В чем смысл финала рассказа а п чехова ионыч сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Сочинение на тему: В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова "Ионыч"?

В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова "Ионыч"?

Практически все творчество А. Чехова посвящено борьбе с обывательщиной, мещанством, скудостью духовной и интеллектуальной жизни человека. На рубеже 19 - 20 веков писатель создает свою знаменитую "Маленькую трилогию", основной темой которой становится превращение человека в обывателя, его духовная смерть.
Рассказ "Ионыч", входящий в эту трилогию, был написан в 1898 году. Главным его героем становится земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший работать в провинциальную глушь. На протяжении произведения автор показывает нам деградацию своего героя.
В начале рассказа перед нами молодой человек, полный желания трудиться для общества, полный желания жить, а не существовать. Старцев смотрит на все широко открытыми глазами, он стремится к новым впечатлениям, совершенствованию. Неслучайно писатель подчеркивает, что Дмитрий Ионыч постоянно напевает: "Когда еще я не пил слез из чаши бытия. " Это становится символом молодого Старцева.
Город С., в который попал герой, был обычным провинциальным городом России. Чехов показывает его пустоту, бездушие, глупость, однообразие и. скуку, которой насыщена вся жизнь С. Единственным ярким пятном на этом фоне все считали семью Туркиных, "самую образованную и талантливую". Чехов показывает лишь формальную неординарность этого семейства. Но, по сути, это были те же обыватели, мнящие себя интеллигентами. Вера Иосифовна, мать семейства, убивала время тем, что писала бесконечные бездарные романы народнического толка. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, хотела стать знаменитой пианисткой. Каждый раз перед гостями она исполняла пассажи, которые напоминали то, "как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются". Котик, как называли эту героиню домашние, мечтала уехать в Москву и там прославиться.
Старцев свел знакомство с Туркиными. Там он мечтал найти островок образованности, таланта, настоящей жизни. После первого визита к этому семейству герой не почувствовал никакого "подвоха". Чехов описывает его впечатления от этого визита одним словом: "Недурственно". Это произошло потому, что, как мне кажется, в самом Старцеве были заложены обывательские "нотки". Внутренне Дмитрий Ионыч почувствовал себя комфортно и уютно у Туркиных. Там его все устраивало.
Вторая часть рассказа повествует о новом периоде в жизни героя. Прошел год со времени приезда его в С. Старцев стал постоянным гостем Туркиных, он влюбился в Котика. Девушка казалось ему необычной, развитой не по годам, прелестной и талантливой. С ней Старцев говорил обо всем, что его интересовало, но не замечал, что "во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом".
Одним из важных моментов рассказа является сцена на кладбище. Старцев явился туда ночью на встречу со своей возлюбленной: ". он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его". Героя ошеломила атмосфера ночного кладбища, его окутала аура покоя, безмятежности, ощущение бренности земной жизни и ценности вечной. Но и здесь Старцев нарушал эту гармонию. Автор пишет, что в этой обстановке его шаги "раздавались резко и некстати". А затем, на минуту, в голове Старцева мелькнула мысль, что "это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние. " И мы понимаем, что вся жизнь героя, якобы наполненная смыслом, - это безуспешная попытка не погрязнуть в трясине обывательщины. О безуспешности говорят мысли Дмитрия Ионыча, заканчивающие вторую часть рассказа: "Ох, не надо бы полнеть!"
Старцев решается сделать Котику предложение. В этот романтический момент в голове героя происходила борьба. Одна половина его натуры говорила, что не стоит связывать свою жизнь с Туркиными, что это - верная духовная гибель. Другая же утверждала, что "приданого они дадут, должно быть, немало". В итоге победила мещанская сторона натуры героя: "Ну что ж? - думал он. - В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. "
Екатерина Ивановна отказывает Дмитрию Ионычу. Пока у нее другие планы на жизнь - она хочет вырваться из этого городишки в большую жизнь. Как же герой реагирует на отказ своей любимой? Дня три у него все валилось из рук, он не мог ничего делать, но как только узнал, что Котик уехала, моментально успокоился и зажил своей обыденной жизнью. Чехов показывает, что герой еще способен на сильные эмоции, но они мимолетны и уже ему не нужны. Ионычу спокойнее и комфортнее жить, заботясь лишь о внешнем, а не о внутреннем.
Физическим показателем деградации Старцева становится его все увеличивающаяся полнота. Тяжелеет тело, тяжелеет душа и мысли. Уже не хочется никуда стремиться, что-то делать, о чем-то задумываться. Гораздо проще наслаждаться тем, что есть: вкладывать заработанные деньги в дома, играть в винт, пересчитывая по вечерам выигрыш. Это все, что осталось у героя. Теперь его душу не потревожит и изменившаяся и разочаровавшаяся в себе Котик, ее жаркие слова и готовность следовать за ним, изменять жизнь людей к лучшему. Единственная мысль героя: "А хорошо, что я тогда не женился".
Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения. Чехов подводит итог этой жалкой жизни: "Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует".
Эти слова в полной мере можно отнести и к семейству Туркиных. Они нисколько не изменились, что говорит об их внутренней пустоте и омертвении.
Рассказ "Ионыч" - история души героя, превратившегося из человека в обывателя. Для Чехова - это самый страшный диагноз, приговор. Изменив внутренним идеалом, остановившись в развитии, человек убивает свою душу и делает мертвым все вокруг.

Финал рассказа построен на противопоставлении жизни материальной и духовной. Прошли годы, теперь трудно представить в мощной фигуре, напоминающей языческого бога, молодого и начинающего врача Дмитрия Старцева. Практика у него огромная, но и земскую должность он не бросает, мешает жадность. У него имение и два дома в городе, присматривает третий. В области медицины – он местный светила, которого часто приглашают на консультации.

В материальном плане врач Старцев достиг многого, о чем мечталось в молодые годы. Тройка лошадей, недвижимость, состоялся как специалист. Но почему автор называет его жизнь скучной? Да потому, что исчезла жизнь духовная.

У Ионыча нет семьи, единственная радость - любовь к Котику, была короткой и, видимо, последней. Книги, театр, музыка, искусство, благотворительная деятельность – все осталось вне поля его интересов. Что осталось? Игра в клубе в винт и ужин в одиночестве. Да еще привычка молодых лет. Пересчитывать ассигнации, полученные от клиентов, бережно их разглаживать и готовить для сдачи в банк.

Нет у Ионыча и друзей, как –то не сумел он завести их. Дом Туркиных и его обитатели были только короткой вспышкой, которая погасла и больше не манила героя.

Может быть, остальные обитатели города живут другой жизнью? Нет, в том –то и дело, что Старцев не лучше, но и не хуже его обитателей. Жизнь в городе остановилась, покрылась пылью, и никто уже не в состоянии ее стряхнуть.

Что же произошло с нашим героем, почему он сам своими руками сделал свою жизнь скучной? Ответ на поверхности. Произошла подмена, материальное начало в жизни Ионыча стало преобладающим. Постепенно деньги стали главным, к чему он стремился, для чего старался работать. Жадность и приобретательство вытеснили в душе Дмитрия Ионыча все остальные нормальные человеческие чувства и желания. И на смену желанию прожить жизнь интересно пришла обыкновенная скука.

Антон Чехов обращается к читателю с призывом не повторить печальный опыт Старцева, который так интересно начинал свою молодую и полную надежд жизнь. Сколько было планов, но, увы, им не суждено было сбыться. Писатель не призывает своих читателей стать альтруистами и отказаться от материальных благ. Нет, конечно, без них трудно представить жизнь человека, а тем более современного. Но когда им посвящена вся жизнь, наступает трагедия. И, прежде всего, душевная.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем смысл финала рассказа Ионыч?

Популярные сегодня темы

Александру Николаевичу примерно сорок пять лет, тщательнейшим образом выбритому равно как артист. Он обладает милыми, однако достаточно пронизывающими очами и обходительными повадками.

Моим самым любимым животным является щенок. Я готова целый день проводить с ним время, его зовут Кузя, а подарил мне его папа на мое день рождение.

Замечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины

Есть на свете такие люди которые только и могут, что обманывать и при этом жить в свое удовольствие. При этом иметь сносную репутацию среди знакомых и друзей. Скорее это происходит по тому, что такие люди достаточно мстительны.

Практически все творчество А. Чехова посвящено борьбе с обывательщиной, мещанством, скудостью духовной и интеллектуальной жизни человека. На рубеже 19 – 20 веков писатель создает свою знаменитую “Маленькую трилогию”, основной темой которой становится превращение человека в обывателя, его духовная смерть.
Рассказ “Ионыч”, входящий в эту трилогию, был написан в 1898 году. Главным его героем становится земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший работать в провинциальную глушь. На протяжении произведения автор показывает нам

деградацию своего героя.
В начале рассказа перед нами молодой человек, полный желания трудиться для общества, полный желания жить, а не существовать. Старцев смотрит на все широко открытыми глазами, он стремится к новым впечатлениям, совершенствованию. Неслучайно писатель подчеркивает, что Дмитрий Ионыч постоянно напевает: “Когда еще я не пил слез из чаши бытия…” Это становится символом молодого Старцева.
Город С., в который попал герой, был обычным провинциальным городом России. Чехов показывает его пустоту, бездушие, глупость, однообразие и… скуку, которой насыщена вся жизнь С. Единственным

ярким пятном на этом фоне все считали семью Туркиных, “самую образованную и талантливую”. Чехов показывает лишь формальную неординарность этого семейства.

Но, по сути, это были те же обыватели, мнящие себя интеллигентами. Вера Иосифовна, мать семейства, убивала время тем, что писала бесконечные бездарные романы народнического толка. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, хотела стать знаменитой пианисткой.

Каждый раз перед гостями она исполняла пассажи, которые напоминали то, “как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются”. Котик, как называли эту героиню домашние, мечтала уехать в Москву и там прославиться.
Старцев свел знакомство с Туркиными. Там он мечтал найти островок образованности, таланта, настоящей жизни. После первого визита к этому семейству герой не почувствовал никакого “подвоха”. Чехов описывает его впечатления от этого визита одним словом: “Недурственно”.

Это произошло потому, что, как мне кажется, в самом Старцеве были заложены обывательские “нотки”. Внутренне Дмитрий Ионыч почувствовал себя комфортно и уютно у Туркиных. Там его все устраивало.
Вторая часть рассказа повествует о новом периоде в жизни героя. Прошел год со времени приезда его в С. Старцев стал постоянным гостем Туркиных, он влюбился в Котика. Девушка казалось ему необычной, развитой не по годам, прелестной и талантливой.

С ней Старцев говорил обо всем, что его интересовало, но не замечал, что “во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом”.
Одним из важных моментов рассказа является сцена на кладбище. Старцев явился туда ночью на встречу со своей возлюбленной: “…он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его”. Героя ошеломила атмосфера ночного кладбища, его окутала аура покоя, безмятежности, ощущение бренности земной жизни и ценности вечной.

Но и здесь Старцев нарушал эту гармонию. Автор пишет, что в этой обстановке его шаги “раздавались резко и некстати”. А затем, на минуту, в голове Старцева мелькнула мысль, что “это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние…” И мы понимаем, что вся жизнь героя, якобы наполненная смыслом, – это безуспешная попытка не погрязнуть в трясине обывательщины. О безуспешности говорят мысли Дмитрия Ионыча, заканчивающие вторую часть рассказа: “Ох, не надо бы полнеть!”
Старцев решается сделать Котику предложение. В этот романтический момент в голове героя происходила борьба. Одна половина его натуры говорила, что не стоит связывать свою жизнь с Туркиными, что это – верная духовная гибель. Другая же утверждала, что “приданого они дадут, должно быть, немало”.

В итоге победила мещанская сторона натуры героя: “Ну что ж? – думал он. – В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…”
Екатерина Ивановна отказывает Дмитрию Ионычу. Пока у нее другие планы на жизнь – она хочет вырваться из этого городишки в большую жизнь. Как же герой реагирует на отказ своей любимой?

Дня три у него все валилось из рук, он не мог ничего делать, но как только узнал, что Котик уехала, моментально успокоился и зажил своей обыденной жизнью. Чехов показывает, что герой еще способен на сильные эмоции, но они мимолетны и уже ему не нужны. Ионычу спокойнее и комфортнее жить, заботясь лишь о внешнем, а не о внутреннем.
Физическим показателем деградации Старцева становится его все увеличивающаяся полнота. Тяжелеет тело, тяжелеет душа и мысли. Уже не хочется никуда стремиться, что-то делать, о чем-то задумываться. Гораздо проще наслаждаться тем, что есть: вкладывать заработанные деньги в дома, играть в винт, пересчитывая по вечерам выигрыш.

Это все, что осталось у героя. Теперь его душу не потревожит и изменившаяся и разочаровавшаяся в себе Котик, ее жаркие слова и готовность следовать за ним, изменять жизнь людей к лучшему. Единственная мысль героя: “А хорошо, что я тогда не женился”.
Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения.

Чехов подводит итог этой жалкой жизни: “Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует”.
Эти слова в полной мере можно отнести и к семейству Туркиных. Они нисколько не изменились, что говорит об их внутренней пустоте и омертвении.
Рассказ “Ионыч” – история души героя, превратившегося из человека в обывателя. Для Чехова – это самый страшный диагноз, приговор. Изменив внутренним идеалом, остановившись в развитии, человек убивает свою душу и делает мертвым все вокруг.

Финал рассказа построен на противопоставлении жизни материальной и духовной. Прошли годы, теперь трудно представить в мощной фигуре, напоминающей языческого бога, молодого и начинающего врача Дмитрия Старцева. Практика у него огромная, но и земскую должность он не бросает, мешает жадность. У него имение и два дома в городе, присматривает третий. В области медицины – он местный светила, которого часто приглашают на консультации.

В материальном плане врач Старцев достиг многого, о чем мечталось в молодые годы. Тройка лошадей, недвижимость, состоялся как специалист. Но почему автор называет его жизнь скучной? Да потому, что исчезла жизнь духовная.

У Ионыча нет семьи, единственная радость — любовь к Котику, была короткой и, видимо, последней. Книги, театр, музыка, искусство, благотворительная деятельность – все осталось вне поля его интересов. Что осталось? Игра в клубе в винт и ужин в одиночестве. Да еще привычка молодых лет. Пересчитывать ассигнации, полученные от клиентов, бережно их разглаживать и готовить для сдачи в банк.

Нет у Ионыча и друзей, как –то не сумел он завести их. Дом Туркиных и его обитатели были только короткой вспышкой, которая погасла и больше не манила героя.

Может быть, остальные обитатели города живут другой жизнью? Нет, в том –то и дело, что Старцев не лучше, но и не хуже его обитателей. Жизнь в городе остановилась, покрылась пылью, и никто уже не в состоянии ее стряхнуть.

Что же произошло с нашим героем, почему он сам своими руками сделал свою жизнь скучной? Ответ на поверхности. Произошла подмена, материальное начало в жизни Ионыча стало преобладающим. Постепенно деньги стали главным, к чему он стремился, для чего старался работать. Жадность и приобретательство вытеснили в душе Дмитрия Ионыча все остальные нормальные человеческие чувства и желания. И на смену желанию прожить жизнь интересно пришла обыкновенная скука.

Антон Чехов обращается к читателю с призывом не повторить печальный опыт Старцева, который так интересно начинал свою молодую и полную надежд жизнь. Сколько было планов, но, увы, им не суждено было сбыться. Писатель не призывает своих читателей стать альтруистами и отказаться от материальных благ. Нет, конечно, без них трудно представить жизнь человека, а тем более современного. Но когда им посвящена вся жизнь, наступает трагедия. И, прежде всего, душевная.

Произведение начинается и заканчивается описанием главного героя Старцева и семьи Туркиных, а также их образом жизни, привычками и целями. Сопоставим эти два фрагмента данного рассказа.

В начале произведения мы видим Ионыча, только что получившего назначение на должность земского врача. Он предстает умным интеллигентным человеком, интересующимся искусством, очень трудолюбивым, а потому готовым работать на благо обществу, он не был богат, не имеет лошадей, везде ходит пешком, не торопясь. Старцев ещё не испорчен влиянием того общества, с которым ему предстоит столкнуться, а именно, семьей Туркиных.

Каждый вечер они собирали у себя дома гостей, развлекая их своими умениями, однако за образом высококультурного семейства скрывались недалекие и неспособные к духовному развитию люди. Для общества Туркины ничего не делали, каждый их день был похож на предыдущий и не имел никакого смысла.

В финале мы можем наблюдать изменения, произошедшие со Старцевым после приобщения к Туркиным: он ожирел, имеет огромное состояние и кучу хлопот, однако правит им не желание помогать людям, а жадность и стремление к большей наживе. Все зовут его теперь просто Ионыч, он одинок и ничем не интересуется, ничто его не радует, а только раздражает. Это пример деградации человека, утратившего цель и смысл своей жизни, в которой остались только деньги да развлечения.

В отличие от Ионыча, Туркины остались такими же, как и в начала рассказа. Все те же вечера, спектакли и игры Котика на фортепьяно: однообразная, бесполезная жизнь этих людей не меняется со временем и не зависит от внешних обстоятельств.

В заключении можно сделать вывод о том, почему так сильно изменился главный герой произведения. Образ жизни, который ведут Туркины, как будто затягивает в свои ряды и превращает в себе подобных всех окружающих людей. В такую ситуацию попал и Старцев, превратившись из трудолюбивого интеллигентного человека в жадного, зацикленного на деньгах барина.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: