Сочинение по тексту шел сильверстайн щедрое дерево

Обновлено: 16.05.2024

Эта сказка о большом дереве, которое бескорыстно и беззаветно любило одного маленького мальчика.

Этот малыш каждое утро мчался к нему поиграть. Он мастерил из листвы дерева корону и играл, становясь царём леса.

Затем озорник забирался по шершавому стволу на верхушку дерева и, покачиваясь на его упругих ветвях, наслаждался вкусными и сочными плодами.

Вдоволь поиграв, малыш ложился спать прямо у своего любимого дерева, и, укрываемый от солнца его ветвистой кроной, долго смотрел сладкие сны.

И щедрое дерево было так счастливо!

Дни и месяцы пролетали очень быстро.

Подрастающий мальчуган всё реже появлялся у дерева, и оно подолгу скучало в одиночестве.

Когда же юный друг вновь появился, дерево радостно предложило:

- Подойди ко мне, малыш, залезай вновь на мою крону, упругие ветви хотят покачать тебя. Отведай сладких плодов, и ты снова почувствуешь счастье!

►►► Статья в тему:

Притча о материнском сердце

- Я уже большой, чтобы лазать и качаться на ветвях деревьев, - произнёс взрослеющий мальчик. - Мне хочется развлекаться по-другому, и новые вещи мне не помешают. Но для всего этого надо иметь немало денег.

- Сожалею, - вздохнуло дерево,— но я не имею денег. Лишь ветви, плоды и листва есть у меня. Собери с меня все плоды, и неси на городской базар. Так в твоём кармане появятся монеты, с которыми ты станешь счастливым.

Мальчик влез на крону, стал срывать самые спелые плоды, после чего забрал весь урожай с собой.

И щедрое дерево было так счастливо!

В этот раз мальчик не появлялся у дерева слишком долго.

Оно стояло и печалилось в одиночестве.

Когда же, наконец, долгожданный друг появился вдали, дерево задрожало от радости каждой своей веточкой, каждым листом.

- Милый мой, иди скорее сюда, заберись на мою крону, раскачай мои ветви. Ты сразу почувствуешь счастье, как и раньше!

- Некогда мне лазать по веткам, я сейчас решаю сложные вопросы: так хочется иметь семью, но нет дома, куда я мог бы привести жену, где можно было бы растить детей. Ты смогло бы помочь мне с жильём?

Дерево сказало с сожалением:

— Мне негде взять для тебя жилище, однако, если ты срежешь мои ветви, ты сможешь построить дом для своей будущей семьи. Надеюсь, тогда счастье придёт к тебе.

Прослушав полезный совет, мальчик обрезал у дерева всю ветвистую крону, забрал с собой, и выстроил для семьи добротное жилище.

И щедрое дерево было так счастливо!

Мальчик не приходил к дереву дольше обычного. Когда же он, наконец, предстал перед деревом, оно едва не потеряло дар речи от счастья.

- Проходи, Мальчик, поиграем с тобой, как когда-то, - едва прошептало оно.

- Я уже стал настолько старым для игр, что они вызывают у меня грусть. Мне нужна лодка, которая могла бы унести меня подальше отсюда. Но ведь ты не сможешь добыть для меня лодку?

- Ты сможешь сам её изготовить из моего крепкого ствола, если спилишь его. Она унесёт тебя отсюда в неизвестную даль, где ты и обретёшь счастье.

Мальчик всё это проделал.

Был ствол дерева - а получилась хорошая лодка.

И поплыл путешественник на ней в дальнюю даль.

И щедрое дерево было так счастливо!

…Хотя, полному счастью мешала разлука…

И вот уже, спустя бессчётное количество лет, мальчик возвратился к дереву.

Оно печально молвило:

- Сожалею, дорогой, но я сегодня не могу тебе совершенно ничего дать, не сохранилось даже ни одного плода.

И услышало в ответ:

- Плоды мне и не нужны - совсем не осталось зубов, чтобы их грызть.

- И ствола, и кроны у меня давно нет, по которым ты так любил взбираться на самый верх.

- У меня всё равно не хватит сил, чтоб лазать по стволу, - проговорил мальчик.

- Сожалею, - опечалилось дерево, - как бы я ни желало обрадовать тебя хотя бы маленьким подарком, однако безжалостные годы не оставили мне даже самой малости. Я стало старым, никому не нужным пнём. Сожалею.

- А мне сегодня разве много нужно? - вымолвил мальчик. - Мне бы только укромное местечко для отдыха, чтобы можно было где присесть и подумать о вечном. Я сильно утомлён.

И тут дерево взбодрилось, постаралось выпрямиться, насколько могло, и проговорило:

- А ведь старый пенёк для того и нужен, чтобы посидеть на нём, подумать о самом сокровенном, и хорошо отдохнуть. Не теряй времени, дорогой, скорее присядь и отдыхай.

Мальчик так и поступил.

И щедрое дерево было вновь счастливо!

А как Вы, уважаемый читатель считаете? Счастье в том, чтобы брать или чтобы отдавать? Или чтобы быть нужным кому-то?

P.S. Не могла отказать себе в удовольствии, чтобы не разместить здесь три чудесных стиха Шела Сильверстайна (в переводе с английского Инны Сапега) для более глубокого знакомства с писателем и поэтом.

LISTEN TO THE MUSTN'TS
Listen to Mustn'ts, child, listen to the Don'ts.
Listen to the Shouldn'ts, the Impossibles, the Won'ts.
Listen to the Never Haves, then listen close to me.
Anything can happen, child, Anything can be.

(перевод стихотворения " LISTEN TO THE MUSTN'TS" )

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Приемы, используемые на уроках литературного чтения при анализе художественного текста (РКМ).

Составила и провела учитель начальных классов университетского лицея г.Димитровграда

Сказкоподателева Галина Ремировна.

- закрепить умения и навыки комплексного анализа художественного текста (выразительное чтение, общий дух художественного текста, усвоение психологического смысла читаемого, поиск главной идеи текста, стиль речи);

- через языковые средства выразительности показать широкие воспитательные возможности текста, воздействие его содержания на чувства, мысли (речь) младших школьников; вывести через анализ текста понимание того, как важно быть добрым и щедрым душой.

-обогащение словарного запаса младших школьников жизненно необходимыми понятиями (нравственной тематики) мировоззренческого характера, а также готовить детей к дальнейшему углубленному литературоведческому анализу текста.

карточки для работы в микрогруппах

нарисованное дерево с плодами

Ход мастер-класса.

1.Этап-Организационный

1) Методический ребус: Т+Т+Т (творчество+труд=талант)

2) Мобилизующий этап.

-О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

-Поговорим. Нам будет интересно.

-У вас на столах лежат листочки-задания. У каждой группы разный материал. Подготовьтесь прочитать выразительно, особенно понравившиеся зачитайте. (Зачитывают 1 группа - пословицы, 2 группа-мудрые изречения, 3 группа-стихи. См. Приложение№1).

- Что объединяет эти слова?

- Сформулируйте тему нашего урока отталкиваясь от сказанного, прочитанного, услышанного? Верно, мы будем говорить о любви, дружбе, верности…., бескорыстии.

-Сегодня необычный урок, в конце которого каждый из вас ответит, пожалуй, на один из главных вопросов: Какими качествами нужно обладать, чтобы быть счастливым человеком?

- Кто знает, что такое притча? (Притча – это рассказ с нравоучениями.)

-Прочитайте название притчи?

-Можете ли вы объяснить смысл слова-щедрость? Обратитесь к справочному материалу. (См. Приложение №2. Щедрость- оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, охотно тратящийся на других)

- Избегая лишних слов, письменно и очень кратко поделитесь своими чувствами (пусть сумбурными, зато живыми).

Древняя пословица права:

Да, язык- великое богатство.

Только надо записать слова

А не то бесследно разлетятся….(записывают)

- Поделитесь своими мыслями (зачитывают)

-Перед вами простая, обычная сказка? (Правдивая история, горькая действительность нашей жизни.)

-Сталкивались ли вы в жизни с чем-то подобным? Примеры из жизненного опыта. (Выходим на личный опыт ребенка.)

- Какие же чувства автора способствовали созданию этого художественного текста? (Наверно столкнулся или испытал все это сам.)

Слова на экране и у детей:

жестокость доброта терпеливость желание

характер любовь прощение

дружба щедрость равнодушие

забота верность одиночество

сострадание совесть эгоизм

счастье сердечность бескорыстие

надежность помощь старость

утешение жадность бессердечие

-Внимательно рассмотрите все записанные слова. Какие непонятны? Зачитайте в справочном материале определения этих понятий. (См. Приложение №3)

1) Работа в группах.

Поработайте в группах

-Отличается ли чем характер, душа, желание, молодость, старость, одиночество яблони и мальчика?

-Кто же истинный счастливец в этом рассказе?

-Чье счастье оказывалось сиюминутным, а чье было постоянным?

Помочь могут высказывания (См. Приложение №3)

-У кого больше живого, душевного на самом деле? Почему? (Именно она способна чувствовать глубже, переживать, ощущать….)

-С самого детства и до глубокой старости яблоня помогает мальчику, исполняет все его желания и счастлива этим. А что взамен? ( К сожалению, ничего.)

- Но так ли это важно? (Яблоня просто любит мальчика, бескорыстно, щедро..)

-Какая речь представлена автором в этом тексте? (диалог, монолог, полилог)

-Определим типы речи?

-От чего зависит выбор типов речи? ( От темы, замысла автора. В данном случае- разные типы речи (повествование-рассуждение),т.к. им сообщается о последовательных действиях лица и предмета, и причина этих действий.)

-Определим стиль речи текста (Художественный, т.к. перед нами текст, в котором автор изображает события и состояния героев с целью воздействия на чувства читателей.)

-Какие изобразительные средства использует автор для раскрытия идеи текста? ( слова-повторения, глаголы, градация, … диалог. обращения, вопросительные, восклицательные предложения.)

Вывод: Текст сказка-рассказ – плод авторского воображения-фантазии, основанного на художественном преувеличении (олицетворение), имеющим целью-пробудить читателей к размышлению. Узкая тема, сформулированная в названии текста, заключает широкий смысл.

-Какое слово было для нас главным на уроке?

-Что значит быть щедрым человеком?

-Какого человека можно назвать счастливым?

Находим варианты решения:

1. Человек, который любит других.

2. Умеет заботиться о близких.

3. Умеет быть благодарным, верным и бескорыстным.

Выявляем оптимальный вариант: Счастливым может быть тот человек, который любит других, умеет заботиться о близких, быть благодарным, верным и бескорыстным.

-Прочитайте из цитатного материала изречения великих людей о щедрости.(СМ.Приложение №3)

Составим кластер. Вот мой образец,

а вы составьте свой в группах. Придумайте в виде чего вы хотите его изобразить. Обсудите. (Составлены были разные кластеры: сердце, солнце…..)

- Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно, честно. Совестливо. Необходимо много думать не только о себе, но и обо всем окружающем тебя, чаще самого себя спрашивать: Зачем я живу? Что дал другому? Что доброго оставлю после себя?

Какой оставишь след,

Чтоб вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след,

В чужой душе на много лет.

9.Этап-Домашнее задание.(по желанию)1) отзыв о притче;

2) советы пожелания мальчику ;

3) письмо яблоне;

10. Этап- Оценка деятельности. (См. Приложение)

Я…..МЫ……ДЕЛО…. (таблица в 10балльной системе)

Метаморфозы.

Детство — это село Краснощеково,

Скок-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлоблино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,

Ну, а если немножко Невеждино,—

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость — это село Разделово:

Либо Схваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, либо Правдино.

Старость — это село Усталово,

Понимаево, Неупреково, Забывалово,

Зарасталово и — не дай нам бог — Одиноково.

Приложение №1

Цитатный материал

В. А. Сухомлинский

Когда пять с половиной лет назад у меня родился Семен, я решила собрать для него библиотечку самых лучших детских книжек. В то время российские издательства еще не переиздавали зарубежную классику так щедро и охотно. И эту самую зарубежную детскую классику приходилось добывать за тем самым рубежом.

щедрое дерево

И вот однажды из Америки к нам прилетела книжка The giving tree.

яблоня

Моя знакомая американка прислала ее для Семена и написала мне, что эта книжка – одна из самых ее любимых. И что это must have в детской библиотечке.

Семен был тогда еще маловат и предпочитал книжки не читать, а грызть.

Поэтому к чтению The giving tree я приступила самостоятельно. Благо, мой уровень английского как раз позволяет читать англоязычные детские книжки.

the giving tree

Обнять и плакать!

Знаете, первая моя реакция по прочтении этой книжки была …эээ… не вполне адекватная….

Я попросту расплакалась.

После чего сунула The giving tree подальше в шкаф. Потому что поняла: я не смогу читать эту книжку Семену вслух, я начну плакать после первой же строчки!

И вот спустя пять лет я держу в руках эту книжку, изданную уже на русском языке. Знаете, я поражена. Поражена тем, что издательство “Мелик-Пашаев” решилось издать эту книгу. В том смысле, что это очень хорошая книга, но не из самых простых, ярких и откровенно детских. Это притча, которую можно толковать так и эдак, от которой можно крепко задуматься или сильно загрустить.

щедрое дерево

В ней совсем немного слов.

И черно-белые картинки. И вообще, далеко не каждый сможет спокойно ее читать вслух.

По крайней мере, такие меланхолики, как я, точно не смогут.

Отдельный респект издательству за то, что не напечатали фото автора крупным планом, как на американской суперобложке. Ибо автор был весьма колоритный мужчина. Вот смотрите, какой красавец.

шел силверстайн

Мой Семен, когда был помладше, его боялся. А теперь прикладывает книжку, как маску, к своему лицу и вопит, пугает меня. Бойся-бойся, мама, Шела Сильверстайна!

В русском издании поместили другое фото автора, он окружен детьми и улыбается. Вот и правильно. Ах, знаете ли вы, какие дивные стихи писал Шел Сильверстайн! Каким изумительным и не похожим на других поэтов он был!

шел силверстайн

Впрочем, я отвлеклась, мы ведь сейчас – о прозе.

О “Щедром дереве”.

Поздравляю Вас, Дерево, у Вас завелся мальчик!

О чем, собственно, книга?
Она о дереве. И мальчике. Мальчик приходит к дереву, играет с ним. И дерево счастливо.

прятки

Потом мальчик растет, и играть ему уже скучно. Ему все время что-нибудь нужно. Карманные деньги. Удовольствия. Дом для жены и детей. Лодка, чтобы уплыть в путешествие.

И Яблоня, чтобы удовлетворить растущие потребности мальчика, отдает ему все, что имеет: яблоки, ветви, ствол…..

щедрое дерево

В конце концов у Яблони не остается ничего. И от самой Яблони почти ничего не остается, кроме пенька. Но и этот пенек чувствует себя счастливым, когда ему удается исполнить очередную просьбу мальчика.

пенек

Когда читаешь эту книгу, на ум сразу приходит аналогия: Яблоня – это мама. Ну а кто еще будет терпеть гадкого мальчишку-эгоиста так долго? Кто отдаст все, что имеет, лишь бы этот гадкий мальчишка был счастлив? Кто будет радоваться самому факту существования этого мальчишки, не получая от него ничего в ответ, просто зная, что где-то там он жив-здоров и доволен жизнью? Только родная мать.

мальчик

Мальчик по ходу книги растет, вот он уже подросток, мужчина, старик… А Яблоня все уменьшается, становится меньше и меньше…. Но даже будучи обрубком-пеньком, Яблоня старается дать своему мальчику-старичку то, что ему нужно именно сейчас. И испытывает счастье оттого, что смогла, опять смогла угодить ему, своему любимому мальчику….

дедок

Ну как тут было не разрыдаться во время чтения. Такая щедрая, такая бескорыстная, такая жертвенная любовь!

Так я думала пять лет назад.

А сейчас – передумала.

Любовь. Крепкая, 100 градусов. Не разбавлять!

Вот что я скажу! Раньше я Яблоню жалела. А сейчас я на нее сержусь! Нельзя так жить! Нельзя быть таким деревом, ну в самом деле! Яблоня все время смотрит на мальчика как на несамостоятельного, нуждающегося в опеке малыша, хотя мальчик-то меняется, растет, взрослеет, стареет. Но Яблоня все время ждет от него детских поступков, к которым привыкла когда-то. И все время старается дать ему то, что он просит. Вот правильно говорят, что для родителей мы всегда остаемся детьми.

шел силверстайн

Сейчас, перечитав эту книгу, я думаю, что любовь Яблони – губительная и не приносящая никому добра. Доброе, щедрое дерево отдало всего себя своему мальчику. И что? Что мы имеем в итоге?

два пня

Что осталось от жизни Яблони? Пшик! Жизнь обесценилась. Кроме редких встреч с мальчиком, в этой жизни нет ничего, что делало бы Яблоню счастливой. Все, на что ее хватило, это не сказать в финале слова: “Я всю жизнь тебе посвятила, а ты….”, как говорят некоторые родители своим выросшим детям…

подросток

А мальчик? Он ничего не смог добиться сам. Он вырос, но, по сути, не повзрослел… За всем, что ему нужно, он сразу бежал к Яблоне. А ей стоило бы хоть раз ему отказать, чтобы он научился зарабатывать сам – на удовольствия, на дом, на лодку, да на что угодно. Но нет, она щедро давала, и он жадно все утаскивал прочь.

ветки

Не прячьте страхи в шкаф!

“Щедрое дерево” – это притча, которую можно прочитать и так, как я, и совершенно по-другому… Она о спасительной, безграничной любви – и о любви губительной, чрезмерной. Она о том, как нужно правильно растить детей – и как не нужно. Она о том, что в жизни слишком много всего интересного и прекрасного, чтобы зацикливаться лишь на чем-то\ком-то одном…

обнимашки

Это книга обо всех нас. Все мы когда-то прятались в тени своих родителей, и требовали любви, и дарили любовь в ответ… А потом вырастали и уходили. Или не уходили. Или уходили, но потом возвращались. У каждого свой сценарий, своя история, свои яблоки и листья…

огрызок

Эта книжка цепляет за живое. И заставляет думать.

Ведь пять лет назад я не книжку в шкаф спрятала, я спрятала свой страх – страх будущего, страх остаться одной, быть покинутой и никому не нужной. Страх того, что вот этот спящий на руках младенец когда-нибудь вырастет и перестанет испытывать потребность во мне…. И как же я тогда.

щедрое дерево

Сейчас я вижу, что уже переросла тот свой страх. Может быть, потому, что Семену почти шесть лет и он уже сейчас – настолько отдельный, настолько другой, со своими увлечениями и занятиями, что я понимаю: мы очень разные, у нас разные интересы и разные дорожки, по которым нам интересно идти, и чем дальше, тем больше эти дорожки уводят нас в разные стороны. Дети взрослеют, да. Это нужно принять. И хотя они навсегда остаются для нас самым главным и важным в жизни, все-таки не стоит искать в них и только в них подпорку для себя и единственный повод для счастья…

яблоки

А знаете, что еще удивительно? Что такую книгу написал – мужчина. Иногда я подозреваю, что он имел в виду нечто совсем иное и громко бы рассмеялся, прочитав эту мою рецензию. “Родители и дети? Какие еще дети? О чем ты, женщина?”. Ну и пусть. Книжки тем и хороши, что каждый читает в них – свою историю, о самом себе…

щедрое дерево

И знаете, я набралась смелости и прочитала-таки эту книжку Семену. Мне удалось! Только на последней страничке, про пенек, мой голос дрогнул, ыыыы, пенечек, один пенечек остался! Пришлось взять паузу и подышать.

Семен, к счастью, ничего не заметил. Мальчики – они такие. Они не обращают внимания на то, что у дерева дрожат листья… или голос…

П.С. И что сказал Семен?

– Семен, тебе понравилась книжка?
– Да.
– Как ты думаешь, почему Яблоня все отдавала мальчику?
– Потому что любила его.
– А почему мальчик все брал у нее?
– Потому что был жадным.
– Кто тебе больше понравился, мальчик или Яблоня?
– Яблоня.
– Что ты думаешь про Яблоню?
– Что она вырастет снова.

Живой журнал

Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.

Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.

Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

— Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

— Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

— Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!

И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.

— Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

— У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

— Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

— Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной.

— Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?

— Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.

И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.
…Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.

— Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

— На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов.

— У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них.

— Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик.

— У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх.

— Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик.

— Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.

— А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

— Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

The Giving Tree (США, 1973) 10-минутный мультфильм в стилистике оригинальных рисунков; текст читает Сильверстайн, который также сочинил для мультфильма музыку и выступил в роли продюсера.

Читайте также: