В чем актуальность проблемы воспитания современности сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека. Именно от того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Обучение, также несомненно важно в жизни каждого человека, ведь без образования человек не сможет самосовершенствоваться, добиваться каких-то целей.

Образование помогает человеку состояться в жизни и самореализоваться.
Очень хорошо на тему

воспитания и образования рассуждал в своем произведениях “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая трилогия рассказывает нам о жизни самого писателя, о его детстве, взрослении. Главный герой произведения – Николенька Иртеньев.

Мы видим, как он постигает мир, познает все, что его окружает: мир взрослых и мир окружающей природы. Мальчик анализирует свои и чужие поступки, делает выводы, ставит цели.
В произведении В. П. АстафьевА “Конь с розовой гривой” так же затрагивается проблема воспитания и образования. По прочтению произведения мы еще раз

убеждаемся, что от воспитания зависит вся дальнейшая жизнь человека. И на примере главного героя, на которого влияют бабушка и дедушка, становится ясно, как формируется личность.
Фазиль Искандер в своем произведении “Тринадцатый подвиг Геракла”, как и предыдущие авторы затрагивает проблему воспитания и образования. На примере главного героя – умного и грамотного учителя, мы видим, как может повлиять один человек на другого. Умный преподаватель, используя правильные педагогические методы, помогает детям учиться, находить себя, познавать мир.
Александр Сергеевич Грибоедов в своем романе “Горе от ума” рассказывает нам о том, что воспитание и обучение – это основные составляющие человеческой жизни. От лица Чацкого мы слышим множество рассуждений, его монологи несут глубокий смысл. Он критикует дворян, которые набирали своим детям “учителей полки”, но толку от этого не было никакого.

Сам Чацкий был образованным, стремился к познанию, но в обществе с противоположными интересами он оказался ненужным, так как воспитаны дворяне были по-другому.
Очень важно правильно воспитывать детей, ведь от того, как будет воспитан ребенок, будет зависеть вся его последующая жизнь, жизнь его детей, родителей и близких.

Проблемы воспитания существовали во все времена. Однако отечественную систему воспитания многие педагоги и психологи определяют как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. Проблемы эти связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением общественных ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным событием. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием. Одной из самых важных проблем воспитания нового поколения, на мой взгляд, стала проблема очерствения общества. Виной тому во многом средства массовой информации, с которыми школе очень трудно тягаться за силу влияния на ребенка. Индустрия Голливуда и наша собственная киноиндустрия по примеру Голливуда создает образ героя нашего времени, который идет к достижению своей цели любыми доступными ему средствами, у него своя правда и свой закон, он сам - закон и правда. Утверждается идея выживания, борьбы за выживание, а выживает сильнейший, и он прав. Отсюда жестокость по отношению слабым. Ты слабый – ты ничтожество. Самоутверждение через унижение другого, более слабого, я унижаю, значит я сильный.

Если обратиться к компьютерным играм- стрелялкам. Играя в виртуальные игры, ребенок не только получает информацию, но учится жестокости: он учится убивать других и умирать сам. Он не испытывает боли, видя виртуальную кровь, у него притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения. Мозг получил и обработал информацию. Возможно, считают психологи, именно здесь кроются корни детских и подростковых суицидов.

Еще одна проблема – это уход в виртуальный мир, где все ярко, легко, где все мгновенно получается, а ведь в реальном мире все намного труднее. Ребенок отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Дети не умеют общаться, не умеют играть.

Возможно, что уход виртуальный мир также связан с недостатком внимания и теплоты со стороны близких, семьи в мире реальном. Ребенок пытается восполнить пустоту. Родители большую часть времени проводят на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, но при этом неизбежно теряют контакт с собственным ребенком. В виртуальном мире можно со многими общаться. Ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения, прямого, тактильного, эмоционального контакта ребенка и взрослого – отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на формирование его взглядов и убеждений. Перекладывая весь процесс воспитания на плечи обучающих учреждений, родители забывают, что именно они, их личный пример поведения в реальной жизни, их отношение к окружающей жизни, формирует у детей стереотипы поведения, которые не сможет изменить ни учитель, ни воспитатель.

Главное на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, на мой взгляд, - пробуждение человечности. В каждом из них внутри живет человек, тот самый с заглавной буквы, большой, светлый и добрый, но он там за семью замками, он боится себя проявить, он очень ранимый. Ведь они все способны искренне проявлять добрые чувства. Почему-то проявлять добрые чувства по отношению друг к другу нам намного сложнее , чем злые.

Комедия Фонвизина "Недоросль" недаром считается бессмертной. Ее можно поставить в один ряд с такими шедеврами драматургии, как "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" Гоголя, "Свои люди - сочтемся" Островского. Она и по сей день остается любимой читателями и важной в нравственном плане, т. к. поднимает чрезвычайно серьезные проблемы, актуальные и в наше время.

Одной из таких проблем может быть названа проблема воспитания. Вообще, вся комедия по сути есть комедия воспитания.

О воспитании говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Ведь от воспитания зависит очень многое: будешь ли ты принят в обществе, какое будущее ожидает тебя.

Комедия была написана в 1782г. В это время, в царствование Екатерины II, особенно процветало помещичье самодурство, полная вседозволенность. Стоит вспомнить только печально известную историю о барыне Салтычихе. Крепостное право чрезвычайно развращало и молодое поколение дворян, которые не могли в этих условия получить достойного воспитания.

Тема воспитания всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. А в том, что воспитание молодых дворян было поставлено чрезвычайно дурно, сомневаться не приходится. Нам кажется смешным пример воспитания Митрофанушки, чье имя уже давно стало нарицательным для обозначения неуча, невежды и лентяя, но ведь это был отнюдь не единичный случай. Напротив, весьма редкими казались молодые люди, подобные Милону и Софье. Конечно, Фонвизин здесь не задавался целью изобразить какого-то конкретного Митрофана. Он, как настоящий художник, пошел по пути реалистического обобщения, типизации, поэтому мы и сегодня вполне свободно можем найти такого Митрофана среди нас.

Фонвизин в своей комедии показывает также столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального - это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.
В противовес Митрофанушке, Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного в прямом смысле слова, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.

Но, в то же время, в обрисовке образа Милона практически нет наигранности и натянутости, как того можно было ожидать. Ведь, как правило, в таких пьесах положительный герой бывает тупо положителен и только. Но Милон не таков. Он действует, рассуждая здраво, как любой нормальный человек, в его речах отсутствует всякая напыщенность, т. к. сам Фонвизин был противником любых мишурных украшения, в том числе, и в речи.

Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана. Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, "убоявшись бездны премудрости", или Вральману, бывшему кучеру, с голоду занявшемуся учительством, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает нашу симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубинноголового Митрофана.

За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством. Смеем надеяться, что мечты Фонвизина когда-нибудь по-настоящему воплотятся в жизнь.

Конечно является. Сейчас очень много невоспитанных молодых людей. И все начинается с рождения ребенка.

Инна Мудрец (17909) Как? Начни развивать тему. Воспитание в семье, в садиках, в школе, даже будучи взрослым человеком воспитывает общество. Учишься на своих ошибках. Бестактность и наглость это тоже невоспитанность. И т. д.

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивалась и наука о воспитании, главной задачей которой становилось накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. [3; с. 10]. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики, оказывают большое значение в процессе воспитания школьников. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний. [2; с. 249].

В своём эссе я буду говорить о современном воспитании школьников, которое осложнено многими негативными процессами, происходящими в нашем обществе. Мне кажется, что в воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Также при воспитании школьника необходимо учитывать и самовоспитание, где исходным компонентом являются потребности и мотивы ребёнка, т. е. глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Процесс воспитания тесно связан с формами общественного сознания (политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией, которые в свою очередь, представляют собой духовную питательную среду воспитания. [1; с. 296]. В современном педагогическом процессе, обучение и воспитание должно быть организовано, т. е. обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие учителя и учеников.

Возвращаясь к теме моего эссе, необходимо сказать, что современная школа опирается на традиционные принципы образования и требует изменения и присутствия инноваций. Поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство, а также является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т. е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т. е. быстро реагировать на изменения вне его.

На мой взгляд, главной задачей современной школы является воспитание школьника способного к кардинальным и нестандартным решениям. Обеспечить это возможно только при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве. В процессе воспитания школьников нужно учитывать и проблему духовного и нравственного становления личности. По-моему мнению у подрастающего поколения произошла смена ценностных ориентиров. В нашем отсутствуют твердые моральные устои, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Я считаю для того, чтобы сохранить духовно-нравственное развитие личности, процесс воспитания должен идти целенаправленно, где основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьника должны быть базовые ценности, на основе нравственных представлений: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Но так как мы говорим о жизни современного школьника, то здесь воспитательное воздействие кроме общества, оказывают потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, кино. Воздействие на воспитание и социализацию личности (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Таким образом, современный процесс воспитания школьника, я понимаю, как процесс воздействия на формирование и развитие личности. Педагог должен знать о роли социальной среды, как о факторе формирования личности, т. е. необходимо учитывать совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Также современный процесс воспитания требует индивидуального подхода к каждому школьнику. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы проявились лучшие черты и качества школьников. В современном воспитании, педагог должен проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. И в заключении хотелось бы привести слова А. С. Макаренко:

«Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

2. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Курс лекций. 3-е изд. М. : Омега,

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

4. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М. : Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003- 576 с.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.

Организация работы с родителями в современном ДОУ

Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Адаптивная физическая культура: программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного и временного характера. Задачи программы: Формирование у детей личной ответственности за свое здоровье. Укрепление здоровья,улучшение физического развития,закаливание.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать.

Аналитическая справка о состоянии предметно-пространственной среды Вопрос создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что.

Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии (методические рекомендации для.

Читайте также: