Урок сочинение по творчеству блока

Обновлено: 08.07.2024

(Необходимо обдумать тему. Собрать материал и проанализировать его. Затем - выдвинуть свой тезис и удачно расположить аргументы; подкрепляя их анализом текста, вообще, композиционно организовать сочинение; не отвлекаться от заданной темы).

Давайте пойдем по порядку. Что предполагает тема нашего сочинения? Какая основная задача должна быть решена?


  • Что такое образ родины?

  • Что для Блока – родина?

  • Как этот образ создается поэтом (художественно-выразительные средства, приемы поэтики и т. д.)?

  • Каково отношение автора к этому образу (положительное, нейтральное, отрицательное)?

  • Каковы мировоззренческие позиции автора? Его представление о прошлом, настоящем и будущем родины.

  • Указать на свое согласие или несогласие со мнением автора. Обозначить свое представление об этом.)

Никаких требований к последовательности анализа указанных текстов не предъявляется. Какие варианты можете предложить вы?

Давайте прочитаем стихотворение вслух.

Коршун

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. –

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на грудь, соси

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?)

(Мятеж, горят деревни, моя страна, века, война.)

Что это за слова, о чем они нам сообщают? Какова эмоциональная оценка этих слов?

Почему стихотворение называется именно так? Что олицетворяет собой образ коршуна? Как этот образ связан с тем, что мы только что сказали?

(Коршун – символ смерти. Беспрестанные социальные потрясения изнемождают страну. Российская цивилизация на грани гибели. Автор не знает, есть ли какой-то выход из этой ситуации – это доказывают последние риторические вопросы.)

Какие образы здесь есть еще?

(Еще стоит обратить внимание на образ матери.)

Какие обобщения мы можем сделать?

(В этом стихотворении Блок выражает крайне пессимистический взгляд на судьбу родины. Россия постоянно находилась и находится в каком-то неспокойном состоянии. Это противоречит ее патриархальной сущности. Такое состояние мучительно для ее жителей, оно не может продолжаться вечно. Это грозит гибелью российской цивилизации.)

Итак, таков ваш общий принцип работы с текстом. Повторю, что та работа с текстом, которую мы с вами только что провели, очень незначительна, вам предстоит гораздо более внимательно проанализировать стихотворения. Очень важно, чтобы все ваши суждения подтверждались наблюдением над текстом, поскольку он – самый объективный источник интерпретации.

Попытаемся перечислить то, что еще может стать объектом анализа в стихотворении.

(Художественно-выразительные средства, размер, рифмовка, строфическое деление, композиция, субъектная организация, образная система, лексика, синтаксис, цветовая палитра, мотивы, эпиграфы и т. д.)

Действительно, материала для анализа очень много. Вам, конечно, нужно проработать только то, что напрямую связано именно с темой сочинения.

Ученики отвечают на вопрос.

Ученики отвечают на вопрос.

Ученики отвечают на вопрос.

Ученик зачитывает текст вслух.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Урок-семинар, обобщение изученного по творчеству А. Блока

с целью подготовки к сочинению

“Тема Родины в творчестве Блока”

Цель: обобщить изученное, подготовиться к сочинению.

Задачи: совершенствование навыков выразительного чтения и анализа стихотворных произведений; развитие и закрепление навыков реферирования.

Что же такое для Блока была Россия? Когда он впервые непосредственно обращается к теме родины?

Какой мы видим Россию в циклах “Родина” и “На поле Куликовом”?

Хочу привести слова самого Блока: “Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Значение Куликовской битвы было не столько военным политическим, сколько духовным. и не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

Судьба страны глубоко волновала Блока: “Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”, — писал поэт Станиславскому в декабре 1908 г. Образ возлюбленной, невесты, России возникает в стихах, посвященных родине, в них личные, интимные переживания сливаются с раздумьями о судьбах родной страны и всего мира. Блок то уподобляет Россию спящей красавице, то обращается к ней как жене, то видит в ней всепрощающую и понимающую мать. Т.е. с образом родины у Блока связаны не только трагические мысли, Россия – не только “страшный мир”. Это и очень светлый образ. Докажите это.

В стихотворении 1906 года “Русь”. Краткий анализ: Россия – заповедная, сказочная страна, спящее заколдованное царство. Лирический герой проникается его тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь укачала его на своих просторах.

1) Один из учеников читает наизусть стихотворение “Родина”, кратко анализирует:

“В стихотворении возник образ нищей России. Блок пытается осмыслить значение России, понять своеобразие его исторического пути. “Избы серые” соседствуют с прекрасными чертами. Поэт описывает свое истинное отношение к России: любовь к ней, восхищение красотою природы. Противоречивость отношения поэта к родине мы ощущаем с помощью таких художественных средств как контрастный эпитет: “разбойная краса”.”

2) Чтение и анализ первого стихотворения из цикла “На поле Куликовом” (трагическая судьба России /“Закат в крови!”/)

Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” заканчивается словами: “Да и такой моя Россия, // Ты всех краев дороже мне.”

В контрасте с нищетою, “серыми избами” поэт видит и прекрасные черты России – единственной, горячо любимой, ради которой он провидел великое будущее. Образ России был в поэзии Блока тем путеводным месяцем, который светил ему в годы реакции, вселял надежду на лучшее будущее. Ярким факелом вспыхнул он, когда свершилась революция. В ее метельных ритмах поэт услышал ту самую музыку, которая не давала ему покоя всю жизнь: “Мы – дети страшных лет России – // Забыть не в силах ничего”, - писал Блок, обращаясь в стихах к З. Гиппиус.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока в формате итогового сочинения по литературе 2020 - 21 учебного года" предназначена для организации подготовки учащихся 11 класса к написанию контрольного сочинения по текущей теме и для подготовки к итоговому сочинению по литературе.

Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока Формат итогового сочинения по литературе

Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока

итогового сочинения

по литературе

Темы сочинения по творчеству А.А. Блока

План итогового сочинения по литературе

I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий)

II. Основная часть

1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы)

Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов!

2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)

Обязательные требования к сочинению

Тема 1. В чём заключается ценность исторического опыта?

(Из статьи А. Блока)

Тема 2. Какова роль любви в жизни человека?

Мне всё равно — Вселенная во мне.

  • Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор

Лирический герой и его Прекрасная Дама…

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

Тема 3. Сложно ли жить человеку в эпоху перемен?

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности.

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

Давайте начнем с домашнего задания: написать сочинение ( см. записи в тетради)

Работа в тетради

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова М.Горького:

Для работы нам пригодятся слова А.Блока и С.Есенина:

Основные понятия, используемы на уроке :

Лирика – лирический герой

Метафора – мелодика стиха

Символизм – младшие символисты

*Делим страницу пополам и делаем записи наиболее интересных, значительных, метких выражений об А. Блоке, С.Есенине и их творчестве

2. Приступаем к работе .

Вы много читали стихов А.Блока и С.Есенина. Поделитесь своими впечатлениями:

- Какие картины, образы возникают при чтении?

Хотелось ли вам перечитать какие- то произведения, чтобы почувствовать каждое слово, проникнуться лирическим настроением? (Ответы учащихся)

Всю свою жизнь поэты посвятили России. Россия, Родина – главная тема их творчества. Эти понятия для них многозначны.

- Давайте подумаем, а что же для них Россия?

- С чего начинается любовь к ней?

Вспомним стихи, которые раскрывают этот образ.

Начнем с образа родной природы .

- каким образным рядом предстает Россия? Какова Россия?

(нищая, убогая, разбойная краса)

А какой мы видим Россию у Есенина?

- Какими словами рисует Русь Есенин?

Есенин активно использует цвета, словесную живопись, в его стихах много эпитетов.

- Зачитаем стофы, где этот образ возникает

- Как по - вашему, этот образ связан с Россией?

(…воплощает раздумья о судьбе человека, об историческом пути России)

После такого грустного русского пейзажа с особой искренностью звучат слова сыновней любви и веры

«Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Но не любить тебя, не верить –

Следующий образ России – это Россия – женщина, жена, мать

- Какая она Россия?

« и невозможное возможно,

Когда блеснет в дали дорожной

«помяни же за ранней обедней

Ожидающая девушка на платформе – это и есть символ России. Её судьба – вечное одиночество, страдания и муки.

У каждого из поэтов в этом образа Россия всепрощающая, ждущая, все ей под силу.

- А это почему? Почему кобылица? Как можно это объяснить?

( неукротимость, ярость, раздолье, не знает узды, сливается с природой, возможность полета)

Представьте себе полет степной кобылицы

( Россия, устремленная вперед сквозь битвы и испытания, летящая в будущее)

Интересный образ. Ведь и у других поэтов есть образ лошади. У Есенина это жеребенок ( красногривый)

« Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Грусть по России той, прежней, и стремление обозначить приметы руси новой.

-Давайте посмотрим, какие же это приметы?

Что – то теряется из той, прошлой Руси, но есть желание понять , что Русь – она вечна.

У Есенина читаем как клятву:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким Русь.

Он беззаветно любит все русское.

Для него святы народные традиции, и н завещает в своих стихах:

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

У Есенина своеобразное ощущение веры. Его церковь – крестьянская изба. Интересно, как меняются лики этого образа: русская природа, Русь – женщина, наконец, Русь святая

У А.Блока же святость чувства подчеркивается образами лебедей, символизирующих верность, чистоту. А здесь еще и смятение, тревога. Скорее, может быть это образ языческий, но рядом идут и православные символы.

«Был в щите Твой лик нерукотворный

- Чем навеян образ? ( лик - икона)

Мы с вами попытались понять чувства поэтов к России. Посмотрели, какой неповторимый художественный образ они создали. По своему, но так одинаково.

- А как бы вы описали свои чувства к Родине?

Какими бы эмоциями ваши слова были окрашены?

Можно увидеть в России простые, знакомые с детства образы.

Можно рассмотреть понятие более глубоко: как страна, территория, пространство, над которым протекает прошлое, настоящее и будущее, захватывая каждого. И, наконец, Русь – философско – религиозное обобщение.

Всё, о чем мы говорили на уроке, и чуть больше, вы изложите в своих работах.

Серебряный век — это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты Серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.

Символизм – одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.

Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение. Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный.

Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. Блок находится в поисках идеала, Вечной Женственности.

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Он в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в свои думы.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить Блока от реальной жизни.

Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Блок отходит от мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности. На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это — цвет крови.

У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока — понятия неразделимые и одинаково значимые.

Несмотря на то, что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

Краткая биографическая справка

В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался. Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда, где похоронены почти все его родные.


Интеллектуал и интеллигент в крови, в энном поколении, родился в семье профессора государственного права, дед его был ректором университета Петербурга. Семья у Блока была либеральная, поэтому его увлечение литературной стезей было даже поощряемым. У него было все для того, чтобы писать и он достиг на этом поприще высочайших вершин.

Блоковский стих – притягательно силен, волнующий, тревожащий, радующий, печалящий и воодушевляющий. Его ритмы заряжены мощной энергией, они – тонкие, разнообразные, милозвучные.


Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Поэзия А.А. Блока как отражение его души

Александр Александрович Блок является одним из самых ярких представителей такого направления в литературе, как символизм. На протяжении всего творческого пути, его лирика менялась в зависимости от мировосприятия. Он писал, как о чувствах, так и о насущных общественных проблемах.

Каждое произведение отражало то, что он испытывал в данный момент, и так мы можем проследить, как изменялись его мысли и отношение к окружающему.

Одна из наиболее известных тем в его творчестве – это размышления о Прекрасной Даме. В основе данного образа лежит философия и творчество поэта-мистика Владимира Соловьева, его идеи о Вечной женственности. Дама должна снизойти на землю, чтобы сделать жизнь идеальной, гармоничной. Блок считал, что стремление к этому идеалу, его ожидание и есть любовь – возвышенная, преобразовывающая мир. Тогда земное и божественное сольются в единое целое.

Именно таким и было представление поэта о любви, которую он испытывал к своей жене Л.Д. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Александр Александрович Блок был тем самым поэтом, который в каждом своем произведении выражал свое душевное состояние. Для него это было способом разобраться в себе, принять устрашающую правду, что он впоследствии и смог сделать. Не многие смогли бы пройти такой сложный путь, как и лирик. Блок чувствовал каждое изменение в мире своим сердцем, именно поэтому поэзия является зеркалом его души.

Читайте также: