Львова м е взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Вторая часть нашего исследования является практической и включает три этапа.

На первом этапе исследования мы изучили и апробировали методику диагностики речевого развития детей, разработанную Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

На формирующем этапе эксперимента мы провели уроки по обучению младших школьников написанию изложений.

В ходе контрольного эксперимента было выявлено на 6,25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития речи, 6,25% детей со средним уровнем развития речи на 12,5 % сократилось количество детей с низким уровнем развития речи.

Полученные результаты указывают на эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

Заключение

Актуальность темы нашего исследования обосновывалась влиянием изложения на развитие речи младших школьников.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.

Изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если будут выполняться следующие условия.

Во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только будет доступен учащимся, но и сможет повести их за собой, т. е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся.

Во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только будет доступен учащимся, но и сможет повести их за собой, т. е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся.

А, во-вторых, если пересказ будет выполняться осознанно, по следам проведенного анализа.

Учитывая вышеизложенные теоретические и методологические положения мы провели уроки по обучению младших школьников написанию изложений.

В ходе контрольной диагностики было выявлено на 6,25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития речи, 6,25% детей со средним уровнем развития речи на 12,5 % сократилось количество детей с низким уровнем развития речи.

Полученные результаты указывают на эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Литература

1. 3акожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. - М., 1953, с. 5.

2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. - М, 1941, с, 54.

3. Воскресенская А. И., Закожурникова М. Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. - М., 1946, с. 315.

4. Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.

5. Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. 5-е изд. - Л., 1955, с. 379.

6. Корф Н. А. Русская начальная школа. Спб., 1870, с. 211.1 Вахтеров В. П. На первой ступени обучения. - М., 1903.

7. Красногорский Н.И. Некоторые итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике // Журнал а.н.д. им. И.П. Павлова. – 1951. – Т1. – Вып.6.

8. Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Система обучения связной письменной речи. - М., 1964.

9. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. - М., 1982.

10. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся М.: Просвещение, 1975 - 256 с.

11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

13. Лукьянчикова В.Н. Единство обучения и воспитания на уроках русского языка// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена 1987 с. 99-107.

14. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах М.: Просвещение, 1987.

15. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

16. Львов М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся// Проблемы развития речи учащихся начальных классов.: Межвуз. сб. науч. гр. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. с.3-14.

17. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития М.: 1975 176 с.

19. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов пединститута: Вып. 1.- М 1978. - 82 с.

20. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.

21. Макеева С.Г. Воспитательные возможности урока русского языка//Проблемы развития речи учащихся начальных классов.: Межвуз. сб. науч. гр. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - с.15-24.

22. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.

23. Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.

24. Редозубов С. П. Методика русского языка для начальной школы. - М., 1947. - с. 213.

25. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. 2-е изд. - М., 1964.

26. Розенберг Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.

27. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.

28. Соколов Н. М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. - Пг., 1917, с. 183.

29. Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. 14-е изд. - М., 1914. - с. 7.

Особенности развития речи младших школьников. Письменная речь и задачи ее развития. Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 25.03.2011
Размер файла 232,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. О Государственной Программе развития образования в стране на 2005-2010 годы // Указ Президента РК от 11.10.2004 № 1459 // Образование в Республике Казахстан: сб. законодательства Республики Казахстан по вопросам образования (Законы РК, Указы, постановления, распоряжения Президента Республики Казахстан) / Под ред.М. М. Кузембаева. - Астана, 2006. - Т.1. - С. 201-202.

4. Павленко В.К. К проблеме совершенствования содержания обучения в 1-4 классах 12-летней школы // Открытая школа. - 2005. - № 2. - С.7-10.

5. Муканова С.Д. Модернизация системы среднего общего образования Республики Казахстан в контексте международных тенденций развития среднего образования // Открытая школа. - 2005. - №12. - С.27-30.

6. Государственный стандарт среднего образования / 1-4 классы / по русскому языку. - Алматы, 2002. - 142с.

7. Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. - Алматы, 2003. - 58с.

8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 476с.

9. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. - М.: Просвещение, 1998.

10. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1974. - 256 с.

12. Что значит знать язык и владеть им / Н.М. Шанский, И.Л. Резниченко, Т.С. Кудрявцева и др.; под ред.Н.М. Шанского - Л.: Просвещение, 1989.

14. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд. - М.: Академия, 1997. - 383 с.

15. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред.Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672с.

16. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности "Учитель начальных классов") / Сост. Сальникова Т.П. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 355 с.

17. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Академия, 1999. - 289 с.

18. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М.: Наука, 1983. - 344 с.

19. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников // Начальная школа. - 2000. - № 10. - С.4-5.

20. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 218 с.

22. Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.

23. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд. - М.: Академия, 1997. - 383 с.

24. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л., 1983. - 83 с.

25. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах / сост.е.И. Руднянская. - Волгоград: Учитель, 2005. - 70 с.

26. Евладова Е.Б., Петракова Т.И., Пентин А.Ю., Чечеткин Ю.В. На пути к открытию мира // Начальная школа. - 1991. - № 6. - С.82-86.

27. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

28. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

29. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

30. Максимова В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников // Межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1987. - 146 с.

31. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М., 1977.

32. Батурина Г.И., Скаткин М.Н. Межпредметные связи, их роль в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1973. - 225 с.

33. Материалы V Международной научно - практической конференции "Наука и образование - 2007". - Том 1. Педагогические науки. - Днепропетровск: Наука и образование, 2007. - 112 с.

34. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с. - (Библиотека учителя начальной школы).

35. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.

36. Квасных Г.С. Роль межпредметных связей в методике преподавания русского языка // Менеджмент в образовании. - 2006. - № 2. - С.36-42.

37. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.

38. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М.: Просвещение, 1984. - 184с.

39. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. - 1984. - № 3. - С.32 - 35.

40. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. - 1997. - № 1. - С.29 - 31.

41. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения.4 класс (Пособие для начальных классов). - М.: "Грамотей", 2007. - 112 с.

42. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. - 1984. - № 3. - С.32 - 35.

43. Потурьева Л.В. Обучение сочинению в 1-х классах // Начальная школа. - № 2. - 1988. - С.30-35.

44. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. - М.: Просвещение, 1976.

45. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. - М.: ООО "Изд-во "Астрель"; ООО "Изд-во АСТ", 2002. - 224 с.

46. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательной школы / Мендекинова Р.Т., Никитина С.А., Кабдолова К.Л., Кульгильдинова Т.А. - Алматы: Атам?ра, 1999. - 336 с., илл.

47. Литература: учебник для 3 класса общеобразовательной школы. - 2-е изд., переработанное / Павленко В.К., Абенова Т.К., Лосева Е.М., Шмырева А.А. - Алматы: Атам?ра, 2003. - 304 с., илл.

48. Познание мира: учебник для 3 класса общеобразовательной школы / К. Жунусова, А. Бирмагамбетов, К. Аймагамбетова. - 2-е изд. перераб. - Алматы: Атам?ра, 2003. - 176 с., илл.

49. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса общеобразовательной школы / У.Ш. Ибрагимов, К.К. Болатбаев, Б.А. Алмухамбетов, З.Ш. Айдарова.2-е изд. - Алматы: Атам?ра, 2003. - 136 с., илл.

50. Музыка: учебник для 3 класса общеобразовательной школы / Ш.Б. Кульманова, М.А. Оразалиева, Б.Р. Сулейменова, С.А. Елеманова, Р.Н. Валиуллина, А.К. Маханова, А.А. Саильянц. - Алматы: Атам?ра, 1998. - 112 с., илл., ноты.

Приложение А

Изложение № 3

На улице дул сильный ветер. А я должен был идти в магазин. Я вышел из подъезда без шапки. Но дул сильный ветер, и мне пришлось вернуться за шапкой.

2) Построй предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замени, где нужно, множественное число единственным и наоборот.

- Ветер повалил березу. Дерево упало на тропинку. Она мешала пройти.

- Мальчик завел щенка. Он любил побегать.

- Луна поднялась над горизонтом. Мы любовались ночным светилом. Она ярко сияла.

3) Перестрой предложения или разбей одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.

- У меня есть собака Шарик, а у моего соседа Вити - спортивный велосипед

- Люда любит слушать современную музыку, а Кирилл - громкую музыку.

- Летом мы поехали на юг, а днем купались в море.

4) Отредактируй предложения, употребив глаголы в нужной форме.

- Ребята натянут сетку и играют в волейбол.

- Дети лепят из пластилина и показали свои поделки родителям.

- Миша пишет диктант и сдал тетрадку учителю.

5) Подбери более уместное слово.

Витя возвращался из школы. Он проходил мимо палатки. Мальчик пожелал купить мороженое.

6) Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.

- Ежик он сопел и топотал в кустах.

- Мальчикам им захотелось мороженого.

- На стуле на нем повесили рубашку.

7) Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.

В вазе лежат конфеты. Конфеты сделаны из шоколада. Оля и Рома берут конфеты из вазы. Оля и Рома любят конфеты. Оля и Рома вообще любят сладкое.

2. Прослушивание текста.

Стояло теплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали на далекое озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.

3. Вопросы по тексту.

1. Как еще можно озаглавить этот рассказ?

2. Близко ли от дачи было озеро?

3. Как велосипедисты добрались до поля?

4. Какие деревья они видели в лесу?

5. Где пролегала дорога мальчиков после леса?

6. Зачем ребята ездили на озеро?

4. Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Ст…яло - , тепл. е - , к. тался - , д. лекое - , оз. ро - , дес…ть - , ш…рок. е - , нач…нался - , тро. ке - , ср. ди - , встр…чались - , б…льшую - , д. ревню-, посп…шили -

2) Объясни написание приставок.

П. ехали, п …катили, пр…селочной, н…чинался, пр…ехали, п…спешили

3) Спиши. Выдели орфограммы ШИ, ЧА, ЧН, НЧ.

Широкое, поспешили, встречались, проселочной, закончился.

4) Выпиши имена собственные.

5) Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Умуркулова С.А.

Осознаваемость речевой деятельности учащимися и приемы формирования понятия "текст" на уроках русского языка в начальной школе

ТЕКСТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

Учитель русского языка и литературы, школа № 6 Джаркурганского района,

Современной методикой обучения русскому языку в начальной школе центральное место в развитии связной речи отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста, и создание собственных высказываний. Вопрос использования текста в качестве основного средства обучения, на материале которого выполняются упражнения, направленные на развитие речи учащихся на уроках русского языка, широко освещен в лингвистической и научно-методической литературе. Его исследованием в разные годы занимались такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги XX столетия, как М.Т. Баранов, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский и другие исследователи. В работах А.Д. Дейкиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и других ученых он получил исчерпывающее обоснование. Общепринятого понятия текст в лингвистике нет. Однако большинство лингвистов выделяют такие признаки текста:

1) наличие группы предложений; 2) их смысловая связность: а) наличие предмета речи, т.е. темы, б) наличие основной мысли и ее развития; 3) структурная связность предложений.

В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие умения:

1) различать текст и составляющие его части как единицы речи;

2) определять общую тему текста;

4) различать абзац;

5)соединять единицы текста, используя различные виды связи; 6) выбирать тип текста в соответствии с целью высказывания;

7) использовать выразительные средства в своих текстах;

8) обосновывать выбор языковых единиц.

Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требования к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка структурных частей, связей между частями и предложениями).

В системе предусмотрено постепенное овладение учащимися признаками текста, углубление знаний о тексте от класса к классу. В качестве ведущих в комплексе речевых навыков выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста).

С целью осознания учащимися данных явлений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы:

- подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;

-установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;

-создание искусственной речевой ситуации (ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста). При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаст автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.

Повышение эффективности работы по развитию связной письменной речи учащихся возможно путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления учащихся с теоретическими положениями о тексте, которые должны быть направлены на овладение речевыми умениями. Такой подход позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методом проб и ошибок.

1. Установление четких этапов работы - от простого наблюдения до создания собственных высказываний и их мотивированного редактирования. Данный принцип обусловлен тем, что успешное усвоение знаний учащимися возможно лишь в том случае, когда эти знания доступны уровню их мышления, объему накопленных умений, способов мышления. Поэтому необходимо постепенное усложнение предлагаемого материала. Это относится как к теории, так и к примерам, на которых она рассматривается. В частности, на начальном этапе усвоения определенной темы даются простые примеры; далее примеры усложняются, увеличивается количество предложений.

2. Усвоение положений о связности текста практическим путем.

3. Отбор наиболее целесообразного материала, соответствующего умственным способностям младших школьников. Здесь имеется в виду отбор, как теоретических сведений, так и примеров для анализа.

4. Обеспечение речевой среды, то есть целенаправленный показ классических образцов пользования словом. Образцовые художественные тексты способствуют приобщению к художественному мастерству писателей; демонстрируют высшую организацию связного текста, а, следовательно, и правила его построения. На основе образцов учащиеся усваивают типы текстов, выразительные приемы их построения и т.д.

5. Анализ языка автора в его художественной функции. Приобретая опыт анализа художественных текстов, учащиеся начинают пользоваться их языковыми средствами при создании собственных текстов.

6. Проведение работы по выразительным средствам синтаксиса текста: от их анализа в авторском тексте до использования в собственном высказывании.

7. Анализ взаимообусловленности синтаксиса текста как его языковой структуры и идейно-тематического содержания.

8.Определение межпредметных связей как реальной основы работы над текстом (уроки русского языка и чтения). Одна из важнейших задач обучения в начальной школе -это формирование у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений.

Использование связей между уроками русского языка и чтения будет способствовать более глубокому усвоению учениками особенностей строения текста, его языковой формы, а также совершенствованию анализа художественного произведения, при котором необходимо выявление авторской позиции.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа над текстом занимает центральное место в развитии связной речи младших школьников.

3. Лобчук Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста / Е.И. Лобчук // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.30-33.

5. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М.Е. Львова // Начальная школа. - 1984. - № 3. - С. 32 - 35.

6. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя / И. Д. Морозова. - М.: Просвещение, 1984. - 125с.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Использование современных образовательных технологий . docx

Читайте также: