Урок в 6 классе сочинение по картине яблонской утро

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока:

- сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;

-закрепить умение описывать помещение;

-активизировать лексику, связанную с описанием интерьера;

-подготовить обучающихся к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.

Ход урока

I. Оргмомент.

II I . Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Татьяна Яблонская – участница многих выставок, в том числе зарубежных.

III. Беседа с учащимися по картине.

- Кто является главным героем картины? Давайте опишем девочку, подберём эпитет.

-Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Давайте опишем девочку, подберём эпитет.

(Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит.На девочке белая майка и тёмные трусики)

Статный – стройный

Изящный– красивые, лёгкие

- Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней видим?

- Как обстановка картины характеризует её хозяйку? (В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная).

Чистоплотный – опрятный, содержащий себя в чистоте.

IV. Сбор рабочего материала.

А теперь внимательнее рассмотрим изображённую на картине комнату, её обстановку и соберём рабочие материалы для её описания в предстоящем сочинении.

-Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?

-Прочитайте материалы к сочинению. Какие слова непонятны?

Лексическая работа.

Выберите и запишите их по темам:

Окно – высокое,дугообразное,выходит на северо-восток , рама белая , под окном батарея центрального отопления, карниз над окном

Стены – высокие , толстые,светло-желтые с сероватым оттенком , бежевые , оклеены обоями или покрашены краской , на стене эстамп,кашпо с цветами резеды

Дверь – двухстворчатая,стеклянная , арочная,выходит на балкон , оградительная решетка , цветы на балконе и над дверью.

Комната (общий вид) – большая,просторная,уютная , светлая,много воздуха и света

(Материалы к сочинению:

Высокие, просторная,выходит на северо-восток,двухстворчатая, оградительная решетка, много воздуха и света,светло-желтые с сероватым оттенком,под окном батарея центрального отопления, выходит на балкон, уютная, кашпо с цветами резеды,дугообразное,оклеены обоями или покрашены краской, рама белая,стеклянная,карниз над окном,на стене эстамп, светлая, цветы на балконе и над дверью, толстые,высокое,бежевые,арочная, большая).

- А что мы можем сказать о мебели (обстановке) ?

Мебель (стол ,стул )

Стол (круглый ,возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой ,на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка.

- А как изображены на картине кровать, пол ?

Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем

Учитель обращает внимание учащихся на употребление слов местонахождения: стоять (пол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху-внизу.

-И так , мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению- описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображённое на картине, раскрыть замысел художника.

Как вы думаете, какова основная идея картины?

(Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)

-Давайте, ребята, вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи?

( В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.)

Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел.

Примерный план.

I .Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.

1.фигура девочки, её внешний вид

IV .Комната девочки:

  1. помещение;
  2. мебель;
  3. украшения.

V .Впечатление от картины.

VII.Итог урока (комментирование оценок).

Приложение. Образцы сочинений.

На заднем плане мы видим огромное окно, оно сделано в форме арки. На стене около окна висит кашпо с вьющимся цветком, который обвивает контур окна и балкона. Двери балкона открыты, и из них дует свежий утренний ветерок.

Около стены стоит стул. На нём аккуратно сложенная пионерская форма. На спинке стула висит красный галстук – отличительная черта всех пионеров. Около стены стоит кровать. Бельё на ней чистое, белоснежное. Постель ещё не заправлена. Напротив постели стоит деревянный стол. На нём ярко-голубая скатерть. По краям скатерти пришита бахрома. На столе стоит настоящий завтрак пионерки. Это хлеб и молоко. Хлеб лежит в красивой тарелочке. Молоко налито в красивый расписной кувшин очень красивой формы. Около тарелки с хлебом стоит маленькая чашечка.

Мне очень понравилась эта картина. Художница хотела передать нам этой картиной своё отношение к детям, своё настроение. В картине очень красиво подобранна цветовая гамма. Всё выполнено в светлых тонах. Это показывает, что наступило утро; яркое, солнечное, радостное. Наступило начало нового дня! Зарядка – самое лучшее начало бодрого, радостного и успешного дня! В общем, очень хорошая и интересная картина. Я раньше не слышала об этой художнице, но её творчество мне очень нравится!

За девочкой большое распахнутое окно с выходом на балкон. На стене висит эстамп и кашпо, из которого растёт вьющееся растения.

Рядом со стеной стоит стул со школьной формой, на спинке которого висит пионерский галстук.

Кровать, на которой спала девочка, сделана из дерева. Постельное бельё девочкибелоснежно. На обеденном столе постелена ярко-голубая скатерть с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин, наполненный молоком. Рядом с кувшином лежит кусочек ржаного хлеба на тарелке, покрытой салфеткой. Рядом с тарелкой – маленькая чашечка под молоко.

Зарядку девочка выполняет на блестящем паркетном полу босиком.

В своём упражнении школьница тянет руки вверх. Она старается как можно вышеэто сделать. Девочка полностью сосредоточена на упражнении, и именно поэтому у неё напряжённые ноги и руки, спортивная фигура, точное выполнение упражнения.

Смотря на картину, мне самой захотелось оказаться на месте этой ученицы, потому что так здорово делать зарядку в большой, светлой комнате, наполненной светом и чистым воздухом!

На переднем плане – главный персонаж этой картины, девочка. Она полностью сосредоточена и вытянулась, как струна. Рядом – неубранная кровать с белоснежным бельём. Напротив стоит стол и стул с аккуратно сложенной школьной формой. На столе – скромный завтрак, стоящий на ярко-голубой скатерти с бахромой. В целом вся картина яркая и радостная.

Девочка тянет руки, и голова поднята вверх. У неё очень старательное выполнение упражнений. Видно её стремление к победам. Героиня этой картины очень аккуратна. Это видно и в бережно сложенной пионерской форме, и вс утра заплетённых косах. Также она прилежна и организована, ведь чтобы делать зарядку, надо вставать раньше. Девочка подтянута и стройна. На ней надеты белая майка и тёмно-синие шорты. Она стоит на полу босиком.

На столе стоят белый глиняный кувшин с молоком, чашка, масло и хлеб на тарелке. Напротив стола – удобная деревянная кровать. Вся комната просторная и солнечная, в ней много света и воздуха. Пол блестит, сияет не только от утреннего солнца, но и от чистоты, которая, наверное, царит во всех комнатах. Автор картины, Т.Н. Яблонская, передала чистоту и уют этой комнаты.

На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.

В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще незаправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.

На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.

На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом.

На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма.

На спинке стула висит пионерский галстук. Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась.

На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа.

Наконец, на заднем плане находится город. Окна выходят на восток. В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.

Танюша и прилежна. Настроение у этой осенней птички очень хорошее, ведь сегодня она идет в школу, после каникул.

Комната у Танюши очень чистая. Хорошо вымыт пол, везде протёрта пыль, прибрано на её бело-голубом столе. На полу отражается буквально всё: кровать, её ноги, клумба с цветами и

карниз. Сколько же там цветов! Карниз украшен узорчатой решёткой.

На подоконнике стоит цветок герань. На каменно-светлой стене висит эстамп с двумя синенькими птичками. Выше эстампа кашпо, в нём цветы резеды. Они так чудесно вьются!

Вот возле стенки стоит деревянный стул. На нём лежит школьная форма Танюши, на стенке висит пионерский галстук красного цвета и ленточки для волос. Ведь у Тани длинная русая коса. Она одета в лёгкую маечку, темные шортики.

Возле полированной кроватки находится круглый стол с льняной скатертью. На столике тарелочка с её завтраком. Недалеко стоит графин с холодным молоком. На графине изображён лес и козерог, как будто затерялся в нём. Ещё на столике лежит удивительная ручка.

Повернёшь в одну сторону – и появится заяц, а в другую повернёшь – волк. Распластавшись, лежит отрывной календарь.

Т.Н. Яблонская хотела передать своё настроение. Вот поэтому она нарисовала эту уютную комнатку с девочкой Таней. Эта картина подняла мне настроение.

Утро. Весёлый звонок будильника разбудил Лену. Она встала с постели, открыла двери балкона, чтобы пробудить в себе бодрость, и стала делать зарядку. У Лены стройная фигура, длинная коса. Лена вытянулась, развела руки в стороны, будто хочет взлететь, и запела песню.

В комнате у Лены чисто. Лучи солнечного света радостно смотрят в окна. Паркетный пол так сияет от яркого блеска. В углу стоит деревянная не заправленная кровать.

Неподалёку от кровати расположен стул. На нём аккуратно сложена Ленина школьная форма. Около стула находится круглый стол с льняной скатертью. По краям скатерть красиво обшита длинной бахромой. А на столе стоит белый расписной глиняный кувшин. Рядом с ним находится Ленин завтрак, прикрытый салфеткой. Ещё на столе лежит ручка и отрывной календарь. На стене висит кашпо с цветами резеды. Они сказочно обвивают арку. Ниже кашпо расположен разрисованный эстамп. На балконе в ящичках растут маки.

Т. Н. Яблонская хотела показать, какая стройная девочка и как чисто в её комнате.

Мне понравилась эта картина потому, что девочка Лена следит за своим здоровьем, и поэтому она очень аккуратная.

На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.

В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще не заправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.

На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.



Целевая аудитория: для 6 класса

Представленный материал содержит презентацию, конспект урока и музыкальный файл. Работа интересная, единственное, чтобы хотелось изменить в презентации, это увеличить на некоторых слайдах картинки, чтобы учащиеся получше их рассмотрели. А вообщем, работа очень хорошая, можно использовать её в работе.

Спасибо за предоставленный материал. Очень интересная работа: много иллюстраций, работа с картиной, словарная работа, план к сочинению и многое другое. Ничего и добавлять не нужно. Все готово к уроку.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Продолжить работу по описанию интерьера, собрать рабочий материал для сочинения – описания в формате подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку.

Знать перечень корней с чередованием е – и , условия выбора букв е – и в изучаемых корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием е – и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. Воспитание интереса к живописи, эстетического вкуса.

2. Слово учителя: Сегодняшний урок я хочу начать не совсем обычно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (слайд 1)

Художник, так же, как поэт…
Сюжет в себе переживает…
Он оставляет в душах след…
Хоть о последствиях не знает…

Там каждый штрих или мазок…
Душой художника сияет…
И чем древней картины срок…
Шедевр бесценность обретает…

Ведь то, что писано душой…
Храниться будет в душах вечно…
Как смерть не властна над строкой…
Творец живёт пусть бесконечно…

Шедевры пусть свои творит…
Чтоб Мир наш стал намного ярче…
Уж утро, он ещё не спит…
Творит, чтоб стали мы богаче. Мария Каминская

У: Какова основная мысль стихотворения?

Ответ: В каждой картине мы видим автора, творца, человека, его внутренний мир .

У: За каждым произведением искусства, конечно же, стоит автор. Вот об одном из таких замечательных представителях искусства – художнице Т.Н. Яблонской мы с вами сегодня поговорим.

Фото Т.Н Яблонской (слайд 2)

II . Вхождение в тему урока.

На слайде – фото Яблонской, перед каждым – листок с текстом (биография)

Задание 1: выразительно прочитайте вслух текст о знаменитой художнице Т.Н. Яблонской. Выделите ключевые слова, которые помогут вам этот текст пересказать. (время на подготовку 2 мин.)

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии.

Она родилась в 1917 году в Смоленске, в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки живописи получила от отца. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт, в котором впоследствии успешно преподавала.

Яблонская изображает на своих полотнах простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. В её картинах раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Художнице свойственны эмоциональная взволнованность и лиричность.

Начиная со студенческих лет, Т.Н. Яблонская имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Венеции, в Киеве, других городах. (1 чел.)

Задание 2 : Кто сможет пересказать прочитанный текст? (1 чел.)

Задание 3 : Усложняем задачу.

У: Обратите внимание на слайд. На слайде - цитата Т.Н. Яблонской.

У: Т.Н. не раз вспоминала, что именно любовь к жизни, жажда жизни, восторженность по отношению ко всему живому на Земле помогали ей выжить в трудных ситуациях, которые встречались на жизненном пути художницы.

У: Вам предложены 2 варианта текста с цитатой (на партах и слайдах).

Подумайте, в каком варианте цитата вставлена в текст уместнее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии.

Яблонская изображает на своих полотнах простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. В её картинах раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Художнице свойственны эмоциональная взволнованность и лиричность.

Начиная со студенческих лет, Т.Н. Яблонская имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Венеции, в Киеве, других городах. (слайд 4)

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии.

Она родилась в 1917 году в Смоленске, в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки живописи получила от отца. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт, в котором впоследствии успешно преподавала.

Начиная со студенческих лет, Т.Н. Яблонская имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Венеции, в Киеве, других городах. (слайд 5)

Ответ: Цитата уместнее вставлена во втором варианте текста, потому что именно в третьем абзаце речь идёт о жизнеутверждающих образах, которые раскрывала в своих картинах художница. Текст, который следует после цитаты, является логически оправданным, он словно её поясняет.

У: Теперь мы знаем достаточно много об этой замечательной художнице. Давайте же на минутку перенесёмся в картинную галерею Татьяны Яблонской. Экскурсию проводят сегодня…., у которых было индивидуальное домашнее задание.

У: Следующие картины… (9,10,11 слайды). Какое общее настроение объединяет эти картины?

Ответ: Перед нами жизнеутверждающие полотна: яркие краски, чистые тона, картины излучают радость, поднимают настроение, к ним хочется возвращаться снова. В этих полотнах художница отмечает красоту обыденной жизни.

У: А есть ещё одна картина, в которой наиболее полно воплотились все особенности стиля художницы. Посмотрите на картину внимательно, предложите название. Эта картина была написана в 1954 году. (слайд 12)

Картина написана в 1954 году. После окончания Великой Отечественной войны прошло 9 лет. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью, страна возрождалась, наступало утро новой жизни, счастливой, спокойной.

Физкультминутка: Разминка для глаз: Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: где окно, а где кино. Обведу я ими круг, посмотрю на мир вокруг.

Разминка для позвоночника: А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.

У: Послушаем историю создания этой замечательной картины (ваше индивидуальное домашнее задание)

Дочь Лена (слайд 13)

Т.Н. Яблонская с дочерью Леной (слайд 14)

В 1954 году Татьяна Ниловна Яблонская написала потрясающую картину, ставшую символом эпохи. Главная героиня - 13-ти летняя дочь художницы Лена. Кто тогда мог предположить, что пройдут годы, и это полотно мистическим образом повлияет на судьбу девушки. Это произведение вышло из-под кисти художницы таким светлым, энергетически радостным и теплым, что после первой публикации репродукции в журнале “Огонек” его можно было увидеть на стенах квартир по всему Советскому Союзу. А позже в учебниках на десятки лет оно будет неизменным среди иллюстраций, по которым школьники писали сочинения.

В те далекие годы в столице Казахстана мальчишка по имени Арсен вырезал эту картинку и прикрепил ее на стену. Глядя на эту маленькую репродукцию он по-детски влюбился в хрупкую девочку с косичкой, которая всем своим видом несла в его душу внутренний свет. Именно в то время он и решил во что бы то ни стало стать художником. Прошли годы. Арсен вырос, но с мечтой не расстался. Он приехал в Москву, поступил в Строгановское училище. Там он и познакомился с девушкой по имени Лена Отрощенко, с которой у них завязались серьезные отношения. И однажды летом он привез ее в Казахстан, чтобы познакомить с родителями. Каково же было удивление обоих, когда Лена увидела на стене выгоревшую репродукцию картины с ее изображением. Ведь она никогда не афишировала свою причастность к знаменитой художнице Татьяне Яблонской. И откуда было знать казахскому парню, что именно Лена - это та девочка, в которую он был влюблен с самого детства. Так неожиданно картина матери предопределила судьбу дочери. Елена с Арсеном Бейсембиновым поженились и уехали жить в Алма-Аты. Там она работала иллюстратором и мультипликатором, занималась гобеленами. Их сын Зангар пошел по стопам родителей - стал художником.

У: Какая интересна история! Вот какое важное место занимает эта картина в жизни семьи художницы.

Предлагаю повнимательнее рассмотреть картину и описать её. Вспомните, какие вы знаете типы речи? (слайд 15)

Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать при её описании?

Ответ : Тип речи описание.

У: Почему именно описание?

Ответ: В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.

У: А теперь напомните, пожалуйста, мне план, по которому обычно мы описываем картину.

Диктуют, учитель пишет на доске.

I . Вступление. Сведения о художнике.

II . Основная часть. Описание картины.

Интерьер Слово нам знакомо, истолкуйте ЛЗ.

Центральный образ картины.

III. Заключение. Впечатления от картины.

У: Давайте вспомним, какой важный момент необходимо учитывать при описании любой картины?

-Палитру, краски, которые использовал художник.

- С помощью красок художник передаёт своё настроение, чувства, эмоции, отношение к героям картины.

У: Собираем материал к сочинению. Давайте попробуем подготовить опору к сочинению. В какой форме мы с вами обычно делаем опору?

Ответ: В форме кластера. (Кластер – скопление (англ.) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Предлагаю поработать в парах. На парте лежит лист бумаги А4.

Напомните, как мы должны работать в парах? Памятка.

Как работать в парах.

учитываем мнение своего коллеги,

приходим к общему мнению.

2 варианта кластера прикрепить на доску.

У: По какой опоре вам легче всего составить описание картины?

У: Прежде чем перейти непосредственно к описанию картины, я вам предлагаю истолковать лексическое значение слов. Обратите внимание на слайд. (слайд 16)

Интерьер, декор, эстамп, кашпо, карниз.

Обращаемся к толковому словарю. Каким словарём мы пользуемся для толкования слов? (Ожегова). А Пете я предлагаю выйти в Сеть Интернет, посмотреть значения слов.

Ответ: Лексическая работа:

Интерьер - Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. (С.И. Ожегов)

Декор - совокупность декоративных элементов (украшений) сооружения (фасада, интерьера) или отдельного изделия.

Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.

Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;

2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.

У: Молодцы, продолжаем работу дальше, собираем материал для описания картины. Смотрим на наш кластер и заполняем таблицу в соответствии с лучами кластера. Работаем в парах.

Работа учителя у доски (записываю под диктовку материал, занесённый детьми в таблицу)

У : Что изображено на картине?

- Комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они проникают через открытый балкон и окно, освещая и девочку, которая занимается утренней зарядкой, и все, что находится в комнате. Комната большая, уютная, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью, много воздуха и света с высокими потолками.

Какое это время года?

Как вы это определили?

2. стены: высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, покрашены краской,

3. декор: эстамп на стене, в кашпо вьющийся плющ;

4. окно: высокое, дугообразное, большое, арочное, рама белая, под окном батарея центрального, карниз над окном;

5. дверь на балкон: открытая, двухстворчатая, стеклянная, арочная, оградительная решётка;

6. мебель: стол (круглый ,возможно, овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с длинной бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка)

Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем

На полу видна тень от балконного ограждения, окна выполнены в особой стиле и имеют вид арки. В целом можно выделить уютное настроение картины, желтые стены еще раз подчеркивают теплоту комнаты. Сама комната не содержит лишних деталей, она просторная и содержит только нужные вещи.

Далее, на заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике окна стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери, застеклена. Она, как и окно, имеет овальную красивую форму. Это напоминает окна в старинных зданиях.

Девочка – подросток только, что проснулась и сразу начала делать утреннюю гимнастику. Поэтому кровать она еще не успела застелить. Девочка одета очень просто – на ней светлая майка и темные спортивные шорты. Видно, что девочка школьница, так как возле балкона на стуле бережно лежит ее форма и висит пионерский галстук. На вид девочке лет одиннадцать - двенадцать, она высокая и спортивного телосложения. То, что она по утрам занимается зарядкой, многое говорит о ее характере. Скорее всего, она очень целеустремленная и упорная . Всегда добивается того, чего хочет.

Девочку мы видим в центре, её лицо отражает радость и улыбка , скорее всего её радует хорошая погода за окном, ведь там солнечно и тепло. Эта улыбка задает настроение на весь день. Очевидно, что утро девочка начинает с зарядки, как известно, упражнения помогают нашему организму скорее проснуться.

Стройная, статная, аккуратная, опрятная, чистоплотная

В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточенна , красиво держит спину.

Неспроста Т. Яблонская для своей работы выбирала самую светлую палитру. Только так она могла передать всю безоблачную, теплую и солнечную атмосферу нового весеннего дня. Солнечные блики, мебель, даже воздух написан яркими желтыми , теплыми коричневыми , бледно-кремовыми и светло-зелеными тонами.

У: Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Удивляет не только мастерство художницы, ее умение чувствовать свет, а и талант создавать правильную композицию, учитывать все мелкие детали, создавать праздничное настроение в обыденной суете и способность видеть прекрасное в обыденном. Настроение этой замечательной картины передаётся и зрителю. Тепло утреннего солнца, свежесть воздуха заставляют глубоко вдохнуть и улыбнуться. Очень светлая и теплая картина, она вся наполнена светом утреннего солнца. Это свежеть, это юность, это пробуждение, это утро.

- На картине нет ничего лишнего, всё сочетается и гармонирует друг с другом.

Глядя на эту картину, мои родители вспоминают своё детство, им становится тепло на душе. Я смотрю на девочку и почему-то уверена, что она прилежная ученица. И если бы мы с ней встретились, то обязательно поладили бы.

- Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”

- В картине показана красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

- Картина очень светлая и радостная. Этой картиной художница хотела научить нас видеть прекрасное в простой обстановке, в простых вещах, которые нас окружают, и радоваться жизни так, как радуется ей девочка. Мне картина очень понравилась. От того, как начинается утро у человека, зависит, как пройдёт день. Я думаю, что именно такое утро способствует хорошему продолжению дня. Глядя на эту картину, хочется верить, что каждый день будет приносить нам только радость.

- Одна из самых главных черт картины – контраст между большим, неизвестным миром, который можно увидеть за окном и маленькой, уютной, безопасной комнатой. Огромный мир зовет изучить его и познать. И кажется, что девочка вот-вот оденет свою форму, возьмет портфель и отправится по дивной планете навстречу прекрасному утру.

- Мне очень понравилась картина, от нее веет светлыми красками, добром и грядущей надеждой на счастливое будущее, которое обязательно наступит.

Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня — значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны. Эта девочка, после рассмотрения картины, стала мне как близкий друг.

Картина вызывает положительные эмоции и желание утром следующего дня встать пораньше и самому сделать парочку упражнений разминки

У: Ребята, а какова же идея картины?

Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

У: Мы с вами собрали материал, записали в тетрадь, теперь прошу вас попробовать описать картину. (2 чел.)

У: Закончить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением:

Обернись, посмотри, ведь прекрасное рядом,

Лишь проникнуть душой во всё это надо,

Посмотрите на мир просто искренним взглядом

Оглядитесь, поверьте, прекрасное рядом.

Понравилось ли вам на уроке?

2 Цели: обучать умению составлять связный текст по картине; развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к прекрасному, стремление к физическому, духовному самосовершенству.

3 Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод. Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… Это все весна А.А.Фет

4 Известно, что дети, появившиеся на свет под знаком Рыб, часто бывают наделены не только безупречным вкусом, но и вкусом к творчеству, такой уж им подарок делает щедрый Зодиак. В этом смысле Татьяна Ниловна Яблонская, родившаяся 24 февраля 1917 года в Смоленске, была истинной Рыбой. Отец Тани считался очень одаренным и опытным художником, но ему не хватало решимости целиком отдаться любимой живописи: он зарабатывал на хлеб, преподавая историю и литературу в смоленской гимназии. Собственную мечту о свободном творчестве Нил Александрович Яблонский сумел привить всем своим детям, а особенно – по-настоящему талантливой Татьяне, которая, сколько себя помнила, всегда на падающую звезду загадывала одно и то же желание: "Хочу стать хорошим художником!« Картины Т.Н.Яблонской могут казаться бесхитростными и простоватыми. Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение.

8 Ребята, опишите девочку. На ней белая майка, черные спортивные трусы, волосы заплетены в косы, глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков. Опишите комнату девочки. Комната светлая, просторная. Двери на балкон распахнуты, на полу – блики солнечного света. Возникает ощущение прохлады, веющей с балкона, утренней свежести. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.

10 I. Творчество художницы Т.Н.Яблонской. II. Особенности композиции картины. III. Цвет и оттенки. IV.Общее настроение картины.

Читайте также: