В чем смысл награды дарованной мастеру и маргарите сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус - сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка. А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.

5 сочинений по

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых спорных и таинственных в русской литературе. Особенности хронотопа, прием “роман в романе” и хорошо скрытая авторская позиция – это лишь немногое из того, что вызывает оживленные споры литературоведов и обычных читателей романа.

Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве и в древнем Ершалаиме. “Ершалаимские” главы – это главы романа Мастера (прием “роман в романе”). Некоторые

исследователи указывают еще один пласт повествования – “вне времени и пространства”: это сцены бала у сатаны, прощения Понтия Пилата и некоторые другие. В них время не идет или идет неправильно.
Использование нескольких пластов придает содержанию глубину и “всевременность” и позволяет автору создать своеобразную систему “двойников” некоторых героев: Мастер и Пилат, Маргарита и собака Пилата, Иуда и барон Майгель и так далее.

Споры вызывает и интерпретация образа Воланда. Нет сомнения, что Булгаков изобразил дьявола, но правда ли то, что писатель хотел показать его как воплощение справедливости – или все-таки возмездия? Нетрудно заметить, что Воланд не может прощать: Фриду отпускает Маргарита, а Пилата – Мастер; мессир объясняет это тем, что каждый должен заниматься своим делом, но он, вероятно, несколько лукавит.
Очевидно и то, что он не из доброты вытаскивает Мастера из сумасшедшего дома (куда писатель, кстати, попал по собственной воле), а лишь выполняя условия договора с Маргаритой.

Тема любви – одна из основных в романе, как и тема творчества. И в том, и в другом Булгаков видит одну главнейшую черту – жертвенность. “Тот, кто любит, разделяет судьбу того, кого он любит” – это закон любви. А в творчестве, как и в жизни, один из худших пороков – это трусость, то есть отказ жертвовать собой.

Этот порок характеризует и Пилата, и Мастера, который отрекся от своего романа, но обоих спасает любовь других героев.

Немало в романе и сатирических страниц: они изображают современную автору действительность и высмеивают валютичиков, мошенников, доносчиков, воров и приспособленцев. Высвечивают они и глупую жестокость, жадность, любовь к “халяве”, все подлости и безнравственные поступки, порожденные пресловутым “квартирным вопросом”, которые и сейчас часто встречаются в нашем обществе.

“Мастер и Маргарита” по глубине и обширности поднятых проблем один из величайших романов 20 века.

Пример сочинения 2

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Пример сочинения 3

Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя Воланда и пытаясь спасти общество от опаснейшего иностранца.

В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в прошлое, он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.

Пример сочинения 4

Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается самым знаменитым и таинственным произведением М. А. Булгакова. В книге поднимается множество проблем, из которых большинство не потеряло (да, наверное, и никогда не потеряет) актуальности и сейчас, почти сто лет спустя. Мне хотелось бы в своем сочинении остановиться на одной из этих проблем - проблеме ответственности человека за свои поступки.

Действие в романе происходит в двух временных пластах и еще в каком-то месте вне времени и пространства. Но трусость остается трусостью, а подлость - подлостью в любом из них. А совесть не отпускает человека и тогда, когда времени больше для него нет. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат понял это слишком поздно.

Понтий Пилат - одна из самых противоречивых фигур на страницах романа. Холодный и безжалостный, но, безусловно, умный и храбрый человек внезапно пугается доноса и осуждает на смерть безвинного, по своему собственному убеждению, человека. Писатель очень выразительно показывает, как меняется отношение его героя к происходящему, как и отношение его к Иешуа. Сначала это безразличие и презрение, затем эгоистичное желание сохранить для себя "гениального врача", который лечил бы его от мучительной мигрени. И, наконец, осознание недопустимости убийства - слишком позднее осознание. И вот теперь нет прокуратору покоя ни днем, ни ночью. Совесть мучает его и упрекает вечно, ведь время для Понтия Пилата закончилось.

Еще одна героиня, мучительно переживающая свое преступление, - Фрида. Ее Маргарита встречает на балу Воланда. Фрида задушила платком собственного ребенка, и с тех пор она каждое утро находит этот платок. Его никак невозможно уничтожить, ведь нельзя уничтожить свою совесть.

Роман решает вопрос ответственности человека за свои поступки, показывая, как переживают свою вину разные люди. Автор сочувствует тем из них, кто испытывает муки совести, те же, кто не обращает на свои проступки внимания, неинтересен Булгакову. Я думаю, он хотел таким образом показать, что звания человека достоин лишь тот, кто способен осознать свою вину и пострадать за нее.


Пример сочинения 5

Герои до встречи друг с другом

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Милосердие и сострадание в любви героев

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

В статье будут представлены основные смыслы произведения: название, эпиграф, финал и сюжетные линии.

Смысл названия книги Мастер и Маргарита

О чем книга Мастер и Маргарита

Воланд (Сатана) побывал во многих уголках мира. Одним из пунктов путешествия являлась Москва. Его посещение Москвы падает на 1930 год, когда в стране все перестают верить в Бога. Герой романа – Мастер – написал книгу об Иисусе и его последних днях на земле. Писателя отправили в дом для сумасшедших, а его роман был сожжен автором.

Вместе с Воландом путешествует его свита: Коровьев, Гелла, Бегемот и Азазелло. Они называют людей, которые предались грехам (например, пьянство или взяточничество).

Маргарита – любовница Мастера. Женщина не знает, что Мастер, был помещен в дом для сумасшедших и пытается его найти.

Помимо любовной темы, разворачивается история Иешуа и Понтия Пилата. Великий Прокуратор боится божьего суда за то, что осудил Иисуса.

В конце романа сюжетные линии пересекаются. Мастер освобождает Иешуа. Понтий Пилат, гнетенный совестью, наконец-то, обретает покой. Мастер с Маргаритой обретают покой и вечную любовь.

Смысл эпиграфа

Произведения великих писателей во многом схожи. К главным героям является Сатана: к Фаусту Мефистофель, к Маргарите – Воланд.

Также эпиграф говорится, что исход борьбы добра и зла уже предопределен – добро всегда побеждает зло.

Смысл произведения Мастер и Маргарита

М. А. Булгаков склоняет к читателя к мысли о том, в мире должно быть равновесие, состоящие из добра и зла. Это равновесие находит олицетворение в Воланде и Иешуа.

Зло – Воланд – предстает справедливым в романе. Добро и зло переплетаются в душе человека. Сатана наказывал людей злом за то зло, которое они сами творили.

Также в произведении прослеживается и смысл человеческой борьбы.

Москвичи изображены в романе как марионетки. Только Он и Она среди этой безликой толпы понимают устройство мира и его правителя.

Роман делится на следующие пласты:

  • Великий Прокуратор и Иешуа – они ведут постоянную войну за бессмертие души человека, а также играют с человеческими душами;
  • Мастер и Маргарита – понимают устройства мира намного глубже, чем видят его другие люди;
  • Москвичи – стремятся лишь к материализму, а не к духовности.

М. А. Булгаков хочет показать своим романом то, что не стоит следовать за установленным порядком, необходимо внимательно относиться к себе. Иначе это может привести к ущербу своей личности.

Смысл концовки книги Мастер и Маргарита

Ночь срывает со свиты Воланда маски:

  • Фагот становится темным рыцарем;
  • Кот Бегемот превращается в демона-пажа;

Также меняются и Азазелло, и Мастер. Один лишь Воланд не поменял своего облика.

Ночь, изображенная в финале, особенная. Каждый герой получает прощение. Первым является Великий Прокуратор. За него просил сам Иисус, которого Понтий Пилат обрек на смерть.

Вопрос о судьбе Мастера остается открытым. Его подвиг не является христианским, а художественным. Следовательно, героя не оставило все земное и он не забыл Маргариту.

Эпилог рассказывает о судьбе оставшихся на земле героев. Все, кто встретился с Воландом, навсегда запомнили этот момент, но как сновидение.

Финал произведения понимается с двух точек зрения:

  1. Кто-то принимает все произошедшее как реальность.
  2. Кто-то понимает, что это лишь плод больного воображения Ивана Бездомного.

Здесь Булгаков не дает точного ответа, а предлагает читателям самим поразмыслить над этим вопросом.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Какой смысл

Я, ни читатель. Скорее всего, я — наблюдатель. Мастер и Маргарита, — я не читал. Знаком по кино, по спектаклю, по радио. Вот моё мнение :- Книга, любая книга, точнее — слово, должно нести СВЕТ . Тайны, загадки, мистику и тому подобное несёт — молчание. Грош цена написанному тексту, если прочитав его вы погружаетесь в глубокую непонятку, во тьму, по дальше от света. Такое произведение — ВРЕДНОЕ . И несёт в себе грязь и зло. Всё что не понятно, всё что можно истолковать двояко, трёх- яко, или 100 — яко…. = ЛОЖЬ . А ложь сама по себе уже есть — ГРЯЗЬ. И чем больше человечество залазит в болото лжи, в болото грязи, тем оно всё дальше и дальше, от чистого животворящего — СВЕТА. И т, д, и т, п,.

Дяденька Ваня, Вы даже не читали роман, не шизите, пожалуйста, и не несите бред. Людям крайне стыдно за Вас…

Я читал роман и посмотрел версию фильма Мастер и Маргарита с Басилашвили , Абдуловым, Гафтом и т.д. Если честно , фильм не зашёл вообще, уж больно музыку плохую подобрали , и, как мне показалось, сценарий простоват, мне не хватило идейный смыслов. Всё же в романе , много юмора, и он более светлый , как мне кажется . Что касается смыслов самого романа, то , в общем-то , их много, и главные про зависимость добра и зла, человеческий выбор добра и зла, материализм, уже всеми высказаны . Но вопросы есть. И здесь согласен, что роман нужно перечитать несколько раз. Хотя, можно и его не читать . А почитать что-то другое , например, может, Мёртвые души перечитать , тоже весьма полезно и глобально ….

Нас попросили поделиться своим мнением, а с 5ти людей только 2е смогли это сделать…
У романе есть над чем подумать, а от вам — только судить…

С Новым Годом…. я пошел пить

Мастер и Маргарита, для меня ранее был не понятен. Сейчас посмотрев фильм с набором таких артистов. То можно теперь и книгу почитать.
Показано, как устроен потусторонний мир. Показана магия и волшебство.
Понятно, что зло, в виде сатаны существует и это Божественный рычаг и против данной силы, человек ничего сделать не может. Замечательные фразы Воланда, пронизывают фильм. Открывается новый взгляд на смерть Иисуса.

Цель: обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.

  • помочь обучающимся проследить основные этапы судьбы Мастера и его романа, судьбы Маргариты на основе составленного цитатного плана;
  • организовать работу по сопоставлению образов Мастера и Иешуа, Мастера и Булгакова;
  • организовать работу по анализу эпизодов “ Приговор Мастеру”, “ Приговор Маргарите”;
  • организовать самостоятельную работу по составлению кластера, интеллект-карты.
  • организовать работу по анализу тем, мотивов, образов финальной главы;
  • организовать дискуссию,
  • эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
  • самостоятельная работа;
  • индивидуальная работа;
  • художественное чтение;
  • работа с художественным текстом;
  • демонстрация кинофильма;
  • творческий пересказ.

Оборудование: проектор, текст романа, словари, фрагмент художественного фильма “Мастер и Маргарита” режиссёра В. Бортко.

  • 1 вариант - Составить цитатный план по теме: “Судьба Мастера и его романа”.
  • 2 вариант – Составить цитатный план по теме: “Судьба Маргариты”.
  • Перечитать финальную главу.
  • Индивидуальное задание. Выразительное чтение эпизода “Подарок Воланда” из гл.
  • Словарная работа: выяснить значение слова “гомункул” с использованием словарей.
  • Индивидуальное задание: выразительное чтение эпизода “Вечный приют Мастера”.
  • Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.)
Святой Максим Исповедник

1 этап. Мотивационно-целевой.

1) Слово учителя.

- Итак, мы подошли к заключительному этапу работы над романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сегодня мы попытаемся осмыслить финал романа, выявив его неоднозначность.

2) Стадия вызова.

- Перечитывая финальные главы, какие вопросы вы себе задавали?

(Обучающиеся делятся своими мыслями. В ходе обсуждения обозначаются проблемные вопросы урока).

3) Постановка проблемного вопроса.

- Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?

2 этап. Информационно-деятельностный.

- Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к домашнему заданию.

Реализация домашнего задания 1-го варианта. Звучит монологический ответ. Один из учеников рассказывает о судьбе Мастера и его романа, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:

- Я знаю пять языков, кроме родного.

- . однажды выиграл сто тысяч рублей.

- Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой.

- Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.

- Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. и т.д.

а) Беседа с классом.

- Каков смысл слова “Мастер”?

- Что роднит Мастера и Булгакова?

- Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?

б) Составление интеллект-карты по группам. Каждая из трёх групп представляет свою работу. (Приложение №1)

Анализ эпизодов “ Приговор Мастеру”.

- Просмотрите фрагмент из кинофильма В. Бортко “Мастер и Маргарита”. Помог ли вам данный фрагмент ответить на проблемный вопрос нашего урока.

а) Просмотр фрагмента фильма (из 9 серии).

б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями, дискутируют.

4). Реализация индивидуального домашнего задания.

- Какой подарок получает герой от Воланда? Зачитайте фрагмент из главы?. Раскройте значение слова гомункул.

(“О трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днём гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой, прощайте! Мне пора”.)

Обещания Воланда Что получит Мастер
гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать вечное напоминание том, что с ним случилось весной
подобно Фаусту, сидеть над ретортой если и сможет что-то создать, не сможет предъявить миру;
вылепить нового гомункула – несчастное создание, у него нет плоти; (“Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу”)

- Как изображён вечный приют Мастера. Выразительное чтение эпизода из гл. 32. Реализация домашнего задания.

- Как можно понять слово “покой”? Составление кластера. (Приложение №2)

- Какие литературные реминисценции возникают? Почему?

а) Реализация домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.

б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

Беседа с классом:

- Почему Мастер не заслужил света?

а) Обучающиеся высказывают свои предположения.

б). Учитель знакомит с фрагментами из книги литературного критика И.Л. Галинской.

( В книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен “истинному” человеку. Что же не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: “Он ненавистен мне, этот роман. Я слишком много испытал из-за него” (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так.и не показано)).

- Как литературный критик ответил на этот вопрос? Согласны ли вы с её мнением?

- Почему Мастер не оспаривает приговор?

(Считает приговор справедливым. Он оценивает себя по той же шкале ценностей, что и своих героев. Мастер-Понтий Пилат – внутренняя параллель. Пилатчина – уход в себя, от своей совести. Понтий Пилат наказан Мастером бессмертием, бессмертием вечной вины. Мастер проявил безверие и малодушие. Мастер понимает, что человек ответственен за свои решения.

- По какому закону Мастеру дарован покой? (Если обучающиеся затрудняются ответить на вопрос, отсылаем к эпиграфу.)

(По закону справедливости, закону Воланда. Справедливость выше добра и зла.)

- Почему автор не наказывает героя тьмой?

(Совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя.)

10). Реализация домашнего задания 2-го варианта. “ Приговор Маргарите”.

а). Звучит монологический ответ о судьбе Маргариты с опорой на цитатный план, например:

- Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)

- Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)

- Невидима и свободна!

- Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая. (гл.21) и т.д.

б). Беседа с классом:

- Почему Маргарите дарован покой? А не свет? Не тьма?

- Кем и по какому закону героине дан покой? Какой эпизод в романе поможет нам ответить на этот вопрос?

( Обучающиеся делятся своими мыслями, дискутируют).

11). Обращение к финальной главе романа.

а) - Прочитайте лирическое отступление гл. 32. Художественное чтение эпизода.

б) Беседа с классом:

- Какие темы и мотивы звучат?

(Тема заблуждений человеческой души, мотивы усталости, потерянности, слабости.)

- А дальше идёт картина преображения, каков её смысл?

(Образ тёмно-фиолетового рыцаря, “который неудачно пошутил” говорит об ответственности человека за поступки, принятые решения, ответственности художника за творчество).

- К какому выводу подводит нас автор?

(Возмездие неизбежно, неизбежна плата за все ошибки, заблуждения.)

- Выходит, герои Булгакова – заблуждающиеся люди, страдающие от малодушия и безверия?

- Каково авторское отношение к ним?

(Сочувствие, сострадание и вера в прощение. Мастер “отпускает” на свободу своего героя, “прощает” его, Булгаков “отпускает Мастера в надежде на прощение как высшую ценность.)

- Значит, роман Булгакова – роман искупления, покаяния, веры в то, что Бог выше справедливости.

- Так по какому же закону Маргарите дарован покой?

(По закону милосердия.)

- Что писатель ставит выше: справедливость или милосердие, прощение?

- Обратимся к эпиграфу. Святой Максим Исповедник сказал: “Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.) Вы согласны с ним?

3 этап. Рефлексивно-оценочный. Обращение к проблемному вопросу урока.

- Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?

(Звучат монологические ответы обучающихся).

- Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический?

Читайте также: