Урок сочинение рецензия презентация

Обновлено: 08.07.2024

1 Учимся писать рецензию Рецензия на литературное произведение как жанр Учимся писать рецензию Рецензия на литературное произведение как жанр Урок русского языка в 11-м классе учителя МОУ СОШ с.п. Второй Лескен Сомгуровой Арины Борисовны.

2 Рецензия (от латинского recensio- разбор, оценка) может быть создана на научное, художественное произведение или на ученическую работу.

3 Задачи жанра: Информативная Информативная Критическая Критическая Оценка прочитанного Оценка прочитанного Привлечь внимание к прочитанному Привлечь внимание к прочитанному

4 План рецензии Тема и идея текста Тема и идея текста Особенности композиции Особенности композиции Выразительность речи Выразительность речи Актуальность проблематики Актуальность проблематики Собственное мнение о прочитанном Собственное мнение о прочитанном

5 Выражение личностных восприятий с помощью сочетаний слов, клише, штампов, обеспечивающих связность и целостность:

6 Тема Глубоко взволновала тема… Глубоко взволновала тема… Текст посвящен актуальному вопросу… Текст посвящен актуальному вопросу… В тексте говорится (о чем?)… В тексте говорится (о чем?)…

7 Проблема В центре внимания автора находится… В центре внимания автора находится… По ходу рассказа автор вновь возвращается к проблеме… По ходу рассказа автор вновь возвращается к проблеме… Легко догадаться, что автора волнует проблема… Легко догадаться, что автора волнует проблема… Автор в самом начале ставит острую проблему… Автор в самом начале ставит острую проблему…

8 Идея Центральная идея текста может быть сформулирована так… Центральная идея текста может быть сформулирована так… Для передачи главной идеи текста… Для передачи главной идеи текста… Основная идея текста заключается в том… Основная идея текста заключается в том…

9 Выразительность речи Одной из отличительных черт автора является метафорическая насыщенность… Одной из отличительных черт автора является метафорическая насыщенность… Оригинальность текста в метафоре… Оригинальность текста в метафоре… Сама тема определяет языковые средства… Сама тема определяет языковые средства… У автора неплохой дар делать необычные сравнения… У автора неплохой дар делать необычные сравнения… В тексте используется развернутое сравнение… В тексте используется развернутое сравнение…

10 Актуальность проблематики Данная тема чрезвычайна актуальна в последние годы. Данная тема чрезвычайна актуальна в последние годы. Данная тема привлекает внимание читателей тем, что… Данная тема привлекает внимание читателей тем, что… В современной жизни особенную остроту приобретает тема… В современной жизни особенную остроту приобретает тема…

11 Собственное мнение о прочитанном Мы разделяем точку зрения автора… Мы разделяем точку зрения автора… Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что… Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что…

12 Средства выразительности. Стилистические фигуры: Анафора Антитеза Риторический вопрос Риторическое обращение Инверсия Градация Оксюморон Многосоюзие Лексический повтор Эпифора Краткий словарь выразительных средств

13 Средства выразительности. Художественные тропы Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Гипербола Синекдоха Аллегория Метонимия Краткий словарь выразительных средств

14 Использование различных выразительных средств в конкретном предложении. Попытаемся предложению придать некую художественную форму. Попытаемся предложению Сегодня переменная облачность придать некую художественную форму. Поступим следующим образом. Поступим следующим образом.

15 В области информационно-коммуникативной деятельности работа над рецензией любого вида требует от учащегося умений найти нужную информацию в тексте, что невозможно осуществить без владения разными видами чтения и навыками исследования художественного и публицистического текста.

16 Работа с текстом предусматривает: Умение понимать текст; Умение понимать текст; Анализ текста; Анализ текста; Выявление текстообразующих элементов; Выявление текстообразующих элементов; Логическое выстраивание плана повествования. Логическое выстраивание плана повествования.

17 Работа над текстом предусматривает следующие виды работ: Упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили речи; Упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили речи; Упражнения на понимание прочитанного; Упражнения на понимание прочитанного; Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций; Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций; Таблицы для формирования знаний о тексте; Таблицы для формирования знаний о тексте; Краткий словарь выразительных средств. Краткий словарь выразительных средств.

18 Определите тип речи. Сделайте текст более связным. Для этого вставьте, где нужно, слова то и дело, сначала, с минуту, а потом, но вот. Мартин лежал неподвижно. Он открыл глаза, глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы. Он постоял, шатаясь из стороны в сторону, по самую шею залез в озеро и медленно поплыл между льдинами. Он погружал клюв в воду, запрокинув голову, жадно глотал водоросли. Мартин лежал неподвижно. Он открыл глаза, глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы. Он постоял, шатаясь из стороны в сторону, по самую шею залез в озеро и медленно поплыл между льдинами. Он погружал клюв в воду, запрокинув голову, жадно глотал водоросли.

19 Устраните ненужные повторы. Объедините простые предложения в сложные. И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы. Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него больно было глядеть. И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы. Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него больно было глядеть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РЕЦЕНЗИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕЦЕНЗИЯ

Какими бывают рецензии? небольшая литературно-критическая или публицистическа.

Какими бывают рецензии? небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.

Примерный план рецензии на литературное произведение 1. Библиографическое опи.

Примерный план рецензии на литературное произведение 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление). 3. Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия — анализ его формы и содержания — особенности композиции — мастерство автора в изображении героев — индивидуальный стиль писателя 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии — актуальность тематики произведения В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребнос.

О том, что нужно помнить при написании Подробный пересказ снижает ценность ре.

Пример № 1 Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с темой рождения.

Пример № 1 Автор не сразу дает портретное описание своего героя – постеп.

Пример № 2 Война ,пожалуй, – это самое страшное, что может случиться. Война р.

Пример № 2 Война ,пожалуй, – это самое страшное, что может случиться. Война разрушает семьи, отнимает у детей отцов и матерей, а у родителей – их ненаглядных крох. Война беспощадна и неистова. Война требует кровавых жертв и изломанных судеб на своем алтаре. Главный герой этого произведения настоящий Человек. Да, точно, Человек с большой буквы. Даже после того, как сильно его потрепала жизнь, со своими вечными шрамами на душе, он продолжает находить в себе силы жить, идти вперед, дарить добро окружающим. Он не замыкается в себе, не становится эгоистом, он продолжает жить. Произведение об очень сильном человеке, о его несгибаемой силе воли и вере в лучшее. Такие произведения надо читать. Просто необходимо, по моему. Каждое слово просачивается в душу, и они остаются там навсегда. Такие рассказы делают нас лучше и чище. Они заставляют нас верить. И никогда не терять веру.

Рецензия
Рецензия – отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, научно-популярного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма.(Из Толкового словаря). Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение. В рецензии отмечаются художественные особенности произведения, особенности его построения, особенности авторского языка.

Слайд 3

Запишите и запомните новые для вас слова и понятия!
Рецензировать - значит писать рецензию; рецензент - автор рецензии; рецензируемое произведение - произведение, на которое пишется рецензия.

Слайд 4

В чем отличие?
Рецензия Отзыв Эссе
Анализ произведения Общая оценка произведения Впечатления и раздумья автора, вызванные восприятием произведения

Слайд 5

Требования к написанию рецензии:
Хорошее знание того, о чем будет писаться в рецензии; В рецензии надо отразить тему, идею, характер героев и их настроение; Дать анализ произведения и высказать, обосновать его оценку; Не нужен подробный пересказ произведения.

Слайд 6

Задачи рецензии
Информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Это, как правило, вступление к рецензии. Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии.

Слайд 7

Задачи рецензии
2. Критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны. Главное же в рецензии - выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев. Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.

Слайд 8

Задачи рецензии
3. Оценка прочитанного. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции - непременное требование жанра. В заключении рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Слайд 9

По типу речи рецензия – рассуждение Речь: книжная, часто научная, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии

Слайд 10

План рецензии
Вступление (чему посвящено произведение, исходные данные об авторе и произведении, какова цель автора, какие задачи им ставятся) Центральная часть (каково основное содержание произведения, основные проблемы, что удалось автору, есть ли недостатки, в чем они заключаются) Заключение (вывод, общий итог сказанного)

Слайд 11

Задание: напишите рецензию на произведение искусства(художественное произведение, кинофильм, спектакль)
…Я не знаю, о чем буду писать. Может быть, потому, что слишком много хочу рассказать и пока ещё не выбрал из мыслей именно ту одну, что, как магнит, притянет остальные и заставит их стройно лечь в границы повествования. Это состояние знакомо пишущим. К.Паустовский

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

ТЕКСТ.КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЧИНЕНИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

№ слайда 1

ТЕКСТ.КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЧИНЕНИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

1. Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.2. Осн

№ слайда 2

1. Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте: порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, средства связи предложений в тексте: повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.

3. У текста есть заглавие.4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отраже

№ слайда 3

3. У текста есть заглавие.4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст).5. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы) - наименьшей

№ слайда 4

6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы) - наименьшей составной части темы целого текста, называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст - часть текста, в котором раскрывается микротема.7. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.

8. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст на

№ слайда 5

8. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все есть, все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.9. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).

Признаки текста Заглавие (или возможность его)ТемаИдеяДелимость: 1. Вступление.

№ слайда 6

Признаки текста Заглавие (или возможность его)ТемаИдеяДелимость: 1. Вступление. 2. Основная часть 3. Заключение.Связность, композиционная завершенность, стилистическое единство

Текст - это неразрывное единство формы и содержанияОсновная цель текста - донест

№ слайда 7

Текст - это неразрывное единство формы и содержанияОсновная цель текста - донести определенную информацию, определенный смысл до адресата (слушателя, читателя.) Непременное условие понятности, успешного восприятия - смысловая целостность. К распадению, обессмысливанию текста может привести нарушение его формы, отсутствие связности.

1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к тип

№ слайда 8

1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;г) имеет коммуникативное намерение – доказать.

2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе: а) один из основных

№ слайда 9

2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе: а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.

3. Выберите термин, соответствующий данному определению. “Краткая характеристика

№ слайда 10

3. Выберите термин, соответствующий данному определению. “Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку”.а) отзыв;б) эссе;в) статья в газете;г) аннотация.

АННОТАЦИЯ - [от лат. annotatio - замечание].Краткая характеристика какого-либо и

№ слайда 11

АННОТАЦИЯ - [от лат. annotatio - замечание].Краткая характеристика какого-либо издания или рукописи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня основных тем), указывающая их назначение, адресата, научную или художественную ценность. Дать, составить, написать аннотацию к чему-либо, на что-либо

ОТЗЫВ О КНИГЕ Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать свое мнение о н

№ слайда 12

ОТЗЫВ О КНИГЕ Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном. Отзыв может быть написан в виде рассуждения: тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу) Отзыв может содержать описание внешнего вида книги, ее иллюстраций. В отзыве, как правило, сведения даются самые необходимые, а оценка общая (иначе это будет рецензия).

План отзыва1. Автор и название произведения. Жанр (роман, повесть, поэма, сборни

№ слайда 13

План отзыва1. Автор и название произведения. Жанр (роман, повесть, поэма, сборник фантастических рассказов и т.д.),2. О чем говорится в книге?3. Герои произведения.4. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? 5. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно). 6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?Если в книге, кроме основного текста, есть предисловие крупного ученого или писателя, сведения об авторе, история создания книги, рисунки, обязательно скажи об этом.

РЕЦЕНЗИЯ [от лат. recensio - рассмотрение]Официальный письменный отзыв, содержащ

№ слайда 15

РЕЦЕНЗИЯ [от лат. recensio - рассмотрение]Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства. Написать, опубликовать, зачитать рецензию.

Подберите синонимы к словам Рецензироватькритиковать, оценять, разбирать, ценить

№ слайда 16

Подберите синонимы к словам Рецензироватькритиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.Рецензияотзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.


№ слайда 17

Какова цель рецензии? Зачем пишу?прочитали --> удивились --> задумались --> пишем рецензию…Рецензия – это эмоциональный отклик - анализ: о чём? как? что я об этом думаю?

Жанры сочинений-рецензий: небольшая литературно-критическая или публицистическая

№ слайда 18

Жанры сочинений-рецензий: небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. . Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия - развернутая аннотация.

Примерный план рецензии на литературное произведение.1. Библиографическое описан

№ слайда 19

Примерный план рецензии на литературное произведение.1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном - двух предложениях) пересказ его содержания. 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление). 3. Критический разбор или комплексный анализ текста:- смысл названия- анализ его формы и содержания - особенности композиции - мастерство автора в изображении героев - индивидуальный стиль писателя

4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: -

№ слайда 20

4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: - основная мысль рецензии - актуальность тематики произведения В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Памятка: Как работать над рецензией на книгу (произведение).I. Внимательно прочи

№ слайда 21

Памятка: Как работать над рецензией на книгу (произведение).I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.II. Подумайте над вопросами. Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями? Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор? Как писатель приводит нас именно к этим выводам? Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры? В чём художественное своеобразие книги? Как она построена? Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким? Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?

Рефлексия. Оцените степень практической пользы материала урока.Оцените степень с

№ слайда 22

Рефлексия. Оцените степень практической пользы материала урока.Оцените степень собственного участия Оцените степень комфортности на уроке.

Домашнее задание: упр. 85 (стр.97)

№ слайда 23

Читайте также: