В дорогу зовущие сочинение

Обновлено: 04.07.2024

К книге надо относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга - это только дорога.

Вот вы идёте по тропинке, но если хотите пересчитать деревья, узнать, какой же это лес, то надо уходить с тропинки. И вот этот переход - углубление ваших знаний, составление примечаний, проверка.

Хороших книжек, таких, которые непременно нужно прочитать, немного, а мы прочитываем их наспех, и потому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. Мы этим портим себе чтение.

Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофёр - машину.

Не надо пугаться, что написано уже столько книг. Всё равно, мол, не прочитаешь. Если вы верите в себя, то количество вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспоминаться. Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать.

Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.

Пушкин умер молодым. Но он много читал и всё время изменялся. И когда вы попадаете в мир Пушкина, вы удивляетесь тому большому количеству вещей, которые он знает. Широте его интересов. Его как будто иной раз странному любопытству. И именно умению читать. Серьёзному отношению к чтению.

Когда вы что-нибудь строите, шьёте, вам надо иметь материал, нитки. Если вы что-нибудь сколачиваете, нужен инструмент, гвозди, дерево. Для того чтобы жить и развиваться, надо знать необыкновенное количество книг.

У Гоголя есть изумительные записи. Он читал и составлял свои словари. Он, например, записывал посуду, какая есть в России.

Есть справочный аппарат к собраниям сочинений Толстого. И, просматривая его, даже трудно себе представить, какое число людей он знал и сколько читал. И держал в памяти. Он читает Жюля Верна для детей, а размышляет, что такое тяготение, что такое невесомость в космическом пространстве. Он умеет брать из книги больше, чем в ней написано. Книга для Пушкина и для Толстого - предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их как бы толкает вперёд и дальше. И дальше от неё уходят.

Лев Николаевич говорил, что самый важный человек - это тот человек, который с тобой говорит вот сейчас. А самое важное время - это сейчас. И книга, которую читаешь сейчас, - самая важная.

Из размышлений В. Б. Шкловского

Ответы на вопросы

1, 4. Книжка - дорога, ведущая нас по жизни, помогающая нам теми познаниями, которые мы из неё узнали. Книжку необходимо рассматривать и читать пристально, как часовщик- часы либо шофёр - машину. Не надо страшиться, что написано не мало книжек, не надо бояться читать много самых различных книжек - они все понадобятся.

Пушкин читал много и потому много знал. Его интересы были очень широки, потому он читал самые различные книжки. И он умел верно читать книжки - серьёзно, пристально.

Гоголь из познаний, приобретенных в книжках, составлял свои словари.

Толстой умел брать из книжек больше, чем в их написано, потому, читая Жюля Верна, он размышлял о тяготении, невесомости…

Книга для Пушкина и для Толстого - предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их вроде бы толкает вперёд и далее. И далее от неё уходят

5. Какую книгу Л. Толстой считал самой важной ?

Ту, которую читаешь на данный момент, на этот момент.

Вы прочитали выдержки из статьи В дорогу зовущие известного русского критика, писателя Виктора Борисовича Шкловского.

Ответ

Книга — дорога, ведущая нас по жизни, помогаю­щая нам теми знаниями, которые мы из неё узнали. Книгу нужно рассматривать и читать внимательно, как часов­щик — часы или шофёр — машину. Не нужно бояться, что написано так много книг, не нужно бояться читать много самых разных книг — все они пригодятся.

Пушкин читал много и поэтому много знал. Его инте­ресы были очень широки, поэтому он читал самые разные книги. И он умел правильно читать книги — серьёзно, внимательно.

Гоголь из знаний, полученных в книгах, составлял свои словари.

Толстой умел брать из книг больше, чем в них написа­но, поэтому, читая Жюля Верна, он размышлял о тяготе­нии, невесомости…

Проверьте себя

Почему он называет книгу дорогой? Как советует рассматривать и читать книгу?

Книгу Шкловский советует читать и просматривать недоверчиво, внимательно рассматривая каждую строчку. Книгу должно изучать с таким же вниманием, как часовщик изучает часы.

Чего не надо бояться? Как относились к книге Пушкин, Гоголь, Л. Толстой?

Не надо бояться, что на всей планете уже так много книг. Какую бы книгу ни прочитал человек, она останется в его памяти, будет всегда помогать ему справляться со своими проблемами, находить правильные ответы на жизненные вопросы.

Пушкин очень много читал. Можно только позавидовать его любознательности и пытливому уму. Он постоянно изменялся - иго интересы постоянно расширялись и множились. И все это благодаря книгам. А также серьезному отношению к чтению.

Гоголь составлял по прочитанному словари. К примеру, он записывал описания посуды, которая есть в России. Это очень хорошо помогало ему при создании образов быта героев своих книг.

Для толстого книга представляла собой предмет для мысли, материал для размышления. Книга толкала его на будущие свершения.

2-3. Познакомьтесь с высказываниями великих писателей о книге. Согласны ли вы с авторами этих строк?

Я согласен с каждым из этих авторов. К примеру, Андре Моруа говорит, что хорошие книги стоит перечитывать, выписывая глубокие мысли или хорошие отрывки. Это помогает мне больше разбираться в книгах.

Постарайтесь подтвердить мысли из этих высказываний примерами из ранее прочитанных книг.

К высказыванию Андре Моруа:

К высказыванию Сомерсета Моэма:

Очень интересно читать эпиграфы к произведениям, к примеру, Пушкина. В его время умение правильно подобрать эти несколько строчек и поставить их в начало романа - было признаком широких интересов и начитанности автора.

Вспомните статью о книге из учебника 5 класса. Используйте материалы из этой статьи для подготовки собственного высказывания о книгах и чтении.

Одна из самых ценных книг - это учебник. На ее страницах можно найти точные ответы об окружающем мире и себе самом. Художественная литература преподает нам уроки нравственности и духовности, помогает формировать собственные взгляды.

Чтение можно назвать творчеством, поскольку для понимания мыслей автора нужно изрядно потрудиться, затратить немало энергии. Духовное развитие человека напрямую зависит от того, как внимательно и вдумчиво он читает.


4. Что из размышлений Шкловского вам показалось особенно важным для каждого читателя?

Подготовьте развернутый ответ, включив в него слова и словосочетания из статьи критика.

Особо важные советы Шкловского:

Такие советы помогут научиться читать правильно, а также лучше понимать себя и окружающих.

5. Какую книгу Толстой считал Самой важной?

Толстой утверждал, что самой важной является та книга, которую держишь в руках прямо сейчас. Это означает, что из любой книги можно почерпнуть важные и полезные знания, получить посредством чтения эстетическое удовольствие.

Великий писатель обращал внимание на то, что необходимо обращать внимание именно на настоящий момент, считать самым ценным собеседником того человека, который находится перед тобой именно сейчас.

Цель урока - совершенствование умения определять тему и

главную мысль текста,

Закрепление умения лексического, грамматического

Выработка умения анализировать текст с точки

зрения языковых средств,

Подготовка к ЕГЭ.

Оборудование тексты, словари, карточки для заполнения, папки

Форма работы на уроке Анализ текста.

1. Проверка домашнего задания

В2. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью примыкание??

2. Работа над темой и главной мыслью текста

Чтение каждого абзаца и выделение ключевых моментов:

1. Библиотека – это не сумма книг, а система книг

2. Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик часы…

3. …книги будут идти с вами вместе и будут разговаривать.

4. Книга приучает к разглядыванию вещей.

Определите тему (личная библиотека)

Какое предложение раскрывает или соответствует главной мысли текста (то есть как надо собирать библиотеку – системно, нужные книги…) 1 предложение

3. Охарактеризуйте текст с точки зрения стиля и типа текста.

4.В каком предложении текста нет сравнения?

5.Какое значение имеет слово проектируется в предложении 9?

А) составляется проект

Б) изображается, передается

6.Какие средства выразительности не использует автор в своем тексте?

Дать понятие об оксюмороне и парцелляции и работа над небольшими текстами или предложениями по нахождению в них вышеуказанных средств выразительности.

На обороте доски

Найдите, пожалуйста, в предложениях оксюморон

Унылая пора, Очей очарованье!

Лисята долго возились у норы. Играли с ветками рябины, обшаривали пенёк, и тонко тявкали. Захар Иванович подошел и принялся ласкать своих питомцев, милых плутишек в оранжевом меху.

Найдите, пожалуйста, в предложениях парцеляцию

1. Унылая прора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.

2. Егор наслаждался морем. Купался. Играл с волнами. Хватал их гребни руками.

Флёров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Муравей тащит ягодку. Большую. Тяжелую. Красную

Унылая прора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.

Лисята долго возились у норы. Играли с ветками рябины, обшаривали пенёк, и тонко тявкали. Захар Иванович подошел к принялся ласкать своих питомцев, милых плутишек в оранжевом меху.

Егор наслаждался морем. Купался. Играл с волнами. Хватал их гребни руками.

Флёров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Муравей тащит ягодку. Большую. Тяжелую. Красную

Унылая прора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.

Лисята долго возились у норы. Играли с ветками рябины, обшаривали пенёк, и тонко тявкали. Захар Иванович подошел к принялся ласкать своих питомцев, милых плутишек в оранжевом меху.

Егор наслаждался морем. Купался. Играл с волнами. Хватал их гребни руками.

Флёров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Муравей тащит ягодку. Большую. Тяжелую. Красную

В дорогу зовущие

В дорогу зовущие

1. Библиотека – это не сумма книг, а система книг. 2.Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. 3.Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали украшения.

4. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. 5. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. 6. Книги собираются в стаи, библиотеки. как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, трав и грибов: они живут в сознании человека. 7. И для большого человека нет даром прочитанной книги. 8. Она находит место в его сознании. 9. Библиотека – это лаборатории, в которых проектируется мир. 10. Литература открывает мир!

11. читаем часто поспешно и невнимательно. 12. Хороших книг, которые непременно нужно прочесть, немного. 13. А мы прочитываем их наспех, и поэтому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. 14. Мы этим портим себе чтение. 15. Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофер – машину.

16. не надо пугаться, что написано уже столько книг. 17. Все равно, мол, не прочтешь. 18. Если вы верите в себя, то количество вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспоминаться. 19. Вы будете идти все дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать. 20. Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.

21. К книге надо относиться, как к жизни. 22. Её надо читать собственными глазами. 23. Недоверчиво. 24. Рассматривать. 25. Выискивать в ней точное знание. 26. И идти от книги к книге. 27. Ведь книга – это только дорога.

28. Надо уметь видеть вещи в их сущности. 29. Не так, как они разложены, а так, как они есть в мире. 30. Книга приучает к разглядыванию вещей. 31. Вся литература – это умение видеть, умение знать

Из текста находим ответы и вписываем в таблицу

В3. Среди предложенийнайдите предложение простое, односоставное, безличное.

В4. Из предложений 4-10 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

В5. Среди предложений 17 – 26 найдите предложение с составным именным сказуемым

В6. Среди предложений 14-18 найдите СПП с придаточным изъяснительным

В7. Среди предложений 8 – 14 найдите СПП с придаточным определительным

В8. Среди предложений 15-19 найдите ССП с противительным союзом

Из текста находим ответы и вписываем в таблицу

В2. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью примыкание

В3. Среди предложенийнайдите предложение простое, односоставное, безличное.

В4. Из предложений 4-10 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

В5. Среди предложений 17 – 26 найдите предложение с составным именным сказуемым

В6. Среди предложений 14-18 найдите СПП с придаточным изъяснительным

В7. Среди предложений 8 – 14 найдите СПП с придаточным определительным

В8. Среди предложений 15-19 найдите ССП с противительным союзом

Из текста находим ответы и вписываем в таблицу

В2. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью примыкание

В3. Среди предложенийнайдите предложение простое, односоставное, безличное.

В4. Из предложений 4-10 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

В5. Среди предложений 17 – 26 найдите предложение с составным именным сказуемым

В6. Среди предложений 14-18 найдите СПП с придаточным изъяснительным

В7. Среди предложений 8 – 14 найдите СПП с придаточным определительным

В8. Среди предложений 15-19 найдите ССП с противительным союзом

К книге надо относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга - это только дорога.

Вот вы идёте по тропинке, но если хотите пересчитать деревья, узнать, какой же это лес, то надо уходить с тропинки. И вот этот переход - углубление ваших знаний, составление примечаний, проверка.

Хороших книжек, таких, которые непременно нужно прочитать, немного, а мы прочитываем их наспех, и потому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. Мы этим портим себе чтение.

Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофёр - машину.

Не надо пугаться, что написано уже столько книг. Всё равно, мол, не прочитаешь. Если вы верите в себя, то количество вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспоминаться. Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать.

Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.

Пушкин умер молодым. Но он много читал и всё время изменялся. И когда вы попадаете в мир Пушкина, вы удивляетесь тому большому количеству вещей, которые он знает. Широте его интересов. Его как будто иной раз странному любопытству. И именно умению читать. Серьёзному отношению к чтению.

Когда вы что-нибудь строите, шьёте, вам надо иметь материал, нитки. Если вы что-нибудь сколачиваете, нужен инструмент, гвозди, дерево. Для того чтобы жить и развиваться, надо знать необыкновенное количество книг.

У Гоголя есть изумительные записи. Он читал и составлял свои словари. Он, например, записывал посуду, какая есть в России.

Есть справочный аппарат к собраниям сочинений Толстого. И, просматривая его, даже трудно себе представить, какое число людей он знал и сколько читал. И держал в памяти. Он читает Жюля Верна для детей, а размышляет, что такое тяготение, что такое невесомость в космическом пространстве. Он умеет брать из книги больше, чем в ней написано. Книга для Пушкина и для Толстого - предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их как бы толкает вперёд и дальше. И дальше от неё уходят.

Лев Николаевич говорил, что самый важный человек - это тот человек, который с тобой говорит вот сейчас. А самое важное время - это сейчас. И книга, которую читаешь сейчас, - самая важная.

Из размышлений В. Б. Шкловского - -

Вопросы и задания

Андре Моруа (французский писатель, 1885-1967): «А как следует читать? Если книга нас захватывает, то в первый раз мы читаем её быстро и увлечённо. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или пером в руке.

Ничто так не формирует хороший вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль.

Постарайтесь подтвердить мысли из этих высказываний примерами из ранее прочитанных книг.

Вспомните статью о книге из учебника для 5 класса.

Используйте материалы из этой статьи для подготовки собственного высказывания о книгах и чтении.

Проверьте себя

Почему он называет книгу дорогой? Как советует рассматривать и читать книгу?

Книгу Шкловский советует читать и просматривать недоверчиво, внимательно рассматривая каждую строчку. Книгу должно изучать с таким же вниманием, как часовщик изучает часы.


Чего не надо бояться? Как относились к книге Пушкин, Гоголь, Л. Толстой?

Не надо бояться, что на всей планете уже так много книг. Какую бы книгу ни прочитал человек, она останется в его памяти, будет всегда помогать ему справляться со своими проблемами, находить правильные ответы на жизненные вопросы.

Пушкин очень много читал. Можно только позавидовать его любознательности и пытливому уму. Он постоянно изменялся – иго интересы постоянно расширялись и множились. И все это благодаря книгам. А также серьезному отношению к чтению.

Гоголь составлял по прочитанному словари. К примеру, он записывал описания посуды, которая есть в России. Это очень хорошо помогало ему при создании образов быта героев своих книг.

Для толстого книга представляла собой предмет для мысли, материал для размышления. Книга толкала его на будущие свершения.

2-3. Познакомьтесь с высказываниями великих писателей о книге. Согласны ли вы с авторами этих строк?

Я согласен с каждым из этих авторов. К примеру, Андре Моруа говорит, что хорошие книги стоит перечитывать, выписывая глубокие мысли или хорошие отрывки. Это помогает мне больше разбираться в книгах.

Постарайтесь подтвердить мысли из этих высказываний примерами из ранее прочитанных книг.

К высказыванию Андре Моруа:

К высказыванию Сомерсета Моэма:

Очень интересно читать эпиграфы к произведениям, к примеру, Пушкина. В его время умение правильно подобрать эти несколько строчек и поставить их в начало романа – было признаком широких интересов и начитанности автора.

Вспомните статью о книге из учебника 5 класса. Используйте материалы из этой статьи для подготовки собственного высказывания о книгах и чтении.

Одна из самых ценных книг – это учебник. На ее страницах можно найти точные ответы об окружающем мире и себе самом. Художественная литература преподает нам уроки нравственности и духовности, помогает формировать собственные взгляды.

Чтение можно назвать творчеством, поскольку для понимания мыслей автора нужно изрядно потрудиться, затратить немало энергии. Духовное развитие человека напрямую зависит от того, как внимательно и вдумчиво он читает.


4. Что из размышлений Шкловского вам показалось особенно важным для каждого читателя?

Подготовьте развернутый ответ, включив в него слова и словосочетания из статьи критика.

Особо важные советы Шкловского:

Такие советы помогут научиться читать правильно, а также лучше понимать себя и окружающих.

5. Какую книгу Толстой считал Самой важной?

Толстой утверждал, что самой важной является та книга, которую держишь в руках прямо сейчас. Это означает, что из любой книги можно почерпнуть важные и полезные знания, получить посредством чтения эстетическое удовольствие.

Великий писатель обращал внимание на то, что необходимо обращать внимание именно на настоящий момент, считать самым ценным собеседником того человека, который находится перед тобой именно сейчас.

Вопросы и задания

Литература В дорогу зовущие
К книге надо относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это только дорога.
Вот вы идёте по тропинке, но если хотите пересчитать деревья, узнать, какой же это лес, то надо уходить с тропинки. И вот этот переход – углубление ваших знаний, составление примечаний, проверка.
Хороших книжек, таких, которые непременно нужно прочитать, немного, а мы прочитываем их наспех, и потому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. Мы этим портим себе чтение.
Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофёр – машину.
Не надо пугаться, что написано уже столько книг. Всё равно, мол, не прочитаешь. Если вы верите в себя, то количество вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспоминаться. Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать.
Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.
Пушкин умер молодым. Но он много читал и всё время изменялся. И когда вы попадаете в мир Пушкина, вы удивляетесь тому большому количеству вещей, которые он знает. Широте его интересов. Его как будто иной раз странному любопытству. И именно умению читать. Серьёзному отношению к чтению.
Первое дело – не бойтесь читать много. Не бойтесь разбрасываться в чтении. Каждая книга пригодится.
Когда вы что-нибудь строите, шьёте, вам надо иметь материал, нитки. Если вы что-нибудь сколачиваете, нужен инструмент, гвозди, дерево. Для того чтобы жить и развиваться, надо знать необыкновенное количество книг.
У Гоголя есть изумительные записи. Он читал и составлял свои словари. Он, например, записывал посуду, какая есть в России.
Литература открывает мир! Мне говорил казахский писатель Нурпеисов: “Ну что я знал раньше? Свою деревню и на два дня конского бега кругом неё. А книги открыли мне мир”.
Есть справочный аппарат к собраниям сочинений Толстого. И, просматривая его, даже трудно себе представить, какое число людей он знал и сколько читал. И держал в памяти. Он читает Жюля Верна для детей, а размышляет, что такое тяготение, что такое невесомость в космическом пространстве. Он умеет брать из книги больше, чем в ней написано. Книга для Пушкина и для Толстого – предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их как бы толкает вперёд и дальше. И дальше от неё уходят.
Лев Николаевич говорил, что самый важный человек – это тот человек, который с тобой говорит вот сейчас. А самое важное время – это сейчас. И книга, которую читаешь сейчас, – самая важная.

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.

Работая с текстом, находим ответ на 4-й вопрос: — Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвел на них?

. У каждого замерло милое сердце: Голос гремящий и образ чудовища в трепет привел нас.

Люди мои собралися и, севши на лавках у весел, Разом могучими веслами вспенили темные воды.

Сел он и маток доить принялся надлежащим порядком, Коз и овец; подоив же, под каждую матку ее он Клал сосуна.

Повторения отмечают периодические действия: наступление утра, отплытие корабля, доение животных. — Вспомните, в каких уже изученных произведениях вы встречали повторения.

IV. Анализ сочинений учащихся об одном из подвигов Геракла Учитель уважительно отнесется к высказанным в сочинениях мнениям учеников. Цель сочинения не контроль, а обучение размышлению на заданную тему, поэтому особое внимание обратим на аргументированность высказанных точек зрения. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение (наизусть — на усмотрение учителя) отрывка — описания циклопа (11-й вопрос, с. 248 учебника).

Подготовить исполнение нескольких обрядовых песен (для детей, которые занимаются в фольклорных ансамблях, или для тех, в чьих семьях еще живы фольклорные традиции).

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор

Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора

Изучение обрядового фольклора — важный этап знакомства учащихся с русской народной культурой. Программа предлагает нам изучение календарно-обрядового фольклора, который тесно связан с циклом сезонных полевых работ. Для детей, которые живут в сельской местности, материал этот будет более близок и понятен, чем для жителей больших городов. При введении учеников в тему очень важно опираться на уже имеющиеся знания и личный опыт детей, которые участвовали в полевых работах, в гуляньях, посвященных праздникам календарного цикла. Фольклор синкретичен, а в учебнике есть реальная возможность дать только тексты обрядовых песен, в то время как они неотделимы от музыки, танца и исполнения определенных обрядом действий. Поэтому, исходя из возможностей школы и класса, на уроке можно использовать иллюстрации, аудио - и видеозаписи обрядов и обрядовых песен. Если среди учеников класса есть участники фольклорных коллективов, можно попросить их помочь в проведении урока. Данное методическое пособие предлагает общий материал для проведения урока.

Слово учителя На уроках, посвященных изучению мифов, мы узнали, что в древности люди верили в то, что каждое событие, которое происходит с человеком, совершается по воле богов (или одного Бога). Люди считали, что если богов о чем-то хорошо попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут благосклонны к людям. Каждое событие в своей жизни люди сопровождали совершением определенных традицией действий и считали, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и силы природы на свою сторону. Такие действия назывались обрядами. * Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи. * Обрядовый фольклор — это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.

— Зачем люди исполняли различные обряды? Люди хотели счастья для себя и своих детей, верили, что обрядовые действия принесут им счастье и благополучие. Обряды были не только в жизни наших предков, обряды есть и в нашей с вами жизни. В старину же каждое важное событие в жизни человека сопровождал обряд. Первое важное событие — человек рождается. — Какие обряды сопровождают рождение ребенка сейчас?

— Какие обряды сопровождают создание семьи? смерть человека? Через рождение и смерть человек проходит один раз в жизни. Но есть события, которые повторялись в жизни крестьянина каждый год. Эти события связаны с чередованием времен года, с различными хозяйственными работами. * Календарно-обрядовый фольклор — фольклор обрядов календарного цикла. Привлекая личный опыт школьников, поможем им ответить на вопрос: — Какие обряды календарного цикла вы знаете?

II. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора Читаем статьи учебника и данные в нем тексты народных песен (с. 6—10, ч. 1). Прозаический текст могут читать ученики, текст песен сначала читает учитель, передавая ритмичность и задор, а потом весь класс (коллективное чтение). Если дети знают сами какие-нибудь календарно-обрядовые песни, попросим исполнить их. Параллельно чтению проводится работа со словами, данными в сносках, и другими непонятными для школьников словами. Выпишем в тетрадь названия календарно-обрядовых песен.

Читайте также: