главное мы должны помнить о рассказе? (В центре всегда одно событие).

Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком. О нем и будет ваш рассказ.

В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть, в это мгновение случилось радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, печальное событие.

Записываем в тетради любое определение рассказа. Какое определение мы запишем? Почему мы не можем записать определение С.Антонова? Почему оно не совсем подходит к теме нашего сегодняшнего урока?

Следующий шаг, который должен совершить настоящий рассказчик – выбрать тему. Что такое тема? (главное в произведении). Мы сказали, что рассказ – это повествование. Вы уже писали сочинение – повествование. Но рассказ – это нечто иное. И тема его должна звучать по-иному. Задание (на слайде): Прочитайте темы. Какие из них соответствуют рассказу, а какие – повествованию?

* Тема – вопросы, на которых сосредотачивает внимание автор.

* Повествование – иложение ряда последовательных событий.

(Работа в группах). Представители групп зачитывают и комментируют.

Вы хорошо справились с заданием. Мы поняли, как составлять тему рассказа.

А о чём ещё должен помнить рассказчик?

- Он должен соблюдать композицию рассказа (строение, части).

А кто знает, сколько частей может быть в рассказе?

III. ПАРНАЯ РАБОТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Докажите, что текст является рассказом. Определите тему. Готовый рассказ разделите на композиционные части. Составьте план текста.

Рассказ (Слайд 6):

Итак, ребята, в рассказе, который мы напишем, будет три части. Чтобы поработать над каждой частью, нужно понять, какую роль эти части играют в нашем рассказе. Выдвигают гипотезы Знакомство с информацией на красном листе.

В рассказе выделяют три части: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.

Завязка – значительное действие, которое явилось результатом развития событий.

Мастерство рассказчика проявляется в умении выделять узловое событие (именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности и различного рода не имеющие смысла подробности). Описание места и времени (обстановки, природы и т.п.), как и в описаниях героев, должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его.

Записывают в тетрадь составные части композицию рассказа. Соотносим с композиционными частями план нашего текста. Сверяем по эталону на слайде (Слайд 7).

Итог этапа. Итак, мы узнали, какие три обязательных части есть в рассказе. Назовём их ещё раз. О чём мы будем говорить далее? Что ещё необходимо знать, чтобы написать хороший рассказ? Что самое сложное? Заинтересовать зрителя.

-Можно украсить его (гипотеза ученика). Какие еще средства выразительности использует автор?

Предлагаю прочитать тексты.

Как вы думаете, что это за композиционные части? (Это начало). Поделитесь мнением, как начало рассказа помогает заинтересовать, вызвать желание дочитать до конца?

IV. Придумайте захватывающее начало вашего рассказа с использованием тех слов, которые мы записали в начале урока. Тема уже записана в ваших тетрадях. – 7 мин.

А теперь я предлагаю вам ещё одну часть. Определите, Какой частью является предложенный текст.

Прочтите её. Выразительное чтение учеником. Задание. Устно придумайте, о чём пойдёт речь в кульминации рассказа?

V. РЕФЛЕКСИЯ: Если ваши ожидания оправдались, прикалываем в нашу книгу белый лист, если оправдались негативные ожидания – чёрные. Анализируем, каких листов больше.

Выводы: Итак, сегодня мы чуть-чуть прикоснулись к великой тайне творчества. Надеюсь, каждый из вас напишет замечательный рассказ. Ведь вы – это книга, и хочется верить, с яркими страницами. Ну а как же наш герой? Написал ли он свою книгу? Смотрим продолжение мультфильма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе

Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи .


Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).

Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма, с историей развития личного письма как эпистолярного жанра, развитие коммуникативных и.

Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)

Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения "Жизнь Старцева: деградация или процветание".

Разработка урока по теме "Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема "Рябчик. Еврейская собака"

Методическая помощь учителю в составлении киносценария.


Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму.


Презентация с поэтапным планом работы над сочинением-рассуждением в 5 классе.

Как я однажды..
С каждым из нас что-то происходило, что-то интересное и интригующее. Я расскажу о том, как я провела один день лета.
Действие происходило на даче. Бабушка попросила меня сходить в соседнюю деревню в магазин за мукой (пирожки хотела сделать). Я села на свой старый замученный велосипед “Аист” и поехала.

Кручу педали, кручу.. И тут живой (живой!!) лисенок лежала на дороге. У него была сломана ножка. Я решила, что помогу ему, так как у каждого есть право на жизнь.

Я погладила ее и дала попить воды из бутлки, которую взяла

с собой в дорогу. Рыжый ребеночек благодарственно лизнул меня. С тех пор, Сима, так я назвала лисенка, мне доверял. Я попросила его подождать, быстро долетела до магазина, купила муку и бинт, вернулась, перемотала ножку, взяла лисенка правой рукой, а левой вела велосипед, у которого на багажнике была мука.

Я пришла домой позже, чем думала бабушка. Она не сильно радовалась Симе, когда увидела его. А дедушка похвалил меня. До выздоровления, лисенок жил у нас в огороде, я кормила его и ухаживала за ним.

Когда Сима поправился, он ушелм не предупредив..Это было больно и грустно. Бабушка и дедушка утешали меня, говорили,

что он вернется, чему я не верила. На следуещее лето я опять приехала на дачу и увидела Симу! Лисенок вырос за год.

Он был рад мне, как и я ему. Сима с тех пор навещал меня иногда, и я его кормила.

Села я однажды делать уроки, мне задали много, но все же я решила сделать их. Сидела долго, думала, с чего же начать, мне так было лень что то делать, ведь я в школе училась, а сейчас еще и дома думать надо, уже хотела было плюнуть но в голову мне пришла идея, а что если я начну изображать из себя учителя. И так я взяла большую стопку чистых листов, сделала мини – журнал, и так потихоньку начала вживаться в эту роль. Я всех в точности показывала, до каждой мелочи.

И тут я поняла одно, что уроки это не совсем скучно, а даже наоборот – интересно и смешно. Наконец то я сдвинулась с мертвой точки, и начала понимать задания, которые мне задали. Уроки это не совсем скучно, просто надо включать воображение, даже когда это совсем не к чему!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

У страха глаза велики Черёмхин Виталик Я очень люблю всё фантастическое и не.

У страха глаза велики Черёмхин Виталик Я очень люблю всё фантастическое и необычное. Особенно люблю придумывать и рассказывать страшилки на ночь моему младшему брату Жене И вот однажды моё воображение буйно разыгралось. Я с наслаждением придумывал невероятные истории про призраков и невидимок, про злых духов и домовых. Женька дрожал от ужаса, мы долго не могли заснуть. А когда все заснули, на дворе давно уже было темно. В доме стояла тишина, и я начал было засыпать, как что-то за шкафом зашуршало и стало издавать странные звуки. Мне стало очень страшно. Я укрылся с головой одеялом, но звуки продолжались. Что-то в углу то ли чавкало, а то ли хрюкало и скреблось. Мне стало ещё страшнее, я даже услышал своё гулкое сердцебиение. Мне казалось, что сердце моё вот-вот выскочит. А ещё мне казалось, что звук приближается. Я, пересилив себя, встал и включил свет. Заглянул за шкаф, но там никого не было. Я опять лёг, но свет выключать не стал. В доме снова воцарилась тишина, но спустя некоторое время звуки стали повторяться. Тогда я разбудил маму. Мама пришла в комнату и села ко мне на кровать. Посидев немного в тишине, мы снова услышали странные звуки. Мама улыбнулась и сказала: - Спи, сынок, это просто мышка скребётся. А ночью звуки всегда громче, потому что везде тишина. Мне стало смешно. Жизнь иногда без причины пугает больше любой страшилки. Хорошо, что Женька спал непробудным сном.


Как я однажды ходила за грибами Радевская Алиса Прошлое лето было жаркое и г.

Как я однажды ходила за грибами Радевская Алиса Прошлое лето было жаркое и грозовое. Из-за частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. Это очень меня обрадовало, потому что я люблю собирать грибы ,особенно лисички . Однажды в ясный солнечный день мы с мамой решили сходить в лес. Уже с утра начались неторопливые сборы. Мама взяла корзинки, приготовила съестной припас: ведь на свежем воздухе аппетит обязательно разыграется. У нас было хорошее настроение. Весело переговариваясь , мы шли по дороге к лесу и вскоре вышли на знакомую опушку , заросшую березами ,осинами и кустарником. Грибы выглядывали из травы, из-под кустов, приглашали на небольшие полянки между деревьями. Мы начали собирать грибы. Мама ушла чуть левее, а я ходила правее . Вскоре мы набрали целые корзины грибов ,вышли на опушку ,а потом решили идти домой краем леса, подышать свежим воздухом, поесть сладкой земляники . И вот мы слышим: кто-то кричит. Мы с мамой побежали на звук, а там в яме сидела девочка и плакала. Мы с мамой попытались её вытащить ,но сил не хватило. Тогда мы сбегали за помощью ,девочку мы вытащили и успокоили. Потом отвели домой. Вот так однажды мы и сходили в лес.


Незабываемая рыбалка Цубера Дима В нашей семье трое мужчин: папа, я и мой мл.

Незабываемая рыбалка Цубера Дима В нашей семье трое мужчин: папа, я и мой младший брат Серёжа. Все мы любим рыбачить и часто ездим на Ланское озеро. Нас привлекает и сам процесс ловли рыбы, и возможность отдохнуть среди красивой природы. В прошлом году на летних каникулах мы три раза ездили на рыбалку на озеро. Однажды мы приехали туда очень рано утром на машине. Ехать было недалеко, минут пятнадцать. Вставать, правда, пришлось чуть ли не затемно. Мы даже не позавтракали, чтобы не терять времени. Солнце ещё только начинало отрываться от горизонта, а мы уже вытащили удочки из машины. По приезде на озеро мы сразу расположились на берегу лагерем, стали устанавливать удочки и забрасывать их. Папа учил меня, что и как делать. В последний приезд на рыбалку я уже всё делал сам: насаживал наживку, поправлял леску. Когда все приготовления были закончены, осталось только ждать, когда клюнет рыба. Тогда мы позавтракали бутербродами, что приготовила нам мама. Папа достал термос с горячим чаем. Я наблюдал за природой на озере. В эту пору вода была очень тихой, было видно, где плещется рыба. И вокруг тоже стояла тишина, только лягушки квакали в камышах. А по берегам росли высокие ели и развесистые лиственные деревья. Начала клевать рыба, мы её подсекали и вытаскивали. Это были караси, краснопёрки, плотва. Изредка попадался окунь, когда мы ловили на мелкую рыбёшку. Неожиданно мы вытащили ерша. Мы не ожидали его здесь встретить, потому что ёрш любит песчаное дно, а на нашем озере дно каменистое. Эту рыбу мы отдали маме на уху. Жарить её не годится, потому что в ней много костей. Но вот начало припекать солнце, мы с папой сняли верхнюю одежду. Рыбу мы клали в ведро и накрывали сеткой, чтобы до неё не добрались мухи. Когда стало совсем жарко, мы уже успели наловить много рыбы. С богатым уловом мы приехали домой, и первым нас встретил кот Васька! Он ждал вкусного угощения, за верность и преданность кучу мелких рыбёшек мы дали коту. Такая удачная рыбалка за лето у нас была не одна. Но эта почему-то запомнилась больше всего. Наверное, потому что она открыла наш рыболовный сезон.


Удивительная встреча Щелкунова Дана Я очень люблю семейные путешествия. Обыч.

Давайте познакомимся! Мы вам очень рады! Посмотрите, какой я красавец! Не бой.

Давайте познакомимся! Мы вам очень рады! Посмотрите, какой я красавец! Не бойся, девочка, я не кусаюсь!



Как я однажды нашла друга. Афанасьева Полина. Летом я прочитала книгу «Мал.


Цели:познавательные: повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение; познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические: закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;

формировать новое умение – создавать текст по памяти.

метапредметные: развитие логического мышления; формирование умения самостоятельно выполнять задания.

Объявление темы урока. Беседа:

- Как известно, понедельник – день тяжелый. После выходного так трудно взять себя в руки и заставить учиться, к тому же и погода не балует. Что же может поднять нам настроение? (Ответы детей)

-Что такое рассказ? (повествование о каком-либо событии, это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера)

Работа над темой урока

А) Слово учителя

- Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?

- Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.

- Ребята, какой тип речи и стиль мы будем использовать? (повествование, разговорый стиль)

- Какова структура рассказа? (Рассказ имеет сюжет).

вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию,

завязку (начало действия),

кульминацию (наиболее острый момент, "вершина"),

развязку (завершение действия).

заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

- Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали? (Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.

4. Подготовка письменного рассказа о себе – работа с планом:

- Как же начать свой рассказ? Давайте обратимся к народной мудрости (На боковой доске

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Семь раз отмерь – один отрежь.

ЗАВЯЗКА ( Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ (читаем теоретический материал на стр. 240, 242, 244), выписываем слова – помощники:

Затем, потом, после этого….

Используй глаголы совершенного вида!

КУЛЬМИНАЦИЯ – Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)

РАЗВЯЗКА (Вот так я …)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)

В какой момент воспользуетесь словарями?

5. Тренировочные упражнения: учебник стр. 246 упр. 691.

6. Домашнее задание: написать сочинение.

Итак, я уверена, что вы легко справитесь с предстоящей работой и на следующем уроке мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными моментами из вашей жизни. И напутствием вам будет это стихотворение:

Мир вокруг тебя

Всмотритесь в мир вокруг себя,
Расправьте шире плечи.
О грусти, зависти, друзья,
Не может быть и речи!
Ведь правит миром красота!
Все в ее сильной власти.
Людская ласка, доброта
Нас всех хранит в ненастье.
Всмотритесь в мир! Как щедрый друг
Он нам раскрыл объятья.
Любите жизнь, друзей,родных!
Ведь все мы – дети счастья!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Материалы для урока повествование.doc

Почему собака верный друг человека?

Выбранный для просмотра документ Повествование.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:





Почему собака верный друг человека?

Почему собака верный друг человека?


Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости.

Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. ..месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Какую пользу приносят собаки в доме? Да самую разнообразную. Она избавляет человека от одиночества, снижает уровень стресса и даже может побыть нянькой маленькому ребенку! Кроме того, ежедневные прогулки с собакой способствуют укреплению иммунитета и улучшению здоровья в целом.


Сочинение-повествование

Композиция рассказа: Вступление (Где? Когда? Кто?) Завязка (Какое событие нач.

Композиция рассказа: Вступление (Где? Когда? Кто?) Завязка (Какое событие началось?) Развитие события (Что происходило?) Кульминация (Напряженный момент) Развязка (Чем закончилось всё?)

Слова-связки И тут, но тут, а тут, спустя, однажды, немного погодя, как-то ра.

Слова-связки И тут, но тут, а тут, спустя, однажды, немного погодя, как-то раз, неожиданно, через некоторое время, вот так, дело было, вдруг, наконец, но вот.

План

План 1.Однажды утром. 2.Прогулка. 3.Шляпа улетела. 4.Команда собакам. 5. Прин.

План 1.Однажды утром. 2.Прогулка. 3.Шляпа улетела. 4.Команда собакам. 5. Принесли шляпу.

Я узнал. (что?) Я понял, как. Я научился. (чему?)

Я узнал. (что?) Я понял, как. Я научился. (чему?)


Выбранный для просмотра документ Раздаточный материал повествование.doc

Последовательные действия. Несколько фото.

Почему так происходит?

Тренировочные упражнения

- Теперь определите тип речи небольших текстов, докажите, опираясь на таблицу:

_______________________Тема урока:___________________________________________ _____________________________________________________________________________ПЛАН:_______________________________________________________________________1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) . мужчина . в . со своими . .

когда? что делал? где? с кем?

2) . подул . .ветер и его шляпа . .

как? какой? что сделала?

3) Он . дал команду своим четвероногим друзьям. её.

как? что сделать?

4) Они. наперегонки за улетающей шляпой.

5) . собаки стали драться. Вокруг них поднялась пыль.
как?

6) Через некоторое время каждая из собак гордо принесла . половинку шляпы.

7) Вот такой случай однажды произошел на прогулке в . .

Слова для справок: Однажды, гулял, парке, собаками, вдруг, сильный, улетела, быстро, принести, побежали, внезапно, хозяину, парке

Домашнее задание: написать сочинение-повествование по картинке или упр. 448

Читайте также: