Утверждение общечеловеческих ценностей в повести н м карамзина бедная лиза сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Повесть Бедная Лиза была написана Карамзиным в 1792 году. Во многом она соответствует европейским образцам, из-за чего вызвала шок в России и превратила Карамзина в самого популярного писателя.

В центре этой повести — любовь крестьянки и дворянина, причем описание крестьянки является почти революционным. До этого в русской литературе сложилось два стереотипных описания крестьян: либо это несчастные угнетаемые рабы, либо комичные, грубые и тупые существа, которых и людьми-то не назовешь. Но Карамзин подошел к описанию крестьян совершенно по-другому. Лизе не нужно сочувствовать, у нее нет помещика, и никто ее не угнетает. В повести также нет ничего комического. Зато есть знаменитая фраза И крестьянки любить умеют, перевернувшая сознание людей того времени, т.к. они наконец поняли, что крестьяне — это тоже люди, имеющие свои чувства.

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

СПАДИЛО.РУ

История создания и значение произведения

Смысл названия

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.

Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.

Проблематика

Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

Внешний и внутренний конфликт

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек!

Знаешь ли ты свое сердце”

Главные герои


Центральная героиня повести Лиза – воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, — от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом – это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Подробнее: Лиза: характеристика и образ героини

Эраст


Подробнее: Эраст: характеристика и образ героя


Еще один герой – автор-повествователь. Он рассказывает о бедной Лизе от первого лица, обрамляя повествование в четкие рамки зачина и заключения и постоянно обращаясь к читателю.

Тема и идея

Одна из главных тем повести – социальная, и связана она с проблемой отношения дворянского сословия к крестьянам. Не зря Карамзин избирает на роль носительницы невинности и нравственности крестьянскую девушку.

Сентиментализм возник в Европе еще в XVII веке и ориентировался на чувственную сторону человеческой жизни. Вопросы разума и социума уходили для этого направления на второй план, а вот эмоции, взаимоотношения людей стали приоритетными.

История создания

Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.
Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.

Карамзин стал главой нового направления в русской литературе - сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы - трогательные чувства, душевные переживания человека, "жизнь сердца". Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.

Огромный успех принесла Карамзину повесть "Бедная Лиза", которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова "и крестьянки любить умеют" стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.

Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.

Лиза - бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью - "чувствительной бедной старушкой", от которой Лиза наследует главный талант - умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, "не щадя своей нежной молодости", берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.

Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста "с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным" Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и "ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало". Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку "любовью брата", восхищается своей "пастушкой".

Чувствительность - так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет "нежными страстями". В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.

Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в "Бедной Лизе" социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести "Бедная Лиза" деревенский человек - человек природы - оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

ВложениеРазмер
utverzhdenie_obshchechelovecheskikh_tsennostey_v_povesti_n.m._karamzina_bednaya_liza._glavnye_geroi_povesti.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;

2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

1. Слово учителя.

2. Беседа по вопросам.

- Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.)

- С чего начинается повесть?

- О чём повествуется далее?

(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.)

- Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?

- Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?

- Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.

- Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?

Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.)

- Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

- В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?

- Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?

(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.)

- Как понимать финальную фразу повести?

- Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

- Так какова же тема повести?

(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.)

В современном мире, где все чаще царит жестокость, цинизм и безразличие к другим людям редко встретишь искренне добрых людей способных сопереживать и проявить чувство милосердия. В период глобальной компьютеризации и свободного получения различной информации через Интернет, СМИ, телевидение, где духовные ценности человека стоят , чаще всего, не на первом месте, детям очень сложно получить положительный пример отношения к окружающим людям и сложившимся ситуациям.

Цель урока: развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.

Задачи:

Ход урока

Вступительное слово учителя:

(Индивидуальное домашнее задание)




3 этап: Физкультпауза

(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем).

Учитель: Почувствуем запах ландышей, травки и свежего ветерка…..(упражнение на дыхание)

Поднимем взоры на небо… ,устремим на нежно-цветущие цветы. на яркое солнце…,на тихо журчащую воду…(упражнение для глаз и шейного отдела)

(Предварительно, каждому учащемуся выдается шаблон заранее заготовленной корзинки, на обратной стороне которой будет выполняться задание)

Заключительное слово учителя:

Писатели утверждали. Что именно постой человек, не развращенный аристократическими предрассудками и ближе стоящий к природе, -именно он и способен на большое чувство, и поэтому он и есть настоящий человек, и тем и превосходит любого дворянина.

В этом состоит притягательная сила романов, повестей и лирики сентиментализма. Рядовой читатель был поражен близостью к себе литературного героя- ведь он и у себя обнаруживал дар чувствовать, способность ощущать величие и красоту природы.

И пейзаж – не просто фон, не декорация, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованной и воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

Сентиментализм Карамзина отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего неравенства между людьми.

В России сентиментализм сыграл важную роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Карамзин очищает язык от устаревших слов, разрабатывает более гибкую синтаксическую структуру.

Домашнее задание: (Уровень домашнего задания определяется учителем, в зависимости от способностей ученика)

2 уровень: Выбрать для выразительного чтения стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина и озвучить их на следующем уроке.

Читайте также: