В какой форме написано сочинение каприс 24 паганини

Обновлено: 02.07.2024

Когда-то, давным-давно, в старших классах музыкалки, я пробовала его на зуб - наверное, как и все, кто когда-либо брал в руки скрипку и учился на ней играть. К счастью, мне почти сразу хватило смелости признать, что он мне не по зубам - вернее, не по рукам, и было жаль потраченного на разучивание времени. Не по корове седло. Играть-то я его играла, ну, то есть воспроизводила нужные ноты в нужном порядке, а вот с темпом, конечно, была беда. Издевательство над музыкой. Сыграла его на каком-то отчетном концерте, не целиком, а самую первую часть - наиболее известную, выпустив почти все флажолеты и форшлаги, схлыздив там, где были наиболее сложные аккорды. Сорвала жидкие аплодисменты - скорее вежливые и сочувственные, чем восторженные. Ладно, попробовать в любом случае стоило.

Это я пишу для того, чтобы объяснить, что знаю я этот каприс не поверхностно, а прямо-таки с точностью до ноты - каждый поворот, каждую интонацию.
И так получилось, что у папы в машине этот каприс в сборнике на флешке тоже есть - в исполнении Сергея Стадлера.

Как же меня всегда мучило это его исполнение! Тяжеловесное и до краев наполненное надрывом. Никакой легкости, сплошная страсть и мука. В том месте, где исполнитель играет пиццикато правой рукой, и смычком одновременно, у меня всегда мучительно перехватывает дыхание и поджимаются пальцы на ногах - он не успевает, не успевает за темпом, а там, где мелодия идет октавами, валко и трудно перекатывается со струны на струну. Все, что я испытываю в тот момент - искреннее сочувствие исполнителю, которому тяжело.

Сегодня решила найти этот каприс в том исполнении, которое запало мне в память намертво, с самого детства - Леонида Когана (у меня было несколько его винилов - еще в то время, когда о бобиннике я только мечтала). Благослови господь интернет. Нашла, с удовольствием прослушала. Вальяжное, царственное, неторопливое исполнение, с изяществом и кружавчиками. У Леонида Когана вообще своя манера, которую ни с чем не спутаешь - филигранная отточенная техника и виртуозное владение инструментом - и, тем не менее, всегда покой и нега. Роскошная манера игры, исполненная плавным достоинством, даже там, где темп произведения требует пошевеливаться. Ну и тембр его скрипки, конечно, неповторимый - густой, бархатный, с хрипотцой.

И теперь сравните - исполнение Александра Маркова:

Нервное, быстрое. Страсть и скорость. Техника, конечно, тоже ни фига себе (хотя слышно кое-где смазанность и мелкие ошибочки). Возможно, Паганини именно так и задумывал характер исполнения этого каприса, но мне оно не нравится. Он со скрипкой борется, наказывает ее, она у него в руках не поет, а страдает.

Вот еще сравните с исполнением знаменитого Яши Хейфеца:

Классическое, ритмичное, академичное, я бы сказала. Скучноватое. Ни страсти, ни огня - одна филигранная техника. Аккомпаниатор еще этот. долбит.

Вот Ванесса Мэй, исполнение которой вообще некоторые считают издевательством над классикой, но и такое видение произведения, безусловно, имеет свое право на существование (но мне не нравится тоже):

Еще нашла вариант исполнения Сергея Крылова:

Техника на грани фантастики. Эхо помещения лично мне довольно сильно мешало слушать, оно не украшает произведение, а смазывает его. И что-то мешало мне назвать это исполнение идеальным. Вроде и не тяжело играет, и не сухо, как Хейфец, а очень даже эмоционально и захватывающе, но.

А потом я случайно нашла вот этот ролик, каприс №24 в исполнении Дэвида Гаретта (David Garrett).

И мое девичье сердце тут же дало сбой и растаяло.
Во-первых, он просто невероятный красавчик. Тут не видно, но на самом деле он какого-то совершенно гигантского роста - а я-то думала, почему это и скрипка, и смычок кажутся такими маленьким в его руках? (еще эта его легкомысленная фигушка из волос, ну не прелесть ли?)

Во-вторых - легкость. Просто потрясающая, необыкновенная. Он играет именно играючи. Какое у него лицо! Обожаю смотреть на людей, которые сами получают огромное удовольствие от игры - вот, например, на Маркина мне было смотреть ТЯЖЕЛО - как он обливается потом, как трясет головой и волосами, как изгибается в самых невероятных наклонах. А тут!

Как же он мне нравится.
Как он смотрит на скрипку! Он ей улыбается! Я влюбилась, деуки, просто беда.
(Конечно, в роли Паганини в фильме "Паганини: скрипач дьявола" он смотрится несколько странно - слишком молод, слишком красив, слишком. киногеничен.)

[Паганини в исполнении Владимира Мсряна (и в озвучке Сергея Шакурова, где скрипка - Леонид Коган и Михаил Гартванг) для меня останется единственно верным, наверное, навсегда - мрачный, трагичный, сумасшедший. Никакого гламура, ни капли красивости.]

Но каков этот Дэвид, а? Его роликов в сети множество - на них он балуется, шутит, наслаждается музыкой, балдеет от нее.

Вот посмотрите, "Кампанелла" Паганини в его исполнении - филигранная штучка, игрушечка:

В том месте, где любимое паганиниевское пиццикато левой рукой с флажолетами вперемешку - какое у него лицо!! Он офигенный, офигенный.

А это его совершенно фантастический "Чардаш", легкий, веселый, озорной, мммммм, сказка:

Пойду поработаю под все подряд его ролики. Ах, как он хорош и легок. Никакого вам немецкого орднунга, просто прелесть. Вот ведь, а. И еще он почти всегда улыбается когда играет. Это невероятная редкость.

Жанр каприса (или каприччио) в академической музыке – произведение свободной виртуозной формы, не ограниченное строго-формальными условностями.

Что там, за пределом человеческих возможностей?

Представляя собой феерическую картину контрастирующих противопоставлений образов, тембров, динамически и стилистических звучаний, скрипичные пьесы Паганини - вершина исполнительского музыкального искусства.

Феерия о 24 пьесах

Совершив революционный переворот в скрипичной музыке, цикл из 24 пьес-каприсов явил собой венец причудливо-гротескных образов. Воплощенные в немыслимую доселе нечеловеческую музыку, эти фантастические пьесы остались по сей день уникальным явлением в музыкальном искусстве.

Труднейшие приемы игры, ошеломительная виртуозность, предельная образная насыщенность поражают красочным использованием возможностей скрипки и воплощены в:

  • сурово-величавом каприсе № 4;
  • блестяще имитирующим звуки охоты каприсе № 9 (порхание птиц, скачки лошадей, подражание охотничьему рожку);
  • гениальному подражанию оттенкам женского смеха и раскатам мужского в каприсе №13.

Импровизационная свобода цикла воплощена в завершающем 24 каприсе – вариациях на тему стремительной тарантеллы. Явственно проступающие элементы народного итальянского мелоса придают финалу цикла особый акцент: Паганини был и остается настоящим итальянцем, превыше всего ценящим личную и творческую свободу.

Будучи великим итальянским скрипачом-виртуозом и композитором, Никколо Паганини, постоянно оттачивая своё техническое мастерство, создал для этого небольшие пьесы, которые назвал Каприсами, так как все они разнообразны, причудливы, капризны по характеру и имеют форму небольших сжатых миниатюр. Из просто технических этюдов, они, в силу необыкновенной виртуозности в сочетании с яркой образностью, становятся величайшими шедеврами скрипичной музыки, входящими в репертуары многих исполнителей как прошлых веков, так и современности.

История одного шедевра: 24-ый каприс Паганини стал не только результатом его фантазии, но и вызвал целый сонм идей у других великих композиторов

Каприс (или каприччио) – сочинение свободной формы, в котором фантазия автора значит больше, чем законы композиции. Один из 24-х каприсов легендарного скрипача Никколо Паганини стал не только результатом его фантазии, но и вызвал целый сонм идей и других великих композитов.

Но каприсы, которые сочинил Паганини были совсем не похожи на остальные. Во-первых, их было 24 – ровно столько, сколько существует тональностей. А во-вторых, это был настоящий калейдоскоп новых, доселе невиданных высот технического совершенства.

Паганини исполнял свои каприсы с легкостью и блеском, поражая современником и вызывая упорные слухи о том, что он продал свою душу дьяволу за право так играть.

Как это часто бывает, самое эффектное автор приберег на финал – его последний, 24-ый каприс стал своеобразным символом, визитной карточкой великого скрипача.

Каприс как магнит притягивает к себе музыкантов. И не только скрипачей, для которых сыграть столь сложную пьесу – дело чести. Многие композиторы были буквально захвачены в плен лаконичной темой 24-го каприса: повторяющаяся как наваждение музыкальная фраза состояла всего из нескольких нот, но обладала завораживающим воздействием.

Смелый опыт Листа словно открыл новый путь для европейских композиторов: великий Йоганнес Брамс почувствовал в этом каприсе намного больше, чем Лист, а, возможно, и сам Паганини. Он создал на основе короткой мелодии не один, а два цикла – две тетради вариаций для фортепиано. Впервые он показал всему миру, что тема Паганини может стать и утонченно-лирической, и глубоко драматичной.

Сочинение Брамса поражало не только фантазией, но и виртуозностью фортепианной техники. Он писал специально для Карла Таузига – одного из лучших учеников Листа, который феноменально играл это сложнейшее сочинение.

Близкий друг Рахманинова, знаменитый хореограф сезонов Дягилева Михаил Фокин долго искал сюжет для нового балета. Он отвергал одно предложение за другим до тех пор, пока Рахманинов не показал ему музыку своей рапсодии. Оказалось, что у композитора и либретто почти готово: он мечтал оживить легенду о Паганини, продавшем свою душу нечистой силе за совершенство в искусстве.

Фокин и Рахманинов в переписке горячо обсуждали детали спектакля, а сам хореограф начал учиться игре на скрипке – чтобы точнее представить Паганини на сцене.

Польский композитор Кароль Шимоновский предложил и свой вариант скрипичного каприса, добавив к нему фортепианный аккомпанемент. А его соотечественник – авангардист Витоль Лютославский сочинил вариации на тему Паганини для двух фортепиано – в огромной крещендо он показал путь от классической темы к самым современным созвучиям.

До неузнаваемости тему каприса изменил немецкий композитор Борис Блахер. В его вариации знакомый мотив Паганини растворяется в современных диссонансах, необычных оркестровых красках и даже джазовых ритмах.

Русский авангардист Эдисон Денисов не изменил ни ноты в скрипичной партии Паганини, но поместил ее на фоне такого аккомпанемента струнного оркестра, что музыка вновь абсолютно изменилась, обретя почти космический характер.

Паганини не мог и предположить, что его небольшое сочинение обретет такую популярность. Тема 24-го каприса рождает все новые идеи у композиторов, обретает новые контуры, дополняется новыми гармониями и ритмами и растворяется в диссонансах и необычных оркестровках. Сегодня каприс играют на трубе, саксофоне, гитаре, виброфоне, даже на балалайке.

Как удалось Паганини заложить в одной короткой музыкальной теме столько скрытых смыслов? В этом, пожалуй, и заключается главная загадка великого искусства Паганини, его гениальной личности. Эта загадка и дает возможность каждому художнику дать свой ответ – безусловно, в меру своего таланта.

ВложениеРазмер
Слушание музыки "Каприс № 24" Николо Паганини 392.07 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образование учреждение

средняя общеобразовательная школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по слушанию музыки:

Метелевой Татьяны Юрьевны

5 класс, 3 триместр

-Вы услышали цитату великого венгерского композитора 19 века Ференца Листа о композиторе, чьё имя мы сегодня не раз будем называть. Когда кто-то из вас догадается о ком пойдёт речь – появиться портрет, и мы его увидим!

-А сейчас мы с вами послушаем фрагмент музыкального произведения, который исполнит струнно-смычковый инструмент. Какие струнные инструменты вы знаете?

-Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

(в презентации появляются фотографии инструментов и их названия)

-Молодцы! Постараемся понять, чей тембр инструмента сейчас будет звучать.

-Сможете ли назвать фамилии композиторов, которые сочиняли произведения для скрипки?

-Арканджелло Корелли, Джузеппе Тартини, Генрик Венявский, Леопольд Ауэр, Николо Паганини.

- Я услышала фамилию Паганини. Кому известно это имя? Какие интересные факты из жизни и творчества вам известны?

- Личность Паганини, его биография - необыкновенны. В течении десятилетий многие умы бились над разгадкой этого феномена. Даже в ряду выдающихся музыкантов, какими богат 19 век, артист занимает совершенно исключительное место.

Талант гения необычайно ярок. Существуют произведения, написанные Паганини, которые невозможно сыграть музыкантам-скрипачам, по причине необычайной сложности исполнения.

-От слова каприз, капризничать.

-Правильно! Вы, капризничаете, иногда?

Вы готовитесь к своему капризу заранее?

-Можете ли сдержать свои эмоции при капризе?

- Во время каприза эмоции контролировать ОЧЕНЬ тяжело!

1. Что вы услышали в музыке?

2.В этом произведении один образ или много?

- Мы услышали музыку виртуозную, яркую, изысканную. В ней много разных интересных эмоциональных состояний.

-Очень хорошо, молодцы! Если есть эмоции, значит, должен быть и главный герой этого музыкального рассказа?

- Какими чертами характера вы бы его наделили? Нарисуйте его в воображении.

- Смелый, решительный, спорящий, порывистый, задумчивый, неспокойный, яркий, гордый.

- Очень хорошо! Посмотрите, подходит ли этот портрет по характеру к нашему герою?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

24-й каприс Н. Паганиничерез призму творческих исканий музыкантов рубежа XX-X.

Описание презентации по отдельным слайдам:

24-й каприс Н. Паганиничерез призму творческих исканий музыкантов рубежа XX-X.

24-й каприс Н. Паганини
через призму творческих исканий музыкантов рубежа XX-XXI века

Значение каприсов в наследии паганиниВ творческом наследии Никколо Паганини в.

О 24 каприсе Каприс № 24 является завершающим произведением в цикле каприсов.

О 24 каприсе
Каприс № 24 является завершающим произведением в цикле каприсов Паганини. Двадцать четвёртый каприс справедливо считается самой известной работой Никколо Паганини для скрипки соло. Он написан в тональности ля минор, состоит из главной темы, 11 вариаций и финала.
Среди скрипичных исполнителей, этот каприс считается одним из самых сложных произведений, когда-либо написанных для солирующей скрипки. Его исполнение требует от скрипача безупречного владения множеством разноплановых техник, таких как игра параллельными октавами, двойными нотами в быстрых темпах, пассажной техники, владения пиццикато левой рукой, аккордовой техники, флажолетной, а самое главное – безупречной интонации и интонирования

Влияние 24-го каприса Н. Паганини на последующие исполнительские эпохиСоздани.

Занимательная нотографияТак выглядит оригинальный нотный текст, написанный ру.

Занимательная нотография
Так выглядит оригинальный нотный текст, написанный рукой самого Никколо Паганини. Сборник каприсов был закончен в 1817 году и был издан в 1820.

Реакция на произведениеСовременник Н. Паганини Ференц Лист, услышав выступлен.

Занимательная нотографияА вот так выглядит начало знаменитейшего «Трансценден.

Реакция на произведениеВ 1934 году идея написать произведение на тему каприса.

Занимательная фотографияСцена из балета М. Фокина "Паганини" на музыку С. Рах.

Занимательная фотография
Сцена из балета М. Фокина "Паганини" на музыку С. Рахманинова.

современностьТема гениальности великого скрипача-виртуоза Н. Паганини не теря.

Занимательная видеография

выводТемы 24 каприсов Паганини продолжают рождать новые идеи у композиторов.

вывод
Темы 24 каприсов Паганини продолжают рождать новые идеи у композиторов. Она дополняется современными гармониями и ритмами, растворяется в диссонансах и необычных оркестровках. Сегодня каприс исполняют на саксофоне, трубе, гитаре, виброфоне, балалайке и на многих других инструментах.

Краткое описание документа:

Данная работа будет интересна студентам музыкальных колледжей, колледжей культуры и искусств, а так же студентам музыкальных академий.

Читайте также: