Успенский собор владимир сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Успенский кафедральный собор во Владимире мученица агафья

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Успенский кафедральный собор во Владимире вид сверху

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Содержание:

Краткая история

Успенский собор во Владимире

Общий вид Успенского собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Успенский собор во Владимире

Юго-западная сторона Успенского собора

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Успенский собор во Владимире

Главный вход в Успенский собор

Упадок и возрождение Успенского собора

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Успенский собор во Владимире

Вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия.

В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город.

Успенский собор во Владимире

Купола Успенского собора

Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Успенский собор во Владимире

Восточная сторона Успенского собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Успенский собор во Владимире

Южный фасад Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор во Владимире

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Во все времена соборы строились величественными, могущественными. После взгляда на храм ощущаешь, как ты сближаешься духовным миром. Один из таких храмов — это Успенский собор в Смоленске, его официальное название - Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Он построен на холме, так чтобы его было видно с любой точки города.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха, в честь Успения Божией Матери, но в следствие войны с Речь Посполитой рухнула часть собора унеся с собой много жизней. В 1677 году началось строительство нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор внес множество изменений в проект. Работы по строительству храма были приостановлены и возобновились в 1712 году, но они не увенчались успехом, так как у семиглавого собора обрушились некоторые из глав.

И только 1772 году под руководством П.Обухова храм приобрёл вид, который имеет и сейчас.

Успенский собор поистине можно назвать сердцем города. Не заходя в храм мы уже понимаем насколько это величественное и важное для горожан место. Это бирюзовый с белым пятиглавый храм. Собор выполнен в стиле барокко. Бирюзовый цвет сам по себе достаточно яркий, но его уравнивает белый цвет и общее впечатление весьма умиротворяющее. Отдельное внимание нужно уделить куполам, они позолоченные и располагаются на разной высоте, основной купол выше остальных и находится в центре. Собор невозможно представить без его куполов, в солнечную погоду они переливаются различными оттенками и предают храму особую лёгкость, кажется, что собор парит над городом.

Внутреннее убранство храма не менее прекрасно, чем и снаружи. На стенах и на потолке мы можем увидеть фрески изображающие святых, сцены из библии. Особое место в внутреннем убранстве храма занимает почти тридцатиметровый иконостас, он позолочен и в нем проработаны мельчайшие детали, мы сразу понимаем насколько важную роль он играет в храме. Также украшением собора являются иконы.

В наши дни святое место активно посещают прихожане. В храме проводятся исполнения богослужебных песнопений. Также здесь исполняются композиции свободным хором.

Приходя в Успенский собор чувствуешь, как в нем воплощается могущество и красота духовного мира. Храм играет важную роль в жизни каждого верующего жителя города. Успенский собор является неотъемлемой частью города.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


На российских просторах немного таких архитектурных шедевров, как Свято-Успенский Кафедральный Собор во Владимире.

Описание и история


На берегу Клязьмы Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. положил начало строительству собора Успения Пресвятой Богородицы как главного храма своего княжества.

Собор являлся символом независимости Владимира от Киевского княжества. Его построили из белого известняка.

Это интересно: князь хотел, чтобы красотой и величием церковь затмила Софийский собор в Киеве. И потому собрал лучших зодчих, мастеров-сусальщиков, иконописцев не только со всех концов русских земель, но даже из Греции. Король Германии Фридрих так же послал своих мастеров в помощь.

Таким образом, он возвышается над Киевским главным собором. Богато украшенная снаружи и внутри, церковь стала одним из выдающихся архитектурных достижений того времени. Да и в наши времена от самого основания до ярко горящих на солнце позолоченных крестов собор выглядит настоящим шедевром русского зодчества.

Строительство и внутреннее убранство


У него было три равнозначных входа, каждый был украшен торжественным порталом из золоченых медных листов. Полукруглые капители опоясывали фасады.

Внутреннее оформление до сих пор поражает мастерством и тщательностью выполнения работ. Пол выложен цветной мозаикой и золочеными листами. Он сверкал и отражал свет свечей огромных золотых и серебряных люстр под потолком. Светильники свисали на длинных цепях.

Над алтарем Андрей Боголюбский приказал возвести площадку для чтения проповедей и священных текстов. По роскоши убранства Успенский не уступал иерусалимскому храму Соломона.


Строительные и оформительские работы длились 31 год. В 1185 г. в здании произошел пожар. В связи с этим стены укрепили еще одним рядом кладки и соединили новое обрамление со старыми стенами небольшими арками. Получилось сложное инженерное сооружение.

Потомки князя расширили помещение, богато его оформили. Владимирские князья венчались здесь на княжение. В период упадка Киевской Руси князья подняли знамя объединения русских земель вокруг новых княжеств в сердце Руси, одним из которых было молодое Московское княжество.

В 1238 г. хан Батый разорил Рязань и вторгся во Владимирские земли. Опасаясь позорного плена и надругательства, жители города закрылись в соборе вместе с настоятелем Митрофаном и приняли мученическую смерть. Напавшие сожгли их заживо.

Все иконы, утварь были разграблены, фрески опалены огнем. Но стены выстояли в пожаре. После изгнания татаро-монголов русские князья стали восстанавливать храмы и городские постройки.

В 1408 г. князь Василий выписал из Москвы знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, которые заново расписали фресками стены здания. В 1927 г. большевики закрыли здание для верующих, службы были прекращены. В нем 15 лет располагался музей атеизма.

Архитектурные особенности


Храм по тем временам был монументальным сооружением. Он вмещал 2000 молящихся одновременно. После расширения его пределов возможности по вместительности помещений удвоились.

В конце 19 век начались реставрационные работы по восстановлению здания. Тогда его вновь открыли для богослужений.

За многие столетия здание видоизменялось и реконструировалось. Первоначально это была одноглавая церковь с тремя нефами.

Со всех сторон, кроме восточной, были пристроены притворы. Западная стена украшалась башнями. При княжении Всеволода они были разобраны. Второй ряд стен представлял высокую галерею, соединенную арками с основными стенами. По углам поставили 4 золоченые главы.

Обратите внимание: кроме фресок в 15 веке Рублев и Черный написали ряд ликов для иконостаса. Кисти Рублева принадлежат 7 основных икон праздничного ряда.

Колокольня пристроена в 1810 году. Ее высота – 55 метров. Это монументальное сооружение, сочетающееся по стилю и материалу исполнения с древним храмом.

Между Успенским собором и его звонницей пристроена небольшая Георгиевская церковь. С северной стороны к зданию поднимается обширная городская площадь.

Реликвии


Икона Богоматери Максимовской

Ее привез с собой Андрей Боголюбский из Вышгорода. Древний лик по преданию был написан Лукой-евангелистом на фрагменте деревянного стола, за которым трапезничали Богоматерь, Иисус и Иосиф. Третьяковская галерея в Москве является хранительницей древней ценной реликвии сегодня.

В решающие дни сражения за Москву в Великую Отечественную войну икону Владимирской Богоматери вынесли на крестный ход. Хранится в храме Боголюбская икона Божией Матери.


История ее такова – Андрей ехал по дороге из Вышгорода в Ростов. Недалеко от Владимира кони встали и не шли дальше. Князь молился, и ночью ему было ведение Божией Матери, которая указала ему место его княжения – Владимир.

Интересно для туристов: для многих русских храмов Успенский стал прообразом, в том числе и для Успенского собора в Московском Кремле.

Поутру Андрей въехал во Владимир, а на месте явления Богородицы основал обитель. На иконе Мария изображена в том виде, как она явилась Андрею. Икона чудотворная – она избавила город от мора в 1771 году. Случаи исцеления от болезней и бесплодия фиксируются в летописи храма.

В приделах церкви похоронены легендарные правители Руси: князья — Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, его сын Юрий. В 1299 году митрополит Максим перенес русскую патриархию из Киева во Владимир. Сам он похоронен здесь же.

Интересные факты


Самые удивительные факты, которые полезно знать:

Адрес: город Владимир, улица Большая Московская, дом 56. Официальный сайт.

Красивое видео об Успенском соборе во Владимире смотрите в следующем видео:

Читайте также: