Утыз имани талантлы шэхес сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Рубеж XVIII – XIX вв. для истории татар занимает особое место. Именно этот период является поворотным для татарского общества на пути его современного развития, когда общественное сознание развивалось в тесной связи с традиционными исламскими представлениями и идеями. А с другой стороны, структурные изменения в обществе, связанные с проникновением буржуазных отношений в Россию, обусловили общее направление социально-экономического развития по капиталистическому пути, что в свою очередь повлекло существенные изменения в массовом сознании. Общественная мысль конца XVIII – начала XIX вв. отражала эту двойственность общественного сознания. Она возникла как результат взаимодействия двух направлений – понимания необходимости радикальных идейных изменений и сохранения мощного консервативного пласта – силы традиций, ислама. В этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама в привычных для народа образах и понятиях. Поэтому не случайно, что религиозно-политическая реакция ислама в татарском обществе в начале XIX в. приняла две главные формы: тенденции возрожденчества и религиозного реформизма.

Новые идеи в татарском обществе вызвали ожесточенные споры. Консерваторы считали, что распространение реформаторских идей в обществе порождает опасность попыток переоценки роли и значения религиозной веры и вырождения ее в идеологию. Спор, возникший вокруг ответа на этот вопрос, не стихал в татарском обществе вплоть до революции 1917 года.

В этой связи период конца XVIII – первой половины XIX вв. приобретает особую важность для изучения различных форм традиций и их роли в жизни общества, особенно в определении его перспектив. Именно в этот период на историческую арену выходят такие представители общественной мысли как Г. Утыз-Имяни, Г. Курсави, И. Хальфин, Х. Фаизханов и др., которые проявили свои интелектуальные способности в различных сферах духовной культуры и предлагали различные варианты решения накопившихся проблем.

Всех их объединяла одна задача: сохранение национальной самобытности татар и определение путей развития народа. В этой связи наметились две тенденции. Приверженцы одной из них (Г. Курсави) считали необходимым реформировать некоторые из сторон жизни татарского общества. Представители другой тенденции (Г. Утыз-Имяни) считали необходимым очистить религиозную жизнь мусульман от различных, недозволенных новшеств (бид’а), которые укрепились у татар в XVI – XVII вв.

Возрожденческие тенденции в общественной мысли были обусловлены стремлением вернуть татарское общество к той истинной вере, от которой оно отошло. Сторонники этой тенденции акцентировали внимание на правовых аспектах решения возникающих вопросов. Они ссылались на канонические труды ханафитского фикха, выбирали одно из решений, предложенных юриспруденцией. Этот метод хорошо продемонстрирован в работах по религиозному праву Г. Утыз-Имяни, который был уверен, что ислам является единственным и истинным источником возрождения татарского общества при условии его правильного восприятия и очищения от вековых наслоений и новшеств, достойных порицания.

И поскольку Утыз-Имяни был одним из тех, кто стоял у истоков осмысления социально-культурных и религиозных традиций в условиях Нового времени, то изучение его научного наследия является актуальной задачей, тем более, что его идеи оказали влияние не только на взгляды его современников, но так же и на мировоззренческие установки мыслителей более позднего периода.

Эти суждения автора дают возможность утверждать, что он понимал необходимость возрождения традиций мусульманского права в России и поэтому ему характерен поиск не только наиболее актуальных проблем в этой сфере, но и определение путей их решения. В связи с этим он в этом трактате уделяет внимание проблеме получения знаний, так как только ученый способен грамотно решать возникающие проблемы. Выводы автора, его методологический подход, анализ источников фикха [Мусульманское право], точность определений свидетельствуют о том, что он был крупным знатоком мусульманского права в Поволжье.

Следовательно, Г. Утыз-Имяни был сторонником профессионализма, знания должен давать только тот наставник, который хорошо разбирается в вопросах мусульманского права.

И вновь Г. Утыз-Имяни призывает к просвещению, прилагать все усилия для повышения своего интеллектуального уровня и говорит о необходимости активной жизненной позиции. Мы вновь видим призыв к самосовершенствованию и в данном случае он касается святая святых – чтения Корана.

Не смотря на то, что алкоголизм во времена Г. Утыз-Имяни не был распространенным явлением, автор, обладая определенной долей предвидения, говорит о его пагубности для татарского общества, отмечает разлагающую функцию алькоголя для индивида. Однако, он не призывает к физическому наказанию, а взывает к сознательности каждого члена общества. Употребление алкоголя не свойственно, чужеродно для мусульманского общества, поэтому борьба с этим явлением – восстановление и сохранение традиционных устоев татарского общества.

Он много внимания уделяет проблеме наставника и критикует тех, которые считают дозволительным не исполнять веления Аллаха. Он был убежден в том, что ученый, распространяющий законы шариата лучше любого суфийского шейха.

Обращаясь, к обязанностям ученых, Утыз-Имяни говорит о том, что оружие ученых – это знание, а оружие правителей – это меч. Также как правитель не имеет права прекращать джихад против язычников, также и ученый обязан продолжать свою проповедь против язычников, грешников и еретиков, что является борьбой со злом.

Аскетизм, согласно мнению Утыз-Имяни, выражается в простейших деяниях. Даже ветка дерева, сломанная без необходимости, по его утверждению, уже является отрицанием даров Аллаха и противоречит аскетизму. Автор призывает брать от этого мира только то, в чем человек нуждается, но при этом он делает послабление для простолюдинов, не обладающих шариатским знанием. Этих людей он сравнивает с детьми, которым трудно удержаться от баловства. Далее он выступает с осуждением накопительства, и говорит о его пагубности и бесполезности.

Проведенный идейный анализ содержания трактатов Г. Утыз-Имяни показывает, что Г. Утыз-Имяни поднимал проблемы соотношения иджтихада и таклида, аутентичности источников, необходимости строго соблюдения всех без исключения норм шариата, борбы с бид’а, нравственного воспитания народа, просвещения. Будучи ученым-правоведом, Утыз-Имяни избирает путь таклида, и поэтому в своих трактатах ссылается на многие авторитетные источники. А как знаток суфизма, он во многих идеях следует за ал-Газали, Сирхинди и Биргеви, хотя и не соглашается с ними по некоторым вопросам. Идеи Г. Утыз-Имяни оказали огромное влияние на развитие татарской общественной мысли, так как стали толчком к возникновению принципиально новой возрожденческой тенденции, в основе которой лежали принципы ислама.

1. Обязанность мусульманина, исполняя которую он получает награду, оставляя заслуживает наказания, а при отрицании обязательности этого деяния считается неверным.

Какой же татарин без деревни? Кайтам, кайтам авылга, авылга! Говорят, с началом самоизоляции для некоторых татар это стало ну очень актуально и самоизолированные буквально заполнили татарские деревни. Будем надеяться, что это не сильно отразится на санитарно-эпидемиологической обстановке и все они соблюдают социальную дистанцию и другие премудрости новых условий жизни. Ну, а мы пока вспомним некоторые татарские деревни с необычной историей и насладимся прекрасными видами . Сразу предупреждаю, что все эти живописные фотографии сделаны задолго до коронавируса. Соблюдайте правила санитарной безопасности и будьте здоровы!

Это деревня Утыз Имян в Черемшанском районе Республики Татарстан . Раньше она называлась Новое Кадеево. Основали её в далеком XVIII веке.

Тогда в Закамье переселилось много энергичных служилых татар, они обычно получали землю за свою верную службу русским царям.

Среди них был некий Кади сын Баймамата. По его имени и назвали деревню Кади, позднее часть жителей выселилась и основала новый населенный пункт. Поэтому первая стала называться Старое Кадеево (она тоже существует, тоже в Черемшанском районе), а второе получило название Новое Кадеево. Со временем это русское название фигурировало больше в официальных документах, а народным названием деревни стало Утыз Имян. Вокруг деревни имелись прекрасные дубравы, видимо, отсюда и пошло название. Они, кстати, до сих пор сохранились.

Именно в деревне Утыз Имян в 1754 г. родился выдающийся мусульманский мыслитель, поэт Габдрахим Утыз-Имяни , прославивший татарское название деревни на весь мусульманский мир. Его мама была родом из этой деревни. Он рано осиротел и воспитывался в семье родственников матери, здесь он учился в медресе в медресе Вильдана муллы.

Габдрахим Утыз-Имяни, конечно же, не нуждается в особом представлении. Он является предшественником обновленческого движения в татарском мусульманском обществе, того самого джадидизма. Наряду с такими известными татарскими мыслителями как Габеденнасыр Курсави, Шигабутдин Марджани и другими. Татарский народ вообще очень богат на интеллектуалов, но не всегда они находят понимание у широких слоев населения.

Вот и Габдрахим Утыз-Имяни не мало пострадал из-за своего интеллекта и смелого нрава. Жизнь его была сложной, он долго учился, его скитания в поисках знаний, очевидно, тоже сильно повлияли на мировоззрение. После обучения в медресе своей деревни, он уехал в знаменитую Татарскую Каргала (Сеитов Посад), пригород Оренбурга. Затем на его пути познания мира и себя были Бухара, Самарканд, Шахимардан, Герат, Кабул и другие города Туркестана и Афганистана.

Габдрахим Утыз-Имяни видел достоинства и недостатки окружающего мира, он искренне верил, что только ислам и просвещение помогут его современникам преодолеть все испытания нового века.

После долгих скитаний, будучи уже зрелым человеком, отцом большого семейства, овдовевший Габдрахим-хазрят вернулся в родные татарские края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка по татарской литературе. Помощь учителю при проведении урока.

Егет булсаң, егетлек күрсәт илгә (Г. Утыз Имәни)

Егет булсаң, егетлек күрсәт илгә (Г. Утыз Имәни)

Габдерәхим Утыз Имәни әл-Болгариның тууына 260 ел

Габдерәхим Утыз Имәни әл-Болгариның тууына 260 ел

Язучыны ң тормыш юлы

Габдерәхим Утыз Имәни (аның тулы исеме – Габдерәхим бине Госман бине Сәрмәки бине Кырыйм Утыз Имәни әл-Болгари) 1754нче елда хәзерге Татарстан Республикасы Чирмешән районы Утыз Имән авылында крестьян гаиләсендә туа. Аның әтисе Госман чыгышы белән хәзерге Ленинногорск районының Тимәш авылы кешесе, ә әнисе Гафифә Утыз Имән авылы кызы булып, өйләнешкәннән соң алар Тимәш авылында тора башлыйлар. Ләкин Габдерәхим туганчы ук әтисе Госман үлеп китә. Ярдәмчесез калган яшь хатын туган авылына кайта һәм шунда үзенең әтисе йортында Габдерәхимне таба. Ике-өч ел үтми, ул үзе дә дөнья куя. Шулай итеп, Габдерәхим, сабый чагыннан ук ата-анадан ятим калып, туган тиешле бер җиңгәсе кулында тәрбияләнә.

Укырга, белем алырга омтылыш Габдерәхимдә бик иртә уяна. Башта ул үз авылында Вилдан мулла мәдрәсәсенә йөреп укый, аннары мәдрәсәдәге вак-төяк хезмәтләрне үтәп үз-үзен карардай яшькә җиткәч, бөтенләй мәдрәсәгә яшәргә күчә. Зирәклеге, үткен зиһенлеге белән ул сабакташлары арасында бик тиз “Укымый белә торган шәкерт”кә әйләнә һәм озакламый үзенең яшьтәшләре нә хәлфәлек итә башлый. Вилдан мулла мәдрәсәсеннән соң Габдерәхим берничә ел күрше –тирә авыл мәдрәсәләренә барып укый.

  • Габдерәхим Утыз Имәни (аның тулы исеме – Габдерәхим бине Госман бине Сәрмәки бине Кырыйм Утыз Имәни әл-Болгари) 1754нче елда хәзерге Татарстан Республикасы Чирмешән районы Утыз Имән авылында крестьян гаиләсендә туа. Аның әтисе Госман чыгышы белән хәзерге Ленинногорск районының Тимәш авылы кешесе, ә әнисе Гафифә Утыз Имән авылы кызы булып, өйләнешкәннән соң алар Тимәш авылында тора башлыйлар. Ләкин Габдерәхим туганчы ук әтисе Госман үлеп китә. Ярдәмчесез калган яшь хатын туган авылына кайта һәм шунда үзенең әтисе йортында Габдерәхимне таба. Ике-өч ел үтми, ул үзе дә дөнья куя. Шулай итеп, Габдерәхим, сабый чагыннан ук ата-анадан ятим калып, туган тиешле бер җиңгәсе кулында тәрбияләнә.
  • Укырга, белем алырга омтылыш Габдерәхимдә бик иртә уяна. Башта ул үз авылында Вилдан мулла мәдрәсәсенә йөреп укый, аннары мәдрәсәдәге вак-төяк хезмәтләрне үтәп үз-үзен карардай яшькә җиткәч, бөтенләй мәдрәсәгә яшәргә күчә. Зирәклеге, үткен зиһенлеге белән ул сабакташлары арасында бик тиз “Укымый белә торган шәкерт”кә әйләнә һәм озакламый үзенең яшьтәшләре нә хәлфәлек итә башлый. Вилдан мулла мәдрәсәсеннән соң Габдерәхим берничә ел күрше –тирә авыл мәдрәсәләренә барып укый.
  • Оренбург ө лкәсенең Каргалы авылында икенче мәчет каршындагы Вәлид бине Мөхәммәд әл- Әмин мәдрәсәсендә шагыйрь атаклы ишан Вәлид Каргалыйдан белем ала .

Утыз Имәни 1788нче елда, 34 яшендә, үзенең гаиләсен һәм балаларын ияртеп, Бохарага укырга киткән.

В целом данный трактат очень интересен и дает информацию о некоторых актуальных проблемах мусульман Поволжья в 19 в. Необходимо отметить, что некоторые из этих проблем актуальны и в наше время.

«Слабый раб (Абдрахим Утыз-Имяни), надеющийся на прощение своего милостивого Господа, сказал: «После того, как праведники покинули этот временный мир и перешли в вечный, распространилась ложь и неясность, у истоков которой стоят наихудшие люди. Они говорят людям, что нет другого знания, кроме суфизма, они внушили им то, что приводит к раскаянию и сожалению, а так же они отвернулись от явных знаний. Эти люди пренебрегли деяниями и пророческой сунной. Они слишком легкомысленно отнеслись к оставлению зловещих нововведений и отвергли постоянство в добровольных богослужениях. Они были легкомысленны в отношении пророческой этики морали, и посчитали ученых богословов заблудшими, и даже врагами религии, и запретили своим последователям сидеть рядом с ними и сопровождать их. Эти люди освободили себя от всего этого подобно глупцам или животным, которые едят то, что обнаружили. Они хвалятся своей медитацией, а на самом деле отступили от Ислама, и следуют своим страстям, радуясь своим внешним одеяниям. Мое сердце сжимается от всего этого, поэтому я хотел раскрыть некоторые драгоценности истины, и предостеречь мусульман от этих людей и освободить себя от ответственности в Судный День от наказания, которое пообещал Аллах ученому, который молчит, видя появление нововведений.

В наше же время очень сильно распространились бидга, и никто их не отвергает. И только те, кого наставил Аллах, придерживаются сунны и борются со своими страстями. А те, кого Аллах оставил, то они погрузились в бидга и заблудились. Но Аллах оставляет только тех, кто не усерден в следовании…

Перевод с арабского, предисловие и заключение к книге выполнены Р. Адыгамовым.

Читайте также: