Уроки человечности в драме горького на дне сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Он искренне поддерживает людей и подставляет им своё плечо, видя в каждом из них лишь лучшее. Он воодушевляет Актера на излечение от алкоголизма, видит в проститутке Насте девушку, мечтающую о настоящей и чистой любви. Но от так же вступает и в конфликт с Сатиным, поскольку последний считает, что на великие поступки и исправление своих ошибок способны лишь свободные люди, а Лука лишь делает обитателей ночлежки зависимыми от его сострадания и жалости.

СПАДИЛО.РУ

Тема человека

Религия

И действительно, ночлежники не способны к жизни, они утратили силы жить. Поэтому Лука и жалеет их, пытаясь утешить и через утешение привести к единственной благодати, которой они достойны – к упокоению (смерти).

Атеизм

Жалость абсолютно не приемлет атеист Сатин. Он считает, что только человек отвечает за свою судьбу, никто другой не способен помочь ему в жизни. Но атеизм Сатина не исключает человечности в нем. Он сочувствует Анне, Наталье, однако считает недопустимым успокаивать их ложными надеждами. Жалость к себе или окружающим, по его мнению, бессмысленна. Он верит, что человек силен и способен осуществить собственную волю. А разве можно жалеть того, кто способен воплотить в жизнь задуманное?

Выбор Горького

Пьеса М. Горького имеет много общего с философской драмой: на ее страницах ведутся споры о человеке, о человеческом достоинстве, о том, как надо относиться к людям. Мне хотелось бы остановить свое внимание на жизненной философии трех персонажей: Бубнова, Луки, Сатина.

И всё-таки доброта Луки носит поверхностный характер. Более действенного рецепта, чем утешительная ложь, красивые слова, у Луки нет. Он получает удовлетворение, видя благодарные взгляды тех, кому говорит добрые слова, и этого ему достаточно. Герою не важно, что будет после его ухода. А, между тем, красивая ложь Луки имела последствия: Актёр покончил жизнь самоубийством, Васька Пепел попал в тюрьму. Не оттого ли Лука долго не живёт на одном месте?

Кто же прав в рассуждениях о правде и лжи: Бубнов или Лука? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. И правда Бубнова (грубая, циничная, рождённая от зла), и ложь Луки (утешительная, добрая, красивая) унижают людей. И только страстный, пусть даже где-то пафосный, высокопарный монолог Сатина дышит верой и любовью к Человеку.

Человеческое в этих людях не погибло, оно прорывается у обитателей ночлежки в бытовых мелочах. То Квашня остав­ляет умирающей Анне пельмешек, а та отдает их своему мужу.

Сатин говорит о самоцен­ности человеческой личности. Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни.

Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга.

Он говорит о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности

Что такое человек. Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!

В спор вступает появившийся из ниоткуда Лука — странник, принёсший с собой идею веры в лучшее:

Во что веришь, то и есть, — говорит он Пеплу.

Каждому дарит Лука крупицу веры в лучшее будущее: Анну убеждает, что муки её конечны и скоро настанет избавление от страданий, Актёру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, которые на тот момент уже существовали, Пеплу советует уехать в Сибирь, где можно будет с чистого листа начать новую жизнь, строить семью и счастье. Насте верит, что её любовь не сказка, а быль. Многим его слова кажутся ложью, обманом, но ведь от этих слов, его участия, спокойствия, исходящего от доброго странника, становится всем легче, правда, ненадолго. Но надо задействовать и собственные силы, опереться на внутреннее стремление, понять, что ты хочешь.

Нужно только посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы, и только при этих условиях можно изменить мир к лучшему. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум и творческую энергию, только на время подействовали на ночлежников, почувствовавших братскую общность застолья и объединенных общей судьбой, выраженной в безнадежном отчаянии тюремной песни:

Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно… а мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу…

Пьеса заставляет задуматься над своей жизненной позицией каждого человека и определить свое место на земле.

Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” – не исключение. “Свобода во что бы то ни стало – вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса “На дне” не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека.

тема пьесы – проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.

Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, Оставив мастерскую

жене и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя – другие пути для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не помогает ему вырваться из социального дна.

Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них. Так в чем же спасение обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы – что лучше: истина или сострадание? Действительно ли спасительна ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга ответить на эти вопросы.

Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для него все люди равны (“Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают”)- Видя бедственное существование людей “дна”, Лука утешает их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны, дни которой сочтены, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслушивает ее. Он также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует ему и Наташе уйти из костылевского дома. Лука уговаривает Актера бросить пить и вернуться к нормальной жизни.

Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигуманизмом, состоит в том, чтобы подарить человеку надежду, закрыв его глаза на правду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: “…чего тебе правда больно нужна… подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Но согласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы, к чему привела утешительная ложь Луки. Актер, узнав о том, что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на будущее и решается на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу.

Судя по другому персонажу пьесы – Сатину, Горький является сторонником не лжи, а правды во имя спасения. Сатин говорит, что “ложь – религия рабов и хозяев”, а “правда – бог свободного человека”. Автор утверждает при помощи этого персонажа, что истинная любовь к человеку, настоящий гуманизм состоят в вере в его способность выдержать правду, какой бы суровой она ни была. “Человек – вот это правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!” Эти известные горьковские строки стали гимном человеку.

Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима Горького “На дне” состоит в том вечном вопросе, которым задавалось не одно поколение людей. Что действительно может помочь человеку: утешительная ложь или горькая правда? Горький решает проблему гуманизма путем утверждения глубокой веры в человека и в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания. Этот писатель известен нам как певец свободы, в том числе внутренней свободы человека. Поэтому для него неприемлема ложь – она нужна только слабым. Устами Сатина Горький говорит: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого – зачем тому ложь?”

Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно одно – стремление автора помочь людям, оказавшимся на социальном “дне”. Сам факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со стороны Горького, потому что условия существования низшего социального слоя общества, его “дна” до этих пор никто не отражал в такой полноте.

По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и Утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их Страдания, помочь им.

Прочитав пьесу многие воспримут Луку как предателя. Но ведь он ничем не мог помочь в сложившихся обстоятельствах Пеплу. Лука простой бродяга, который не имеет даже документов. Если бы он пришел в суд то его не стали бы даже слушать. На мой взгляд, никакого предательства Лука не совершил. Простой бродяга умел вызвать в людях жажду изменить свою жизнь. Для этих целей он прибегал ко лжи. Это была ложь во благо.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

С одной стороны, ложь не может быть оправдана, даже если она из благих намерений. Но с другой, она приносит пользу. Лука, пожалев больную женщину Анну, рассказывает ей про рай на том свете. Он хочет, чтобы она умерла счастливой, но вместо этого в ней пробуждается жажда к жизни. Актеру Лука рассказывал о лечебницах, в которых лечат бесплатно. Этим он пытался ему помочь, но своими рассказами еще сильнее обострил боль Актера. И он выбирает смерть. Тем самим Лука является косвенной причиной смерти Актера, сам того не подозревая. Благодаря Луке Пепел хочет начать честную жизнь. К сожалению, его мечта не осуществилась. Виной тому Костылевы. Они же недолюбливали Луку. Даже собирались выдать его полиции, чтобы поскорее избавиться от него. Сам же Лука не испытывает ни капли сочувствия к Костылеву. Просто он не умеет жалеть таких людей.

Лука искренне сопереживает людям. Его можно сравнить со священником, которому на исповеди люди изливают душу. И он не только выслушивает, но и понимает. Именно благодаря Луке мы можем в полной мере увидеть все стороны гуманизма.

После прочтения пьесы передо мной встал вопрос о том, что все таки лучше: горькая правда или ложь из сострадания? На мой взгляд, такая ложь необходима. Она дает надежду обреченным. А пока человек надеется и верит – он будет жить.

Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие пути для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не помогает ему вырваться из социального дна.

Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них. Так в чем же спасение обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли спасительна ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга ответить на эти вопросы.

Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима

Сочинение Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне

И когда он произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького, голос времени (накануне революции), забывая о самом Сатине. Интересно отношение Сатина к Луке. Критикуя Луку, проповедующего упование на Бога и утверждающего, что люди слабы и ничтожны, он одновременно берет его под защиту: «Человек — вот правда1 Он это понимал. Он врал…

Че-ло-век. Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью… уважать надо. Хорошо это… чувствовать себя человеком.

Проблема истинного и ложного гуманизма

Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования.

Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:

Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который,видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить

страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это-то в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассиивносострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: совершенствовать умение анализировать художественное произведение, составлять текст-сочинение.

Оборудование: портрет М.Горького, запись на доске.

I . Объявляется тема и цель урока.

II . Беседа по вопросам.

2. Почему министр внутренних дел Плеве выступил против постановки пьесы? Что он заявил?

3. Почему все же разрешили спектакль?

5.Место Луки и Сатина в системе образов пьесы. На каком основании их можно сравнить?

6.Речевая характеристика Луки и Сатина.

7.Смысл противопоставления монологов Сатина и Луки.

8.На чьей стороне вы? Почему?

III .Подбор эпиграфа.

1.Главным начинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был А.М.Горький.

2.Мы считали этот спектакль гордостью театра.

3.Новый мир открывался перед нами в этой великолепной пьесе. Страшный мир отбросов общества, искалеченных и загнанных в подвал, на самое дно жизни.

IV .Работа над сложным планом.

II .Проблема гуманизма в пьесе.

1.Место Луки и Сатина в системе образов.

2.Появление Луки в ночлежке – появление Надежды.

III .На чьей стороне я? Почему?

V .Работа с толковым словарем. Запись на доске.

1.Гуманность, человечность в отношении к людям.

2.Прогрессивное движение эпохи Возрождения.

Человечный, отзывчивый, культурный.

1.Драматическое произведение для театрального представления.

2.Небольшое музыкальное произведение.

Ночлежный дом – место, куда пускают ночевать бездомных бедняков.

Ночевка, а также место для ночевки. Прил. ночлежный

Тот, кто утешает.

Успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кого-нибудь в горе, трудном положении.

Доставляющий утешение, удовлетворение.

1.Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благополучного.

2.Тот или то, на кого (что) надеются. Сын – ее надежда.

1.Речь религиозно-назидательного содержания. Произнести проповедь.

2.Перен., чего. Распространение каких-нибудь идей, взглядов.

Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.

Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

- Составление словосочетаний, предложений (устно).

VII . Устное сочинение (рассказ учащихся с помощью учителя по пунктам плана).

VIII .Самостоятельная работа учащихся с черновиками.

II урок. Написание сочинения.

Действительно, страшен был безрадостный мир отверженных, с такой точностью изображенный автором. Но замысел драматурга не ограничивался только показом жизни людей, искалеченных обществом, эта пьеса является в то же время страстным поиском истины: для чего приходит человек в этот мир, в чем заключается его счастье, каковы пути его достижения.

В различных философских теориях существует множество спасительных рецептов достижения счастливой жизни: честный труд, служение прекрасному – искусству, любви, поклонение сильной воле.

Но всего этого в отдельности и хотят несчастные горьковские герои, даже не подозревая, что совокупность их надежд и желаний и есть сущность нормальной человеческой жизни.

Особенно пристальное внимание обращает Горький на два образа пьесы – Сатина и странника Луку и на спор о назначении человека, который они ведут.

Горький, конечно же, искренен, утверждая это, достаточно вспомнить героические образы его романтических произведений.

Но есть и другие свидетельства. Современница Горького В.А.Виноградова вспоминала, как добротой и лаской светилось его лицо, когда он читал, как Лука утешает и успокаивает умирающую женщину.

Думается, не собственное мастерство доставляло ему удовольствие, заставляя лицо светиться любовью и лаской, а то, что Лука пробуждал в нем какие-то скрытые струны, был с чем-то близок его собственной душе.

Давайте попристальнее вглядимся в этот образ.

Итак, Лука появляется в ночлежке и вместе с ним появляется Надежда. Он единственный, кто обращен к людям, к их страданиям и невзгодам. Окружающие чувствуют в нем искренний интерес к себе. А ведь любому человеку, особенно когда он в беде, так хочется быть услышанным и понятым! Ненавязчиво, с готовностью помогает Лука всем, кто нуждается в этом.

Но кому мешает то, что благодаря Луке последний смертный час бедной Анны озарен светом любви и надежды?

Лука верит, что жалость, сострадание, милосердие, даже просто внимание могут поднять душу человека на настоящую, достойную человека высоту.

Недаром вор Васька Пепел, не верящий в честь, правду, добро, вдруг неожиданно чувствует, что надо жить иначе, чтобы можно было уважать самого себя.

Главное обвинение, которое предъявляют Луке, - это реальные результаты его проповедей. А они, действительно, страшны: Пепел в тюрьме, несчастье с Наташей, Актер кончает жизнь самоубийством.

Но разве проповеди Луки этому причиной? Он обращался к их душе, но, видимо, слишком мало осталось сил в них, да и жизненные обстоятельства оказались трагическими.

Посвятив свое сочинение размышлениям над образом Луки, с его концепцией добра и милосердия, я не отрицаю и точки зрения Сатина.

Для меня Лука и Сатин – это два пути, ведущие к одной цели – помочь человеку осознать себя человеком.

И пусть каждый из нас решит, что ему ближе, что ему поможет – доброта, сочувствие и сопереживание или обращение к силе и гордости. Ведь все мы такие разные!

. живет мечтой о большой, настоящей человеческой любви? Настя.

. верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного на этом свете пожить? Анна.

. избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму? Наташа, сестра Василисы.

Какое произведение Горького мне больше всего понравилось и почему?

История оставила название

великих и гениальных только

за теми писателями, которые

умели писать для всего народа.

Какой рассказ Горького мне больше всего понравился и почему?

Нет величия там, где нет

простоты, добра и правды.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими друг от друга независимо. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на вопрос, в чем счастье человека.

Ларра полагал, что счастье в гордом одиночестве, и за это он понес страшное наказание. Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать людям. И ей не хватало общей цели, того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Легенды, рассказанные старухой Изергиль, учат людей быть человечными, искренними, добрыми, меняют отношение к окружающим.

Мне очень понравился этот рассказ, потому что он призывает людей к альтруизму, чего в настоящее время многим не хватает.

Читайте также: