В чем трагедия жюльена сореля сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника, он не желает мириться с уготовленной ему судьбой и всячески старается вырваться из своего окружения.

Юношу привлекала военная служба. Он всегда равнялся на Наполеона. Его невзлюбили окружающие, так как он грезил о большой карьере и не был таким как его братья. И все-таки главный герой бросает вызов обществу, попадая в окружение влиятельных людей.

Придя в дом господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами. Там он вел себя так, чтобы перед ним открылись все дороги к его мечте. Все было не искренне с его стороны – отношение к по-настоящему полюбившей его госпоже де Реналь, к ее детям и мужу. Жюльен при помощи влиятельной семьи захотел занять прочное положение в обществе, приобрести его уважение при условии, что он будет признан в нем полноценной личностью, человеком незаурядным, талантливым, одаренным, умным, сильным.

Жульен сочетает в себе две личности - гордеца и честолюбца, но в то же время человека доброго и непосредственного по-детски наивного. По мере преодоления честолюбия и гордости, его престала привлекать гордая и честолюбивая Матильда. Теперь он рассмотрел все достоинства самоотверженной госпожи де Реналь, которая любила его искренне. В итоге Жульен больше стал тянуться душой к ней.

Попав в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен понимает, что обвиняют его больше не за совершенное преступление, а за то, что он осмелился нарушить правила, согласно которым он, человек из низших слоев, не имеет права входить в тот мир, к которому не принадлежит с рождения. Этот поступок предопределил печальную судьбу молодого человека. Его приговорили к смертной казни.

Таким образом, победа Жульена над собственными пороками привела его к гибели. Главный герой даже не пытался спасти себя. Он смирился с уготовленной судьбой. Жульен Сорель не смог перестроить себя и преодолеть свои заблуждения. Буржуазное общество теперь не для него, а жить в низах ему не хотелось. Осознав все, Жульен потерял смысл в жизни, поэтому гильотина для него единственное спасение. Жульен Сорель не смог перестроить себя и преодолеть свои заблуждения. Буржуазное общество теперь не для него, а жить в низах ему не хотелось.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Жюльена Сореля в романе Стендаля Красное и черное

Популярные сегодня темы

Франт – мужчина средних лет, скверного характера, который ни о чём, кроме собственной выгоды не думает. Его не волнует состояние окружающих, ему также безразличны их переживания

Рассказ начинается с того, что американский посол Хайрам Б. Отис вместе со своим семейством покупает замок у английского лорда Кентервиля. Вместе со старинным замком семья приобретает и живущее в нём на протяжении нескольких веков, привидение.

Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.

В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов

ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

СТЕНДАЛЬ, О. ДЕ БАЛЬЗАК, Ч. ДЕККЕНС

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Причины трагической судьбы Сореля (И вариант)

Отстаивая свои права, герой вынужден мобилизовать все средства на борьбу и окружающим миром.

Сорель, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права из-за своего происхождения. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жульен сам определяет характер этой борьбы в сцене суда, когда говорит свое последнее слово. Герой сознает, что судят его не столько за совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому не имел права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможна лишь при условии полного приспособления молодого человека к их вкусов. В этом основной смысл борьбы Жульена Сореля с окружающим миром. Жульен чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек високообдарована, которая не хочет оставаться в мире обычных людей.

Борьба Жюльена развивает в нем гордость и чрезмерное честолюбие. Охваченный этими чувствами, Сорель подчиняет им все другие стремления и наклонности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая негативных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, он указывает на сложность борьбы, которую ведет герой: один против всех, Жюльен вынужден прибегнуть к любым средствам. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает Сореля, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых персонаж не потерял даже в момент жесточайшей борьбы.

В развитии характера Жульена очень важный эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, который руководил всеми его поступками, ограничивал его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.

Эти две женские образы символизируют борьбу двух начал в душе самого Жульена, в которой якобы заложено два существа: он честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда герой одолел честолюбие и гордость, то отдалился от такой же надменной и честолюбивой Матильды. А душевная мадам де Реналь, любовь которой было глубже, стала ему особенно близкой.

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужным, бессмысленным, он больше не ценит и предпочитает смерти на гильотине.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жульена приводят его к гибели. Итак, причина трагической судьбы в том, что Жульен - порядочный человек в несправедливом обществе, человек, который так и не смогла уничтожить в себе положительные черты, чтобы приспособиться к окружению.

Жульен мечтал выбиться в люди. Он видел, что зажиточные господа имеют больше, чем он, - имеют положение, деньги, уважение. Желание добиться, как Наполеон, высокой должности, овладело юношей. Он, конечно, усек, что возможность добиться успеха в обществе зависит не столько от его огромных способностей, сколько от сильных мира сего, то есть богачей. Это унижало его самолюбие, отсюда и его протест, но он пытался сохранить личное достоинство даже перед людьми, от которых он зависел. Жульен еще не понял, что новому обществу нужны не умные личности, а бездумные исполнители.

Благодаря любви Матильды мечта Жульена могла бы осуществиться. Маркиз де Ла-моль назначил ему ренту, получил чин гусарского поручика и имя шевалье де Ла-Верне.

И вдруг все погибает. Маркиз де Ла-моль, получив от госпожи де Реналь письмо, написанное под натиском духовника-иезуита, где она разоблачает Жульена как лицемера и соблазнителя, жадного к богатству своей жертвы, - отказывается от согласия на брак с ним Матильды. Жульен мчит в Верьер, покупает пистолеты, входит в церковь, где молится госпожа де Реналь, и стреляет в нее.

Жульен казнен. Кто в этом виноват? Ответ можно найти в речи Жульена на суде — виновато несправедливое общество.

Похожие сочинения

Жюльен – сын плотника. Его кумир – Наполеон и он жалеет, что родился слишком поздно, уже во времена Реставрации. Жюльен Сорель одарён умом, жаждой знаний, разными способностями. В маленьком городке он страдает от того, что ему себя не реализовать. Отец. смотреть целиком

Как утверждают литературоведы, чтобы быть правдивым в своих произведениях, писатель должен наблюдать и анализировать жизнь, а по Стендалю, литература должна быть зеркалом жизни, отображать его. Результатом такого наблюдения Стендаля стал социально- психологический. смотреть целиком

Ах, какая судьба разнотонная! То ли красная? То ли черная? Он в судьбе своей не раскается, Он в ней даже не сможет покаяться/ Он сумеет успеть немного: Оборвется жизни дорога Красным заревом на гильотине. Боже! Дай хоть любви отныне! Морозное зимнее. смотреть целиком

Морозное зимнее утро. Белый снег. Ах, если б он не растаял к Новому году! Ведь на Новый год всегда ждешь чуда, пусть самого маленького! Снег под Новый год у нас — это тоже чудо! Но я понимаю, что Новый год наступит, даже если снега не будет, поэтому. смотреть целиком

Литературная деятельность французского писателя-реалиста Анри Мари Бейля (Стендаля) началась в эпоху Реставрации. Писатель остался верен идеям французских просветителей XVIII столетия, что отразилось в его произведениях.

Как писатель-реалист, Стендаль был убежден, что литература должна быть зеркалом жизни. "Роман, — писал он, — зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж большую дорогу с ее лужами, а еще того лучше — дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь". В своем творчестве он стремился к широкому охвату современной ему действительности, показу всех сторон жизни, правдивому изображению людей всех возрастов, всех социальных групп.

Как и все философы-просветители, Стендаль был убежден, что человек рожден для счастья, в "погоне за счастьем" видел главную силу, которая руководит поступками и поведением людей. Настоящее счастье он понимал как умение жить насыщенной, осмысленной жизнью — энергично, активно, увлеченно. Его интересовали проявления человеческих страстей, потому что в них он видел ключ к пониманию не только внутреннего мира человека, но и его общественной функции. По мнению Стендаля, способы "погони за счастьем", непосредственно влияющие на характер человека, у каждой исторической эпохи свои. Так, героическая эпоха революций и наполеоновских войн звала к подвигам и рождала сильные характеры, а реакционная эпоха, превратившая "погоню за счастьем" в удовлетворение вульгарных интересов, деспотично разрушает энергию и создает безликие характеры. В отличие от просветителей, Стендаль видел, что действительность, которая формируется после победы буржуазии, не дает одаренной личности проявить себя. Реакционное общество эпохи Реставрации калечило жизни людей. Это стало главной темой произведений Стендаля.

Самая значительная работа писателя — роман "Красное и черное". Он увидел свет спустя несколько месяцев после Июльской революции 1830 года, а действие произведения разворачивается в эпоху правления Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии; огромная армия иезуитов проникает во все уголки Франции, подчиняя своей власти души людей, — таков исторический фон, на котором Стендаль создает яркую и правдивую картину, отражающую практически все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации.

Сюжет романа основывается на реальных событиях: Стендаль заинтересовался делом некоего Антуана Берте, молодого человека, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников.

Последующая жизнь этого молодого человека, сына крестьянина, была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к попытке самоубийства. Фактическая сторона этого дела довольно четко выдержана в романе, но писатель придал частному случаю широкий типический смысл. Значительно углубив и расширив сюжет, Стендаль постарался охватить все сферы современной ему политической и социальной жизни Франции и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность — Жюльена Сореля.

Перед нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей; провинциального дворянства в образах де Реналей; высших и средних слоев духовенства, представителями которого являются епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии и аббат Шелан. Мы встречаемся здесь с Вально — ярким представителем буржуазии, мелким предпринимателем — другом героя Фуке и крестьянами — семьей Сорелей.

Повествование в романе ведется от третьего лица, но все события так или иначе связаны с главным героем. Характеры большинства персонажей, их нравы и образ жизни предстают перед нами в основном такими, какими видит и понимает их Жюльен Сорель. Он прекрасно сознает все недостатки этого общества, все его пороки, несмотря на то, что сам страстно стремится занять свое место среди его представителей.

Устремления юноши благородны, но к достижению своей заветной цели он идет тернистым путем. Ведь борется герой не только за карьеру и личное счастье, Жюльен стремится утвердиться в обществе при условии, что общество признает в нем полноценную личность, незаурядную, талантливую, умную, сильную, то есть увидит в нем и примет того человека, каким он является на самом деле. Такое возможно, если Жюльен полностью приспособится к обществу, к его вкусам, запросам и требованиям. Но в этом-то и состоит основной смысл борьбы Сореля с окружающим миром. Он чужой в этой среде не только по рождению. Как человек одаренный, талантливый, он не хочет раствориться или затеряться среди посредственностей и потому избирает путь борьбы за свое "место под солнцем".

Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится этот путь. Мы видим, как, продвигаясь к заветной цели, Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. Почти всегда он выходит победителем в "поединках" и в конечном итоге добивается желаемого — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, но почему-то не испытывает настоящей радости, не чувствует себя счастливым. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. Но постепенно к нему приходит понимание того, что до сих пор главным стимулом, руководившим его поступками, было честолюбие, и оно вело его ложным путем. Его больше не удовлетворяет такая жизнь, ведь несмотря ни на что он сохранил живую душу. С роковым выстрелом в Луизу де Реналь перед ним открылась, наконец, вся правда о нем самом. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь. В тюрьме происходит переоценка его чувств к госпоже де Реналь и Матильде де ла Моль. Именно эти женские образы, противопоставленные автором друг другу, знаменуют борьбу двух начал в душе Сореля. Он шел по жизни, ослепленный гордостью и честолюбием, но в груди его обитала чистая и непосредственная душа. Он нашел в себе силы преодолеть и честолюбие, и гордость, и потому гордая и честолюбивая Матильда, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе, стала ему совершенно чуждой. Госпожа де Реналь, глубоко и искренне любившая его, напротив, стала особенно близкой. Происшедшая трагедия нравственно очистила и просветлила героя, освободив его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье как неизменном спутнике славы.

Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается идти на очередную сделку с совестью, отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Природное начало, чистая душа героя берет верх. Он погибает на гильотине, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Перед нами промелькнула жизнь-борьба молодого честолюбивого героя, Жюльена Сореля, короткая и яркая, как вспышка. Нам открылся его характер, мы стали свидетелями его нелегкой душевной борьбы. Мы узнали, к чему он стремился, о чем мечтал и почему не смог достичь желаемого. Но почему же роман "единого героя" назван "Красное и черное", а не "Жюльен Сорель"? В этом кроется глубокий символический смысл. История Франции XIX века, как и практически Европы XIX века, — это история революции, Наполеона, Реставрации и опять революции. А цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи, один — красный! Цвет реакции и подавления, Реставрации и угнетения — тоже один — черный! Не случайно автор дал роману емкий подзаголовок, назвав его "Хроникой XIX века". "Красное и черное" — это два цвета эпохи, отраженной, как в зеркале, в одной стране — Франции XIX века.

Красный и черный — это цвета революции и реакции. Но писателя в первую очередь интересовали душевный мир человека, пути становления и изменения характера и мировоззрения героя, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой на фоне определенной исторической эпохи. Для него важна была не столько сама интрига, сколько внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля.

Название романа подчеркивает, таким образом, и основные черты в характере главного героя. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. А потому красный и черный — это также цвета жизни и смерти, жизнелюбия и отказа от всего земного, любви и тщеславия, цвета жестокой противоречивой борьбы в душе главного героя, честолюбивых устремлений и душевной чистоты. В этом и состоит, на мой взгляд, символический смысл названия романа Стендаля.

Анри Мари Бейль был не просто писателем-реалистом, он был талантливым писателем. И как всякий талантливый художник слова отличается от талантливого историка тем, что художественное произведение, написанное в определенном историческом контексте, со временем перестает быть достоянием только человеческой памяти, а поднимается в надвременное пространство и занимает свое место в душах и сердцах каждого нового поколения людей. Такова участь и романа "Красное и черное".

Читайте также: