В чем вина и в чем беда софьи горе от ума сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Читая произведение, можно сразу заметить одну миловидную, и на первый взгляд добросердечную девушку. Впервые встречаем мы ее в самом начале произведения. Я думаю, читатель уже догадался, что речь идет о Софье Фамусовой.

Фамусова Софья Павловна, на мой взгляд, наиболее сложный и противоречивый герой в комедии, и к нему я больше всего затрудняюсь выразить свое отношение. Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских романах, как и многие дамы тех времен. Нетрудно догадаться, что девушка, одурманенная французскими произведениями, переполненными любовью, сама отдастся романтическим мечтам о беззаветной любви.

Поначалу Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина. Молчалин представляется ей скромным, умным, нежным и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья ослеплена чувством и готова на многое ради него.

Отношение Софьи к Молчалину

В финале комедии, когда Софья становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. “Идеальный” Молчалин ведет себя так низко, так подло в сцене с Лизой, что героиня Софья не выдерживает и прогоняет Молчалина из дому.

Отношение Софьи к Чацкому

На балу в доме Фамусовых можно наблюдать очень интересную картину. Софья зачем-то начинает распространять среди гостей слух о том, что Чацкий сумасшедший. Слух легко переходит от одного гостя к другому, ведь каждый на балу считает Чацкого слишком умным (но мы же знаем, что такое неуважение проявляется к нему из-за того, что он говорит правду в лицо). Софья сделала это потому, что она видит в своём возлюбленном то, что тот бы хотел скрыть.

Искренней любовью Софья может кому-то понравиться, а кому-то и нет. А ее заблуждения — это не ее вина, а “фамусовского” общества, в котором она воспитывалась.

Почему Софья выбрала Молчалина?

Прочитав произведение, я не раз задавался вопросом, почему же Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого. Казалось бы, два совершенно разных образа. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Однако Чацкий намного образованнее и, как мне кажется, мудрее Молчалина. Он не подлизывается к каждому встречному для того, чтобы получить для себя выгоду. Чацкий говорит только осмысленные, толковые вещи. Софью, конечно же, можно понять. Ведь Чацкий пропал на три года, уехал невесть куда и не прислал ни одной весточки. А потом возьми и свались на голову Софьи, мол, “Прости Софьюшка, что так получилось, но не хотела бы ты снова полюбить меня? ”. Конечно же, это только мое личное мнение, и я никому его не навязываю.

С другой стороны, читая комедию можно пронаблюдать, что абсолютно у всех женщин из рода Фамусовых сложилась похожая судьба. Все женщины из этого рода имеют влиятельных мужей, которые обеспечивают им неплохое состояние, почтение окружающих. Казалось бы, Софья должна следовать примеру, но в произведении мы наглядно видим, что она без ума от Молчалина. Молчалин не имеет большого достатка, высоких чинов, он покорил Софью своей покладистостью, преданностью и “искренним” и “любящим” взглядом в глаза. Любая женщина сможет легко повестись на такое уважительное отношение.

Чацкий за те три года, что он пропадал, стал намного образованнее, чем Софья. Его воспитанность не позволяет ему во всём потакать любимой женщине.

Исходя из этих принципов, можно легко понять, что Софье Чацкий не подходит, а вот Молчалин — идеал! Ей необходим муж, который будет во всем ей потакать и не возникать. Хоть Софья и выгнала Молчалина, но, возможно, в будущем очередного кавалера она будет подбирать по таким же нравам.

Образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа искажена окружающим её обществом. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная фигура из всех “фамусовских”, и я больше склоняюсь к мысли, что она на самом деле жертва, чем гонитель всего светлого. Надеюсь, это так и есть.

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

В чем беда и вина Софьи в

Особое место среди персонажей комедии занимает дочь Фамусова – молодая и неглупая девушка Софья. Ею одновременно увлечены и прямолинейный Чацкий, и коварный Молчалин. Девушка отдает предпочтение последнему, так как он мог бы стать для нее мужем-слугой, что было новомодно в московском обществе тех времен. Молчалин был из тех людей, которые молчаливо и беспрекословно выполняют волю хозяев жизни, преследую свои цели. В принципе, такой тихий, мягкий и безропотный человек, как Молчалин ее вполне устраивал.

Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин. Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.


Пример сочинения 2

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только пред­почла Чацкому бездушного подлого Молчалина, но и пустила слух о безумии любящего ее человека?

Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь она строит по общепринятым образцам

Софья зачитывается сентиментальными романами о неравной любви бедного и безродного юноши и богатой знатной де­вушки. Так же, как и Татьяна Ларина, Софья чувствует себя героиней романа. Хуже другое — Софья не видит различия между романтиче­ским вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки.


Пример сочинения
"Драма Софьи"

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов. Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви.

Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой.

В комедии А. С. Грибоедова представлены новые московские дворяне 19-го века, для которых цену имеет только высокое положение в обществе и наличие весомых чинов. Автор умело показывает конфликт между помещиками-крепостными с молодым, позитивно-мыслящим поколением. Это столкновение двух лагерей: века “минувшего” и века “нынешнего”.

Защищая свои меркантильные интересы и личный комфорт, представители “высшего” общества противопоставлены главному герою – А. А. Чацкому.

Особое место среди персонажей

комедии занимает дочь Фамусова – молодая и неглупая девушка Софья. Ею одновременно увлечены и прямолинейный Чацкий, и коварный Молчалин. Девушка отдает предпочтение последнему, так как он мог бы стать для нее мужем-слугой, что было новомодно в московском обществе тех времен. Молчалин был из тех людей, которые молчаливо и беспрекословно выполняют волю хозяев жизни, преследую свои цели.

В принципе, такой тихий, мягкий и безропотный человек, как Молчалин ее вполне устраивал.

Сама Софья по характеру схожа с Чацким, но в результате социального конфликта, она оказывается противником этого персонажа.

Грибоедов, создавая противоречивый образ Софьи, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку”. Ее роль не до конца понятна в пьесе, если читать невдумчиво.

На самом деле, эта героиня – натура страстная и любящая. Она мечтает о необычайной любви и ищет пути ее реализации. Отец ей давно присмотрел богатого жениха Скалозуба, который достиг своих служебных успехов отнюдь не личными усилиями или воинскими подвигами.

Для Софьи это самое страшное и внутренне она уже готовится к борьбе.

Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин.

Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.

К сожалению, отношения с Чацким также подпорчены. Поэтому эта героиня остается одна. Возможно, со временем она найдет для себя еще одного Молчалина и будет счастлива с ним, но беда в том, что у нее нет собственного мнения.

Софья воспитана на такой системе женского образования, которая ставила целью удачную светскую карьеру и благополучный брак. Больше ничего в “фамусовском” обществе не имело значения.

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Здравствуйте, оцените, пожалуйста, сочинение по "Горе от ума"
В чем беда и вина Софьи?
Для начала девятнадцатого века “Горе от ума”- крайне нетипичное произведение, которое разрушило почти все рамки, заданные классицизмом. Взять хотя бы персонажей пьесы Грибоедова: они достаточно сложны и неоднозначны, про них нельзя с точностью сказать положительные они или же отрицательные герои. К таким противоречивым персонажам относится и Софья. В чем же беда и вина этой девушки?

Беда Софьи, по моему мнению, в том, что она, “девушка сама неглупая”, попадает в насквозь фальшивое “фамусовское общество” . По меркам их общества ее учат “всему”, но это “всё” заключается в пение, “нежностях” и “вздохах”. Эти знания пригодятся для того, чтобы выгодно выдать девушку замуж, но не для чего больше. Сама Софья, не зная другой жизни, других правил, конечно, считает навязанные ей мнения и ценности единственно верными, поэтому она не понимает Чацкого, но понимает Молчалина. Как замечал Гончаров, Софья - это “смесь хороших инстинктов с ложью”. Действительно, героиня умна, рассудительна, благородна, но в то же время своенравна и капризна. Все её качества формировались под влиянием французских романов и консервативного воспитания.

Вина Софьи в том, что она не смогла противостоять влиянию “фамусовского общества”, не смогла понять его. Пустив слух о Чацком, она опускается до уровня этого общества. Но не нужно забывать, что только “горе от любви” заставило Софью пойти на этот поступок(в некоторой степени это оправдывает девушку). Стоит отметить и то, что Софья “винит себя кругом”. То есть девушка осознает свою вину, - это еще раз подтверждает перевес положительных качеств в ней. Действительно, Софья совершает не самый честный и благородный поступок, но она не заслужила осуждения.

Интересно то, что пьеса Грибоедова принадлежит к комедийному жанру, а история Софьи не вызывает смеха. Она представлена крайне трагично, что заставляет жалеть героиню. Безусловно, автор относится к Софье с любовью и ,быть может, даже уважением, как предлагает относится к ней и своему читателю.

Итак, беда Софьи в том, что она родилась не том месте, не с теми людьми. Это место и люди почти загубили ее лучшие качества,но все-таки героине удалось сохранить мудрость и сила характера. И, что самое удивительное, ее никогда не волновало, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”, в отличие от ее окружения.

У нас появилась новая характеристика Софьи.

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

Выводы

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Тест по произведению

Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений -; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.- это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.

Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.

Грибоедов, создавая столь сложный и.противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,- пишет Гончаров.

Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума.

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивет…

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Софья Фамусова, героиня пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”, считается одной из самых загадочных женщин в русской литературе. В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или ее отец.

Несомненно, она незаурядная личность. Девушка абсолютно уверена в себе, в своих чувствах и действиях. Она очень властная и во всем желает быть хозяйкой положения. Не случайно Софья выбирает в возлюбленные Молчалина. Ее идеал – тихая, спокойная жизнь, в которой ей принадлежит главенствующая роль. А Молчалин вполне подходит на роль “мужа-мальчика, мужа-слуги”. Софья красива, умна, мечтательна, остроумна, но при всех ее достоинствах девушка – все же дочь своего отца. Привычки, устремления, идеалы Софьи связаны с фамусовским обществом. Этой связью объясняются и противоречия ее натуры.

Другие работы по этой теме:

  1. Всем читателям и зрителям кажется странным, что Софья выбирает безродного и бедного, робкого и тихого Молчалина вместо богатого и родовитого, яркого и остроумного, красноречивого и…
  2. Комедия “горе от ума”- одно из наиболее ярких произведений русской классической драмы. Мнения литераторов и критиков о героях произведения были самые разнообразные и противоречивые, в…
  3. Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений -; Александра Андреевича Чацкого – с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный…
  4. Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. И. А. Гончаров А….
  5. Героиня пьесы Грибоедова ”Горе от ума” Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие? С одной стороны,…
  6. Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Ее образ сложен и многогранен. Природа не обделила ее положительными качествами. Софья достаточно умна, характер ее силен и независим….
  7. Софья Фамусова занимает особое место в системе персонажей комедии Грибоедова “Горя от ума”. Любовный конфликт с Софьей вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил,…
  8. ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ (Трилогия, 1851 – 1855) Нехлюдова Софья Ивановна – тетка Нехлюдова, старая девушка, полная, невысокого роста, с большими живыми и спокойными голубыми глазами….

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

Трагедия Софьи Фамусовой

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Читайте также: