В чем заключается историзм пушкина сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Проблема историзма Пушкина – одна из наиболее традиционных и, несомненно, ключевых в изучении его творчества. В книге И. Тойбина, по своему характеру обобщающей, эта проблема рассматривается с монографической полнотой и разноплановостью, достаточно широко толкуется и сама категория историзма. Она по существу предполагает не только историческую точку зрения, но и разнообразный круг философско-исторических вопросов, не только проникновение в прошлое, но и глубокое постижение своего времени, обостренное чувство непрерывности исторического процесса.

Основная задача автора – раскрыть глубину и своеобразие пушкинского историзма в самом художественном обобщении, в разных жанрах и произведениях.

Творчество Пушкина 1830-х годов рассматривается в живом общественно-литературном контексте (привлечены, в частности, новые или малоизвестные материалы), в соотношении с господствовавшими тогда философско-историческими доктринами, концепциями, острыми дебатами вокруг вопроса о воспроизведении исторической истины в художественной литературе.

Возросший интерес Пушкина к исторической проблематике справедливо объясняется переходным последекабристским временем с его жаждой всеобщих исторических откровений. Но этот же интерес не может быть понят вне творческой эволюции и сокровенных духовных устремлений Пушкина. Сложность вопроса состоит в конечном итоге в том, чем стала история для Пушкина в 1830-е годы. Автор хотя и рассматривает важные вехи творческого пути писателя, хотя и апеллирует постоянно к биографическому подтексту его творчества, не претендует здесь на какой-либо полный ответ, а лишь намечает пути к нему.

Каждая из трех глав книги разрастается едва ли не в самостоятельное исследование, удачно соединившее в непосредственном анализе произведений и теоретические размышления, и сравнительно-исторические комментарии. Вместе они образуют словно три ступени кропотливого, плодотворного и, безусловно, перспективного научного поиска на пути постижения художественного мира Пушкина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Костанайская область Карасуский район

Научно-исследовательская работа

по литературе на тему:

hello_html_m31b0b610.jpg

Дандубаева Кулаим Сералыевна

Учитель русского языка и

II .Основная часть____________________________ стр.2-6

1. Истоки и предпосылки пушкинского историзма.

2.Историзм в произведениях А.С.Пушкина.

3.Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории.

4.О преемственности поколений как непреложном законе

IV .Список литературы_________________________стр.8

I .Введение.

Одним из направлений познания писательского наследия гения мировой литературы является понимание его исторических позиций, его разностороннего интереса к историческим судьбам своего отечества.

Отмеченный спектр пушкинского мышления постоянно вызывал заинтересованность у историков-профессионалов.

Многие десятилетия исследований всякий раз подтверждали, что словесность и история - отрасли, исходящие из единого древа знания. Время настолько соединило их, что порожденные на этой общекорневой основе новые сцепления и связи постоянно усиливали интерес к творениям Пушкина как проявлению наиболее могучего потока гуманитарного знания.

Наделенный редким даром обостренного чувства истории, поэт видел себя сквозь призму времени. Он осмысливает, осязает свою повседневность, жизни своих современников (героев произведений) как проявление личности на мгновенном отрезке истории.

А.С.Пушкин открывает целые пласты богатого материала, который подвергает художественному осмыслению, щедро умножая собрание литературных шедевров, создает специальные исторические работы.

Исходя из этого, мы выделили следующую цель:

Как истоки обостренного чувства истории нашли свое отражение в творчестве великого поэта.

Для реализации данной цели мы поставили задачи:

выявить истоки и предпосылки пушкинского историзма;

определить какую роль играет историзм в произведениях А.С.Пушкина;

богатство русского языка как фактор столетий нашей истории;

рассказать о преемственности поколений как непреложном законе истории;

Актуальность работы заключается в том, что мы анализировали несколько произведений А.С.Пушкина.

II .Основная часть.

Истоки и предпосылки пушкинского историзма.

Историзм Пушкина проявлен во всем, что порождалось его творческими импульсами, его оценками происходящего, размышлениями о прошедшем, ощущением времени, в котором он жил и творил. Особое чувство истории обнаруживалось в беседах со своими друзьями и знакомыми и в его художественных творениях. Все, что порождало его могучий дар, несло в себе удивительную соединенность прошлого и настоящего.

Самого Пушкина, видимо, следует рассматривать как яркое явление русской истории. Он выступает историческим фактором, прочным звеном в цепи преемственности русской культуры.

Знаменитый русский историк В.О.Ключевский заметил в одном из своих выступлений: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много…

Это ли не знак яркого проявления родственности истории и словесности.

В данной работе мы решили рассмотреть вопрос, откуда берутся истоки и предпосылки пушкинского историзма как одно из непременных свойств его творческого мира?

Время детства и лицейских лет Пушкина совпало с событиями войн с Наполеоном и с Отечественной войной народа России в 1812 году против наполеоновской агрессии. Естественно, это великое испытание для русского общества не могло не отразиться на созревании патриотического сознания юного Пушкина и пробуждении в нем острого ощущения истории.

… Когда на что решусь, уж я не отступаю,

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне как хочет целый свет,

Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт.

Пушкин не стоял на месте, постоянно совершенствуя свой дар, непрестанно углубляя и обогащая его. Рост пушкинского мастерства насыщался реалиями истории.

Большой интерес к прошедшим векам рождало у мальчика проживание летом в московском сельце Пушкиных Захарьине. Рядом расположилось село Вяземо, принадлежащее когда-то Борису Годунову.

Царскосельский Лицей, куда в 1811г. привели Пушкина-это особая стихия, породившая новые взлеты разума, чувство дружбы, патриотизма, друзей на всю жизнь.

Великое сражение россиян, разгром наполеоновских полчищ - все это усиливало любовь к Отечеству и порождало в сознании Пушкина новые, более стойкие чувства исторического призвания. Беседы, общение с офицерами-гусарами расширяли исторические сведения о событиях великих сражений.

Пушкиноведы отмечают влияние двух поэтов В.Жуковского и К.Батюшкова. Выпускника-лицеиста стремительно тянуло к ним, ведь они оба ценили исторические сюжеты. Одновременно юного стихотворца привлекает поэтический язык Батюшкова.

Возрастание интереса к истории своих российских предков в сознании Пушкина непременно связано с посещением новых регионов необъятной России.

В этом отношении было у Пушкина особенно интересным пребывание в южных пределах страны. На Кавказе его волнуют настроения, связанные со сказаниями горских народов, древние крепости, остатки развалин, сохранившиеся со времен древних Рима и Греции.

… Интерес Пушкина к новейшей истории Франции, особенно к событиям Французской революции конца 18 века, не мог не обратиться к важнейшей фигуре, порождённой спадом революции, - к личности Наполеона Бонапарта. Для совсем ещё юного, но интересующегося историей поэта было удивительно видеть продвижение Наполеона от генерала к главнокомандующему южными силами Франции, затем к власти первого консула Франции и провозглашению себя императором Французской революции.

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Там угасал Наполеон.

Тема Наполеона звучит во многих других стихотворениях Пушкина. Нередко проблемы связаны с определенным общественным настроением в России, а чаще всего с духовным состоянием самого поэта, с ростом его творческой зрелости и переменой его в оценке самого себя. Поэтому упоминание о Наполеоне даже мельком, порой одной строкой, как бы случайно, дается неодинаково.

Вот перед нами окончание XXXVI строфы:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Или в следующей XXXVII строфе:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Отсюда, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Наконец, следует отметить еще один источник развития исторического интереса и знания у Пушкина. Это стимул - творческие замыслы писателя, создание новых творений.

2.Историзм в произведениях А.С.Пушкина.

В поэме не может потрясти сердце читателя поле битвы, на котором оказывается Руслан. Это поле, видимо, давнего сражения, свидетельство сумерек истории Руси.

Руслан взирает на этом поле, и слово витязя, обращенные к полю, потрясающе грустны и печальны:

О, поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?

Чей борзый конь тебя топтал

Последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

Чьи небо слышало молитвы?

Зачем же, поле, смолкло ты

И поросло травой забвенья.

Историзм Пушкина, слитый с поэтичностью языка, его очаровательные обороты и музыкальность, которой пронизаны строки всех шести песен поэмы.

Петр Гринев-очевидец происходящего, волею судьбы непосредственно соприкасается с Пугачевым на всем протяжении повествования. Гринева, оказавшегося странным приятелем вождя крестьянского бунта, не покидают вопросы: кому он, становясь офицером, присягал, чьи интересы защищал? Ясно, что присягал он государыне-императрице и офицер он российский.

Неслучайно Пушкин предупреждает читателя:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье…

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

Рассказ действительно печален: о жертвах властителя. В судьбе Евгения Пушкин отражает свои размышления о разоренном русском дворянстве. Разумом историка он не может не оправдать исторической миссии Петра.

3.Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории.

Природа и способы пушкинского творчества, для развития которого исторические реалии являлись плодотворной питательной средой, открывали новые возможности понимания сложнейших проявлений человеческой души, соединенности истории и современности.

Лицейские годы – это счастливое время для юного Пушкина, для развития его поэтической судьбы. В его стихотворениях поднимается уровень художественности, в них видна более свободная русская речь, звучат свежие слова, раскованность в их использовании. И входит историческая лексика, а точнее – идет нарастание талантливых строк, уровень поэтичности которых связан с историко-художественным их выражением. Лицейская историческая начитанность, образованность все значительнее выливаются в водопаде его стихотворений.

Особенностью пушкинского слова было поэтическое отражение жизни, а не его высказывание своих политических пристрастий.

4.О преемственности поколений как непреложном законе истории.

Анализируя свою жизнь и жизнь современников, Пушкин особо выделяет в этом анализе проблему преемственности поколений. Каждому поколению принадлежит свое время, свои интересы людей как субъекта истории.

Он приглашает воспринять его нравственную позицию:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Поэт хочет надеяться, что следование этому совету – один из способов, далеко не худших, для укрепления в человеческом сословии правды и справедливости - важнейшего условия оказать помощь грядущему поколению.

Обращаясь к молодой сосновой роще, вырастающей возле старых сосен, мимо которых Пушкин проезжал или проходил много раз, он произносит:

… Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полн,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

В этих словах великого поэта спокойно и сердечно высказана волновавшаяся его мысль о самом существенном для человечества - о преемственности поколений как непреложном законе истории.

Историки не исключают, что не оборвись жизнь Пушкина так рано, он бы удивил своих современников, указав силой своего слова такой путь духовно-исторического развития, который, возможно, оказался для нас потерянным навсегда.

Слов нет, невысказанное великим поэтом-мыслителем – большая утрата. Она – следствие утраты неимоверно более тяжелой – трагической гибели самого Пушкина.

Пушкин вошел в историю русской цивилизации, создав своим творчеством и любовью к России нерасторжимую связь с сынами и дочерьми нашего Отечества, настоящими и будущими. Именно к ним обращены слова этого великого из россиян – поэта, историка, гражданина:

Гост

ГОСТ

Литературный критик — это ученый и литератор, занимающийся истолкованием и оценкой произведений, новых тенденций и явлений в художественной литературе.

История в творчестве А. С. Пушкина

Великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы А.С. Пушкин в своих произведениях оставил яркие, разносторонние образы своего времени, картины быта и нравов своей эпохи. Вместе с тем он является одним из замечательных историков. Пушкина волновало не только положение России его времени, он глубоко интересовался ее историческим прошлым.

Произведения А.С. Пушкина, как отметил А.М. Горький, это драгоценное свидетельство знающего, умного, правдивого человека об обычаях и нравах той эпохи, это гениальные иллюстрации к российской истории.

С большим уважением поэт относился к труду Карамзина, но при этом резко осуждал его за реакционность взглядов. Пушкин пытался объяснить такую реакционность условиями, при которых Карамзин работал над книгой.

Готовые работы на аналогичную тему

Пушкин интересовался не только историей русского народа. В своих произведениях поэт отражал и историческую жизнь народов Кавказа, Украины. Поэт изучал историю Америки и Западной Европы. Особенно Пушкина интересовала история Франции, богатая выдающимися событиями.

Смутное время и крестьянские восстания в творчестве А.С. Пушкина

В исторических работах и художественных произведениях Александра Сергеевича отразились многие события русской истории. У Пушкина есть ряд произведений, посвященных древнерусской истории:

Эпоха Петра I в произведениях А. С. Пушкина

Богатство исторических познаний А.С. Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра I. Пушкина по праву можно назвать историком петровской эпохи. Произведения, в которых поэт освещает этот период российской истории:

Пушкин преклонялся перед прогрессивной, преобразовательной деятельностью императора, но вместе с тем ясно видел колоссальное усиление гнета русского абсолютизма, сопутствовавшее этой деятельности.

Поэт негативно относился к попыткам аристократии ограничить абсолютную монархию. Он считал, что имен неприкосновенность абсолютизма спасла страну от развития феодализма дала возможность продвигаться по службе лицам недворянского происхождения.

Екатерину II поэт критикует за политику укрепления крепостного режима, распространение его на новые области страны.

Историческая тема присутствует и в лирике Пушкина. Первая четверть 19 века – это период появления свежих политических идей, время зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли. Вольнолюбивая лирика Пушкина была литературной пропагандой декабристов.

3.Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории.

4.О преемственности поколений как непреложном законе

Одним из направлений познания писательского наследия гения мировой литературы является понимание его исторических позиций, его разностороннего интереса к историческим судьбам своего отечества.

Отмеченный спектр пушкинского мышления постоянно вызывал заинтересованность у историков-профессионалов.

Многие десятилетия исследований всякий раз подтверждали, что словесность и история - отрасли, исходящие из единого древа знания. Время настолько соединило их, что порожденные на этой общекорневой основе новые сцепления и связи постоянно усиливали интерес к творениям Пушкина как проявлению наиболее могучего потока гуманитарного знания.

Наделенный редким даром обостренного чувства истории, поэт видел себя сквозь призму времени. Он осмысливает, осязает свою повседневность, жизни своих современников (героев произведений) как проявление личности на мгновенном отрезке истории.

А.С.Пушкин открывает целые пласты богатого материала, который подвергает художественному осмыслению, щедро умножая собрание литературных шедевров, создает специальные исторические работы.

Исходя из этого, мы выделили следующую цель:

Как истоки обостренного чувства истории нашли свое отражение в творчестве великого поэта.

Для реализации данной цели мы поставили задачи:

  • выявить истоки и предпосылки пушкинского историзма;
  • определить какую роль играет историзм в произведениях А.С.Пушкина;
  • богатство русского языка как фактор столетий нашей истории;
  • рассказать о преемственности поколений как непреложном законе истории;

Актуальность работы заключается в том, что мы анализировали несколько произведений А.С.Пушкина.

Историзм Пушкина проявлен во всем, что порождалось его творческими импульсами, его оценками происходящего, размышлениями о прошедшем, ощущением времени, в котором он жил и творил. Особое чувство истории обнаруживалось в беседах со своими друзьями и знакомыми и в его художественных творениях. Все, что порождало его могучий дар, несло в себе удивительную соединенность прошлого и настоящего.

Самого Пушкина, видимо, следует рассматривать как яркое явление русской истории. Он выступает историческим фактором, прочным звеном в цепи преемственности русской культуры.

Знаменитый русский историк В.О.Ключевский заметил в одном из своих выступлений: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много…

Это ли не знак яркого проявления родственности истории и словесности.

В данной работе мы решили рассмотреть вопрос, откуда берутся истоки и предпосылки пушкинского историзма как одно из непременных свойств его творческого мира?

Время детства и лицейских лет Пушкина совпало с событиями войн с Наполеоном и с Отечественной войной народа России в 1812 году против наполеоновской агрессии. Естественно, это великое испытание для русского общества не могло не отразиться на созревании патриотического сознания юного Пушкина и пробуждении в нем острого ощущения истории.

…Когда на что решусь, уж я не отступаю,

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне как хочет целый свет,

Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт.

Пушкин не стоял на месте, постоянно совершенствуя свой дар, непрестанно углубляя и обогащая его. Рост пушкинского мастерства насыщался реалиями истории.

Большой интерес к прошедшим векам рождало у мальчика проживание летом в московском сельце Пушкиных Захарьине. Рядом расположилось село Вяземо, принадлежащее когда-то Борису Годунову.

Царскосельский Лицей, куда в 1811г. привели Пушкина-это особая стихия, породившая новые взлеты разума, чувство дружбы, патриотизма, друзей на всю жизнь.

Великое сражение россиян, разгром наполеоновских полчищ - все это усиливало любовь к Отечеству и порождало в сознании Пушкина новые, более стойкие чувства исторического призвания. Беседы, общение с офицерами-гусарами расширяли исторические сведения о событиях великих сражений.

Пушкиноведы отмечают влияние двух поэтов В.Жуковского и К.Батюшкова. Выпускника-лицеиста стремительно тянуло к ним, ведь они оба ценили исторические сюжеты. Одновременно юного стихотворца привлекает поэтический язык Батюшкова.

Возрастание интереса к истории своих российских предков в сознании Пушкина непременно связано с посещением новых регионов необъятной России.

В этом отношении было у Пушкина особенно интересным пребывание в южных пределах страны. На Кавказе его волнуют настроения, связанные со сказаниями горских народов, древние крепости, остатки развалин, сохранившиеся со времен древних Рима и Греции.

…Интерес Пушкина к новейшей истории Франции, особенно к событиям Французской революции конца 18 века, не мог не обратиться к важнейшей фигуре, порождённой спадом революции, - к личности Наполеона Бонапарта. Для совсем ещё юного, но интересующегося историей поэта было удивительно видеть продвижение Наполеона от генерала к главнокомандующему южными силами Франции, затем к власти первого консула Франции и провозглашению себя императором Французской революции.

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Там угасал Наполеон.

Тема Наполеона звучит во многих других стихотворениях Пушкина. Нередко проблемы связаны с определенным общественным настроением в России, а чаще всего с духовным состоянием самого поэта, с ростом его творческой зрелости и переменой его в оценке самого себя. Поэтому упоминание о Наполеоне даже мельком, порой одной строкой, как бы случайно, дается неодинаково.

Вот перед нами окончание XXXVI строфы:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Или в следующей XXXVII строфе:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Отсюда, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Наконец, следует отметить еще один источник развития исторического интереса и знания у Пушкина. Это стимул - творческие замыслы писателя, создание новых творений.

2.Историзм в произведениях А.С.Пушкина.

В поэме не может потрясти сердце читателя поле битвы, на котором оказывается Руслан. Это поле, видимо, давнего сражения, свидетельство сумерек истории Руси.

Руслан взирает на этом поле, и слово витязя, обращенные к полю, потрясающе грустны и печальны:

О, поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?

Чей борзый конь тебя топтал

Последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

Чьи небо слышало молитвы?

Зачем же, поле, смолкло ты

И поросло травой забвенья.

Историзм Пушкина, слитый с поэтичностью языка, его очаровательные обороты и музыкальность, которой пронизаны строки всех шести песен поэмы.

Петр Гринев-очевидец происходящего, волею судьбы непосредственно соприкасается с Пугачевым на всем протяжении повествования. Гринева, оказавшегося странным приятелем вождя крестьянского бунта, не покидают вопросы: кому он, становясь офицером, присягал, чьи интересы защищал? Ясно, что присягал он государыне-императрице и офицер он российский.

Неслучайно Пушкин предупреждает читателя:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье…

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

Рассказ действительно печален: о жертвах властителя. В судьбе Евгения Пушкин отражает свои размышления о разоренном русском дворянстве. Разумом историка он не может не оправдать исторической миссии Петра.

3.Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории.

Природа и способы пушкинского творчества, для развития которого исторические реалии являлись плодотворной питательной средой, открывали новые возможности понимания сложнейших проявлений человеческой души, соединенности истории и современности.

Лицейские годы – это счастливое время для юного Пушкина, для развития его поэтической судьбы. В его стихотворениях поднимается уровень художественности, в них видна более свободная русская речь, звучат свежие слова, раскованность в их использовании. И входит историческая лексика, а точнее – идет нарастание талантливых строк, уровень поэтичности которых связан с историко-художественным их выражением. Лицейская историческая начитанность, образованность все значительнее выливаются в водопаде его стихотворений.

Особенностью пушкинского слова было поэтическое отражение жизни, а не его высказывание своих политических пристрастий.

4.О преемственности поколений как непреложном законе истории.

Анализируя свою жизнь и жизнь современников, Пушкин особо выделяет в этом анализе проблему преемственности поколений. Каждому поколению принадлежит свое время, свои интересы людей как субъекта истории.

Он приглашает воспринять его нравственную позицию:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Поэт хочет надеяться, что следование этому совету – один из способов, далеко не худших, для укрепления в человеческом сословии правды и справедливости - важнейшего условия оказать помощь грядущему поколению.

Обращаясь к молодой сосновой роще, вырастающей возле старых сосен, мимо которых Пушкин проезжал или проходил много раз, он произносит:

…Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полн,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

В этих словах великого поэта спокойно и сердечно высказана волновавшаяся его мысль о самом существенном для человечества - о преемственности поколений как непреложном законе истории.

Историки не исключают, что не оборвись жизнь Пушкина так рано, он бы удивил своих современников, указав силой своего слова такой путь духовно-исторического развития, который, возможно, оказался для нас потерянным навсегда.

Слов нет, невысказанное великим поэтом-мыслителем – большая утрата. Она – следствие утраты неимоверно более тяжелой – трагической гибели самого Пушкина.

Пушкин вошел в историю русской цивилизации, создав своим творчеством и любовью к России нерасторжимую связь с сынами и дочерьми нашего Отечества, настоящими и будущими. Именно к ним обращены слова этого великого из россиян – поэта, историка, гражданина:

Читайте также: