Устное сочинение обработка народной сказки подражание далю

Обновлено: 04.07.2024

  • С произведением какого литературного жанра мы сегодня будем работать?

2. Актуализация знаний учащихся. Первичное восприятие текста.

Уточним тему урока.

  • Вспомните требования к заглавию и дополните заголовок таблицы.
  • Определите вид пересказа. Почему вы так решили?
  • Чем похожи басня и сказка?
  • Чем они отличаются?

— Иногда литературное произведение так увлекает писателя, что он берет его за основу своего собственного сочинения. В таком случае принято говорить, что писатель создавал собственное произведение на основе другого, более раннего. Таких примеров в литературе немало.

Учащиеся, работая в парах, выполняют задание на карточках, где соотносят названия произведений с названиями произведений, созданных на их основе.

  • Часто автор так увлекается творчеством, что трудно сразу определить, на основе какого более раннего произведения создан его текст, поэтому такой вид литературной деятельности пересказом считать нельзя.

— Однако есть люди, которые считают, что к литературным произведениям, особенно к текстам народных сказок, былин, песен следует относится очень бережно. Таких людей называют обработчиками сказок. Одним из известнейших обработчиков народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Обрабатывая тексты литературных произведений он не изменял их сюжет, а лишь адаптировал язык произведения для современного читателя.

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в .

. на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего . с предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает . основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, .

  • Почему ученые -литературоведы отмечают важность такой литературной деятельности?

— Кроме того обработчики сказок, часто собирают, перерабатывают и записывают ранее мало известные произведения устного народного творчества, передававшиеся из уст в уста на территории одной области или края и не имевшие до этого письменного варианта.

  • Вы догадались, каким видом литературной деятельности мы сегодня будем заниматься?
  • Сформулируйте цель урока.

3. Работа с текстом. Обработка сказки.

  • Нам предстоит обработать народную сказку, можем ли мы изменить сюжет по своему желанию, ввести новых персонажей? Что же мы будем изменять, обрабатывать?
  • Прочитайте текст ещё раз и обратите внимание на выделенные слова.

Используем ли мы такие формы речи в современной жизни. Придайте устаревшим слова современное звучание.

Дети устно заменяют устаревшие формы слов. Учитель читает старый вариант предложения, а дети новый.

  • Прочитайте первый абзац. В тексте первого абзаца используется только одно слово для обозначения главного героя сказки. Какое это слово?
  • А знаете ли вы, как по другому в народных сказках называли медведя?
  • Попробуйте заменить слова в тексте первого абзаца синонимами и пересказать его.

Один ученик пересказывает измененный абзац.

  • Еще один полезный совет обработчику народных сказок мы найдем на стр.51 ваших тетрадей.

Учащиеся выполняют задание 6, в текст вносятся правки.

4. Подготовка к пересказу обработанной сказки

  • Что мы изменили в тексте сказки? Учитывая изменения, перескажите текст друг другу, работая в парах.

Учащиеся выполняют задание учителя.

5. Пересказ обработанной сказки.

  • Какую цель мы перед собой поставили?
  • Что мы для этого делали?
  • На что надо обратить внимание при пересказе?

Ученик пересказывает сказку. Учащиеся оценивают пересказ –обработку, при необходимости предлагают пути для улучшения результата.

Сказки народные и авторские

6. Итог урока. Рефлексия деятельности.

В чем заключается суть обработки текста народной сказки?

в адаптации языка в изменении сюжета в точной записи народного звучания сказки

Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е

создание произведения подготовить пересказ – обработку сказки

на основе сказки

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение на основе прочитанного текста

. прослушанного текста; 2 часть – анализ текста, выполнение тестов; 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. II. Чтение эпиграфа к уроку О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в .

Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. (9 класс)

. – 5 часов. Обучающее сочинение по тексту, подбор аргументов- 7 часов. Рецензирование, редактирование собственной творческой работы на основе примеров. Анализ текста художественного стиля, работа с одним текстом по разным проблемам- 10 .

Рассуждение на основе прочитанного текста методическая разработка по русскому языку .

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой .

. предполагаемой логикой изложения. Комментировать конкретную проблему на примере конкретного текста. Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, . и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как .

. нельзя понять… (50)Объясни! (51)Я была на костре, - ответила Ленка. – (52)И по улице меня гоняли. (53)А я никогда никого не буду гонять… (54)И никогда никого не буду травить. (55)Хоть убейте! (По В.Железникову*) Железников Владимир Карпович (род.в .

Рассуждение на основе фрагмента текста ( 2)

. в детстве; от детских впечатле¬ний, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и соб¬ственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: введение детей через литературу в мир устного народного творчества

- развитие читательских умений, интереса к процессу чтения, памяти, воображения, внимания, речи учащихся;

- высказывать и аргументировать своё отношение к художественной стороне текста

Актуализация знаний учащихся.

Есть люди, которые считают, что к литературным произведениям, особенно к текстам народных сказок, былин, песен следует относится очень бережно. Таких людей называют обработчиками сказок. Одним из известнейших обработчиков народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Обрабатывая тексты литературных произведений он не изменял их сюжет, а лишь адаптировал язык произведения для современного читателя.

- Почему ученые -литературоведы отмечают важность такой литературной деятельности?

- Кроме того обработчики сказок, часто собирают, перерабатывают и записывают ранее мало известные произведения устного народного творчества, передававшиеся из уст в уста на территории одной области или края и не имевшие до этого письменного варианта.

- Вы догадались, каким видом литературной деятельности мы сегодня будем заниматься?

- Сформулируйте цель урока.

3. Работа с текстом. Обработка сказки.

- Нам предстоит обработать народную сказку, можем ли мы изменить сюжет по своему желанию, ввести новых персонажей? Что же мы будем изменять, обрабатывать?

- Прочитайте текст ещё раз и обратите внимание на выделенные слова. Используем ли мы такие формы речи в современной жизни. Придайте устаревшим слова современное звучание.

- Прочитайте первый абзац. В тексте первого абзаца используется только одно слово для обозначения главного героя сказки. Какое это слово?

-А знаете ли вы, как по другому в народных сказках называли медведя?

- Попробуйте заменить слова в тексте первого абзаца синонимами и пересказать его.

- Еще один полезный совет обработчику народных сказок мы найдем на стр.51 ваших тетрадей.

Подготовка к пересказу обработанной сказки

- Что мы изменили в тексте сказки? Учитывая изменения, перескажите текст друг другу, работая в парах.

Обработка русской народной сказки.

Дети устно заменяют устаревшие формы слов. Учитель читает старый вариант предложения, а дети новый.

Один ученик пересказывает измененный абзац.

Учащиеся выполняют задание 6, в текст вносятся правки.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Умение высказывать и аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

Познавательные УУД

Составлять устные высказывания

Смысловое (мотивированное чтение)

Личностные результаты

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сказки.pptx

Урок творчества Тема: С к А З ШИФР Сказка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок творчества Тема: С к А З ШИФР Сказка

Урок творчества Тема: С к А З ШИФР Сказка

В гости к сказке Сказка- ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.

В гости к сказке Сказка- ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.

Виды сказок Волшебные О животных Бытовые

Виды сказок Волшебные О животных Бытовые

Бытовые события каждодневной жизни реальные герои обличительная направленност.

О животных герои – животные соединяются черты животного и человека нравоучите.

Волшебные волшебные предметы фантастические существа чудесные превращения. За.

Композиция сказок 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жи.

Композиция сказок 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть. 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Мячик сказочный поймай – сказку нашу продолжай. Игра Жила-была на свете собак.

Мячик сказочный поймай – сказку нашу продолжай. Игра Жила-была на свете собака. Только была она необычная…

Сочинение сказки Ты карточки соедини – и картинку получи.

Сочинение сказки Ты карточки соедини – и картинку получи.

Ты все знания возьми - с друзьями сказку сочини. А помогут вам подсказки для.

Ты все знания возьми - с друзьями сказку сочини. А помогут вам подсказки для создания сказки. Кто это был? Какой он был? Что сделал? Что сказал? Что ему ответили? Что было вокруг? Чем все окончилось?

Выбранный для просмотра документ Сочинение сказки.docx

Пояснительная записка.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Задачи: Закрепить знания детей о сказках.

Выявлять и поощрять творческие проявления учеников.

Развивать речевые умения и навыки.

Воспитывать интерес к народному творчеству, умение работать в группе.

Как итог данной работы можно опубликовать сказки в школьной газете или оформить выставку работ на стенде.

а) - Отгадайте слово по шифру и узнаете тему нашего урока. (Сказка)

в) - Прочитайте пословицу.

Сказка- ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Мир сказок разнообразен и интересен. Их читают люди любого возраста. Сказки не только развлекают читателей, но и воспитывают, учат быть хорошими людьми.

- Как вы думаете, кто сочинял сказки?

- Самые простые люди, как мы с вами.

- А о чём мечтали люди, сочинявшие сказки?

- Они мечтали о хорошей жизни, справедливости и победе добра над злом.

- Вот и мы сегодня с вами попробуем сочинить сказку.

2. Повторение сформированных умений и навыков.

- Вспомните, что вы знаете о сказках? (Слайд 3)

СКАЗКИ

БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ

(Слайд 4) Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность, сатирические мотивы, посредством которых высмеиваются и осуждаются человеческие пороки и недостатки: ложь, жадность, предательство .

(Слайд 5) Сказками о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. Главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности т.о. человек имел возможность очень близко познакомиться с их характером и повадками.

(Слайд 6) Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

(Слайд 7) В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.

3. Творческое применение знаний и умений.

(Слайд 8) Игра: Мячик сказочный поймай – сказку нашу продолжай.

Учитель анализирует получившуюся сказку, дети также высказывают свои мнения.

4. Упражнение по отработке навыков.

(Слайд 9) Ты карточки соедини – и картинку получи.

- Сейчас мы с вами разделимся на группы по 4 человека (можно использовать разрезанные картинки сказочных героев).

- В каждой группе выберите ответственного. Он будет корректировать работу в группе.

- Ответственные подойдите ко мне.

(Дети выбирают на листочках задания, начало сказки)

Каждое лето я езжу к бабушке в деревню. У неё большой старый дом. Однажды я забрался на чердак…

Жили-были дед и баба. Однажды поздно вечером кто-то постучался в дверь…

Однажды я ходила в лес за грибами. Набрав целую корзину, я уже было собралась домой, как вдруг…

Однажды мне приснился сон. Я иду по зелёному лугу, светит яркое солнышко, летают бабочки, как вдруг…

Жил-был мальчик. Он всегда был грустный. Однажды…

В лесу жил маленький ёжик. Всех он боялся, потому, что был без иголок. Однажды …

(Слайд 10) - Ты все знания возьми - с друзьями сказку сочини.

А помогут вам подсказки для создания сказки.

Помочь написать вам сказку помогут вопросы-помощники.

Кто это был?

Какой он был?

Что сделал?

Что сказал?

Что ему ответили?

Что было вокруг?

Чем все окончилось?

Какая сказка у вас получится волшебная, бытовая или о животных это неважно, главное, чтобы она была интересной и поучительной. Не забывайте о пословице, о которой мы говорили в начале урока.

Запишите получившуюся сказку на листе.

5. Итог урока с оценкой проделанной уч-ся работы.

6. Домашнее задание: Отредактировать содержание сказки и оформить работу рисунками.

- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Пушкин и Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали как их современники, так и многие-многие последующие поколения.

- Вспомните, чьи сказки советовал читать Пушкин? (с. 121).

- Как он отзывался о сказках Даля?

- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея).

- Чем тогда обработка сказки отличается от её записи? (Писатель делает текст более грамотным, подчёркивает особенности, достоинства.)

- Кто же такой Владимир Иванович Даль? (учебник, с.122 – рассказ Николая Александровича) (слайд)

(небольшой рассказ учителя о Дале ) (смена слайда)

  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Самостоятельное чтение сказки учащимися.

(Дети читают сказку).

- Что необычно в этой сказке?

- Что могло привлечь Даля в этой сказке?

2) Наблюдение над языком сказки.

- Какие слова были непонятны, незнакомы?

- Кто поможет объяснить? (Если не могут объяснить – обратиться к толковому словарю).

- Найдите просторечные слова, выражения.

- Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

Физминутка.

3) Чтение сказки учащимися вслух.

- Какие необычные сравнения – определения встречаются в сказке? (Волнушки – старые старушки, опёнки – ноги тонки, сморчки – старички и пр.)

- Почувствовали ли вы близость речи сказки к стихотворной? В чём это проявляется? Найдите спрятавшиеся рифмы.

- А это – тётка Варвара – широкие карманы (слайд).

4) Работа над выразительным чтением сказки.

- В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает (и играет) один читатель-сказитель или когда её читают по ролям? (Выбор вида чтения).

- Сколько человек должно быть задействовано при чтении сказки по ролям? (7)

(чтение сказки по ролям – 2 раза)

- Чьё выступление вам особенно понравилось?

(слайд с пословицами)

- Какая пословица, по-вашему, отражает смысл сказки? Почему?

(Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

У страха глаза что плошки, а не видит ни крошки.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Смелость города берёт.) (Смена слайда).

1) Подготовка к игре.

- А что можно положить в кузовок?

- Вот какую народную игру записал и донёс до нас Владимир Иванович Даль.

3) Игра в слова:

  • Я положу в кузовок…(слова на –ок).
  • Я поднесу к кузовку… (слова на –ку).

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин рекомендовал для детского чтения русские сказки и другие произведения фольклора именно в обработке В.И.Даля?

Даль и его сказки


Даль родился в городе Лугань Екатеринославской губернии. Отец его был обрусевший датчанин - многосторонне образованный богослов и медик. Мать - немка, тоже обрусевшая, дала своим детям прекрасное домашнее образование. Детство Даля прошло в Николаеве. В тринадцать лет поступил на учебу в Морской кадетский корпус, где за пять лет получил отменные знания по астрономии, геодезии, фортификации, навигации, географии, иностранным языкам, механике и многим другим дисциплинам. После выпускных экзаменов бравого офицера определили на Черноморский флот. По дороге из Петербурга в Николаев Даль дает себе зарок на всю дальнейшую жизнь: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях. От этого выбора он не отступил все последующие 53 года своей жизни.
Прослужив на флоте несколько лет, Даль вышел в отставку и закончил медицинский факультет Дерптского университета. Дипломированный лекарь был направлен в действующую армию - поначалу в Турцию, затем участвовал в Польской кампании (1830-1831), за совершенный подвиг получил Владимирский крест с бантом. Вернувшись в Петербург, близко сошелся с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Крыловым.
Первая его книга, "Русские сказки", была благосклонно воспринята читателями, однако вскоре была запрещенна по вздорным цензурным придиркам. Даль берет псевдоним и выпускает новые книги, которые делают имя автора известным. Но вместо того, чтобы блистать в литературных салонах, Даль поступает служить чиновником особых поручений при оренбургском губернаторе В.А.Перовском. Но даже в это время Даль продолжает собирать слова, песни, сказки, поверья. В 1840 году Перовского переводят в Петербург, Даль следует за ним.
Последующие восемь лет оказались заполнены не только службою, но и отработкой обширного словарного материала. Будучи управляющим удельной конторой, Даль боролся с "невыносимым своевольством полиции", построил больницу, открыл училище для крестьянских девочек. Приходилось заниматься и врачеванием. В Москву Даль переехал, получив отставку "согластно прошению", и здесь завершил работу над словарем. В 1866 году, по выходе в свет всего "Далева словаря", Академия наук присудила его автору Ломоносовскую премию, а Географическое общество - Константиновскую золотую медаль. Через два года Даль был избран почетным членом Академии наук. Умер Даль в 1872 году.

Читайте также: