В чем причина этих непроливающихся слез сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Изменена система оценивания С2

С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

Методика работы над сочинением (задание С2)

С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ .

Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

Модель 1 (от общего к частному)

Модель 2 (от частного к общему)

Аргументы Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1 .

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. 2) Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14… 3) Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы, явно меня чего-то лишают. 4) Кто-то и во всю свою жизнь многих из них так и не увидит и, конечно, не прочтёт.

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в лёгких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. 2) В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. 3) Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. 4) Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс. 2) Может, от скуки народ и соберётся. 3) А как проверить, не был ли Шекспир трепачом? 4) Танины ученики умирали со смеху.

Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Речевые клише для аргументации В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста.

Речевые клише для аргументации Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что … . Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .

Научный стиль Публицистический стиль Подчеркнутая информативность. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Ограниченное использование образных средств. Информативная насыщенность. Проявление авторской индивидуальности. Яркость, образность высказывания. Неоднородность лексического состава. Широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.

Тематика сочинений С2 Лексика и фразеология Лексика и грамматика Морфология Синтаксис и пунктуация Человек и его язык (речь) Язык и речь Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения;

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

Тематическая группа Слова одной тематической группы ( художник, мастер, галерея, картины, полотна ) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.

Устаревшие слова Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами , двуколками и дилижансами . Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) прямая речь косвенная речь диалог

Синтаксические средства выразительности риторические вопросы риторические восклицания синтаксический параллелизм анафора инверсия парцелляция многосоюзие/бессоюзие градация

Однородные члены предложения Использованный автором ряд однородных членов ( жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров ) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы

Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.

Вводные конструкции Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 ( К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность ) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.

Обращения Средства речевого этикета ( Уважаемый Иван Александрович! ) Средства речевой характеристики героя ( Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! ) Риторические обращения усиливают выразительность текста.

Вопросительные предложения 1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.

Простые и сложные предложения Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.

Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали. Роль грамматических явлений (пример)

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса Части речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте.

Существительные + глаголы (пример) С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки препинания.

Функции абзаца Отделение друг от друга на письме реплик диалога; отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.

язык речь 1. Орудие (средство) общения. 1. Само общение, язык в действии, процесс общения. 2. Отвлечён от конкретных жизненных ситуаций. 2. Конкретное применение языка в определённых жизненных ситуациях. 3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности. 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо правдиво, либо ложно. 4. Язык нецеленаправлен. 4. Речь всегда направлена на достижение цели. 5. Язык абстрактен. 5. Речь материальна, конкретна.

язык речь 6. Язык имеет уровневую организацию. 6. Речь линейна. 7. Язык потенциален, статичен. 7. Речь актуальна, динамична. 8. Язык ограничен определённым набором единиц, инвариантен. 8. Речь вариативна, её возможности широки, но не беспредельны. 9. Язык – результат коллективного опыта людей, объективен. 9. Речь индивидуальна, субъективна. 10. Язык упорядочен. 10. Речь допускает элементы случайного.

Средства выразительности тропы; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; риторические (стилистические) фигуры речи.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей . Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления ) Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

Изложение текста
(1)Краски и свет в природе надобно не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. (2)Для искусства годится только тот материал, который захватил место в сердечко.
(3)Живопись важна для прозаика не только тем, что подсобляет ему узреть и полюбить краски и свет. (4)Живопись важна ещё и тем, что живописец часто замечает то, чего мы совсем не лицезреем. (5)Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не подмечали этого раньше.
(6)Французский живописец Монэ приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. (7)Работал Монэ в обыкновенный лондонский туманный день. (8)На его картине готические очертания аббатства чуть выступают из тумана. (9)Написана картина виртуозно.
(10)Когда картина была выставлена, она произвела смятение посреди лондонцев, которые были поражены, что туман у Монэ окрашен в багряный цвет, желая даже из хрестоматий было знаменито, что цвет тумана сероватый. (11)Дерзость Монэ вызвала поначалу возмущение. (12)Но противившиеся, выйдя на английские улицы, вгляделись в туман и в первый раз увидели, что он вправду багровый.
(13)Тотчас начали отыскивать этому объяснение. (14)Согласились на том, что красноватый колер тумана зависит от обилия дыма. (15)Кроме того, этот цвет туману извещают красноватые кирпичные английские дома.
(16)Но как бы там ни было, Монэ победил. (17)После его картины все начали созидать английский туман таким, каким его увидел живописец. (18)Монэ даже окрестили творцом лондонского тумана.
(19)Если обращаться к образцам из своей жизни, то я в первый раз увидел всё разнообразие красок российского ненастья после картины Левитана Над постоянным покоем. (20)До тех пор ненастье было окрашено в моих очах в один печальный цвет. (21)Вся тоскливость ненастья и вызывалась, как я размышлял, конкретно тем, что оно съедало краски и заволакивало землю мутью.
(22)Но Левитан увидел в этом унынии некий оттенок величия, даже торжественности, и нашёл в нём много чистых красок. (23)С тех пор ненастье не стало подавлять меня. (24)Напротив, я даже полюбил его за чистоту воздуха, холод, когда пламенеют щёки, оловянную рябь рек, тяжёлое передвижение туч. (25)В конце концов, за то, что во время ненастья начинаешь оценивать простые земные блага тёплую избу, огнь в российской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, снотворный шум дождя по крыше и сладкую дремоту.
(26)Почти каждый живописец, к какому бы времени и к какой школе он ни принадлежал, раскрывает нам новые черты реальности.
(27)Мне посчастливилось несколько раз быть в Дрезденской галерее. (28)Кроме Сикстинской мадонны Рафаэля, там есть много картин ветхих мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться: они не отпускают от себя. (29)На них можно глядеть часами, может быть, сутками, и чем дольше глядишь, тем обширнее наращивается непонятное душевное волнение. (30)Оно доходит до той черты, когда человек теснее с трудом держит слезы.
(31)В чём причина этих непроливающихся слёз? (32)В том, что в этих полотнах совершенство духа и власть гения, принуждающего нас устремляться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.
(33)При созерцании великолепного появляется тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (34)Словно вся свежесть дождиков, ветров, дыхания расцветающей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, просачивается в наше признательное сердце и навечно завладевает им.

  • Valerija Temoshina
  • Русский язык
  • 2019-07-10 07:45:31
  • 6
  • 1

Краски и свет в природе надобно не столько наблюдать, сколько ими просто жить. Живопись важна для прозаика не только тем, что подсобляет ему узреть и полюбить краски и свет. Живопись главна еще и тем, что живописец нередко замечает то, чего мы совершенно не лицезреем. Только после его картин мы тоже начинаем это созидать и дивиться, что не подмечали этого ранее.

Французский живописец Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал Моне в обычный лондонский неясный денек. Написана картина виртуозно. Когда она была выставлена, произвела смятение посреди англичан. Они были поражены, что туман у Моне был окрашен в багряный цвет, желая даже из хрестоматий было знаменито, что цвет тумана сероватый.

Дерзость Моне вызвала поначалу возмущение. Но позже они вгляделись в английский туман и в первый раз увидели, что он вправду багряный. Моне победил. После его картины все начали видеть английский туман таким, каким его увидел живописец.

Важное мнение


Отменить



"Искусство видеть мир" К.Паустовского.
….Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.
Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. Она заключается в том, что знание всех соседних областей искусства - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки.
Писатель не может пренебрегать ничем, что Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку., конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку.
Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. Нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит.
Как видеть, как воспринимать свет и краски - этому могут научить нас художники. Они видят лучше нас. И они умеют помнить увиденное.
….В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. Но знаете, -добавил он с тревогой, -что-то человек начал очень уж затаптывать и разорять землю. А ведь красота земли - вещь священная, великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из конечных наших целей. Не знаю, как вы, но я в этом убежден. Без понимания этого какой же может быть передовой человек!
..Совершенно непонятным было то обстоятельство, что на протяжении жизни я, как и каждый, не позволял себе жить по велению своего сердца, а был занят только как будто неотложными делами.
…Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
…Помимо "Сикстинской мадонны" Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чем причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах - совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.
При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слез, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им.
….Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус - это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, небольшого числа украшений, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, - все это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции..
….тем яснее понимал, что вся эта скульптура - зов к прекрасному в самом себе, что она предвестница чистейшей утренней зари человечества. Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй - тот строй, к которому мы идем через годы труда, забот и душевного напряжения, - будет основан на красоте справедливости, красоте ума, сердца, человеческих отношений и человеческого тела.
Наша дорога - в золотой век. Он будет. Досадно, конечно, что мы не доживем до него. Но мы должны быть счастливы тем, что ветер этого века уже шумит вокруг нас и заставляет сильнее биться наши сердца.

Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
Прежде всего - зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого.
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
Писателем человек становится не только по зову сердца. Голос сердца чаще всего мы слышим в юности, когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств.
Но приходят годы возмужалости - и мы явственно слышим, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов - зов своего времени и своего народа, зов человечества.
По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания.
…. Тогда, повинуясь голосу сердца, иными словами, повинуясь жившему в нем, но до тех пор еще не ясному призванию, Мультатули начал писать…
…Мультатули умер, так и не дождавшись справедливости. А он мог бы написать еще много превосходных книг - тех книг, о каких принято говорить, что они написаны не чернилами, а кровью сердца.
Ван-Гог много перестрадал Он опустился на самое дно человеческого отчаяния в своих "Едоках картофеля" и "Прогулке заключенных". Он считал, что дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
Дело художника рождать радость.
….Очевидно, замысел почти всегда исходит из сердца.
….Все это может с огромной силой ударить по сердцам, но при непременном условии, что человек, пишущий эти повести, стремится к правде, верит в силу разума, в спасительную власть сердца и любит землю.
На днях я читал стихи Павла Антокольского и нашел в них две строфы, хорошо передающие состояние влюбленного в жизнь человеческого сердца. Это сердце не может не слышать, должно слышать

Есть французское выражение: "Великие мысли исходят из сердца". Пожалуй, вернее было бы сказать, что великие мысли исходят из всего человеческого существа. Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.

Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе "Алые паруса", то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.
Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека социалистического общества, все, что возвышает его эмоциональную жизнь Неужели нужно доказывать эту прописную истину?!
По существу, мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран. Мы должны изгнать из своей страны ханжей, озлобленных против красоты за то, что она существует независимо от их воли.
..Непонятное волнение сжало мне сердце, и я подумал, что ради этой прекрасной земли, даже ради одной такой девушки, как Полина, нужно звать людей к борьбе за радостное и осмысленное существование. Все, что угнетает и печалит человека, все, что вызывает хотя бы одну слезу, должно быть вырвано с корнем. И пустыни, и войны, и несправедливость, и ложь, и пренебрежение к человеческому сердцу.


С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек. Этого, конечно, не случилось. Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и прошла слишком быстро.

Но так кажется лишь до тех пор, пока не начнешь вспоминать. Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвертое. Возникает непрерывная цепь воспоминаний, и вот оказывается, что жизнь была разнообразнее, чем ты думал.

Прежде чем рассказать вкратце свою биографию, я хочу остановиться на одном своем стремлении. Оно появилось в зрелом возрасте и с каждым годом делается сильнее. Сводится оно к тому, чтобы насколько можно приблизить свое нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности.

Я не пытаюсь возвратить молодость — это, конечно, невозможно, — но все же пытаюсь проверять своей молодостью каждый день теперешней жизни.

Молодость для меня существует как судья моих сегодняшних мыслей и дел.

С возрастом, говорят, приходит опыт. Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

…Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. До сих пор Гранатный переулок осеняют, говоря несколько старомодным языком, те же столетние липы, какие я помню еще в детстве.

Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге.

Отец происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви.

Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник.

Лучшим временем — порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей — была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополей и розовых свечах старых каштанов.

В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два-три стихотворения в день.

Это были очень нарядные и, конечно, плохие стихи. Но они приучили меня к любви к русскому слову и к мелодичности русского языка.

Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством.

С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко, что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

В 1912 году я окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето все тем же репетитором, вернее, домашним учителем.

К тому времени я уже довольно много поездил по стране (у отца были бесплатные железнодорожные билеты). Я был в Польше (в Варшаве, Вильно и Белостоке), в Крыму, на Кавказе, в Брянских лесах, в Одессе, в Полесье и Москве. Туда после смерти отца переехала моя мать и жила там с моим братом — студентом университета Шанявского. В Киеве я остался один.

В 1914 году я перевелся в Московский университет и переехал в Москву.

Началась первая мировая война. Меня как младшего сына в семье в армию по тогдашним законам не взяли.

Шла война, и невозможно было сидеть на скучноватых университетских лекциях. Я томился в унылой московской квартире и рвался наружу, в гущу той жизни, которую я только чувствовал рядом, около себя, но еще так мало знал.

Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и «уйти в

Читайте также: