В каком классе пишут сочинение по картине аленушка

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сочинение по картине Аленушка.docx

I . Урок литературного чтения

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору, показать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению.

Ход беседы после прочтения сказки:

Учитель : Как вы думаете, похож ли образ этой девушки на картине на Аленушку из сказки? Почему? Как выдумаете, можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

(Нет. Иллюстрация показывает эпизод сказки, в ней отражены все детали, которые взяты из сказки. В сказке у омута козленочек, зовущий сестрицу.)

Учитель: Действительно, это картина, а не иллюстрация. Картина, на которой художник показывает обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. В его воображении все образы бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, покладистых детей соединились в один образ Аленушки. Народ с любовью говорил в сказках об этих детях. Васнецов же отразил эту любовь в картине.

Домашнее задание:

Изобразить образ Аленушки из прочитанной сказки, ее внешний облик;

Подобрать слова, описывающие характер героини;

По своему рисунку подготовить сочинение-миниатюру.

II .Урок русского языка

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;

Учить анализировать содержание картины;

Учить писать сочинение, соблюдать структуру текста;

Учить излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями;

Формировать умение подбирать точную лексику для описания картины, помогающую раскрыть тему и идею картины.

Развивающие:

Развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план;

Развивать умение понимать тему и основную мысль картины;

Расширять словарный запас, кругозор учащихся;

Формировать умение точно выражать свои чувства;

Развивать художественный вкус и образное мышление.

Воспитательные:

воспитывать умение эмоционально откликаться на произведения живописи; воспитывать интерес к живописи;

воспитывать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства.

учить составлять описательный текст по опорным словам;

развивать воображение, умение видеть красоту природы, различать настроение, изображенное художником;

Необходимое оборудование :

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя (Слайд 1-2)

Учитель говорит о роли В.М. Васнецова в искусстве.

3. Рассматривание картины

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Вот художник и постарался показать это в картине.

Слайды 4–10 ( музыкальное сопровождение по клику, смена слайда 4 по клику, остальные слайды настроены по времени ).

4. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Учитель: Какое впечатление производит картина?

Учитель: Какие чувства она вызывает?

Описание Аленушки

Слайд 11-13

Учитель: Кого вы видите в центре картины?

Учитель: Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины?

(Художник хочет, чтобы мы сразу на нее обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине).

Учитель: Где находится Аленушка?

(Она сидит на камне у озера).

Учитель: Опишите позу девушки.

(Аленушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени руками, согнулась, положила голову на сцепленные руки).

Учитель: Почему она приняла такую позу?

(Она печально смотрит на воду, думая о чем-то грустном. Она пригорюнилась, поникла).

Учитель: Какое у Аленушки настроение?

(Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушенное, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась).

Учитель: Как вы думаете, в чем причина печали Аленушки?

(У неё случилось беда; она грустит о братце, у неё тяжелая безрадостная судьба, она осталась одна).

Учитель: Какими словами можно охарактеризовать горе Аленушки? (Большое, великое, 6езутешное).

Учитель: С помощью чего художник показал, что у нее безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви).

Учитель: Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

(Он ее любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка).

Учитель: С помощью каких художественных приемов художник привлекает внимание к лицу Аленушки?

(Он его сделал светлым, а вокруг все темное).

Описание природы

Слайд 14-16

Учитель: Что можно сказать о природе, окружающей Аленушку?

Учитель: Опишите все, что вы видите на переднем и заднем плане.

Учитель: Какое время года изображено на картине?

Учитель: Какие детали об этом свидетельствуют?

(Желтые листья затаились на водной глади, березки усыпаны желтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо).

Учитель: Как вы думаетe, почему художник выбрал осень?

(Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть).

Учитель: Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

Учитель: При помощи каких средств художник показал это?

(Молодые тонкие березки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки).

Учитель: Кто ещё на картине сочувствует горю Аленушки?

Учитель: Почему вы так думаете?

(Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Аленушкой, как бы внимают ее тоске, но ничего не могут поделать).

Учитель: Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

(Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление).

Учитель: Обобщите сказанное.

Отношение к картине

Учитель: Выразите свое отношение к картине, к Аленушке?

(Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Аленушки вызывает сострадание).

Учитель: Какое отношение к Аленушке у Васнецова?

(Он любит свою героиню и сострадает ей).

Учитель: Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Физминутка.

5. Речевая подготовка.

6. Составление плана (коллективное).

Слайд 24

1. Художник В.М. Васнецов и его картины.

2. Описание Аленушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

3. Природа сочувствует Аленушке.

4. Какие приемы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

5. Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чем заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

6. Устное высказывание по картине.

Физминутка для глаз и кистей рук

7. Письменное сочинение по картине

Учитель: Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем необходимо писать, в каком порядке, какую лексику использовать. Пользуйтесь творческими тетрадями, в которых у вас записаны необходимые слова. Старайтесь писать в соответствии с планом, соблюдая правила каллиграфии и внешнего оформления.

1. Самостоятельная работа учащихся (сочетается с индивидуальной помощью учителя) - 20 минут

Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах…
В.М.Васнецов.

Ход урока

I. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

II. Целеполагание и мотивация.

Ребята, вы уже почти год приходите в этот кабинет русского языка и литературы. Обратили вы внимание, репродукции каких картин висят в кабинете? Кто автор этих картин?

Сегодня у нас необычный урок. На нем мы с вами поговорим о художнике Викторе Михайловиче Васнецове, о его картинах, познакомимся поближе с картиной “Аленушка” и постараемся понять, что хотел передать в этой картине художник. Рассмотрим картину как со стороны изобразительного искусства, так и с точки зрения литературы. А дома вы напишите по ней сочинение.

III. Словарная работа.

Для того чтобы нам легче было сегодня работать, необходимо вспомнить некоторые понятия, которые помогут передать содержание картины.

  • Композиция
  • Передний план
  • Задний план
  • Фон
  • Теплые краски
  • Холодные тона

IV. Вступительное слово о В.М.Васнецове.

Каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение.

Художник Виктор Михайлович Васнецов - наш земляк, он родился в 1848 году в семье бедного священника в деревне Лопьях Вятской губернии.

Начальное образование своим детям, Виктору и Апполинарию, Михаил Васнецов – отец художника - дал сам. В звездные ночи всей семьей гуляли они по полям, отец обращал внимание сыновей на небо, показывал созвездия, Млечный Путь. Когда наступала весна, отец брал мальчиков в лес, слушать зябликов. С помощью отца дети собрали своими руками коллекцию минералов, гербарии.

К чему прививал любовь отец В.М.Васнецова, собирая с ними гербарии, знакомя со звездами, когда брал с собой в лес?

А какая природа в нашем крае?

Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника. Ведь для русского человека природа – предмет особой гордости, любви. Это было свойственно и Васнецову.

А еще у В.Васнецова была бабушка, богатая и строгая. В ее доме будущий художник видел много акварельных картин, написанных самой бабушкой. Это тоже оставило след в жизни художника.

В свободное время ватага ребят собиралась на заднем дворе и играла.

Во что могли играть деревенские ребятишки более 150 лет назад в Вятской губернии?

Единственными игрушками у них были глиняные свистульки, бараны и петушки – то есть дымковские игрушки. Ребята и сами лепили такие игрушки из глины.

А какие красивые дома были в вятских деревнях! Крыши, крылечки, наличники – все было покрыто узорной резьбой, радовало глаз затейливым, веселым, сказочным орнаментом.

Вот в такой обстановке проходили юные годы будущего художника.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин писал:

“Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов… люди, как бы из самой этой древней…почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Из вятских лесов вышли братья Васнецовы – Виктор и Апполинарий”.

Итак, природа вятского края служит для Васнецова источником вдохновения.

V. Беседа по картине “Аленушка”.

Первой картиной фольклорного цикла была картина “Аленушка” (1881 г.) Васнецов по-новому смотрит на героев сказок, у него свой взгляд на них. Давайте внимательно рассмотрим картину “Аленушка”.

Кого мы видим на картине? Где она находится? Какое настроение вызывает у вас картина? Почему?

Представим, что мы не знаем название картины. Как бы мы ее назвали? Дайте свое название картины.

  • Девушка у омута.
  • Печаль.
  • Обида.
  • Грустная девушка.
  • Страх.
  • В лесу.
  • Одиночество.

Обоснуйте свой выбор.

Итак, мы выбирали те названия, которые помоги нам понять душевное состояние девушки.

Реальное и сказочное в сюжете картины.

Трудно сказать, когда начал зарождаться и созревать первый замысел картины. Вот как говорил Васнецов о том, что побудило его взяться за такую картину.

“Не помню, когда впервые зародилась у меня “Аленушка”, как будто она давно жила в моей голове, но реально я ее увидел, когда встретил одну простоволосую девушку, которая поразила мое воображение. Сколько тоски , одиночества и чисто русской печали было в ее глазах (см.эпиграф к уроку), что я прямо охнул, когда встретился с ней”

Что же побудило Васнецова к созданию такой картины – реальная, настоящая жизнь или сказочный сюжет?

Как вы думаете, почему картина называется “Аленушка”? А есть ли в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” такое место, которое изображено на картине?

Напрасно мы стали бы искать конкретное место в сказке. Образ девочки-сиротки сложился у Васнецова под влиянием русских народных сказок о горькой судьбе обездоленных детей.

Какую сказку вы читали на уроке литературы, в которой тоже показана жизнь девочки-сироты? (“Василиса Прекрасная”) Наверное, Васнецов знал и эту сказку.

Глубокое сострадание, сочувствие к детям – сиротам, их судьбе звучит в русских народных песнях, которые не раз слышал Виктор Михайлович Васнецов. Вот одна из них:

“От тятеньки и от маменьки я осталася,

По чужой-то дальней сторонушке шаталася,

Много горюшка – кручинушки напрималася,

Без постелюшки я, горька сиротинушка, наспалася”.

Итак, картина написана как будто на сказочный сюжет, а воспринимается как кусочек реальной, настоящей жизни. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь к людям, к родной природе.

Ведь в сказках мы встречаемся со словами и действиями Аленушки, она показана в различных обстоятельствах. А художник-живописец передает ее внешний облик и душевное состояние. На картине перед нами зримый образ Аленушки.

VI. Работа по картине.

Рассмотрим внимательно саму Аленушку.

Как вы думаете, какое отношение у автора к ней? (глубокое сочувствие, сострадание, он жалеет ее).

Как художник передает это на картине? Что изображено на переднем плане картины? (На берегу лесного озера, поросшего осокой, сидит одинокая девушка в окружении елочек, рядом с дрожащими осинками).

Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре? (Чтобы зритель сразу обратил на нее внимание)

Посмотрите на лицо Аленушки. Какие у нее глаза? (печальные) Волосы? (волосы выбились из кос, растрепались)

Что в картине помогает понять, что Аленушка – простая девочка из крестьянской семьи? (детали костюма)

Что тревожит Аленушку? Почему она прибежала сюда, далеко от людей, к тихому и спокойному озеру в лесу?

(Может быть, ее кто-то обидел, ведь она, наверное, сирота, и некому ей пожаловаться на свою судьбу)

А почему судьба у Аленушки трудная? Что нам помогает это увидеть? ( Ее руки). Какие руки у Аленушки? (грубые, знают работу). Ее ноги босые. Почему? (ей, наверное, много приходится ходить). Как сидит Аленушка? (голову склонила на колени, сжалась в маленький комочек, согнулась над озером)

Художник хотел передать душевное состояние Аленушки, ее грусть, тоску. Помогают ли ему в этом краски?

(Свет падает на лицо – контраст с темно-зеленым фоном – ее бледное личико с ярко-рыжими волосами, золотистыми косами, на фоне мрачного, темного леса)

Аленушку художник не списывал с определенного человека, это обобщенный, собирательный образ. Точно так же и пейзаж в картине не является точной копией какого-то места в лесу.

Что же окружает Аленушку?

У ее ног лесное озеро. Какое он? (темное, таинственное, стоячая вода, желтые листочки – признаки приближающейся осени)

На чем сидит Аленушка? (камень – гладкий, серый, холодный)

Аленушка согнулась, сжалась в комочек – плавная линия повторяется и в камне.

Что окружает Аленушку слева и справа? (осинки) какие они?

Как вы понимаете выражение “дрожать , как осиновый лист, как осина”?

Как все окружающие Аленушку предметы передают ее настроение, ее душевное состояние?

(Камень – тоска, холод, безрадостность;

осина – страх перед будущим, неизвестно, что ждет ее дома;

вода в омуте – стоячая - задумчивость, спокойствие здесь, в лесу, среди природы.)

Что изобразил художник позади Аленушки? ( Темно-зеленый, густой, непроходимый лес. Мрачно, неясно. Лес загадочен и необъясним, как в волшебной сказке. Он как бы говорит о том, что девушку окружает неведомое для нас, для ее дальнейшей судьбы.

Какое небо над лесом? Какое настроение оно вызывает? ( Небо тоскливое, бледно-серое, вызывает печальное настроение(?) или что-то светлое, какая-то надежда на доброе, хорошее в жизни Аленушки)

Эти приемы помогают художнику создать впечатление, что природа, окружающая девушку, тоскует и переживает вместе с ней.

Нравится ли вам картина? Какое настроение она создает?

В этом единстве настроения тоскующей девушки и природы, ей сочувствующей, кроется очарование картины. Картина нам нравится, хотя поза Аленушки, выражение ее лица, сочувствие ей природы, отсутствие ярких, радостных красок, создают грустное, тревожное настроение. Мы переживаем за судьбу девочки, нам хочется чем-нибудь ей помочь.

Как вы думаете, как сложится судьба у Аленушки?

Что бы вы сказали ей сейчас, как бы утешая?

У нас возникает желание помочь ей. Хочется верить, что как в народной сказке, все у нее закончится благополучно, она сможет преодолеть жизненные невзгоды и обретет счастье.

VIII. Составление плана сочинения.

Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.

О ком необходимо рассказать, прежде чем перейти к описанию картины? ( о художнике) Какую картину будем описывать? Кто изображен на переднем плане картины? Что будем описывать у героини? (лицо, одежда, поза, настроение)

В окружении каких предметов находится Аленушка? (камни, озеро, осинки)

О чем напишем в сочинении дальше? (На заднем плане картины – лес, небо)

Удалось ли художнику передать замысел картины?

Мы говорили о том, что картина вызывает у нас печальное настроение, нам хочется помочь Аленушке, мы пытались продолжить ее судьбу. Что выразили мы этим? (свое отношение к картине) Как можно назвать заключительный пункт плана?

  1. Виктор Васнецов – художник Вятской земли.
  2. Картина “Аленушка” - одна из лучших картин Васнецова.
    1. Аленушка – главная героиня картины (лицо, одежда, поза, настроение).
    2. Предметы, которые ее окружают (камни, озеро, осинки).
    3. Задний план картины (лес, небо).

    IX. Творческая работа в группах.

    Запись ключевых слов, составление предложений в соответствии с пунктами плана. Можно фиксировать на черновиках, что понравилось при ответе других групп.

    X. Составление устного коллективного сочинения.

    XI. Рефлексия.

    Что удалось авторам? Что не прозвучало в сочинении (сверка с планом). Пожелания по доработке сочинений.

    XII. Домашнее задание.

    Сочинение в тетрадях для творческих работ.

    Приложение.

    Раздаточный материал для работы в группах.

    1. Виктор Васнецов – художник Вятской земли.

    Наш земляк, художник-сказочник, автор многих замечательных картин на сказочные сюжеты “Богатыри”, “Иван-царевич на сером волке”, “Аленушка”

    2. Картина “Аленушка” - одна из лучших картин Васнецова.

    Вот об этой картине я и хочу рассказать

    Аленушка – главная героиня картины (лицо, одежда, поза, настроение).

    Сначала поговорим об Аленушке. Изображена в центре картины, на переднем плане, печальное лицо, грустные глаза, бедная девушка-сирота, пригорюнилась на камне, сжалась в комочек, одежда поношена, одета в серую кофту , пестрый сарафан, босая.

    Предметы, которые ее окружают (камни, озеро, осинки).

    Камень-горюн, темный омут, осока, дрожащие осинки роняют золотую листву, сочувствует Аленушке, переживают с ней

    Задний план картины (лес, небо).

    На заднем плане картины…, особенно загадочен и страшен лес, художник использует холодные тона, бледно-серое небо

    3. Мои впечатления от картины.

    Художник хотел передать душевное состояние.

    Ему удалось показать …, печаль, переживания; картина создает… впечатление; грустное, печальное; мне понравилась картина, потому что…; хочется, чтобы Аленушка…

    Материал для сочинения.

    Жила-была бедная девочка Аленушка. Девочке жилось нелегко. Она убежала куда глаза глядят. Аленушка убежала в лес, чтобы ее никто не видел, и прибежала к темному омуту.

    В омуте рос тростник. На берегу омута лежал камень-горюн. Аленушка села на этот камень и задумалась.

    Она плохо одета, кофта и юбка у нее поношены, ноги босые. Глаза у Аленушки очень грустные. От горя она вся сжалась в комочек. Никто не видит Аленушку, никто не утешает. Только природа грустит вместе с Аленушкой. Осинки наклонились над ней, роняют золотые листочки прямо в омут. И ласточки слетелись к ней и сели на ветке над головой.

    Обо всем этом рассказал в своей картине “Аленушка” художник Виктор Михайлович Васнецов.

    Васнецов на картине изобразил один момент. Аленушка узнала о перевоплощении своего брата. Девочка пришла к пруду, присела на камень и начала горевать и сожалеть о том, что случилось. Позади Аленушки мы видим смешанный лес. Художник нарисовал высокие ели и березы, они стоят неподвижно. День кажется пасмурным, потому что солнце спряталось за тучками. Создается впечатление, что смеркается. Аленушка уселась на камень, ее ноги согнуты, руками она обхватывает колени. Свою голову она положила на руки. У нее длинные волосы, они выглядят слегка небрежными и запутанными. У девочки огромные глаза, в которых много грусти и печали. Она глядит будто вдаль. У нее красненькие щечки из-за волнения. На девочке надет сарафан темного цвета с нарисованными цветами. Она сидит босая. Ее ноги грязные это свидетельствует о том, что девочка долго ходила в поисках братца. На данный момент она не думает о себе, все ее мысли посвящены Иванушке. Вокруг места, где сидит Аленушка, растет осока.

    Вода в реке чистая, сквозь нее можно рассмотреть дно. В воде видно отражение девочки, оно слегка расплывчато. По плавающим в пруду желтым листьям можно сделать вывод, что на улице осень. В воздухе парят ласточки, они символизируют надежду и веру в лучший исход.

    Художник не сам придумал образ Аленушки. Он его срисовал с девочки с очень грустными глазами. Аленушка выглядит не как сказочный персонаж, а как обыкновенная девочка. На полотне изображена девочка грустная и печальная. По ней видно, что она сильно беспокоится о своем братце и переживает за него.

    У Аленушки очень много положительных качеств. Художник хотел, что бы люди их заметили и увидели. Девочка была добродушной, любящей, трудолюбивой. Аленушка в своем детском возрасте была ответственной и заботилась не только о себе, но и о брате. Васнецов хотел, что бы все люди обладали такими качествами характера.

    Описание №2

    Одним из самых знаменитых и популярных произведений гениального русского художника Виктора Михайловича Васнецова стало полотно “Аленушка ”, созданное им в период с 1880 по 1881 год.

    Сюжет этой картины был навеян народной русской сказкой “Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”. Устав от долгих поисков брата, юнная девушка грустно присела отдохнуть на большом камне у лесного озера.

    Заросшие осокой и травой берега водоема, застывшие на опушке леса деревья и даже прицы, не подвижно сидящие на ветках — все сопереживают и тревожатся вместе с сестрой о пропавшем братце Иванушке. Простая и естественная красота русской природы очень реалистично изображена автором на этой картине. Хотя листья почти все зеленые, желтый цвет уже появляется на ветках и становиться понятно, что скоро настанет осень. Удивительно подобранные краски и оттенки цветов ярко и самобытно подчеркивают всю красоту и прелесть русской природы.

    Уставшая путница в тревоге сидит у воды. Скромное платье, красивое лицо и яркие огнено- рыжие волосы, с большим талантом изображенные автором, показывают огромную любовь к простому человеку. В ее глазах застыли испуг и тревога, печаль и грусть. Глядя на ее испачканную и рваную одежду, становится понятно, что она очень долго ходила по лесу, ища убежавшего брата. Спутанные волосы и босые, покрытые пылью ноги, поникшая фигура и взволнованное выражение лица вызывают жалость и сострадание к ее горю. Вся картина пронизана печально-умиротворенным настроением, которое подчеркивается застывшими листьями деревьев и медленно плывущими облаками над головой. В этой сказочной картине автор сумел передать весь характер русского человека – простота и доброта, ответственность и трудолюбие, сострадание и мечтательность.

    Хотя картина написана на основе сказочного сюжета, все чувства здесь самые настоящие. Яркий образ простой русской крестьянки настолько реалистично и правдиво изображен автором, что зрители чувствуют ее усталость и тоску, видят сумрачный летний день и слышат шум леса. Не возможно не сопереживать ее горю и надеяться на радостную встречу брата и сестры. В картине наглядно и полно показано единение простого человека и русской природы.

    Другие темы: ← Сирин и Алконост. Песнь радости и печали↑ ВаснецовСнегурочка →

    Сочинение по картине Васнецова Аленушка

    Сочинение по картине Васнецова Аленушка: описание и анализ художественного полотна

    На картине Васнецова Аленушка мы видим одинокую молодую девушку, которая сидит на большом камне в лесу возле пруда. По ее грустным глазам можно прочесть о ее горькой судьбе. Она чем-то расстроена и размышляет, как ей поступить.

    На героине надета простенькая серая кофточка и цветной сарафан темного цвета. Одежда ее изношенная, на сарафане даже видны дырки. Ноги у девочки босые. Светло-каштановые волосы на голове не причесаны. Она напоминает сироту, которая вынуждена работать за кусок хлеба.

    Пруд, возле которого сидит юная героиня, очень глубокий. Вода в нем темно-коричневого цвета. На ее поверхности плавают желтые осенние листья. В зеркальной водной глади отражается берег с камнями и растительностью. По краю пруда растет зеленый камыш.

    А за спиной Аленушки растут молоденькие осинки с зеленой и желтой листвой. Наверное, совсем скоро наступит осень. На ветках одной осины расположились ласточки. Создается впечатление, что птицы общаются и решают, как помочь пригорюнившейся девчушке.

    На заднем плане растут пушистые темно-зеленые ели. Еловый лес настолько густой, что кажется непроходимым.

    Небо на полотне изображено светло-серым с прозрачными облаками. Художник специально изображает и природу, и небо мрачными и неяркими красками. Словно вся окружающая природа сочувствует этой девочке и переживает вместе с ней ее горе и тоску. Одна осинка будто бы протягивает к ней свою ветку, пытаясь помочь. Но девочка ничего вокруг не замечает, она погружена в свои безрадостные мысли.

    Картина получилась интересной и печальной. Она вызывает чувства жалости к бедной Аленушке и желание ей помочь.

    Похожее

    Популярные сочинения

    История написания шедевра

    Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, темные круги под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

    Особенности пейзажа

    Пейзаж на полотне Васнецова передан очень натуралистично, можно рассмотреть каждую травинку, и это придаёт картине мягкость. Наряду с тревогой девушка испытывает прямо противоположные чувства, что всегда было свойственно русскому человеку. По-девичьи милое лицо отражает целую гамму эмоций. О чём думает Алёнушка на картине Васнецова, можно понять не сразу, а только после нескольких минут вдумчивого созерцания. Не случайно художник несколько раз вносил исправления в шедевр.

    Как дорабатывалась картина?

    В селе Ахтырка художник Васнецов и встретил свою Аленушку. Облик крестьянской девочки точь-в-точь совпадал с образом, придуманным автором. Пруд, возле которого, склонив голову, сидела девочка местные жители так и называют – Аленушкин.

    К этой картине можно относиться по-разному. Кто-то видит в ней иллюстрацию к сказке, кто-то смотрит глубже, и видит драму человеческой жизни. Васнецов не просто написал картину. Он на языке живописи переписал сказку, расширил границы привычного образа Аленушки, продолжил ей жизнь. Пожалуй, Васнецову первому удалось так гармонично соединить лучшие традиции русской живописной школы и устного народного творчества.
    изо

    Заслуга Васнецова

    Заслуга Васнецова

    Главная заслуга художника заключается в том, что он сумел передать не только великолепие природы, но и одухотворённость простого русского человека. Образы на картине получились очень убедительными, они показывают любовь художника к народу. Милая девушка находится в гиблом месте, и от этого выглядит очень беззащитной, хотя на лице у неё нет ни тени испуга. Отсылка к сказочному сюжету достигается с помощью деталей:

    • Алёнушка бедно одета;
    • на ногах нет обуви;
    • водная гладь очень тёмная и мрачная.

    В целом место выглядит мрачным, и благодаря этому создаётся ощущение безнадёжности. Хотя в сказке нет такого момента, его легко себе представить: девушка тоскует о брате, который находится на дне омута. Полотно раскрывает всю суть русского характера, его покорность, жертвенность и способность терпеть то, что кажется непереносимым. Это молчаливый рассказ о бедах и страданиях русских людей, который вызывает тяжёлое чувство.

    Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

    Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

    Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

    фото 1 Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке) 1880 год.jpg


    Пруд в Ахтырке, 1880

    Судьба художника

    Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

    фото 3 Васнецов 1891.jpg


    Васнецов, 1891

    Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

    Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

    Как все начиналось?

    LiveInternetLiveInternet

    Воскресенье, 14 Мая 2020 г. 10:34 + в цитатник


    формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постараюсь всё понять -

    Буду грамотно писать.

    Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.

    3. Постановка цели.

    - Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение – описание по картине Васнецова… А какое, вы узнаете позже. Слайд. 1

    Что мы для этого должны

    - художественное отношение; - составлять художественное описание;

    - выбирать точные слова для описания.

    4. Повторение.

    - Но сначала вспомним, что такое текст?

    - Какие типы текстов вы знаете?

    - Чем отличается текст-описание от других типов текста?

    Конспект урока по русскому языку для начальных классов на тему Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова Аленушка

    5. Работа над новым материалом.

    - Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. (на доске портрет художника). Ксюша нас познакомит с биографией живописца Васнецова. Слайд 2. Портрет Васнецова

    Ксения: Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как бы не менялись со временем вкусы и суждения об искусстве, имя и картины этого художника остаются дороги каждому. Васнецов был сыном священника, рос среди крестьян и очень любил их простоту, доброту, с большим интересом слушал их песни, сказки.

    Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. У него зародилась страстная привязанность к народным сказкам. Убедиться в этом нетрудно, если обратиться к его творчеству

    - Но прежде чем обратимся к рисункам, скажите, какой она предстает в сказке?

    - Какой рисунок соответствует словесной характеристике героини больше других и почему?

    - Каким вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

    (Вывешивается картина и дописывается тема урока.)

    - Посмотрите внимательно на картину. Сравните с рисунками. Чем отличается?

    - Какое настроение героини сумел передать художник? Еще? (Грустное, печальное.)

    Это и будет нашим эпиграфом к уроку.

    - Посмотрите внимательно на картину.

    Давайте, закроем глаза и постараемся представить картину.

    - Что запомнилось больше всего? (Поза, лицо.)

    - Почему Аленушка находится в самом центре картины? (Чтобы обратить внимание.)

    - Что бросается в глаза в ее внешности? (Босиком, старый сарафан, растрепанные волосы.)

    - Из какой семьи Аленушка, богатой или бедной?

    - Обратимся снова к эпиграфу. Как вы теперь понимаете слова Голубевой?

    - Через образ Аленушки автор выразил любовь к народу.

    - Что самое главное в описании портрета? (Глаза. Большие, печальные, грустные.)

    - Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что у девочки горе?

    Что на это указывает? (Это выражает поза: опущена голова, колени обхватила, согнулась.)

    - Какое чувство она вызывает у зрителей, у нас с вами? (Сочувствие, жалость.)

    Читайте также: