В франкл человек в поисках смысла сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Шаад Ирина Николаевна

Актуальность темы эссе обусловлена серьезным влиянием в современной академической среде учения австрийского психиатра, психолога и философа Виктора Франкла - основателя экзистенциального анализа и логотерапии. В основе психотерапии В. Франкла лежит, однако, не только психологическая, но и философско-антропологическая концепция, во многом сформированная интересом ученого к современным ему феноменам интеллектуальной культуры.

Со гласно В. Франклу, че ловеческая лично сть со стоит из тре х со ставных элементов: психического, физиче ского и ноэтического. На личие в че ловеке но этической составляющей, пре восходство ее над те лесным и психическим, психо духовный антагонизм, о буславливает в че ловеке свободу, о тветственность и духовность.

Отсюда, в о снове ло готерапии ле жат три понятия: сво бода воли, во ля к смыслу, смысл жизни.

Пе рвой не обходимой ве щью на пути к по иску смысла жизни являе тся сво бода воли, пре дставляющая со бой во зможность для че ловека де лать со бственный выбор, ко торый не за висит от каких-либо обстоятельств. Фра нкл утверждал, что жизнь име ет смысл при любых усло виях и призыва л люде й не впа дать в отчаяние. Са мо о тчаяние психиа тр о пределял как, "стра дание без смысла". Го воря о том, что человек, ко торый не мо жет увиде ть смысла в сво их стра даниях скло нен к отчаянию. Но е сли в стра даниях уда ется на йти смысл, то они пре образуются в достижения. Для это го че ловеку нужно понимать, за чем и ра ди че го он пе реживает эти страдания.

По нятие "во ли к смыслу" В. Фра нкл про тивопоставляет а длерианскому стре млению к превосходству, ко торое на правлено на ко мпенсацию неполноценности. Стре мление к смыслу для че ловека являе тся мо щной мотивацией. В случа е же, е сли стре мление к смыслу у че ловека фрустрировано, та кой че ловек ста новится скло нным к апатии, неврозу, клиниче ской симптоматике.

В ло готерапии суще ствование смысла жизни не по ддается ни ма лейшему сомнению. Он суще ствует заранее, че ловеку о стается его найти, а не изо брести самому. Если суще ствует бытие, значит, суще ствует и его смысл. К да нной мысли прихо дили и другие выда ющиеся мыслители: в фило софии Ка нта смысл суще ствует априори, а Ха йдеггер о пределял смысл жизни как " экзистенциал".

Для то го что бы на йти смысл жизни и быть счастливым, уйти от не приятных мо ментов жизни, че ловеку не обходимо принима ть ре шения не смотря на условия, которые, как мо жет казаться, о пределяют его поведение. Че ловек мо жет де йствовать свободно, в со гласии с о кружающими его обстоятельствами, испо льзуя то, что ему дано, но е сли буде т необходимость, че ловек до лжен де йствовать во преки сво им условиям.

Как го ворил В. Франкл, это иллюзия, что люди являются пле нниками сво их чувств или окружения, наоборот, По мне нию В. Франкла, люди в любых ситуа циях и со стояниях спо собны стре миться к смыслу для того, что бы о босновать своё существование. Это являе тся са мой мо щной мо тивирующей сило й для личности. Утра та или не возможность на йти та кой смысл жизни как раз и ве дет к о щущению пустоты, бе сцельности существования, кризису. Ло готерапия в бо льшей сте пени со средоточена на це нностном а спекте жизни че ловека чем ве сь экзисте нциальный а нализ до нее.

В о снове пре дложенной В. Фра нклом ло готерапии - психотерапии, о риентированной на исце ление по средством на хождения смысла - ле жит пре дставление о том, что причина психиче ских на рушений вызва на не способностью че ловека про живать сво е лично стное начало. Соответственно, це ль ло готерапии со стоит в том, что бы во сстановить и укре пить бытие па циента свободной, принима ющей о тветственные ре шения личностью, и тем са мым во зродить его спо собность на ходить и во площать смысл.

«Экзисте нциальная те рапия пре следует сле дующие ча стотные цели:

1) ста ть че стным по о тношению к себе;

2) ра сширить сво е виде ние личных пе рспектив и о кружающего мира в целом;

3) прояснить, что прида ет смысл на стоящей и будуще й жизни.

Та ким образом, за дачей ло готерапии выступа ет по мощь че ловеку в о бретении смысла жизни. Уника льный смысл жизни (или о бобщенные ценности, ко торые выпо лняют ту же функцию) мо жет быть на йден че ловеком в о дной из тре х сфер: творчестве; эмо циональных переживаниях; со знательном принятии тех обстоятельств, ко торые че ловек не в со стоянии изменить.

При это м ро ль ло готерапевта сопровождающая. Все во зможные смыслы че ловек до лжен выбра ть для се бя сам.

Ра зработанные В. Фра нклом ло готерапевтические ме тоды - дерефлексия, па радоксальная инте нция и изме нение уста новки по о тношению к стра данию - на правлены на а ктуализацию и ра скрытие пе рсональных спо собностей лично сти как духо вной сущно сти человека.

Значение теории Франкла для психотерапии видится не столько в разработке новых терапевтических техник, сколько в обосновании новой методологии психотерапии, суть которой заключается в акцентировании ноэтического измерения человека, его человеческой сущности. Переход от традиционной (связанной исключительно с психофизическим планом существования человека) к новой психотерапии — это движение к терапии, позволяющей человеку проживать себя как ноэтическое существо.

Потенциал предложенной Франклом теоретической модели, однако, оказался значительно большим, чем предполагал сам автор. В 1980-1990 гг. А. Лэнгле, ученик и коллега Франкла, развил и детализировал экзистенциально-аналитическую картину человека, расширив тем самым теоретический и методологический базис психотерапии.

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.:Прогресс, 1990.

2. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции / пер. с нем. М.: Альпина нонфикшн, 2018. 342 с.

Эта эпоха характеризуется плюрализмом мнений, многообразием философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

Содержание

Эпоха написания произведения…………….……………………………………3
Философское направление, к которому принадлежит автор……….….………4
Основная идея произведения…………………………………………. ……..6
Основные темы и проблемы произведения …………………………………….8
Отношение к произведению и авторскому подходу…….…….…….…….…..14
Заключение……………………………………………….……………. ……16
Литература……………………………………………………….…………. ….17

Работа состоит из 1 файл

Реферат по философии.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнил: Костин Д.А.

Руководитель: Голдобина Л. А.

Эпоха написания произведения…………….……………………………… ……3

Философское направление, к которому принадлежит автор……….….………4

Основная идея произведения………………………………………….. . ……..6

Основные темы и проблемы произведения …………………………………….8

Отношение к произведению и авторскому подходу…….…….…….…….…..14

Эпоха написания произведения

Произведение “Человек в поисках смысла” было написано австрийским психиатором, психологом и неврологом, узником нацистского концентрационного лагеря Виктором Франклом в эпоху философии XX века.

Эта эпоха характеризуется плюрализмом мнений, многообразием философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

XX столетие – век кризисов во всех областях жизни. Социальные перевороты, меняющие основы общественного устройства многих людей, становятся неотъемлемым признаком жизни. Множество войн, которые происходили в XX столетии, а так же экологическая угроза, показывали, что научно- технический прогресс не всегда означает господство человека над природой и получение всех благ, но еще несет в себе и отрицательный характер.

Философские исследования от проблем общего свойства, которые включали вопросы бытия, мироздания, общественного устройства, тенденций и пути развития общества как целого, все более перемещались в сторону человека, к описанию его уникальности, становления личности на пути творческой свободы.

Философское направление, к которому принадлежит автор

Виктор Эмиль Франкл представитель философии экзистенциализма. Его интересы были связаны с духовной и гуманитарной проблематикой.

Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель). Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Экзистенциализм был одним из самых модных философских течений ХХ-го века. Основная его тема ¾ духовный мир человека, судьба личности в современном мире. В центре стоит проблема человеческой свободы. Внимание акцентируется на уникальных переживаниях, в которые погружена человеческая личность и на то, как сознание оперирует с этими переживаниями.

На основе философии экзистенциализма в психологии возникает гуманистическое направление. Освещение проблем смысла, свободы и ответственности наиболее ярко прослеживается в трудах Виктора Франкла.

Экзистенциальная психология теснейшим образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагали, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов – наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду. А Франкл в своём творчестве и конкретно в рассматриваемом нами произведении делает акцент именно на этом, соответственно его можно отнести к представителям философии экзистенциализма.

Виктор Франкл разработал один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования, под названием логотератпия.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Основная идея произведения

Основной идеей и задумкой данного произведения является то, чтобы каждый человек после его прочтения смог бы найти свой собственный смысл жизни, тем самым став счастливым и удовлетворенным своей жизнью, а также смог себя реализовать в нашем мире.

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не "вторичной рационализацией" инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.

Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя.

В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования - в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть, - также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой.

Смысл жизни каждого конкретного человека обнаруживается, а не придумывается. Смысл существует не сам по себе, а в той или иной ситуации для конкретного человека. Он уникален. Задача врача, по Франклу, не навязать пациенту смысл, а лишь помочь его найти. Жизнь каждого человека уникальна.

Таким образом, учение о смысле жизни в теории Франкла может быть выражено в следующем тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Осуществление смысла своей жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).

Основные темы и проблемы произведения

Основная проблема, которая явилась поводом к написанию рассматриваемого нами произведения В. Франкла явилась проблема утраты людьми смысла жизни, которая была актуальной не только для одной страны или нескольких стран, а для всего общества в целом. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60 гг. все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако, никому не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла новая эпоха.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно человеком. В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животного и посредством которого оно охранялось. Такая защита, подобно раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Все больше и больше он начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, все в большей степени становясь жертвой конформизма.

Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время ставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем". Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы.

В своём произведении Виктор Франкл уделяет значительное место поиску смысла любви. Любовь он определяет как переживание другого человека во всём его своеобразии и неповторимости. С точки зрения Франкла, быть любимым — без какого-то вклада, усилия и труда, по милости Божией, получить то, что возможно лишь при реализации всего своеобразия и неповторимости человеческой личности. В любви любимый человек воспринимается как единственное и неповторимое существо. Как человеческая личность он становится незаменимым для того, кто его любит. Франкл утверждает, что любовь не заслуживают, любовь это — просто милость.

А для того, кто любит, любовь меняет восприятие мира. Любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей. Врата в мир ценностей как бы распахиваются. Для любящего весь мир озаряется сиянием ценностей. Франкл считает, что любовь делает человека зрячим.

Любовь — вступление во взаимоотношение с другим человеком как с духовным существом. Духовная близость людей представляется Франклу наивысшей из достижимых форм любви. Тому, кто любит, уже больше недостаточно соответствующего физического или эмоционального состояния — его по-настоящему устраивает только духовная близость с человеком. Любящий любит не то, что имеет любимый, а то, кем он является. Взгляд того, кто любит, проникает сквозь физическое и психическое “одеяние“до самой сердцевины другого существа.

Если бы у вас была возможность провести вечер с мужчиной, который пережил Освенцим, вы могли бы освободить время в своем плотном графике, чтобы услышать его рассказ? Будете ли вы удивлены, узнав, что оставшийся в живых он был счастлив и хорошо приспособлен и до сих пор видел в людях исключительно хорошее? Были бы Вы удивлены еще больше, узнав, что он нашел смысл в жизни, а не только после Холокоста, но в то время он был еще в Освенциме? Смогли бы Вы рассмотреть возможность применения его с трудом заработанные идеи для Ваших собственных проблем, которые могут быть достаточно тривиальными в сравнении с его жизнью? Через таинство чтения, у вас есть возможность встретиться с известнейшим психологом Виктором Франклом, переживший Холокост, и предоставив ему 165 страниц Вашего времени.

Психологические реакции на негативный опыт не предопределены при любых обстоятельствах, независимы от того, насколько мощным или разрушительным был данный опыт. Смысл приходит изнутри себя, несмотря на окружающие страдания. Личная ответственность является способом для человека, чтобы найти данный смысл, не поддаваясь разрушительностью ума на множества других факторов и оставаясь верным себе. Виктор Франкл утверждает, что все это возможно, возможно быть постоянно подвергнутыми смерти и отчаяния Освенцима, но все же найти средства для обнаружения смысла в этом страдании. Даже тогда, когда смерть кажется неизбежным, В. Франкл считает, что люди обладают внутренней способностью положительно размышлять о вещах, которых они добились в своей жизни и заложить в перспективе текущее значение их страданиям: Когда человек считает, что это его судьба, чтобы страдать, он должен будет принять свои страдания, как некие задачи; его единственные и неповторимые задачи. Он должен будет признать тот факт, что даже в страдании он является уникальным и единственным во всей Вселенной. Никто не может избавить его от страданий или страдать вместо него. Его уникальная возможность заключается в том, каким образом он несет свое бремя.

В первом разделе В. Франкл описывает три отдельные фазы психологической реакции, которые были общими для всех заключенных, которые произошли в последовательном порядке - шок, апатию, и желание свободы. Даже в таком ужасе автор стал свидетелем актов благодати:

Файлы: 1 файл

культурология эссе.docx

Подготовила: студентка 411 группы ФК и СКД Шило Марина

Во время Второй мировой войны Франкл был узником нацистского концентрационного лагеря. Он потерял своих родных, которые погибли в бесчеловечных условиях. В ужасных условиях существовал и сам доктор Франкл. Стоит представить, как тяжело человеку находиться в ужасных обстоятельствах, у него отобрали всё дорогое, вокруг холод, голод, смерть, ужас, но при этом он не сдаётся и видит будущее для себя. Психиатр, который выстоял в этих немыслимых условиях - это психиатр, которого стоит выслушать.

От многих европейских экзистенциалистов Франкла отличает то, что он не пессимистичен и не антирелигиозен. Он смотрит с огромной надеждой на способность человека подняться над всеми проблемами и негативом и найти истину жизни. Автор хотел донести до читателя то, что у жизни есть смысл в любых условиях, даже в самых тяжёлых и горестных. И если он и люди вокруг него во время пребывания в концлагере находили этот смысл, то мы должны задуматься о том, почему многие не могут найти его в мирное время, имея кров над головой, еду, одежду, близких людей рядом.

Данная книга посвящена гибели многочисленных жертв. Человек, побывавший там пытается донести до нас все ужасы и страдания ни в чём ни повинных людей. Франкл рассказывает нам о борьбе за жизнь, за то, чтобы сохранить эту жизнь для семьи, для родных и близких людей. Именно желание вернуться домой, где всё будет хорошо, как и прежде, давало многим силы выживать, не смотря ни на что. Именно переживания людей были темой описания. Для тех, кто был в лагерях, это попытка объяснить им их чувства в свете науки сегодняшнего дня. А для тех, кто никогда не был в лагере, книга поможет узнать и лучше понять переживания той удручающе малой доли заключенных, которые выжили, но и на свободе жизнь их очень непроста. Эта книга не стремится быть отчетом о событиях и фактах, а лишь рассказать о личном опыте и переживаниях - каждодневном мучительном существовании миллионов заключенных. Это голос изнутри концлагеря, как определил ее один из выживших. Здесь не говорится о тех великих ужасах, которые уже достаточно хорошо описаны (хотя им не так уж часто верят), а скорее о множестве малых издевательств. Другими словами, книга пытается объяснить, какова была будничная жизнь концлагеря и как она отражалась в душе обычного заключенного.

Согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Конечно, для многих спасением и смыслом была любовь. Именно благодаря ей многие выживали, так как хотели вернуться к людям, которые дороги, которых любили. Заключенные вспоминали своих жен, детей. Приходило осознание того, что величайший из секретов, которыми могут поделиться поэзия, мысль и вера: спасение человека происходит через любовь и в любви. Возможно, в этом и есть смысл жизни. Причем, можно согласить с автором и в том моменте, что любовь гораздо шире физической личности. Рядом с нами этот человек или нет, жив ли он вообще – это в какой-то степени не важно. Мысли о любимых и подъем внутренней жизни давал заключенному убежище от пустоты, отчаяния и духовной бедности его существования, позволяя ему спасаться в прошлом. Также присутствовало и искусство, пусть и не в привычном виде, но всё же оно было. Таким образом, можно сделать вывод, что духовные ценности люди почитали даже в тяжелейших условиях. И во много именно благодаря им они оставались людьми.

В лагере старались внушить человеку душевное мужество, старались показать ему в будущем то, ради чего стоит стремиться выжить. Ему надо было напомнить, что жизнь еще ждет его, что какое-то человеческое существо дожидается его возвращения. И пусть его уже никто не ждал, но всё-таки им было важно верить в то, что их ждут и благодаря этому выживать. По мнению Франкла, поиск смысла жизни – это и есть основная мотивация. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - явление широко распространенное в наши дни.

Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. И даже находясь в безвыходной ситуации можно и нужно искать смысл. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. Таким образом, нужно отметить, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим человеком; только тогда он может удовлетворить его собственную волю (стремление) к смыслу. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Читайте также: