Утром три танка пошли в атаку это была разведка боем сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №5 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема определения образа истинного героя по тексту по В. П. Катаеву.

Готовое сочинение №1

Почему человеку важно найти свое настоящее дело? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Катаев.

Два примера-иллюстрации, приведенные мною, доказывают, что наводчик Ковалёв был не просто талантливым и выдающимся артиллеристом, но и гением своего дела. На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора.

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Как в мирной, так и в военной жизни человеку важно найти свое настоящее дело, дело, в котором он будет истинным мастером. Поражаюсь, как герой В.П.Катаева похож на толстовского капитана Тушина! Та же смелость, та же скромность, тот же героизм!

Таким образом, найти свое призвание, где проявится твой талант, сила воли и упорство, — важное условие того, что человек состоится как личность.

Готовое сочинение №2

Какими качествами должен обладать настоящий герой? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Катаев.

Оба эти примера-иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что истинный герой должен быть не только храбрецом, но и патриотом. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция В. П. Катаева. Я полностью согласна с точкой зрения автора. Действительно, героической личностью мы можем назвать человека, который в трудную минуту готов проявить стойкость и мужество.

Таким образом, герой должен обладать такими качествами, как храбрость, отвага и патриотизм.

Готовое сочинение №3

Почему человеку важно найти своё настоящее дело? Наверное, каждая уважающая себя личность хочет отыскать собственное призвание, чтобы приносить пользу людям. Писатель В.П. Катаев поднимает в тексте проблему понимания человеком своего места на службе.

Кроме того, Ковалёв не пытался произвести впечатление на начальство, чтобы получить хорошую должность. На самом деле наводчик всегда отказывался от повышения, потому что его не интересовали чины и награды. Солдат не был тщеславным человеком, и таким людям, как он, просто хочется делать то, что у них получается и вызывает интерес. В годы войны приходилось выживать в непростых условиях: кто-то быстро адаптировался, а кто-то не мог смириться с реальностью. Ковалёв же не падает духом, потому что он патриот и пытается сделать всё возможное для защиты Отечества. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что человек по-настоящему прекрасен, когда ответственно выполняет своё дело.

Итогом размышлений В.П. Катаева становится такая позиция: на службе главное не карьерный рост, а осознание пользы, которую человек может принести Родине.

Таким образом, занимаясь любым делом, человек должен оттачивать свои навыки и стремиться к совершенству. Только тогда его деятельность может стать действительно полезной для общества.

Готовое сочинение №4

Какими качествами обладает настоящий герой? Кого мы называем подлинным героем, достойным уважения и почёта? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя Валентина Катаева.

Авторская позиция заключается в следующем: настоящий герой непременно является патриотом, готов пожертвовать собой, отдать всего себя для защиты Отечества. Он скромен, так как не пытается выставить свои достоинства на всеобщее обозрение. Ответственно относясь к своему делу на войне, он гордится, что выполняет долг перед Родиной.
Мне близка позиция автора. Действительно, героем мы можем назвать не того, кто сразу же бросается в глаза своей выправкой. Внешне этот может быть незаметный человек, но в трудную минуту он готов без слов проявить стойкость и мужество.

В заключение подчеркну, что настоящие герои всегда остаются в тени, они не заявляют громогласно о своих подвигах, скромны и неприметны, но в трудную минуту боя они проявляют неслыханные мужество и героизм.

Готовое сочинение №5

Каждый ли человек может стать героем? Какими качествами должен обладать настоящий герой? Именно эту проблему – проблему истинного героизма – и ставит автор в своем произведении. В тексте Валентина Катаева я прочитал о выдающемся наводчике по фамилии Ковалёв. Этот человек служил наводчиком еще в период Первой мировой войны, а во время Великой Отечественной ушел добровольцем на фронт, хотя по возрасту уже не обязан был это делать. Но он, как и вся его семья (жена-врач и три сына), отправился защищать Родину.

Ковалёв обладал совершенно уникальной способностью необыкновенно точно наводить орудие на врага. Автор подробно описывает хладнокровие и необыкновенную чёткость, с которой действовал наводчик во время боя.

Катаев пишет, что Ковалёв был по-настоящему гениальный наводчик и, может быть, даже лучший наводчик фронта. Однако обладать талантом еще недостаточно для того, чтобы стать хорошим воином. Автор говорит о том, что, кроме таланта в области военного искусства, Ковалёв обладал еще исключительным мужеством и горячей любовью к Родине, которые также помогали ему сражаться с врагом. Ковалёв именно в этом видел свой долг во время войны и поэтому не соглашался стать командиром.

Автор хочет нам сказать, что человек, попав на фронт, становится героем, если подчиняет все свои таланты, своё мужество и свой патриотизм главной цели — борьбе с фашизмом.

Я согласен с автором текста. Действительно, все таланты человека приходят ему на помощь, когда цель его очень важна и четко определена. В такой ситуации человек становится как бы выше самого себя.

Готовое сочинение №6

Раскрытие данной проблемы происходит благодаря мировоззрению и поступкам наводчика Ковалева. В повествовании подчеркивается, что Ковалев был гениальным наводчиком, который виртуозно выполнял нужные действия во время боя. По сравнению с умениями во время Первой мировой войны, во время Второй мировой войны Ковалев развил свое искусство и мастерство. В.П. Катаев показывает, что только развивающий свои способности человек может хорошо выполнять свою работу.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что человек может быть полезен обществу только в том случае, если он будет заниматься любимым делом, в котором он хорошо разбирается.

Сам текст из 5 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету. Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках.

Нажмите, чтобы узнать подробности


(1) Об экологии природы мы знаем давно, а в наши дни активно формируется и экология культуры, или духовная экология. (2), между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (З) Утраты в природе до известных пределов восстановимы, иное дело — ценности культурные и нравственные: они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Ценности культурные восстанавливаются с большим трудом или вовсе исчезают, как разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи.
2) Экология культуры, формируемая сегодня, отличается от экологии природы тем, что утраты в природе восстановимы, а культурные и нравственные ценности восстановить труднее, они могут и совсем исчезнуть.
3) Различие экологии природы и формируемой сегодня экологии культуры в том, что культурные и нравственные ценности восстанавливаются с трудом и даже могут исчезнуть, а утраты в природе восстановимы.
4) Нравственные ценности, в отличие от культурных ценностей, восстановимы, хотя восстановить их возможно с огромным трудом.
5) Экология культуры, активно формируемая в наши дни, связана с сохранением нравственных и культурных ценностей.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДЕЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Край, конечная часть чего-л. П. полей, лесов. Раскинулась степь без конца и предела.
2) обычно мн. Естественная или условная черта, являющаяся границей какой-л. территории; рубеж. Раздвинуть пределы земельного участка. Оказаться за пределами страны. Не выезжал за пределы своего государства.
3) чего или какие. Местность, пространство, заключённые в какие-л. границы. Лесные, заповедные пределы. Ограничен пределами комнаты. Находиться в пределах города, области.
4) Трад.-поэт. Край, страна. Покинуть родные пределы. Из далёких пределов кто-л.
5) Последняя, крайняя степень чего-либо; граница. Нет предела моей благодарности. Любовь матери не знает пределов. Силы людей доведены до предела. П. мечтаний, счастья, желаний. П. совершенства.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт мозаИчный дозвонИться дозировАть зАгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Солнце садилось после ДОЖДЛИВОГО дня в серо-красные тучи, стволы в берёзовом лесочке были алые..

Он был склочный, МЕЛОЧНЫЙ, себялюбивый.

Несколько тощих ракит боязливо спускаются по ПЕСОЧНЫМ сторонам оврага.
Всё здесь соединилось в одном ГАРМОНИЧЕСКОМ целом и образовало нечто загадочное, пленительное.

Под его ЖЁСТКИМ взгля­дом всем ста­но­ви­лось не по себе.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова,

поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В СТА метрах
около ПОЛУТОРА часов
ДВОЕ котят
самый ВЫСОЧАЙШИЙ
ПОЙДЁМТЕ в театр

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Плохо выраженная мысль - это леность не только речевых усилий, а также

2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать

3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина,

перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.

6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в

том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.

7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде,

увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их

8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение

9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже

1) забл..стеть, пог..рельцы, зам..рающий
2) р..зультативный, ор..нжерейный, обд..рать
3) прим..риться, ц..нтрализованный, конкр..тизировать
4) акад..мический, прямол..нейный, м..ровой
5) сист..матизировать, подд..ржать, хар..ктеристика

1) вымен..нный, запа..нный
2) взлеле..шь, постро..нный
3) цитиру..мый, (мы) распределя..м
4) расспрос..шь, ненавид..вший
5) (спортсмены) бор..тся, стро..щий

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Коль нет цве­тов среди зимы, так и гру­стить о них (НЕ)НАДО.

Лапти на Руси — самая древняя обувь, их носили с (НЕ)ЗАПАМЯТНЫХ времён вплоть до середины XX века главным образом крестьяне.
Ни одной птицы (НЕ)БЫЛО слышно.
Лемм быстрым шагом направился к высоким воротам, в которые входил какой-то отнюдь (НЕ)ЗНАКОМЫЙ ему господин.
Он шёл быстро, оглядываясь на (НЕ)ПОСПЕВАВШУЮ за ним девушку.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ мосту, пред­став­ляв­ше­му собой два на­тя­ну­тых ка­на­та с пе­ре­кла­ди­на­ми, идти (В)ДВОЁМ было опас­но.

Она была бла­го­дар­на ему (ЗА)ТО, что он (В)ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ часа сле­дил за ве­ща­ми.

Пингвин выпрыгивает из воды (ЗА)СЧЁТ инерции разгона, (ПО)СКОЛЬКУ в воде птица использует свои короткие крылья, больше похожие на ласты, для развития скорости.

Москва (ИЗ)ДАВНА славилась хлебосольством, (ПО)ЭТОМУ один из древнейших обычаев — встречать гостей хлебом и солью.
(ИЗ)ЗА гром­ко­го шума Лёнька (ПО)ПРО­СТУ не услы­шал слов Вари.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Это был пожилой толстяк в кожа(1)ой тужурке, полотня(2)ой шляпе с голубой кис-точкой за скруче(3)ым шнурком и поноше(4)ых, пузырящихся на коленях штанах.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Новгородские плотники сохранили давние строительные приёмы и навыки по сей день.
2) Со временем хлеб стал не только пищей но и олицетворением жизни на земле.
3) Ухоженные огороды и палисадники придают усадьбам ещё большую красоту.
4) Знаменитые художники рассказали о суровой и самобытной земле показали разливы её рек перламутровое небо рыбацкие карбасы одинокие часовни.
5) Заповедник воссоздаёт как архитектурный облик сёл так и картину жизненного уклада крестьян в старину.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он заставлял меня смотреть и на море (1) сизой тучей лежав­шее внизу (2) и на последний жёлтый цветок (3) выросший на ка­менистой дороге (4) и на далёкий водопад (5) казавшийся издали прядью (6) брошенных на отвесные скалы нитей.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дневные бабочки прекрасно различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или жёлтой окраски. Аромат привлекает их (1) конечно (2) к орхидеям, но основными ориентирами (3) однако (4) являются всё же цвет венчиков и рисунок на лепестках.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бур­ный поток (1) в ши­ро­ком раз­ма­хе (2) ко­то­ро­го (3) ничто не на­по­ми­на­ло

обычно спо­кой­ную ре­чуш­ку (4) стал не­при­ят­ным сюр­при­зом для пу­те­ше­ствен­ни­ков.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Тре­вож­ное чув­ство уси­ли­ва­лось с при­бли­же­ни­ем грозы (1) и (2) когда при­ш­ла ве­ли­че­ствен­ная ми­ну­та без­мол­вия (3) чув­ство это дошло до такой сте­пе­ни (4) что серд­це за­мер­ло от вол­не­ния.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(1)Камчатка — полуостров красоты. (2)Особенность этой территории — многочисленные проявления как недавней, так и прошлой вулканической деятельности. (3)На всём 450-километровом протяжении поверхность зоны состоит из приподнятых вулканических плато. (4)Над этими плато возвышаются стройные конусы стратовулканов, расползшиеся тела щитовидных вулканов и бесчисленные шлаковые конусы. (5)Высота одних только крупных и средних вулканов свыше 1000 м. (6)Этим вулканам присвоены собственные названия, и насчитывается их примерно 115, а мелких — около 1000. (7)И среди всех подымается вулкан Ичинский — один-единственный действующий вулкан.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Утром три танка пошли в атаку. (2)Это была разведка боем. (З)Немцы построили на подступах к деревне длинный снежный вал и укрепились за ним. (4)3адача танков заключалась в том, чтобы прорваться за этот вал, выявить огневые точки, миномётные батареи, побывать в деревне, посмотреть, что там делается, и вернуться назад.

(5)Когда кончилась артиллерийская подготовка, три танка, на ходу сбросив с себя наваленные на них ёлочки, выскочили с трёх сторон рощицы и, ныряя, помчались вперёд по снежному полю, блестевшему на солнце, как соляное озеро. (б)Солнце еле светилось в тучах, и блеск снега был тускл.
(7)С выставленными вперёд пушками танки шли, подымая за собой крутую волну снежной пыли. (8)Грубо вымазанные грязными белилами под цвет зимы, они сливались с окружающим пейзажем и скоро растворились в нём, пропали из глаз.

(9)В ту же минуту высоко в воздухе раздался захлёбывающийся свист, и в рощице, откуда только что выехали танки, с отвратительным кряканьем и треском стали рваться тяжёлые немецкие мины. (10)Исковерканные стволы осин, ветки, щепки, куски коры летели во все стороны. (11)Снег в роще был покрыт паутиной упавших сучьев. (12)Но немцы опоздали. (13)Роща была пуста. (14)Немцы яростно воевали с деревьями.
(15) А в это время танки уже подходили к снежному валу.
(16) В стереотрубу было видно, как крайний левый танк с ходу врезался в снежную стену и остановился, не пробив её. (17)Облако снега взорвалось и опало. (18)Танк попятился. (19)В стене рельефно обнаружился глубокий отпечаток его лобовой части, рубчатые оттиски гусениц. (20)Из-за вала затюкали противотанковые ружья. (21)Послышались короткие, сухие очереди автоматов. (22)Танк попятился ещё, остановился и на предельной скорости рванулся вперёд и снова ударился изо всех сил в снежную стену. (23)На этот раз часть стены поползла. (24)Она ползла перед танком, как гора снега перед плугом снегоочистителя. (25)Танк остановился и попятился. (26)Он снова отдохнул, затем набрал скорость и теперь, окружённый снежным вихрем и синим дымом, ворвался в пролом и исчез в нём.

(48)Между тем на переднем крае не всё было благополучно. (49)Разведка боем кончилась. (50)Два танка вернулись. (51)Третий не вернулся. (52)Война есть война. (53)Третий танк подождали ещё час. (54)Его не было. (55)По переднему краю пронеслась печальная весть: третий танк не вернулся.
(66)Скрывая от самих себя беспокойство и печаль, бойцы заполнили блиндаж, предназначенный для спектакля. (57)В этом подземном театре, выложенном хвоей, состоялся концерт. (58)Я никогда не видел более благодарной и более горячей аудитории. (59)Концерт кончился. (60)Артисты торопливо переоделись и поспешно стали садиться в грузовик. (61)Им нужно было сегодня дать ещё два концерта: один у стрелков, другой у артиллеристов.
(62)Через некоторое время в лесу послышался хруст веток и тяжёлое пыхтенье. (6З)Между двух ёлок просунулось грязно-белое туловище танка. (64)Четыре танкиста в чёрносиних комбинезонах вылезли из танка и стали закидывать его ветками. (65)Четыре танкиста — четыре молодых парня, почти мальчишки — подошли к грузовику, на котором сидели артисты. (66)Командир танка стал по уставу и, не торопясь, отрапортовал:
— Третий танк вернулся из разведки. (67)Пробыли в бою пять с половиной часов. (68)Лазили по тылам. (69)Уничтожили три блиндажа, две противотанковые пушки, тяжёлую миномётную батарею и положили штук до двадцати двух фрицев. (70)Было довольно-таки жарко.

(71)Он заметил артистов, сокрушённо покрутил головой в кожаном шлеме и сказал, обращаясь к своему экипажу:
— Выходит, не угадали. (72)Поздно приехали.
(73)Тогда, не говоря ни слова, артисты стали спрыгивать один за другим с грузовика, трое мужчин и три девушки. (74)Через пять минут в подземном театре состоялся второй концерт.
(75) "Зрительный зал" оказался более вместительным, «чем можно было предполагать.
(76) Теперь в нём уже сидело, лежало и стояло не сорок восемь зрителей, а пятьдесят два.

*Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский прозаик, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.

25. Среди предложений 16-26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

1) антонимы
2) ирония
3) фразеологизм
4) метафора
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) синтаксический параллелизм
8) диалог
9) эпитет

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

(3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

(12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

(20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

(26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни.

(27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот. (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

(29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

*Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

Какова роль женщин на войне? Таким вопросом задаешься, прочитав текст В.П Ерашова.
Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит в пример то, как Катя вела себя на поле боя, когда танк, в котором она находилась, обстреливали противники. Она совсем не испытывала чувство страха и продолжала выполнять все указания. Этот пример показывает, что даже такая хрупкая девушка, как главная героиня, не боялась сражаться. Писатель приводит в пример тот момент, когда танк попал в бомбовую воронку. Катя выбралась из танка, но не сбежала. Она осталась защищать танк, она бесстрашно выполняла свой воинский долг. Кате и ее командиру удалось отбиться от немцев и защитить военную технику. Данный пример подтверждает, что девушки способны наравне с мужчинами защищать свою родину так же храбро и мужественно. Дополняя друг друга, примеры показывают, что даже маленькие и хрупкие девушки готовы помогать своему государству, они готовы смело идти на врага, не боясь смерти.
Позиция автора ясна: роль женщины на войне очень велика и так же важна, как и роль мужчины. На войне женщины являются защитницами своего государства. Они способны быть не только матерями и хранительницами очага, но и командирами танков.
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, роль женщин на войне очень значительна, они были готовы идти в бой и занимать те должности, на которых мы привыкли видеть мужчин. Во время Великой Отечественной войны многие девушки совершали подвиги и жертвовали своими жизнями. Например, разведчица Зоя Космодемьянская, которая попала в плен к немцам. Она подвергалась пыткам, но все равно ничего не рассказала врагу и была повешена. Этот пример показывает, что девушки тоже готовы встать на защиту отечества и идти до конца.
В заключение можно сделать вывод о том, что огромную роль играют женщины во время войны, они сильные и смелые бойцы, которые наравне с мужчинами защищали родную землю.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована. Нужно обобщить примеры и показать их во взаимосвязи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Позиция автора ясна: роль женщины на войне очень велика и так же важна, как и роль мужчины. На войне женщины являются защитницами своего государства . Они способны быть не только матерями и хранительницами очага, но и командирами танков.

1) Немного ушли от текста. Катя не стала, к сожалению, ни матерью, ни хранительницей очага. Здесь стоило сделать акцент на первой части, выделенной зеленым цветом. Еще я рекомендую выстраивать и мысль автора, и проблему в модальной тональности.

Должны ли женщины на войне проявлять храбрость и силу воли?
Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит в пример то, как К атя вела себя на поле боя, когда танк, в котором она находилась, обстреливали противники.

2) Логический провал. Кто такая Катя? С кем она воюет? Все должно быть понятно из Вашего сочинения, а потому в начале комментария необходимо максимально подробно представить персонажей, ввести проверяющего в курс дела.

Размышляя над проблемой, автор приводит в пример эпизод из жизни молодой девушки Кати -танкистки, сражавшейся с немцами в время Великой Отечественной войны.
В заключение можно сделать вывод о том, что огромную роль играют женщины во время войны, они сильные и смелые бойцы, которые наравне с мужчинами защищали родную землю.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Например, разведчица Зоя Космодемьянская, которая попала в плен к немцам. Она подвергалась пыткам, но все равно ничего не рассказала врагу и была повешена.

1) В первом предложении отсутствует грамматическая основа. Нужно было объединить эти два предложения.

Например, разведчица Зоя Космодемьянская, попавшая в плен к немцам, подвергалась пыткам, но все равно ничего не рассказала врагу, за что была повешена.
Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит в пример то, как Катя вела себя на поле боя, когда танк, в котором она находилась, обстреливали противники. Она совсем не испытывала чувство страха и продолжала выполнять все указания.
Писатель приводит в пример тот момент, когда танк попал в бомбовую воронку.
Продолжая повествование, писатель показывает эпизод, когда танк попал в бомбовую воронку.
Данный пример подтверждает , что девушки способны наравне с мужчинами защищать свою родину так же храбро и мужественно.
Этот пример показывает, что девушки тоже готовы встать на защиту отечества и идти до конца.

5) Туманная фраза. Верно: идти к победе.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, заключением, логикой, речью. Удачи!

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) неправильное образование падежной формы имени существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

1) забл..стеть, пог..рельцы, зам..рающий
2) р..зультативный, ор..нжерейный, обд..рать
3) прим..риться, ц..нтрализованный, конкр..тизировать
4) акад..мический, прямол..нейный, м..ровой
5) сист..матизировать, подд..ржать, хар..ктеристика

1) обез..яна, почтал..он, кролич..я
2) вра..брос, бе..ценный, бе..чувственный
3) на..кусить, о..давать, по..пустить
4) пр..бавить, пр..волье, пр..дорожный
5) на..зготове, из..мать, от..скать

1) Кольц..вой, очевид..ц
2) пород..стый, впад..нка
3) выносл..вый, продл..вать
4) посовет..вался, отклад..вал
5) коллеж..кий, францу..ский

1) вымен..нный, запа..нный
2) взлеле..шь, постро..нный
3) цитиру..мый, (мы) распределя..м
4) расспрос..шь, ненавид..вший
5) (спортсмены) бор..тся, стро..щий

Столетия исследований наполняли досье далёкой планеты новой информацией, не только (НЕ)РАЗЪЯСНЯВШЕЙ природу колец и причину их образования, но и ставившей перед астрономами всё больше и больше вопросов.
Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь, их носили с (НЕ)ЗАПАМЯТНЫХ времён вплоть до середины XX века главным образом крестьяне.
Ни одной птицы (НЕ)БЫЛО слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
Лемм быстрым шагом направился к высоким воротам, в которые входил какой-то отнюдь (НЕ)ЗНАКОМЫЙ ему господин, в сером пальто и широкой соломенной шляпе.
Павел Петрович Коробьин добился генеральского чина, получил полк, тут бы ему отдохнуть и упрочить (НЕ)СПЕША своё благосостояние; он на это и рассчитывал, да дела пошли иначе.

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Москва (ИЗ)ДАВНА славилась хлебосольством, (ПО)ЭТОМУ один из древнейших обычаев — встречать гостей хлебом и солью.
Благодаря боли ряд патологических процессов обнаруживают себя раньше, чем возникают КАКИЕ(ЛИБО) внешние симптомы заболевания, ТАК(ЧТО) болевые ощущения играют важную роль в самозащите организма.
(В)ТЕЧЕНИЕ долгих лет в Эрмитаже собирали художественные ценности, которых в настоящее время более трёх миллионов экспонатов, и, ЧТО(БЫ) остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы.
Пингвин выпрыгивает из воды (ЗА)СЧЁТ инерции разгона, (ПО)СКОЛЬКУ в воде птица использует свои короткие крылья, больше похожие на ласты, для развития скорости. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ циркадного дня (бодрствования) наша физиология (В)ОСНОВНОМ настроена на переработку накопленных питательных веществ.

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В древнерусских художестве(1)ых сокровищах выразилась душа народа, значительность его мыслей. Бесконечные заснеже(2)ые просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осе(3)яя листва, половодье весны — всё это, родное, домашнее, нерасторжимо связа(4)о с народным искусством.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Новгородские плотники сохранили давние строительные приёмы и навыки по сей день.
2) Со временем хлеб стал не только пищей но и олицетворением жизни на земле.
3) Ухоженные огороды и палисадники придают усадьбам ещё большую красоту.
4) Знаменитые художники рассказали о суровой и самобытной земле показали разливы её рек перламутровое небо рыбацкие карбасы одинокие часовни.
5) Заповедник воссоздаёт как архитектурный облик сёл так и картину жизненного уклада крестьян в старину.

Задание 17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отливали колокола с большой любовью (1) вкладывая в них всю душу (2) украшали орнаментами (3) искусно выполненными (4) и клеймами с надписями.

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дневные бабочки прекрасно различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или жёлтой окраски. Аромат привлекает их (1) конечно (2) к орхидеям, но основными ориентирами (3) однако (4) являются всё же цвет венчиков и рисунок на лепестках.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необычайно важные исследования (1) проведены группой (2) в состав (3) которой (4) входили историки искусства и археологи.

Задание 20

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если XX век — это торжество физики (1) то в XXI веке главными будут проблемы жизни (2) и (3) хотя прогнозировать развитие науки сейчас очень сложно (4) тем не менее можно утверждать (5) что XXI век станет веком глобального изучения генома человека и животных.

Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Камчатка — полуостров красоты. (2)Особенность этой территории — многочисленные проявления как недавней, так и прошлой вулканической деятельности. (3)На всём 450-километровом протяжении поверхность зоны состоит из приподнятых вулканических плато. (4)Над этими плато возвышаются стройные конусы стратовулканов, расползшиеся тела щитовидных вулканов и бесчисленные шлаковые конусы. (5)Высота одних только крупных и средних вулканов свыше 1000 м. (6)Этим вулканам присвоены собственные названия, и насчитывается их примерно 115, а мелких — около 1000. (7)И среди всех подымается вулкан Ичинский — один-единственный действующий вулкан.

(5)Когда кончилась артиллерийская подготовка, три танка, на ходу сбросив с себя наваленные на них ёлочки, выскочили с трёх сторон рощицы и, ныряя, помчались вперёд по снежному полю, блестевшему на солнце, как соляное озеро. (б)Солнце еле светилось в тучах, и блеск снега был тускл.
(7)С выставленными вперёд пушками танки шли, подымая за собой крутую волну снежной пыли. (8)Грубо вымазанные грязными белилами под цвет зимы, они сливались с окружающим пейзажем и скоро растворились в нём, пропали из глаз.

(9)В ту же минуту высоко в воздухе раздался захлёбывающийся свист, и в рощице, откуда только что выехали танки, с отвратительным кряканьем и треском стали рваться тяжёлые немецкие мины. (10)Исковерканные стволы осин, ветки, щепки, куски коры летели во все стороны. (11)Снег в роще был покрыт паутиной упавших сучьев. (12)Но немцы опоздали. (13)Роща была пуста. (14)Немцы яростно воевали с деревьями.
(15) А в это время танки уже подходили к снежному валу.
(16) В стереотрубу было видно, как крайний левый танк с ходу врезался в снежную стену и остановился, не пробив её. (17)Облако снега взорвалось и опало. (18)Танк попятился. (19)В стене рельефно обнаружился глубокий отпечаток его лобовой части, рубчатые оттиски гусениц. (20)Из-за вала затюкали противотанковые ружья. (21)Послышались короткие, сухие очереди автоматов. (22)Танк попятился ещё, остановился и на предельной скорости рванулся вперёд и снова ударился изо всех сил в снежную стену. (23)На этот раз часть стены поползла. (24)Она ползла перед танком, как гора снега перед плугом снегоочистителя. (25)Танк остановился и попятился. (26)Он снова отдохнул, затем набрал скорость и теперь, окружённый снежным вихрем и синим дымом, ворвался в пролом и исчез в нём.

(48)Между тем на переднем крае не всё было благополучно. (49)Разведка боем кончилась. (50)Два танка вернулись. (51)Третий не вернулся. (52)Война есть война. (53)Третий танк подождали ещё час. (54)Его не было. (55)По переднему краю пронеслась печальная весть: третий танк не вернулся.
(66)Скрывая от самих себя беспокойство и печаль, бойцы заполнили блиндаж, предназначенный для спектакля. (57)В этом подземном театре, выложенном хвоей, состоялся концерт. (58)Я никогда не видел более благодарной и более горячей аудитории. (59)Концерт кончился. (60)Артисты торопливо переоделись и поспешно стали садиться в грузовик. (61)Им нужно было сегодня дать ещё два концерта: один у стрелков, другой у артиллеристов.
(62)Через некоторое время в лесу послышался хруст веток и тяжёлое пыхтенье. (6З)Между двух ёлок просунулось грязно-белое туловище танка. (64)Четыре танкиста в чёрносиних комбинезонах вылезли из танка и стали закидывать его ветками. (65)Четыре танкиста — четыре молодых парня, почти мальчишки — подошли к грузовику, на котором сидели артисты. (66)Командир танка стал по уставу и, не торопясь, отрапортовал:
— Третий танк вернулся из разведки. (67)Пробыли в бою пять с половиной часов. (68)Лазили по тылам. (69)Уничтожили три блиндажа, две противотанковые пушки, тяжёлую миномётную батарею и положили штук до двадцати двух фрицев. (70)Было довольно-таки жарко.

(71)Он заметил артистов, сокрушённо покрутил головой в кожаном шлеме и сказал, обращаясь к своему экипажу:
— Выходит, не угадали. (72)Поздно приехали.
(73)Тогда, не говоря ни слова, артисты стали спрыгивать один за другим с грузовика, трое мужчин и три девушки. (74)Через пять минут в подземном театре состоялся второй концерт.
(75) "Зрительный зал" оказался более вместительным, «чем можно было предполагать.
(76) Теперь в нём уже сидело, лежало и стояло не сорок восемь зрителей, а пятьдесят два.

*Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский прозаик, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.

1) Разведка боем, осуществлённая танкистами, предполагала прорыв снежного укрепления, за которым укрылись немцы.
2) Один из трёх танков, участвовавших в разведке боем, возвратился позже остальных, и его экипаж не успел вместе со всеми посмотреть первый концерт, который давала фронтовая бригада артистов.
3) Один из трёх танков пробыл в бою более пяти с половиной часов, уничтожил три вражеских блиндажа, две противотанковые пушки, тяжёлую миномётную батарею.
4) Как только в рощицу въехали танки, стали рваться тяжёлые мины, исковерканные стволы осин, ветки, щепки, куски коры полетели во все стороны.
5) Первый концерт бригады артистов состоялся в блиндаже, выложенном хвоей, где собралось более пятидесяти двух человек.

1) В предложении 4 представлено повествование.
2) В предложениях 10-11 содержится описание.
3) В предложениях 16-18 говорится об одновременно происходящих событиях.
4) Предложения 33-47 поясняют содержание предложения 32.
5) Предложения 62 и 63 противопоставлены по содержанию.

Читайте также: