В чем заключается достоинство человека сочинение по тексту шолохова

Обновлено: 02.07.2024

В произведении особо звучит тема любви. Это то, что помогает человеку обрести смысл жизни. М.А. Шолохов с помощью образа Натальи Мелеховой показывает, какой должна быть женщина и жена: верной, искренней и любящей. Наталья безумно любит Григория и готова ради него на все. Она заботится о своих детях, посвящая им все свое время. Наталья – семейный человек. С помощью данного образа М.А. Шолохов утверждает семейные и любовные ценности.

О семейных ценностях говорит и семейство Мелеховых. Несмотря на то что между членами семьи существовали конфликты и споры, они ценили друг друга и уважали. Со всеми бедами члены семейства Мелеховых справлялись вместе, никто не был способен на предательство. Несмотря на политические воззрения и ситуацию вокруг, Мелеховы любили друг друга и помогали друг другу.

Описывая быт казачества, М.А. Шолохов особое внимание обращает на трудолюбие. Казаки постоянно работают и в мирное время, и в военное время. Только с трудом и работой можно чего-то добиться в жизни. На это указывает и то, что такие богатые казаки, как Коршуновы, не боятся работать собственными руками. В произведении отмечается, что казаки уходят на покос, на другие сезонные работы, несмотря на все то, что происходит в стране. Для них труд – это образ жизни, без которого жить просто невозможно.

М.А. Шолохов через противопоставления утверждает и вечную ценность дружбы. Писатель призывает читателей, что ничто не должно разъединять людей. К сожалению, Гражданская война сделала именно это: Мишка Кошевой и Григорий Мелехов, будучи друзьями, стали врагами, так как оказались на разных противоборствующих сторонах.

Отрицая Гражданскую войну, М.А. Шолохов призывает к добру и милосердию, к любви ко всем людям. Григорий Мелехов не хочет крови. Он понимает, что Мишка Кошевой и Иван Алексеевич как большевики хотят его смерти, однако он хочет их спасти, ведь они друг другу не чужие люди.

Через образ Григория Мелехова М.А. Шолохов утверждает сострадание и заботу о ближнем. Главный герой жалеет о том, что солдаты сделали с Франей, и пытается ей помочь. Григорий Мелехов спасает Степана Астахова, хотя тот является мужем его любимой женщины. Центральному персонажу все равно, кем является человек, важно – оставаться человечным и помогать окружающим людям.

М.А. Шолохов утверждает и такую вечную ценность, как свобода. Григорий Мелехов хочет обладать правом самостоятельно принимать решения. Именно поэтому он идет против общественного мнения и уходит жить с Аксиньей. Стремлением к свободе наполнено и участие казаков в Гражданской войне.

Тема чести и человеческого достоинства рассказе Шолохова "Судьба человека"

У каждого человека своя судьба, кто-то ей доволен, кто-то нет, а кто-то видит смысл жизни лишь в том, чтобы все свои беды списывать на судьбу.

В рассказе Шолохова "Судьба человека" через судьбу простого работяги была показана судьба всего народа, т.к. в годы воины такая жизнь могла повторяться много раз. Главный новый прием – рассказ в рассказе. Главное художественное открытие Шолохова – воспроизведение живого слова героя.

Главный герой рассказа Андрей Соколов выдержал все испытания судьбы, он был сильным по своей натуре. По началу его жизнь была похожа на жизнь миллионов людей: жена, дети, работа. Жену свою он очень любил, и было за что, она была действительно умной женщиной. Она не лезла ему под руку, когда он приходил домой с работы злой и уставший, она не бранила его, когда он выпивал с друзьями, а он вскоре понял какая у него жена и не стал больше выпивать, а всю зарплаты нес домой.

Дети тоже радовали его. Анатолий - старший сын участвовал в олимпиаде по математике, и о нем написали в центральной газете. Андрей Соколов очень гордился сыном. Еще были у него две дочки, они тоже хорошо учились. И все бы ничего, но началась война. Андрей во время войны был шофером, но воевал недолго – попал в плен.

Во время плена раскрываются главные черты характера нашего героя. Во-первых, сначала, когда немец отобрал у него сапоги, а Андрей еще и отдал немцу свои портянки – и это должно расцениваться не как иначе, как жест презрения.

Также хочется сказать обо всех врагах в этом рассказе. Почему о врагах, а не о немцах, потому что враги в данном контексте должны рассматриваться не только как немцы, а еще и как наши русские предатели. Итак, первый немец, который забрал сапоги у Андрея сравнивается с волчонком. Окружение Мюллера сравнивается со сворой собак. Немец, которого везет Андрей в конце рассказа, описан как толстый боров. Крышнев предатель сравнивается с ползучим гадом. Враги в рассказе показаны, как нелюди. Это относится и немцам и к предателям.

Андрей Соколов выдержал все, что приготовила ему судьба, но оказалось, что это еще не все испытания. Андрей получает письмо, которое напрочь ломает его жизнь: его дом, где остались дети и жена находился возле аэродрома и в сорок втором году немецким самолетом дом был взорван, и в тот момент там находились жена и дочки Андрея. Андрей Соколов приехал на то место, где когда-то стоял его дом посмотрел на ямы, которая там осталась, и уехал. Одна надежда осталась у Андрея на сына, которого не было в доме, когда упала бомба. Но судьба опять преподносит ему испытание, сына убивает немецкий снайпер в день Победы.

Андрей остается совершенно один. Но живет он так недолго, он находит маленького мальчика-сироту, которого усыновляет и это становится смыслом его жизни. Теперь только одно тревожит Андрея, после всего пережитого его часто беспокоит сердце, и он боится умереть во сне и испугать своего сынишку.

По мнению ученых, человек – самое высокоорганизованное существо на планете Земля. Однако при общении с некоторыми представителями этого рода хочется подвергнуть сомнению данное утверждение.

Автор приведенного текста – Ю. Золотарев – рассуждает на тему человеческого достоинства.

Достоинство – одно из важнейших качеств человека. Оно не зависит ни от социального статуса, ни от профессии, ни от уровня образованности. Один может закончить семь классов школы и быть по-настоящему достойным человеком, а другой может иметь два высших образования, но не представлять, что такое человеческое достоинство.

Я думаю, человек должен любить и уважать себя. В этом — залог его достойного поведения. Все мы должны стремиться к этому. И пусть примером для нас служат высоконравственные герои русской классической литературы.

Береги платье снову,

А честь смолоду.

Человек должен развивать в себе положительные качества: трудолюбие, доброту, милосердие и сострадание, уважение к другим, умение сдерживать свое слово.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Уважая себя, человек никогда не сделает больно окружающим его людям, поможет слабым, нуждающимся, обязательно проявит себя с хорошей стороны. Ведь каждому человеку хочется быть самым сильным, красивым, ловким, смышленым, остроумным и изобретательным. Все мы стремимся к идеалу и так радуемся, если что-то у нас получается.

Достоинство человека не измеряется его достижениями и победами. Скорее, оно зависит от человечности. Р. Гамзатов писал об этом так:

Он мудрецом не слыл,

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям благородство:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной красоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

В любом обществе человек должен оставаться собой: не опускаться до низкого уровня интеллекта только для того, чтобы общаться в определенном кругу на равных. Сильный человек не уничижает себя, чтобы вызвать в другом сочувствие.

Беречь собственное достоинство – это не значит защищать себя, унижая других, а это – умение находить выход из любой ситуации, не опускаясь до подлости, жестокости, лицемерия, предательства.

Сочинения по русскому языку и литературе

Достоинством человека являются его внутренние ценности в жизни. Каждому индивиду присущи какие-то свои ценности и взгляды на происходящее, но существуют и общие, утвержденные годами, приоритеты. Это честь семьи, доброта к детям, уважение к сединам пожилых людей, стремление к самосовершенствованию. И неважно какие трудности приходится пережить за всю свою долгую жизнь и сколько раз нужно будет сделать трудный выбор, главное, это не потерять своего достоинства и смысла внутреннего мира. Это очень тяжело, но чувство удовлетворенности и гордости за себя невозможно заменить ничем.

Довольно часто люди ради материальных благ принимают недостойные решения, тем самым ощущая внутреннюю пустоту и унижение, хотя поставленная цель была и выполнена. В таком случае, чтобы не страдать от угрызений совести, следует прислушиваться к своим личностным убеждениям и не поддаваться манипулированию со стороны других людей. Нужно воспитывать силу характера. Конечно, не всегда получается сохранить чувство личного достоинства. Это можно наблюдать на примерах войн, репрессий и других неординарных ситуациях. Но не все люди теряют свой внутренний стержень даже в плохие времена. И можно наблюдать таких героев как в истории, так и в современном мире. Ведь они взваливают на себя весь груз достоинства. Да, именно груз. Потому что в истории есть случаи и с летальным исходом людей, которые отстаивали свою жизненную позицию, не подчиняясь атакам со стороны агрессоров. Они являются примером для подражания.

Тяжелые жизненные ситуации имеют место в жизни каждого человека. Сломаться, плыть по течению или с гордостью выйти из сложившегося обстоятельства – выбор самого человека. Он будет непрост, но в моменты неуверенности необходимо подумать о том, что внутренний стержень и чувство личного достоинства не смогут сломать временные проблемы. Ведь их можно решить, пусть и путем огромных усилий, зато характер и духовная сила только от этого окрепнут. Всем нужно пытаться жить достойно. Воспитывать в себе своего личного героя.

Похожие сочинения

О достоинстве человека и умении отстоять право на свободу собственной личности

О достоинстве человека и умении отстоять право на свободу собственной личности

Человеку всегда было свойственно стремление сохранить чувство собственного достоинства в сложном мире окружающих людей и обстоятельств.

В данном тексте Н.В. Гоголь доводит до сведения читателя важные нравственные проблемы. Первая состоит в том, что у людей, в частности у русских, порой очень заниженная са­мооценка. Из-за этого они высокомерно держатся с теми, кого они считают менее успешными в жизни, и унижают себя перед людьми более удачливыми.

С этой проблемой связана вторая — проблема внутренней свободы или несвободы человека. Если человек живёт в согла­сии с окружающими и чувствует свою значимость, он свободен. Но часто он несчастлив из-за того, что среда враждебна ему.

Я согласна с мнением автора. Русским людям, действительно, часто не хватает самоуважения, иногда же в них вовсе отсут­ствует чувство собственного достоинства. Это связано с тем, что в нашем отечестве на протяжении веков торжествовали культ силы, власть денег. Человека, считалось на Руси, легче подчи­нить и унизить, чем создать условия для свободного развития его личности.

Таким образом, честь и достоинство для каждого уважаю­щего себя человека должны быть превыше всего. Если богат­ство, деньги и успех в карьере достигаются ценой унижения и подлости, то они человека не возвысят и не украсят.

Родной язык (Ч. Айтматов)

необъяснимо. 4)Только
родное слово
, познанное и постигнутое в детстве,
может
напоить душу поэзией, рождённой опытом народа,
пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.
5)Детство не только славная пора, детство – ядро будущей человеческой личности. 6)Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи. 7)Именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, к окружающей природе, к определённой культуре.

8)Для меня русский язык

в неменьшей степени родной, чем киргизский,
родной с детства, родной на всю жизнь.
9)Мне было пять лет, когда я впервые оказался в роли переводчика.

10)Это случилось в горах, где я был с бабушкой.

11)В то лето стряслась беда. 12)Племенной жеребец

, купленный колхозом незадолго до этого,
внезапно околел
. 13)Табунщики переполошились: жеребец был ценный, донской породы,
привезённый из далёкой России
. 14)Послали гонца в колхоз, оттуда гонца в район. 15)И через день к нам в горы приехал русский человек. 16)Высокий, рыжебородый, с голубыми глазами, в чёрной кожаной куртке, с полевой сумкой на боку. 17)Я его очень хорошо запомнил. 18)Он не знал ни слова по-киргизски, а наши – по-русски. 19)Табунщики, недолго думая, решили, что переводчиком буду я. 20)А я в это время стоял в толпе ребятишек.

21)- Пошли, — сказал мне один из табунщиков. — Этот человек не знает языка, ты переведи, что он говорит, а то, что мы скажем, скажешь ему.

22)Я застеснялся, испугался, вырвался и убежал к бабушке в юрту. 23)Бабушка всегда была ласкова, а в этот раз строго нахмурилась.

24)- Ты что, стыдишься говорить по-русски или ты стыдишься своего языка? – она взяла меня за руку и повела.

25)Приезжий ветеринар сидел вместе с аксакалами. 26)Он поманил меня, улыбаясь:

— Заходи, мальчик. Как тебя звать?

27)Я тихо пробормотал. 28)Он погладил меня:

— Спроси у них, почему этот жеребец погиб, — и достал бумагу для записи.

29)- Дядя, — робко начал я, — это место называется Уу-Саз, ядовитый луг

, — и потом осмелел, видя, как радовались бабушка, и приезжий человек, и все в юрте. 30)Я на всю жизнь запомнил тот синхронный перевод разговора, слово в слово на обоих языках. 31)Жеребец, оказывается, отравился ядовитой травой. 32)На вопрос, почему не едят эту траву другие лошади, табунщики ответили, что
местные лошади не трогают эту траву, они знают, что она несъедобная
. 33) Так я и перевёл.

34)Приезжий похвалил

меня, аксакалы дали варёного мяса, горячего, душистого, я выскочил из юрты
с торжествующим видом
. 35)Ребята вмиг окружили.

36)- Ты по-русски шпаришь, как вода в реке, без остановки!

37)На самом деле я говорил, запинаясь

, но ребятам угодно было представить это так, как им хотелось. 38)Мы тут же съели мясо и побежали играть.

39)Стоит ли в литературной биографии

упоминать о таких вещах? 40)По-моему, стоит. 41)Надо начинать с того, что впервые в жизни запомнил человек, когда, как это было. 42)Некоторые помнят себя с трёх лет, другие едва припоминают свой десятилетний возраст. 43)Я убеждён, что
всё это много значит
. (По Ч.Т.Айтматову)

Айтматов Чингиз Торекулович

Если в конце 40х – начале 50х годов произведения, посвящённые подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50х годов интерес к этой теме становится всё более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.

Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой. Андрей Соколов – это истинно русский человек советской эпохи, в его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик нации. Он совершает героические поступки, не придавая им значения таковых.

Шолохов ищет мотивы его трагедии не в особенностях характера, а в трагическом состоянии мира, в несовершенстве человеческого жизнеустройства. Судьба героя включается в широкий поток исторического бытия. Встаёт проблема, мимо которой не прошёл ни один известный современный писатель.

Речь идёт о том, как сложились судьбы тех, кто прошёл Великую Отечественную Войну, чем встретила их мирная жизнь, вознаграждены ли они были за подвиги и страдания, сбылись ли их надежды, взлелеянные на передовой, какие уроки они вынесли, и какая роль им принадлежит в делах и заботах послевоенного мира. Возвращение фронтовика к мирной жизни, к домашнему очагу закономерно стало одним из главных мотивов в творчестве писателей. Послевоенная действительность рисовалась в картинах стройки, возрождающихся из руин городов и сёл. Люди работают, не находя времени на раздумья, не давая воли ни горьким воспоминаниям о былом, ни беспокойным чувствам, которые возникали в ответ на несправедливость и зло, не исчезнувшие из жизни.

Судьба Андрея Соколова – это сюжетный основной мотив, но в рассказе даётся живая панорама истории страны, рисуются потрясающие своим драматизмом военные эпизоды. Открытие Шолохова как художника, исследующего душу народа в переломные моменты его истории, характер человека, действующего в суровых обстоятельствах трагической эпохи, не ограничено творчеством отдельных писателей. Опыт великого художника – достояние всех, но каждый берёт из него то, что согласуется с его творческими стремлениями. Романы и повести о войне, написанные в конце 50х – начале 60х годов, несмотря на свою художественную индивидуальность, имеют и общие черты, что позволяет их рассматривать как явление литературы определённой эпохи. Это доверие к человеку, активность гуманизма, сознательное стремление отдать на службу современности трагический опыт прошлого.

В собеседнике он видит солдата, судьба которого тоже была нелёгкой. Мужественная сдержанность – это черта, одинаково присущая как автору, так и герою рассказа. Невольно вырвавшееся у него замечание: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?

Где те источники, которые давали силу, чтобы выдержать, устоять? Ответ на этот вопрос в довоенной биографии Соколова – ровесника века жизненный путь которого помечен памятными событиями жизни народа и страны, где произошла революция, в труде и борениях создавался новый мир. То были обстоятельства, которые формировали характер и мировоззрение человека, историческое сознание народа, сыном которого он являлся.

Просмотры

По мнению ученых, человек – самое высокоорганизованное существо на планете Земля. Однако при общении с некоторыми представителями этого рода хочется подвергнуть сомнению данное утверждение.

Автор приведенного текста – Ю. Золотарев – рассуждает на тему человеческого достоинства.

Достоинство – одно из важнейших качеств человека. Оно не зависит ни от социального статуса, ни от профессии, ни от уровня образованности. Один может закончить семь классов школы и быть по-настоящему достойным человеком, а другой может иметь два высших образования, но не представлять, что такое человеческое достоинство.

Я думаю, человек должен любить и уважать себя. В этом - залог его достойного поведения. Все мы должны стремиться к этому. И пусть примером для нас служат высоконравственные герои русской классической литературы.


С точки зрения банальной эрyдиции -- каждый индивидyyм, критически мотивирyющий абстракцию, не может игнорировать критерии yтопического сyбьективизма, концептyально интерпретирyя общепринятые дефанизирyющие поляризаторы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадогматических связях предикатов, решает проблемy yсовершенствования формирyющих геотрансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически кореллирyющих аспектов. Исходя из этого, мы пришли к выводy, что каждый произвольно выбранный предикативно абсорбирyющий обьект рациональной мистической индyкции можно дискретно детерминировать с аппликацией ситyационной парадигмы коммyникативно-фyнкционального типа при наличии детекторно-архаического дистрибyтивного образа в Гилбертовом конвергенционном пространстве, однако при параллельном колаборационном анализе спектрографичеких множеств, изоморфно релятивных к мyльтиполосным гиперболическим параболоидам, интерпретирyющим антропоцентрический многочлен Нео-Лагранжа, возникает позиционный сигнификатизм гентильной теории психоанализа, в резyльтате чего надо принять во внимание следyющее: посколькy не только эзотерический, но и экзистенциальный апперцепционированный энтрополог антецедентно пассивизированный высокоматериальной сyбстанцией, обладает призматической идиосинхрацией, но так как валентностный фактор отрицателен, то и, соответственно, антагонистический дискредитизм деградирyет в эксгибиционном направлении, посколькy, находясь в препyбертатном состоянии, практически каждый сyбьект, меланхолически осознавая эмбриональнyю клаyсторофобию, может экстраполировать любой процесс интеграции и дифференциации в обоих направлениях, отсюда следyет, что в резyльтате синхронизации, ограниченной минимально допyстимой интерполяцией образа, все методы онвергенционной концепции требyют практически традиционных трансформаций неоколониализма. Неоколонии, размножающиеся почкованием, имеют вегетационный период от трех до восьми фенотипических гомозигот, но все они являются лишь фyндаментальным базисом социогенетической надстройки криогенно-креативного процесса геронтологизации. Увеличить этот базис можно с помощью гектаплазменного yскорителя биоинертных коллоидных клеток контагиозной конкретизации, однако введение конкретизации влечет за собой применение методов теории множеств и дистрибyтивного анализа, что обyсловлено тем, что трансцендентальная поликонденсация нероноспоры в перплексном хаосе может инбабyлировать комплексный морфоз только тогда, когда конститyент доминанты квазитенденциально yниверсален, и происходит довольно внезапно. Очевидно, что все вышесказанное проливает свет на теорию предикативных ощyщений сyбьекта, абсолютно нефyнкциональных в yсловиях абстрактного хаоса.

Читайте также: