В чем видит булгаков причины несовершенства мира сочинение

Обновлено: 04.07.2024

4. Какую силу воплощает в романе Воланд? Какова функция этого образа в романе? Как формулирует он цель своего посещения Москвы? Чем продиктованы все чудеса, совершаемые его подручными в варьете? Какой вывод делает Воланд о людях? В чём видит М. Булгаков причины несовершенства мира?
5. Чем заканчиваются похождения Воландовой Свиты в Москве? Каков символический смысл огня? Роль Пожара в здании МАССОЛИТА? Чем стала для писателей их причастность к литературе?
6. Почему трагична судьба романа и мастера? Что общего между мастером и Иешуа? Как повлияли на героя бесчеловечные обстоятельства его жизни? Каково предзназначение местера? Как вы понимаете слова Воланда: "Рукописи не горят"?
7. Как раскрывается тема любви в романе? Чем стала в судьбе Маргариты встреча с мастером? На что идёт героиня ради спасения мастера? Как звучит тема бессмертия?
8. Кто же такой Воланд? Творит ли он добро и совершает ли он зло? Какую позицию он занимает по отношению к происходящему? Что изменило в жизни Москвы пребывание Воланда? Как вы понимаете слова Воланда: "Никогда ничего не проси, особенно у сильных мира сего. Всё будет само собой".

Сила, которую воплощает Воланд, видна в эпиграфе к роману:

. Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.

В пустоте только пустое. Лучше про Бабу-Ягу прочти и опиши ее внутренний мир.

Было-бы смешно, коль не было так грустно. "Повесть о настоящем человеке" из программы выбросили, а эту ерундень с Маргаритой обсасывают.

Не на все, но отвечу:
4. Темную. Карательная. На сколько я помню, он захотел посмотреть как изменилась Москва за то время, что он ее не видел. Квартирный вопрос испортил людей. Жадность, скупость, желание халявы.
5. Коровьев и Бегемот грабят и рушат магазин валютный. Огонь-очищение. Для писателей- рутина и способ обогатиться.
6. Даже если сожжешь бумагу, написанное тобою на ней произведение все равно останется в твоей голове и душе. Потому и говорится, что рукописи не горят.
7. Для Маргариты это поворотная точка в ее жизни, в прочем и для Мастера тоже самое. Она становится ведьмой и королевой бала. Дух, душа- бессмертны, есть жизнь после смерти. Умирает только тело- дух и душа остаются.
8. Это сказано в самой книге- он хочет сделать зло, но творит добро. На сколько я помню, он больше наблюдает, чем делает. Ничего не проси- не унижайся, не живи в долг, не делай кармических узлов.

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Одной из них является противоборство Добра и Зла. Какая сила одержит в конце концов победу? Автор приходит к выводу, что обе силы уравновешивают друг друга, а к какой стороне пойти, выбирает человек. Зло в романе олицетворяет образ Воланда и его свиты. При этом они не являются абсолютным злом. Они предоставляют людям выбор, поэтому справедливы. Добро выражено в образе Иешуа. Этот персонаж вовсе отрицает, что есть злые люди. Также перед выбором добра или зла стоит Понтий Пилат. Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание.

Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Члены МАССОЛИТа пишут лишь то, что нужно партии. Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы. Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Истинным творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться.

Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви. Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету. В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи. Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом. В классических формах договора с Дьяволом (именно его олицетворяет Воланд) сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.

2 вариант

Михаил Афанасьевич Булгаков за свою жизнь создал множество произведений замечательных произведений. Они завораживают своим сюжетом, заставляют читателя задуматься о вещах, связанных с моралью, обществом и выбором. Итогом жизни писателя стал роман "Мастер и Маргарита", который по-настоящему можно назвать легендарным.

В произведении раскрывается множество проблем и их решения. Здесь можно встретить много противоположностей: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и лож. В романе всё является не таким, каким кажется. Воланд, олицетворение самой тьмы, вопреки ожиданиям честен, благороден, справедлив, возможно, и добр. Вместо одного желания Маргариты он выполняет два, говоря, что первое было не для неё. Его придворные также являются "частью зла" только с виду. Они не вредят людям, а наказывают их за аморальность, жадность и лож перед близкими. В романе чётко прослеживается, как происходит возмездие за сделку со своей совестью. Одни лишатся жизни, вторые - рассудка, третьи - головы. Иронично, что практически все, кто попадал под гнев Сатаны, оказывались в одном месте, в "сумасшедшем доме". Этим писатель хотел сказать, что возмездие приходит всегда к людям, совершившим к зло по отношении к другим, их наказание едино.

Проблема любви также поднимается в "Мастере и Маргарите". Она в романе показана светлым и искренним чувством, которому не подвластно время. Маргарита готова на всё ради того, кого любит. Женщина готова продать свою душу Сатане, чтобы хотя раз увидеть любимого человека. Мастер тоже испытывает к ней тёплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому скрывается в больнице для душевно больных. Это приносит лишь боль обоим героям. Однако в конце произведения пара воссоединяется, обретают "вечный дом".

Роман М.А. Булгакова хоть и является незавершённым, вызывает много эмоций и переживаний у читателей. Автор поднимает значимые для человека проблемы, показывает тёмные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. В заключение, хочется сказать, что настоящим злом в романе являются не Сатана и его приближённые, а люди.

Сочинение 3

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Жизнь состоит из череды взлетов и падений, успехов и поражений, силы и слабости. Опыт огромного количества людей показывает, что в формировании личности важно оставаться самим собой и не оглядываться на окружающих.

Почти все картины, написанные этим художником, олицетворяют уникальность нашей природы и родных просторов, умелой рукой мастера на них запечатлено неподвижное изображение, которое полно льющихся звуков, запахов и движений природы.

В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

Цель: рассмотреть ключевые сцены, в которых автор представляет сатирические картины жизни московских обывателей; проанализировать приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы, формировать положительные нравственные ориентации.

Приемы КМ: ЗХУ, Ключевые слова, Зигзаг 2, Сочинение-эссе, Синквейн.

Литературовед Н. П.Утехин пишет: “Воланд М. Булгакова – это сама жизнь, выражение некой субстанции ее. ”

Вопрос: Что вы знаете о “Ведомстве Воланда”?

1. Фаза вызова. Для активизации знаний учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы “ЗХУ”, после обмена информацией в парах и аналитической беседы, заполняются оставшиеся колонки. Вопросы, возникшие в ходе заполнения таблицы, могут быть предложены учащимся.

Вопросы для беседы:

  • Вспомните известные вам сатирические произведения 30-х годов. Какие проблемы попадали в область сатирического осмеяния?
  • Какой предстает Москва в романе Булгакова? Какие персонажи создают общую картину?
  • Каковы традиционные функции дьявола в литературе? Как формулирует Воланд цель своего посещения Москвы? (Дьявол выполняет две функции: искушение и наказание человека. Свою задачу Воланд формулирует как нравственную ревизию общества . изменились ли горожане внутренне?)

2. Фаза осмысления.

Вопрос: Е. А. Яблоков пишет: ”Воланда обуславливает, в принципе, его “незлобивость”.Он не наказывает и не прощает, хотя внешне его действия часто напоминают суд и исполнение приговора”. Кто из героев наказан Воландом и за что?

Используя прием “Ключевые слова”, учащиеся работают в группах, составляя характеристику героев. Учащиеся обмениваются информацией и делают вывод.

  1. Степа Лиходеев (гл 7)
  2. Варенуха (гл 10, 14)
  3. Николай Иванович (гл 21, 24, 27, эпилог)
  4. Алоизий Магарыч (гл 24, эпилог)
  5. История с костюмом (гл 17. 27)

Вывод: Герои сатирических глав действуют не по доброй воле, согласуясь с корыстными, сиюминутными желаниями, скрытыми под маской благопристойности. Столкновение с фантастической, рационально не познаваемой силой выводит на всеобщее обозрение то, что особенно скрыто от глаз. Воланд, таким образом, не столько искушает людей, сколько обнажает человеческие пороки. Что касается наказания, то оно в самих людях. Наказанием становится ужас, поселившийся в душах разоблаченных персонажей. Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика.

Вопрос: Б. В. Соколов считает, что “нечистая сила “ в “Мастере и Маргарите” не без юмора обнажает перед нами людские пороки”.

Согласны ли вы с тем, что задача нечистой силы в “Мастере и Маргарите” в обнажении людских пороков? Возможно она выполняет еще какие-то функции?

Работа в группах. Использование приема “Зигзаг 2” Учащиеся работают в экспертных группах, обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы.

Вопросы для групп:

  1. Чем продиктованы все чудеса, совершаемые свитой Воланда?
  2. Что происходит с людьми, чьи тайные желания становятся явными и получают удовлетворение?
  3. Каков символический смысл последствий сеанса черной магии?
  4. В чем сходство коллективных портретов толпы в двух сценах: объявление приговора Иешуа и сеанс черной магии?
  5. Какой вывод делает Воланд о людях?

Вывод: Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие.лживость, ханжество .. В эпизоде, венчающем сеанс черной магии, мотив обнажения получает буквальное воплощение, метафора реализуется. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же его словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

Читайте также: