В чем секрет популярности стихов и песен военных лет сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Немало есть песен на свете,
Что звёздного света полны,
Но памятней нету, чем эти,
Рождённые в годы войны.
Всегда вы легки на помине,
И вас не забыл ни один,
Пронзаете сердце поныне,
Вы, песни военных годин.
Над бездной смертельной минуты
Встаёте с отвагой в очах.
Ещё в сапоги вы обуты,
Шинели на ваших плечах.
Над братской могилой берёзы
И горькое пламя рябин,
Ещё высекаете слёзы,
Вы, песни военных годин.
Напевное судеб звучанье,
И помнить живые должны
Погибших солдат завещанье,
Чтоб не было новой войны.
И если бы страны решили,
Что мир — их единственный сын,
В почётной отставке бы жили
Вы, песни военных годин!

Сегодня дети, внуки и уже правнуки и праправнуки пережившего войну поколения чувствуют воплотившуюся в них глубокую и всеобъемлющую историческую истину.

Лучшие духовно-душевные качества людей, защищавших Родину, нашли свой выход — и родилась своеобразная песенная летопись Великой Отечественной войны, родились великие песни, потрясающие сердца. Сколько их — прекрасных, незабываемых! Живые и любимые ныне песни были отобраны именно народом и являются поистине народными!

И как не вспомнить слова Н. В. Гоголя о важности народных песен: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа …. весь пыл, все сильное, юное бытие его (народа) выливается в народных песнях. Они — надгробный памятник былого, более нежели надгробный памятник.

Камень с красноречивым рельефом, с исторической надписью — ничто против этой живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописи …. когда он (историк) захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, вол- быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда он захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне.

Песни военных лет навечно впечатаны в память нашего народа не только как символ войны, но прежде всего как воплощение жизни человеческой души в самых трагических обстоятельствах.

Песням тех военных лет поверьте! Мы не зря от дома вдалеке пели в четырёх шагах от смерти’ О родном заветном огоньке. И не зря про путь к Берлину пели — Как он был нелёгок и не скор. Песни вместе с нами постарели, Но в строю остались до сих пор. Песни эти с нами и поныне! Никогда нам петь не надоест, Как на запад шли по Украине, И как с боем взяли город Брест, И что помирать нам рановато, И про тех, кто дал нам закурить … Вы спросите сами у солдата: Мог ли он такое позабыть?

Время нас, как пулемётом, косит, Но меня, пока ещё живой, Песня незабытая уносит в незабвенный лес прифронтовой … Кто-то вальс играет на баяне: Слушаем мы, словно в забытьи … Помните, друзья-однополчане, Боевые спутники мои? Поэт – ветеран Великой Отечественной войны А. Аркадьев

Священная, то есть святая, но война … Какое несочетающееся, взаимоисключающее, несопоставимое сочетание, как увязать святость с войной, где кровь, смерть, трагедия?

Так родил ась ещё одна песня военной поры, которая удивительным образом соединила в себе героическое и лирическое начала, маршевость и задушевность.

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонил ась твоя голова …
Песня-памятник великого мужества — ныне официальный гимн Москвы.

Всё самое дорогое, всё самое лучшее покупается лишь ценою великого страдания, достаётся ценою смерти. Что нашли наши Иваны да Марьи в этих песнях? Они, чья юность и молодость совпали С войной, никогда не жалеемые в мире, они услышали там жалость и любовь к себе.

На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое,
Как завещание святое
На всю оставшуюся жизнь.
(Бахтин Б. Б., Фоменко п. Н.)
Это духовное родство.

Здесь, на войне, на привале. где звучит о нём, солдате, справедливая песня, он — герой войны, герой жизни, хозяин мечты. Он безоглядно верит в Победу, и отдушина для него — песня и почта.

Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Наиглавнейшим духовным признаком песенной военной и послевоенной сокровищницы был её национальный код. Знак. Символ, принимавшийся не только русскими людьми, но населением огромной страны в целом. Войну начинала Красная Армия, а закончила — Советская, Русская.

Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю; со мной ничего не случится.

Когда враг напал на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России,- было введено затемнение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги.

Ноты ре-фа-ля-соль, фа-ля-соль-соль — знак, символ, определённый срез духовной реальности.

И пока за туманами видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем всё горел огонёк.

Чудесная задушевная мелодия М. И. Блантера звучит, словно живое человеческое дыхание. Она пробуждает воспоминания о мирной жизни, о родном доме, о том дорогом, что не омрачено в памяти тяготами и потерями войны. Мягкий, поэтичный, певучий характер типично русского вальса.

Но привычное лицо старинного русского вальса изменено. В этом вальсе, как в подавляющей части русских вальсов, есть и лирика, и поэтичность. А в самом образе вальса М. В. Исаковского и М. И. Блантера — в образе и стихотворном, и музыкальном — много нового: и образ мирной жизни, и светлая мечта о будущем, и нежный образ любимой девушки, и отзвуки фронтовых тревог, и мужественная воля к борьбе.

И это в полной мере относится к героям песни. Взявшие на себя ответственность за судьбу Отчизны, неиссякаемо любя Отечество, герои песни не отделяли от неё свою судьбу.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чём-то дорогом.

Среди крови и смерти войны – утверждение жизни. В этой песне ярче других примет ощутилось дыхание Победы. Мелодические краски песни «Соловью), её лиризм, напевность, задушевность, необычайное обаяние и очарование сделали песню народной. В словах этой песни смысл войны воплощался и для маршала Жукова, и для рядового бойца.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.

Лирическое настроение, итог раздумий и воспоминаний о том, что свершил наш народ. В песне ярко выражена атмосфера войны, её дух. Глубока драматическая сущность произведения. Ярка романтика повествования о минувшем, о героизме, жертвенности, солдатской дружбе и любви.

Слышите, как беспокоит сердца песня огромного эмоционального заряда. Особенно, когда её исполняют Дмитрий Хворостовский или хор Сретенского монастыря с солистом Дмитрием Белосельским.

Эх, дороги …
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

Роль Минутки — оптимистичного смешного шофёра командующего фронтом исполнял М. Н. Бернес. Несмотря на то, что роль Минутки в фильме была эпизодической, его героический подвиг — соединение проводов для восстановления телефонной связи с командиром полка — запомнили все.

Минутка погибает, но успевает соединить в зубах телефонные провода, восстановив таким образом прерванную связь с командным пунктом. Музыку написал композитор Б. А. Мокроусов. Лихость Минутки, бесстрашно мчавшегося в фильме по любым дорогам, не выпуская из рук баранки, отразилась и в песне. М. Н. Бернес был первым исполнителем этой песни, которую от имени как бы ожившего шофёра Минутки спел великолепно.

В самом фильме этой песни не было. Война в песне поэтов и композитора ещё не кончилась. И хотя герой рассказывает о ней в прошедшем времени, он напевает слова
явно из той, военной поры.

Через реки, горы и долины

Сквозь nургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая!
Помирать нам рановато —
Есть у нас ещё дома дела!

А помирать нам рановато —
Есть у нас ещё дома дела!

Не случайно историки утверждают, что в фашистской Германии были только военные гимны и боевые марши и ни одной связанной с войной лирической песни. Такие песни есть только у нас.

Данное сочинение — взволнованный рассказ о песнях Великой Отечественной Войны, которые Выразили глубокий и истинный смысл Великой Отечественной Войны, стали истинным воплощением народного самосознания и общественного единения. В сочинении подчёркнуто значение песни в Победе нашего народа над немецкими фашистскими завоевателями. Указано, что знаковые песни Великой Отечественной войны востребованы и сейчас как память поколений.


Тема: В чём секрет популярности стихов и песен военных лет

В аргументации использовано творчество: В. Лебедева – Кумача, К. Симонова

Введение: Произведения военных лет – огромный кладезь русской литературы. В трудные времена они поддерживали целое поколение воинов победителей. А слова многих песен и стихов стали настоящими шедеврами своего времени.

Однако и сейчас огромный пласт военной культуры не остаётся забытым. Поколение, не знающее, что такое война в полном смысле этого слова продолжает активно пользоваться этим наследием.

Стихи, песни изучают в школе, выкладывают в социальных сетях и читают почти на всех мероприятиях, приуроченных к победе в Великой Отечественной войне. В чём же причина подобной популярности?

На мой взгляд, в том, что стихи и песни военной поры очень патриотичны. Они призывают любить свою Родину и быть готовыми в любой момент её защитить. Простым и понятным языком авторы этих текстов хотят обратить внимание читателя и слушателя на главные человеческие ценности – любовь к своей семье, родному дому. Кроме того, в таких произведениях часто прославляется русский народ и его самобытная культура.

Конечно, такие умонастроения особенно актуальны в нашу эпоху, когда люди часто бывают склонны к эгоизму и потребительскому отношению друг к другу. Ещё одна причина популярности произведений военных лет – красивый поэтический язык этих текстов. Пожалуй, вряд ли кто-то напишет лучше Константина Симонова или Александра Твардовского или Лебедева-Кумача. Их манера стихосложения особенно приятна читателю и этот нюанс помогает окунуться в ту атмосферу при помощи необыкновенного поэтического слога.

Автор пронзительно и трепетно вырисовывает образ женщин, которые провожали мужчин на бой и из последних сил старались выживать, растя своих детей в одиночку. Но с другой стороны, Константин Симонов уверен, что это того стоило, ведь люди испытывали такие трудности, защищая Родину, семью и вечные христианские ценности.

Заключение: Итак, военные песни и стихи очень важны. Помимо того, что это важная часть отечественной культуры, это красивый поэтический слог, патриотизм и проповедь главных человеческих ценностей. Возможно, именно поэтому эти произведения по сей день остаются столь популярными.

низамов

Эльмир Низамов, композитор:


ИСТОРИЯ ПЕСНИ:

низамов

Венера Ганеева, певица:


ИСТОРИЯ ПЕСНИ:

Песня была написана в довоенном 1940 году. Однако популярность к ней пришла во время войны, когда автора ее стихов — Глеба Акулова — уже не было в живых (он погиб на фронте в июне 1941 года). А в 1942 году композитор Николай Будашкин предложил эту песню в числе других своих произведений оркестру Балтийского флота, выступавшему перед моряками и воинами, защищавшими осажденный Ленинград. И первые же выступления с этой лирической довоенной песенкой о прощании с любимым и надеждой на скорую встречу с ним после разлуки вдруг обнаружили, как нужна она людям. Песня стала повсеместно известной, в особенности после того, как была напета на грампластинку замечательной ленинградской эстрадной певицей Зоей Рождественской.

низамов

в лесу прифронтовом

ИСТОРИЯ ПЕСНИ:

лидия ахметова

Лидия Ахметова, художественный руководитель Филармонического джаз-оркестра РФ:

синий платочек

ИСТОРИЯ ПЕСНИ:

Описание материала. В работе, предложенной вашему вниманию, рассматривается роль искусства (в частности, песенного творчества) в годы Великой Отечественной войны. В это нелегкое время песня становится орудием победы, воодушевляя солдат на ратные подвиги, поднимая боевой дух. На примере ряда произведений автор пытается обобщить мысли и эмоции людей, живших в тот период.

Цель. Воспитание чувства патриотизма и гордости за предков у молодого поколения, поддержание исторической памяти.

Задачи. Изучение песенного творчества военных лет. Формирование личностной оценки и способности к анализу изучаемого материала.


Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Введение
Великая Отечественная война – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Она стала страшным испытанием для всего советского народа - испытанием его мужества, сплоченности, стойкости и героизма. Война еще раз продемонстрировала удивительный талант русского народа раскрывать все свои лучшие качества, возможности и потенциал в самых трудных условиях.
Несмотря на все тяготы и лишения, в годы Великой Отечественной войны искусство по-прежнему ценилось. Музыка, и в частности песенное творчество, всегда составляло неотъемлемую часть искусства. И в середине двадцатого века, и с нашей и с вражеской стороны оно использовалась как орудие победы в войне. Патриотические, лирические, трагические и жизнеутверждающие песни звучали повсеместно. Они воодушевляли воина на ратные подвиги, поднимали его боевой дух. Я считаю, что хорошая мелодия всегда была верным помощником бойца. В окопах, землянках, подземельях и бомбоубежищах писались слова будущих шедевров, сочинялась для них музыка. Солдаты и офицеры - герои войны писали под их звучание письма домой, сражались во славу своего Отечества. С первых же дней войны песня стала голосом бездонной народной души. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали сорок песен, а через четыре дня их было уже более ста.
К сожалению, некоторые мои современники не знают и не придают большого значения самопожертвованию наших предков ради победы в Великой Отечественной войне. Необходимо знать и чтить песни войны, ведь именно они, на мой взгляд, лучше всего передают атмосферу того времени, помогают понять внутренний мир советского человека, позволяют в полной мере ощутить гордость за наших дедов и заставляют дорожить теми ценностями, ради которых было отдано столько жизней.

В трёх песнях о войне…
Пожалуй, трудно охватить в одной работе всё многообразие песенного творчества той эпохи. Я остановлюсь всего лишь на трёх произведениях, которые, по моему мнению, наиболее ярко отражают события Великой Отечественной войны, обобщают эмоции и мысли людей, живших в тот период. Эти песни нашли наибольший отклик в моей душе и стали ярким символом того времени.

Заключение.
Утверждение, что, когда стреляют пушки, музы молчат, было опровергнуто всем ходом развития искусства в годы Великой Отечественной войны. Потому что войну выигрывают не только благодаря численному и военному превосходству, но и в большей степени — духовному. А это значит, что назло всем смертям — любить, мечтать и. петь.
Слова замечательного поэта-песенника Василия Лебедева-Кумача, были не случайно вынесены мной в эпиграф. Уж он-то не понаслышке знал, как это важно для наших бойцов фронта и тыла, чтобы музы не молчали. И они не молчали. Даже в самые тяжелые дни военных испытаний на свет появлялись песни. Песни, которые помогали людям выжить и остаться людьми. Песни, которые спустя семь десятилетий известны и любимы. И мне хочется надеяться и верить, что эту память сердца потомки солдат Победы сохранят навсегда!

Читайте также: